Концепция исторического прогресса (эволюционизм: Тайлор, Лэнг, Фрезер, Фробениус, Морган).
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Эволюционизм: истоки 4
2.Концепции Э. Тайлора, Л. Моргана 8
3.Концепция Д. Фрэзера 11
4.Концепции Л. Фробениуса и Э. Лэнга 16
Заключение 19
Список литературы 20
Сравнивая Библию с другими фольклорно-эпическими сводами древности и религиозными документами (древнеримские Веды, исландские саги и Эдду, Махабхарату и Ратайяну, Калевала и др.), Фрэзер делает вывод о том, что в одном отношении она стоит совершенно особняком: те потеряли свое актуально-идеологическое значение, она его сохранила.4.Концепции Л. Фробениуса и Э. ЛэнгаПри создании фундаментального труда «Происхождение африканских культур» (1898) Леон Фробениус (1873–1928) испытал влияние как Ф. Ратцеля, так и Ч. Дарвина. Культура им сравнивалась с живым организмом.Соответственно, его концепция диффузионизма обрела биологические формы: «Я утверждаю, что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает». Сравнивая культуру с организмом, Л. Фробениус смог осмыслить культуру с биологической позиции. В частности, любая культура, согласно мысли ученого, нуждается в питании. Также культуру, как растение, можно пересаживать в другую почву. «Пересаживание» культуры является базисом биологического диффузионизма Л. Фробениуса, поскольку именно благодаря ему осуществляется процесс рождения новых культур. Теория Л. Фробениуса подкреплялась как примерами африканских культур, так и европейских. В Африке, как считал Фробениус, развивались следующие культуры – теллурическо-эфиопско-патриархальная (короче – теллурическая) и хтоническо-хамито-матриархальная (хтоническая).Теллурическая культура зародилась в зоне саванн, а хтоническая – в Сахаре и Северной Африке. Первой свойственно растивверх, а второй – вниз. Представители первой культуры строят жилища, тянущиеся к небу, создают мифы, где небесные персонажи преобладают над подземными, стремятся повышать свой социальный статус и т. д. Представители хтонической культуры, напротив, строят подземные жилища, в их мифологии преобладают подземные персонажи, они стремятся жить своим мирком, не хватая звезд с неба и т. д. Словом, первые тянутся к свету, а другие – к тьме. Или по-другому: первые тянутся к солнцу, а другие – к земле. Итогом диффузного взаимопроникновения описанных культур друг в друга является рождение высокой европейской культуры. Данная культура, таким образом, унаследовала свет и тьму, стремление к солнцу и стремление к земле. В ней можно наблюдать сосуществование бога и дьявола, добра и зла, красоты и безобразия. Всё дело лишь в том, чтобы теллурическое начало в ней преобладало над хтоническим.Британский филолог Эндрю Лэнг (1844–1912) стал одним из тех немногих людей, которые, не удовольствовавшись господствовавшей в то время анимистической концепцией зарождения религии, попытались найти другое объяснение для существующего многообразия религий и религиозных проявлений. Будучи по своим воззрениям эволюционистом (сторонником последовательного развития религии), Лэнг решительно выступил против утверждения, согласно которому первичной формой религии является убеждение во всеобщей одушевленности мира. Если эта форма является первичной и именно из нее путем долгой эволюции проистекают остальные религиозные проявления, завершающиеся появлением идеи бога, то остается непонятным, каким образом во многих регионах земного шара, непосредственно не связанных друг с другом, существует не просто идея сверхъестественных существ, а идея единого Бога. Свою теорию, отстаивающую наличие в качестве исходной формы религии веру в единого бога, английский ученый назвал теорией прамонотеизма (от лат. mono – единый и греч. theos – бог).Веру в наличие единого бога можно объяснить рациональным заключением первобытного человека, согласно которому окружающий мир, не являясь продуктом человеческих трудов, создан сверхъестественным существом. Уверенность анимизма в том, что душа (дух) стала прообразом бога, Лэнг опровергает с помощью фактов из мифологии примитивных народов Океании, свидетельствующих, что бог воспринимается не как дух, а как реально живущее человекоподобное существо. Исходя из этого ученый делает вывод, что вера в бога “в ходе своего развития не нуждалось ни в каких размышлениях о снах и призраках”. Воспринятая из существования снов и смерти уверенность в существовании бестелесной души имеет принципиально иное происхождение, нежели вера в единого бога, которая наличествует в незамутненном сознании первобытного человека, но затем подвергается искажениям со стороны анимистических представлений. Только анализ мифов и эпических литературных произведений (“Илиады”, “Одиссеи”, “Махабхараты” и т. д.) позволяет очистить религию от позднейших наслоений, фигур различных богов и духов и вернуться к ее исходному состоянию. ЗаключениеДостаточно полно универсальная концепция эволюционизма была разработана Г. Спенсером. В области изучения культуры последователями эволюционизма были Л. Морган, Э. Тайлор. Они сравнивали культурные явления с растениями, животными, полагая, что культурный прогресс – это вытеснение старых форм новыми, которые являются более совершенными. Значительный вклад был внесен Дж. Фрэзером. Фетишизм, тотетизм – это есть ранние формы религиозных верований, согласно исследованиям Фрэзера. Впоследствии именно они стали основой для формирования языческого мировоззрения, появления религии. Особое внимание Фрэзер уделяет магии, которая собственно стала провозвестником становления научного знания. Фрэзер отмечает, что на базе древних верований и мифа выстраивается и Библия Ветхого Завета. Мифология в понимании ученого – это не выдумка, а средство нерационального способа познания, объяснения тех или иных явлений, поскольку люди древности не имели теоретическую базу для того, чтобы понимать мир. В мифологии все архаичные знания о мире, обладающие стихийным и обыденным характером, прошли через систематизацию, обобщение, воплощение в конкретных образах. И многие эти образы можно увидеть в Ветхом Завете.Также весьма интересна концепция Л. Фробениуса, который считал, что культура – это живой организм, который питается, развивается, способен пересаживаться на другую почву.Э. Лэнг внес значительный вклад в разработку проблемы истоков религии, в частности, им отвергалась идея о первичности анимизма как формы религии. Список литературыАникин Д.А. История религии. – Режим доступа: https://yourlib.net/content/view/4638/58/Борзова Е.П. Сравнительная культурология. – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/58010Давыдов С.А. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Давыдов С.А.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8222. — ЭБС «IPRbooks»Даниленко В.П. От животного – к Человеку. Ведение в эволюционную этику. – Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/hMb6Sp5hkG Окатов А. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера. https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-i-evolyutsiya-obschestva-v-sotsiologicheskoy-kontseptsii-g-spensera Осипова-Дебрас Л.В. Теория Г.Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2009. №114. С.320-327. Социология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - Режим доступа : //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=43682 Спенсер Г. Социальная статика: Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества / адапт. пер. с англ. Г.П. Малышева, В.В. Салий; вступ. ст. М.И. Бойченко. – Киев: Гама-Принт, 2012.Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htmФрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1990. – 542 с. http://libelli.ru/works/frezer.htmЧерезова К.В., Сериков А.Е. Социальный эволюционизм Герберта Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №2(16). С.99-115. Шувалов В.И. Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №2. С.1140-1143.
1. Аникин Д.А. История религии. – Режим доступа: https://yourlib.net/content/view/4638/58/
2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/58010
3. Давыдов С.А. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Давыдов С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8222. — ЭБС «IPRbooks»
4. Даниленко В.П. От животного – к Человеку. Ведение в эволюционную этику. – Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/hMb6Sp5hkG
5. Окатов А. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера. https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-i-evolyutsiya-obschestva-v-sotsiologicheskoy-kontseptsii-g-spensera
6. Осипова-Дебрас Л.В. Теория Г.Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2009. №114. С.320-327.
7. Социология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - Режим доступа : //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=43682
8. Спенсер Г. Социальная статика: Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества / адапт. пер. с англ. Г.П. Малышева, В.В. Салий; вступ. ст. М.И. Бойченко. – Киев: Гама-Принт, 2012.
9. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии.// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
10. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1990. – 542 с. http://libelli.ru/works/frezer.htm
11. Черезова К.В., Сериков А.Е. Социальный эволюционизм Герберта Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2014. №2(16). С.99-115.
12. Шувалов В.И. Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №2. С.1140-1143.
Вопрос-ответ:
Какие истоки имеет эволюционизм?
Эволюционизм истоки имеет в философии и науке. В философии эволюционизм начинает формироваться в XIX веке в работах Шеллинга и Гегеля. В науке его истоки находятся в работах Чарльза Дарвина и его теории естественного отбора.
Какие концепции были предложены Э.Тайлором и Л.Морганом?
Э.Тайлор и Л.Морган предложили концепции эволюционного развития общества. Тайлор разработал концепцию прогрессивного развития от дикости к цивилизации, а Морган предложил концепцию эволюции по принципу "саванна-горы-дренированная долина".
Какую концепцию выдвинул Д.Фрэзер?
Д.Фрэзер выдвинул концепцию исторического прогресса, основанную на сравнении различных религиозных документов и фольклорно-эпических сводов древности. По его мнению, все эти источники имеют общую основу и отражают прогрессивное развитие человечества.
Какие концепции предложили Л.Фробениус и Э.Лэнг?
Л.Фробениус предложил концепцию культурного метаморфизма, основанную на идее о трансформации культурных образований в процессе исторического развития. Э.Лэнг выдвинул концепцию эволюции через ритуалы, считая их основой исторического прогресса.
С чем сравнивает Библию Д.Фрэзер?
Д.Фрэзер сравнивает Библию с другими фольклорно-эпическими сводами древности и религиозными документами, такими как исландские саги, Веды, Махабхарата и др. Он приходит к выводу, что Библия имеет общую основу с этими источниками и отражает исторический прогресс человечества.
Что такое эволюционизм исторического прогресса?
Эволюционизм исторического прогресса - это концепция, согласно которой человеческая история развивается постепенно и прогрессивно, претерпевая изменения и совершенствуясь со временем.
Какие концепции эволюционизма существуют?
Существуют различные концепции эволюционизма, включая концепции Э. Тайлора, Л. Моргана, Д. Фрэйзера, Л. Фробениуса и Э. Лэнга. Они предлагают разные подходы и объяснения в отношении исторического прогресса.
Какие истоки имеет эволюционизм исторического прогресса?
Эволюционизм исторического прогресса имеет свои истоки в различных философских и научных теориях, таких как эволюционная биология Чарльза Дарвина и социальная дарвинистика Герберта Спенсера.
Какие концепции разработал Э. Тайлор?
Э. Тайлор разработал концепцию исторического прогресса, основанную на теории культурного эволюционизма. Он считал, что культуры развиваются путем накопления знаний и практического опыта, что ведет к прогрессу и улучшению условий жизни.
Какую концепцию предложил Л. Морган?
Л. Морган предложил концепцию социальной эволюции, согласно которой общество проходит через несколько стадий развития, начиная с примитивной коммунистической стадии и заканчивая высокоразвитым капитализмом.