Виды и правовой статус субъектов РФ: общее и особенное

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 33 33 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 10.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Эволюция конституционного законодательства в субъектах Российской Федерации 5
1.2 Понятие и конституционно-правовой статус субъектов РФ 9
1.3 Классификация субъектов РФ 16
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Особенности правового статуса республик 19
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения 24
2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Названный принцип позволяет наиболее полно обеспечить республикам их специфический статус в составе Российской Федерации, однако, как свидетельствуют приводимые юристами оценки республиканских конституции, институт исключительных республиканских компетенций еще недостаточно развит и требует существенных изменений.2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значенияКонституционно-правовой статус городов федерального значения, областей,краев устанавливается Конституцией РФ, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти указанных субъектов, а также иными федеральными актами. Города федерального значения, области и края являются субъектами РФ иимеют определенную учредительную власть. Они имеют право принимать свои нормативно-правовые акты, законы, уставы. В соответствии с Уставомуказанных субъектов определяется:их конституционно-правовой статус,организация государственной власти, процедуразаконодательной деятельности,административно-территориальное деление,организация местного самоуправления. Рассматриваемая категория субъектов имеют свою территорию. Границы данной территории не могут изменяться без их согласия. Каждый из названных субъектов создает органы судебной, исполнительной и представительной властей, действующих на основе Конституции РФ, а также уставов указанных субъектов. Следует отметить, что если ранее органы власти городов республиканского значения, областей и краев в соответствии с законодательством являлись местными органами власти, то в настоящее время они к таковым не относятся. Данные органы являются органами государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваемые субъекты РФ имеют право на свою символику. Например, согласно Уставу Краснодарского края, последний имеет свои флаг и герб.Они утверждены Законодательным Собранием края. Как использовать государственную символику, определяет краевой закон. Края, области, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь выступают как самостоятельные участники в международных и внешнеэкономических связях, соглашениях с другими субъектами РФ, при отсутствии противоречий Конституции РФ и законам РФ. Согласование международных и внешнеполитических связей данных субъектов осуществляютих органы власти с федеральными органами государственной власти РФ. Правовой статус рассматриваемых субъектов изменяется лишь при их согласии и согласии. В некоторых случаях порядок изменения их статуса закрепляется в уставах краев и областей. Например, в соответствии с Государственным Уставом Краснодарского края лишить его статуса субъекта Российской Федерации или придать ему статусдругого субъекта РФ допускаетсяисключительно на основании Конституции РФ и Федеративного договора при условии, если такое решение одобрено на краевом референдуме [24]. Конституция РФ предоставляет возможность участия представителей рассматриваемых субъектов в решении вопросов, входящих в компетенцию. С этой целью от данных субъектов РФ в Государственную Думу избираются депутаты и по два представителя входят в Совет Федерации. У краев и областей имеются свои административные центры. Предметы ведения указанных субъектов определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и уставамивышеуказанных субъектов. Они делятся на две группы:предметы совместного с РФ ведения;предметы, которые находятся в исключительном ведении данных субъектов. Исходя из предметовисключительного ведения, субъекты должны обеспечивать законность, правопорядок, общественную безопасность; защищать права и свободы человека и гражданина; защищать права национальных меньшинств; обеспечиватьрежим пограничных зон. Предметы совместного ведениявключают широкий перечень вопросов законодательного регулирования, который включает административное, земельное, водное, лесное, трудовое, семейное, жилищное законодательство и т.д.В соответствии с Конституцией РФ по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы. При этом законопроекты, связанные с предметами совместного ведения направляются субъектам для обсуждения и представления своих предложений. Определенные особенности имеет правовой статус такого субъекта РФ, как город Москва, являющийся столицей РФ. Они предусмотрены Законом РФ «О статусе столицы РФ»[7]. Органы государственной власти города Москвы при осуществлении функций столицы: обеспечивают в закрепленном законом порядке федеральные органы государственной власти РФ земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, жилым фондом, жилищно-коммунальными, транспортными и иными услугами; создают необходимые условия при проведении общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в подготовки и осуществлении целевых федеральных программ по развитию города Москвы; содержат и развивают федеральные автомобильные дороги общего пользования и иные транспортные системы на территории города Москвы; осуществляют координацию с федеральными органами государственной власти РФ генерального плана развития города Москвы. Расходы города Москвы, обусловленныереализацией ею функций столицы, в полном объемевозмещаются за счет:поступлений из федерального бюджета РФ, оплатыуслуг, которые предоставляет город [24].2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округовАвтономная область и автономный округ в составе РФ- это национально-государственные образования РФ, которые имеют конкретную ограниченную территорию в составе РФ и осуществляют полномочия, предусмотренныеФедеративным договором от 31 марта 1992 года, федеральными законами и Конституцией РФ [1,2]. Правовой статус автономного округа (области) определяется кругом полномочий субъекта РФ, исключения составляют вопросы, которые отнесены Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Он означает совокупность прав и обязанностей, которые возникают в отношениях с РФ и другими субъектами РФ. Неоднозначный характер правовой природы автономного округа (области) не свидетельствует о том, что данные субъекты ограничиваются в своих правах по отношению к другим субъектам РФ. Автономный округ (область) – это независимый и равноправный субъект Российской Федерации:у негоимеется своятерритория и сфера полномочий, административно-территориальные границы, законодательство,Устав, население, система государственных органов. Без согласия автономного округа (области) его правовой статус не может быть изменен. Онсхож со статусоминых субъектов РФ, поэтомуон имеет все права субъектов: право на равное положение в отношениях с Российской Федерацией, на символику. На автономный округ (область) частично оказывают влияние органы государственной власти областей и краев, к которым они относятся. В связи с этим принимаютсясубъектами РФ специальные законы и между ними заключаются соглашения о пределах их полномочий. Автономный округ (область) по своему усмотрению решает вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами в соответствии с основным законодательством, кодексами и законами Российской Федерации. Таким образом, несмотря на закрепление принципа равноправия субъектов РФ является асимметричной федерацией. В качестве особенностиправового статуса субъекта Федерации в России еще является наличие сложных субъектов РФ. Конституционное требование о вступлении автономного округа в состав края или области до 1990 года носило обязательный характер. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) РСФСР» устанавливал, что автономный округ входит в состав РСФСР и может входить в состав края или области. Таким образом, норма Конституции имела диспозитивный характер. В 1992 г. из состава Магаданской областивышел Чукотский автономный округ и вошел непосредственно в состав РФ. При этом9 других автономных округов остались в составе территорий и областей. Норма о вступлении автономного округа в состав края было предусмотрено и в заключенном в 1992 г.Федеративном договоре. В части 4 ст. 66 КонституцииРФ 1993 г. содержится положение о том, что автономный округ входит в состав области, края и предусматривается возможность регламентации отношений между ними Федеральными законами и договорами между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, края или региона. Кроме того, по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят Федеральный закон об автономном округе (ч. 3 ст. 66) [1]. Как следует из разъяснений Конституционного СудаРФ,вступление автономного округа в состав территории или региона свидетельствует о конституционно-правовом состоянии, при котором он, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно находится в составе другого субъекта РФ – области или края. Появление автономного округа на территории края, области не изменяет их конституционно-правовой сущности как субъектов РФ. Также это не значит, что у него«пропадают» элементы его статуса: - население, Устав, закон,территория, органы государственной власти и другое, либо это ущемляет статус автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он может самостоятельно распоряжаться тем же объемом полномочий, которые предусмотрены Конституцией РФ.Толкования Конституционного Суда РФ играют положительную роль.Однако они не решают многочисленные проблемы, которые возникающие в сложных субъектах приразделении полномочий между органами государственной власти. ЗАКЛЮЧЕНИЕРоссийская Федерация представляет собой федеративное государство, которое было создано,учитывая волю её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ. Состав субъектов, которые входят в Российскую Федерацию, установлен в Конституции РФ. Российскую Федерацию составляют 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область,4 автономных округа.Субъект Федерации по своей сути является обособленным, персонифицированным, занимающим в Федеральной системе конституционно-правовое положение. Статья 73 Конституции РФ на обладание всеми полномочиями и всеми привилегиями государственной власти, придает субъекту государственную природу.Понятие статуса субъекта Федерации заключается в его правовом положении и вхождении его в состав определенного вида субъектов (республики, области, края, городу федерального значения).Конституцией Российской Федерации и конституцией республики определяется статус республики согласно 66 ст., а Конституцией РФ в соответствии с уставом субъекта определяется статус иных субъектов, при одобрении законодательного органа этого субъекта РФ. У каждого субъекта есть право на свою идентичность, о чем может свидетельствовать уникальная для каждого региона символика, уста, органы государственной власти и многие другие права. Правовой статус не является чем-то неизменным. Он может претерпевать различные поправки. В России несколько раз изменялись территориальные границы или два субъекта объединялись в один, образовывались совершенно новые субъекты или происходило присоединение субъектов, не входивших ранее в состав РФ. Для современной России вопросы правового статуса субъектов РФ остаются не просто актуальными, но довольно насущными. В нормативном смысле конституционно-правовой статус является относительно самостоятельным регулятором общественных отношений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru;Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruФедеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruФедеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruФедеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruФедеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruФедеральный закон от 06.10.2003 № 121-ФЗ (ред. 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruЗакон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruПостановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruПостановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruЗакон РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruДекларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»[Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruКонституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ruКниги, учебники, учебные пособияАвакьян С.А. Конституционное право России. Практикум./ Авакьян С.А. – М.: Городец, 2017. – 400 с.Зиновьев А.В. Конституционное право России./ Зиновьев А.В. – М.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. – 640 с.Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации./ Каллагов Т.Э. – М.: , 2015. –196 с.Мушинский В.О. Конституционное право./ Мушинский В.О. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 176 с.Постникова А.Е. Конституционное право России./ Постникова А.Е. – М.: Проспект, 2016. – 504 с.Сергеев С.Г. Конституционное право России. / Сергеев С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 576 с.Смоленский М.Б. Конституционное право./ Смоленский М.Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544 с.Авторефераты диссертацийЛебедев А.Н. Конституционный статус субъекта РФ / автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. – 20 с.Маргиев А.В. Особенности правового статуса республик в составе РФ / автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставропольский государственный университет – Ставрополь, 2006. – 21 с.Смирнова В.В. Субъект Федеративных отношений в условиях смешанного федерализма. /автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярский государственный университет – Красноярск, 2003. – 19 с. Статьи из периодических изданийЖеребчиков И.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы / В сб.: Международное право и современный мир. 2016. С. 20-26;Каменский С.Н. Конституционно-правовой порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. - № 2. – С. 78-85;Кондратьева К.А. О некоторых вопросах федерализма в РФ / В сб.: Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные тенденции. 2020. С. 27-29;Маркарьянц О.С., Радаева С.В. Особенности правового статуса краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов // SciensofEurope. – 2020. - № 58-3. – С. 14-19;Нуриахметов Э.З. К вопросу о суверенитете республик в составе РФ // Вестник современных исследований. – 2018. - № 12. – С. 83-85; Салманов Д.Х. Конституционно-правовой статус субъектов РФ // ModernSciense. – 2019. - № 11-1. – С. 121-125;Шабанов Х.М. Особенности организации законодательной власти в субъектах РФ // SciensofEurope. – 2020. - № 59-3. – С. 68-72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru;
2. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
5. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 121-ФЗ (ред. 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
8. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
11. Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
12. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru
13. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социа-листической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) [Электронный ре-сурс] http:// www.consultant.ru

Книги, учебники, учебные пособия
14. Авакьян С.А. Конституционное право России. Практикум./ Авакьян С.А. – М.: Городец, 2017. – 400 с.
15. Зиновьев А.В. Конституционное право России./ Зиновьев А.В. – М.: Изда-тельство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. – 640 с.
16. Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации./ Каллагов Т.Э. – М.: , 2015. –196 с.
17. Мушинский В.О. Конституционное право./ Мушинский В.О. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 176 с.
18. Постникова А.Е. Конституционное право России./ Постникова А.Е. – М.: Проспект, 2016. – 504 с.
19. Сергеев С.Г. Конституционное право России. / Сергеев С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 576 с.
20. Смоленский М.Б. Конституционное право./ Смоленский М.Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544 с.

Авторефераты диссертаций
21. Лебедев А.Н. Конституционный статус субъекта РФ / автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. – 20 с.
22. Маргиев А.В. Особенности правового статуса республик в составе РФ / автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставропольский государственный университет – Ставрополь, 2006. – 21 с.
23. Смирнова В.В. Субъект Федеративных отношений в условиях смешанного федерализма. / автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярский государ-ственный университет – Красноярск, 2003. – 19 с.

Статьи из периодических изданий
24. Жеребчиков И.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы / В сб.: Международное право и современный мир. 2016. С. 20-26;
25. Каменский С.Н. Конституционно-правовой порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. - № 2. – С. 78-85;
26. Кондратьева К.А. О некоторых вопросах федерализма в РФ / В сб.: Юрис-пруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные тенденции. 2020. С. 27-29;
27. Маркарьянц О.С., Радаева С.В. Особенности правового статуса краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов // Sciens of Europe. – 2020. - № 58-3. – С. 14-19;
28. Нуриахметов Э.З. К вопросу о суверенитете республик в составе РФ // Вестник современных исследований. – 2018. - № 12. – С. 83-85;
29. Салманов Д.Х. Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Modern Sciense. – 2019. - № 11-1. – С. 121-125;
30. Шабанов Х.М. Особенности организации законодательной власти в субъектах РФ // Sciens of Europe. – 2020. - № 59-3. – С. 68-72