Исследование звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие звукопроизносительной стороны речи в современной науке…5
1.2. Понятие дизартрии и ее основные особенности…………………………...12
1.3. Особенности нарушения звукопроизносительной стороны у детей с псевдобульбарной дизартрией………………………………………………….17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ………………………………………..22
2.1. Методические основы исследования нарушений звукопроизносительной стороны речи при псевдобульбарной дизартрии и способы ее коррекции…..22
2.2. Организация проведения констатирующего эксперимента………………29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…… ……………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………33
Обследование проводилось индивидуально с обязательным использованием игровых фрагментов и разнообразного дидактического материала. Также во время констатирующего этапа исследования мы вели наблюдение за детьми-дизартриками дошкольного возраста, отмечали их слабые и сильные стороны, обращали внимание, на что надо будет учитывать при заключении задач в коррекционно-развивающей программе и в коррекционной работе.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕТаким образом, в настоящее время многими авторами разработаны специальные методики для обследования звукопроизносительной стороны речи детей с псевдобульбарной формой дизартрии, при помощи которых исследуется характер произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях, количество нарушенных звуков, а также отмечается, какие фонетические группы нарушены. В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Главным требованием к предлагаемому лексическому материалу, является понятность его для ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования нами были сделаны выводы:Звуковая культура речи – характеристика звукопроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосовоспроизводящим) и резонаторных (звукообразовательним) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. В процессе развития ребенка происходит постепенная дифференциация звуков речи, которые сначала воспринимаются по общему ритмичным контуром слова, а затем, по мере развития речедвигательного и речеслухового анализатора, дифференцируются по их индивидуальными диференциональным признакам, то есть осуществляется переход от грубых акустических и артикуляционных диференцировок к все более тонким.Занятия по воспитанию звуковой культуры важные и для подготовки детей к обучению грамоте, поскольку на этом этапе возникают задачи не только правильно слышать и произносить звуки, а и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.Дизартрия - нарушение всей звуковой системы речи, обусловленного органической недостаточностью иннервации речедвигательной мускулатуры. Псевдобульбарная дизартрия – состояние, вызванное гипертонусом мышц речевого аппарата или спастическим параличом.Анализ результатов исследований, проведенных учеными в разное время показал, что дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать окончательные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, оказываются только во время углубленного неврологического обследования. В речевой симптоматике, кроме нарушений звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются такие просодические нарушения: речь монотонная, слабовыраженная, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхиповаЕ.Ф.Стёртаядизартрияудетей.–М,2006.–319c.БалобановаВ.П.,БогдановаЛ.Г.идр.Диагностиканарушенийречиудетейиорганизациялогопедическойработывусловияхдошкольногообразовательногоучреждения.–СПб.,2001.–258с.БельтюковВ.И.Осрокахусвоениявпроизношениизвуковречислышащимидетьми//Дефектология.-1983.-№2.-С.28-34.БельтюковВ.И.Программаовладениядетьмипроизношениемзвуковречи//Вопросыпсихологии.-1979.-№4.–с.12-17БеляковаЛ.И.Логопедия.Дизартрия./Л.И.Белякова,Н.Н.Волоскова.–М.:Гуманитар,изд.ЦентрВЛАДОС,2009.–287с.Белякова,Л.И.Логопедия.Дизартрия[Текст]/Л.И.Белякова,Н.Н.Волоскова.–М.:Гуманитар.изд.ЦентрВЛАДОС,2009.–287сБелякова.Л.И.,ФилатоваЮ.О.Диагностикаречевыхнарушений//Дефектология.-2007.№3.–с.128-134.Борозинец,Н.М.Логопедическиетехнологии[Текст]:Учебнометодическоепособие/Н.М.Борозинец,Т.С.Шеховцова.–Ставрополь,2008.–224с.Борозинец,Н.М.,ШеховцоваТ.С.Лопедическиетехнологии.Учебноепособие.–Ставрополь,2008.-стр.20–27.ВинарскаяЕ.Н.Дизартрия/Е.Н.Винарская.–М.:ACT:Астрель,Хранитель,2006.–141с.ВолковаЛ.С.Логопедия.–М.:ВЛАДОС,1999.–680с.ВолковаЛ.С.Хрестоматияпологопедии(извлеченияитексты):Учебноепособиедлястудентоввысшихисреднихспециальныхпедагогическихучебныхзаведений:В2тт.Т.II/Подред.Л.С.ВолковойиВ.И.Селиверстова.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,1997.-656с.Волосовец,Т.В.Основылогопедииспрактикумомпозвукопроизношению:Учебноепособиедлястудентовсреднихпедагогическихучебныхзаведений/Т.В.Волосовец,Е.Н.Кутепова,М.Ф.Фомичеваи[др.];подред.Т.В.Волосовец.–М.:Издательскийцентр«Академия»,2002.–200с.ГасниеваС.О.Коррекциязвукопроизношенияудетей,страдающихстертойдизартрией//МатериалыXМеждународнойстуденческойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923(датаобращения:10.12.2019).ГвоздевAM.Вопросыизучениядетскойречи/А.М.Гвоздев.—М.,1961.-472с.ЕрмаковаИ.И.Коррекцияречииголосаудетейиподростков.–М:Просвещение,1996.–143с.Жинкин,Н.И.Механизмыречи/И.Н.Жинкин.-М.:Сфера,2008.-471с.Ланина,Е.М.Логопедическаядиагностикаикоррекциядизартрииудетей[Текст]:учебноепособие/Е.М.Ланина,М.Л.Симкин/Кемеровскийгосударственныйуниверситет.–Кемерово,2013.–164с.ЛопатинаЛ.В.Приемылогопедическогообследованиядошкольниковсостертойформойдизартрииидифференциацияихобучения//Дефектология.–2006.–с.64–70.ЛопатинаЛ.В.Проявленияидиагностикафонетическихнарушенийпристертойдизартрии./Л.В.Лопатина//ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена.-2006.-№14-С.219-230.ЛопатинаЛ.В.,СеребряковаН.В.Логопедическаяработавгруппахдошкольниковсостертойформойдизартрии.–С.–П.,Образование,1994.–с.48-59.ЛопатинаЛ.В.,СеребряковаН.В.Преодолениеречевыхнарушенийудошкольников(коррекциястертойдизартрии).Учебноепособие.-2000.-стр.2-9.ЛопатинаЛ.В.,СеребряковаН.В.Преодолениеречевыхнарушенийудошкольников(Коррекциястёртойдизартрии).-СПб.:Союз,2001.–191с.ЛопатинаЛ.В.,СеребряковаН.В.Преодолениеречевыхнарушенийудошкольников.С.–П.:СОЮЗ,2001.–192с.Макарова,Е.В.Современныетехнологиилогопедическойработысдетьми,имеющимистертуюформудизартрии//Логопед.-2011.-№7.-с.27-34.Мастюкова,Е.М.Клиническиесимптомыдизартриииобщиепринципыречевойтерапии:Логопедия.Методическоенаследие:Пособиедлялогопедовистуд.дефектол.факультетовпед.вузов/подред.Л.С.Волковой.М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2003.–304с.Методыобследованияречидетей:Пособиеподиагностикеречевыхнарушений/Подобщ.ред.проф.Г.В.Чиркиной.–4-еизд.,доп.-М.:АРКТИ,2005.-240с.НестероваТ.В.Принципылогопедическойработыпокоррекциизвукопроизношенияудетей/Т.В.Нестерова,О.Ю.Федосова//Самарскийнаучныйвестник.–2014.–№1(6).–С.110-113.Федосова,О.Ю.Особенностизвукопроизношениядетейслегкойстепеньюдизартрии/О.Ю.Федосова//Логопедвдетскомсаду.–2005.–№2.–С.4-12.ФомичеваМ.Ф.Введениевлогопедию:Материалыдляпрактическогоусвоениясистемыфонемрусскогоязыка:учебноепособиедлястудентовислушателейкурсовпереподготовкииповышенияквалификации/М.Ф.Фомичева,Е.В.Оганесян.––2-еизд.,стер.–М.:Изд-воМосковскогопсихолого-социальногоуниверситета;Воронеж:МОДЭК,2014.–88с.ФомичеваМ.Ф.Воспитаниеудетейправильногозвукопроизношения:Практикумпологопедии:Учеб.пособиедляучащихсяпед.уч-щпоспец.№03.08«Дошк.воспитание»/М.Ф.Фомичева.––М.:Просвещение,1989.-239с.Фомичева,М.Ф.Воспитаниеудетейправильногопроизношения.Практикумпологопедии:Учебноепособиедляучащихсяпедагогическихучилищ/М.Ф.Фомичева.–М.:Просвещение,1989.–239с.65.Хватцев,М.Е.Логопедия[Текст]/М.Е.Хватцев.–М.:Учпедгиз,1979.–210с.ЦейтлинС.Н.Языкиребенок.Лингвистикадетскойречи/С.Н.Цейтлин.-М.,2003.-240с.ЧевелеваН.А.Приемыразвитияфонематическоговосприятияудошкольниковснарушениямиречи//Дефектология.-1986.-№5.-С.58.ЭльконинД.Б.Развитиеречивраннемдетстве//Избранныепсихологическиетруды.-М.:Педагогика,1989.-С.374.
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М, 2006. – 319 c.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. – 258 с.
3. Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - №2. - С. 28-34.
4. Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. - 1979. - №4. – с. 12-17
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
7. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3. – с. 128-134.
8. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
9. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия.– М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
13. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
14. Гасниева С.О. Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923 (дата обращения: 10.12.2019 ).
15. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.- 472 с.
16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М: Просвещение, 1996. – 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст] : учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
19. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.
20. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.–П., Образование, 1994. – с. 48-59.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.
23. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.–П.: СОЮЗ, 2001. – 192 с.
25. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.
26. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
27. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 240с.
28. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
29. Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – С. 4-12.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
32. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. 65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 1979. – 210 с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2003.- 240 с.
34. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 58.
35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 374.
Вопрос-ответ:
Что такое псевдобульбарная дизартрия?
Псевдобульбарная дизартрия - это одна из форм дизартрии, которая характеризуется нарушениями звукопроизношения. Она обусловлена повреждением центральной нервной системы и сопровождается сложностями в контроле голоса, дыхания и артикуляции.
Какие особенности звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?
У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией наблюдаются следующие особенности звукопроизношения: изменение темпа речи, трудности в артикуляции звуков, нарушение ритма речи, дополнительные звуки или замещение звуков другими.
Какие особенности есть у дизартрии?
Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое может быть вызвано различными причинами. Основные особенности дизартрии включают трудности с артикуляцией звуков, изменение интонации и ритма речи, слабость голоса и трудности в контроле дыхания при произнесении слов.
Какую роль играет звукопроизношение в речи?
Звукопроизношение играет важную роль в речи, поскольку позволяет правильно передавать звуковую информацию и понимать других людей. Оно обеспечивает связь между мыслью и ее выражением на уровне звуков и звуковых комбинаций.
Как определить и лечить псевдобульбарную дизартрию у детей дошкольного возраста?
Определение и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста проводится с помощью специалистов, таких как логопеды и неврологи. Они проводят диагностику и разрабатывают индивидуальные программы реабилитации, включающие занятия с ребенком для укрепления мышц речевого аппарата и тренировки правильной артикуляции звуков.
Какие особенности звукопроизношения можно выделить у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией?
У детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией можно выделить следующие особенности звукопроизношения: трудности с артикуляцией звуков, неправильное произношение звуковых пар, нарушение интонации и ритма речи, изменение тембра голоса.
Какие понятия относятся к звукопроизносительной стороне речи в современной науке?
В современной науке к звукопроизносительной стороне речи относятся понятия звуков, фонем, артикуляторного аппарата, артикуляции, фонетического слуха, аудитивного восприятия звуков.
Что такое дизартрия и какие основные особенности она имеет?
Дизартрия - это органическое нарушение речи, связанное с поражением нервной системы и артикуляторного аппарата. Основными особенностями дизартрии являются трудности с артикуляцией звуков, неправильное произношение звуковых пар, замедление темпа речи, изменение интонации и ритма речи.
Что такое звукопроизношение в псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста?
Звукопроизношение в псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста характеризуется трудностями с артикуляцией звуков, неправильным произношением звуковых пар, нарушением ритма и интонации речи, а также изменением тембра голоса.
Какие особенности нарушения звукопроизношительной стороны речи наблюдаются у детей с псевдобульбарной дизартрией?
У детей с псевдобульбарной дизартрией можно наблюдать такие особенности нарушения звукопроизношительной стороны речи, как трудности с артикуляцией звуков, неправильное произношение звуковых пар, нарушение ритма и интонации речи, изменение тембра голоса.
Что такое псевдобульбарная дизартрия?
Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое возникает в результате повреждения нервной системы в области межмозговых явлений и приводит к нарушению контроля над мышцами, отвечающими за артикуляцию звуков.