Конкуренция и её эволюция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Эволюция конкурентных отношений в мировой экономики 4
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 4
1.2 Этапы конкуренции 7
Глава 2. Теории конкуренции и рыночные структуры 13
2.1 Совершенная конкуренция и её основные признаки 13
2.2 Равновесие на микроуровне 15
2.3 Монополия: принципы, формы, последствия для общества, антимонопольное законодательство 19
Заключение 27
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Чтобы получить прибыль, монополисту достаточно установить высокие монопольные цены и навязывать их потребителям.Следующая характеристика состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, в то время как рыночная экономика избавлена ​​от этого явления. Запланированное распределение ресурсов и подавляющего большинства продуктов не отвечало потребностям общества. В начале 90-х годов страна испытывала дефицит практически всех товаров народного потребления и промышленных товаров. К этому следует добавить, что продукция отечественных производителей становится все более неконкурентоспособной, вдали от аналогов зарубежных компаний.Отличительной особенностью является реакция экономики и государства на возникновение и развитие монополии. Фактически рыночная экономика отвергла монополию. Риск монополизации экономики предвидели давно. Но только глобальные кризисные шоки 20-х и 30-х годов нашего века показали разрушительные последствия монополий. Страны с рыночной экономикой, пережив экономические и политические потрясения, используя модели развития рынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции, твердо привержены защите конкуренции на рынке, перешли от монопольных структур в экономике к конкуренции.В отечественной экономике, к сожалению, все пошло в обратном направлении. Усилия продолжали увеличивать концентрацию не только производства и потребления, но также распределения и торговли. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.Существует несколько возможных причин возникновения монополии (отрасли с одним предприятием), согласно которым монополии условно делятся на естественные и искусственные.Естественная монополия - это ситуация, в которой одна крупная промышленная компания производит продукт с более низкими средними затратами, чем многие небольшие компании.Причиной такой ситуации может быть экономия на масштабе (чем больше продукции производится, тем ниже средняя стоимость производства). Крупные предприятия могут обеспечить гораздо более низкие средние затраты, чем малые предприятия. Поэтому цена на его товар может быть ниже, чем у малого бизнеса.Этот эффект масштаба можно объяснить особенностями технологических условий производства. Один из лучших примеров такой естественной монополии - транспорт. Для некоторых видов транспорта требуются определенные «линии» (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым едут автомобили с пассажирами или товарами, например метро, ​​трамваи или поезда. Сама возможность такого «дорогостоящего» бизнеса, как метро, ​​объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит небольшую плату, но при большом количестве пассажиров этого налога достаточно, чтобы покрыть расходы.Искусственная монополия - это ситуация, в которой нет основы для естественной монополии, но в отрасли есть только одна компания, потому что один предприниматель каким-то образом берет под контроль всю отрасль промышленности.Причины могут быть финансовыми: если богатый предприниматель может (честно или обманным путем) купить все другие компании в отрасли и стать единственным производителем этого продукта.Причина может заключаться в владении уникальным ресурсом или технологией. Например, если бизнес владеет единственным источником минеральной воды на ферме, он становится единственным продавцом этого актива. Или если одна компания знает технологический секрет, необходимый для производства продукта, а другие нет. Причины наличия такого секрета могут быть разными: компания может сама открыть эту технологию или может получить исключительное право от своего изобретателя.В любом случае, при естественной или искусственной монополии другие компании в отрасли не могут появиться, и единственная компания в отрасли является полноправным владельцем ситуации.Существует пять основных форм монопольных объединений. Монополии монополизируют все области общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и союзы.Картель - это объединение нескольких компаний в одном производственном секторе, члены которого сохраняют право собственности на средства производства и произведенную продукцию, производственную и коммерческую автономию и согласовывают долю каждой из них в общем объеме производства. цены и рынки.Синдикат - это объединение ряда предприятий отрасли, члены которого сохраняют средства на средства производства, но теряют право собственности на произведенный продукт и, следовательно, сохраняют производство, но теряют свою коммерческую независимость. В союзах продажа товаров осуществляется через общий офис продаж.Более сложные формы монополистических объединений возникают, когда процесс монополизации распространяется на сферу прямого производства. На этой основе высшая форма монополистических объединений появляется как траст.Трест - это объединение нескольких компаний из одной или нескольких отраслей, члены которой теряют право собственности на средства производства и произведенный продукт (промышленная и коммерческая независимость). То есть производство, продажи, финансы, управление объединяются, и на сумму вложенного капитала отдельные владельцы бизнеса получают доли траста, что дает им право участвовать в управлении и распределении соответствующей части прибыли траста. Антимонопольное законодательство - основные правила, установленные законом для деятельности участников рынка экономического оборота, органов государственной власти и управления.Основными целями антимонопольного законодательства являются создание благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в национальной экономике, устранение всех препятствий для ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат властей участников хозяйственного оборота, а также для определения правового режима, регулирующего ответственность монополиста за действия и нарушения правил конкуренции добросовестных. Поскольку монополии антисоциальны, защита свободной конкуренции и ограничение монополий являются важными функциями государства.Государство использует экономические и административные меры для борьбы с монополиями. Экономические меры, направленные на поддержание конкуренции и борьбу с монополиями:- продвижение товаров-заменителей;- поддержка нового бизнеса, среднего и малого бизнеса;- привлекать иностранные инвестиции, создавать совместные предприятия, зоны свободной торговли;- финансирование расширение товаров до устранение доминирующего положения определенных хозяйствующих субъектов.В 2006 году в России был принят Федеральный закон о защите конкуренции, который определяет организационные и правовые рамки для предотвращения, ограничения и пересечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на создание условий, необходимых для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в целях реализации государственной политики, направленной на ограничение монопольной деятельности),ФАС проводит государственную политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, ограничение монополистической деятельности и преодоление недобросовестной конкуренции.Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, налоговая система, передача и приватизация собственности, содействие развитию малого бизнеса и т. д.), Направленных на мобилизацию производства и развитие конкуренции между производителями.По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% от продаж на соответствующем рынке.Государственное регулирование естественных монополий может принимать различные формы.Таким образом, реальная практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция являются основным механизмом развития современной экономики, более мощным и эффективным, чем любой другой фактор ее движения. Чем эффективнее функционирование рынка, тем активнее конкуренция и тем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального, сочетания экономических, технологических и социальных условий. Нарушение этого условия затрудняет демонстрацию конкуренции или даже сводит ее на нет. Результат - стагнация экономики, снижение ее эффективности и возможное падение уровня жизни населения страны.Конкуренция лежит в основе современных рыночных механизмов не только потому, что за последние десятилетия ее масштабы значительно возросли. Суть в том, что конкуренция - это органическое свойство рынка, его неотъемлемая характеристика. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее деструктивный характер или, наоборот, ее слабое проявление - явный индикатор явной дисфункции рынка, появления больших дисбалансов в его развитии. Например, «дефицитный рынок» «устраняет или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, вызывая конкуренцию между покупателями за товары. Постоянный «дефицитный рынок»можно квалифицировать только как рынок с резервами. Такой рынок является продуктом определенного Система управления, в которой рынок, связанный с руками и ногами, не может удовлетворить его потребности. Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с устранением частной собственности. ЗаключениеТаким образом, современные экономики развитых стран основаны на сырьевых товарах. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой в ​​решении основных экономических проблем. Он формировался более века, принял цивилизованные формы и, скорее всего, определит экономический аспект будущего во всех странах мира.Хотя производство товаров, рынок и конкуренция существовали очень долгое время, необходимо помнить, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка - в сфере натурального хозяйства. В такой экономической модели продукты производятся сообществом или семьей для внутрихозяйственного потребления с прямым командным управлением ресурсами и равным распределением созданного продукта. Переход от натурального сельского хозяйства к бренду связан с формированием таких базовых факторов, как экономическое разделение или автономия производителей, способность и свобода каждого экономического агента стремиться к обеспечению своих интересов, частный сектор и разделение труда между производителями.На рынке решающее значение имеют количество продавцов и размер их предложения, характер продукта, легкость входа и выхода с рынка, а также доступность информации. Знание структуры рынка необходимо для определения возможных объемов продаж при различных уровнях цен и того, как конкурирующие фирмы будут вести себя под влиянием принимаемых мер. По этому критерию различают следующие типы рынков: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок как несовершенную конкуренцию. В современном мире конкуренция играет важную роль в рыночной экономике.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсНаучная литература2. Амосова, В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2011. - 736 c.3. Балашов, А.И. Экономическая теория. / А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224 c.4. Войтов, А.Г. Экономическая теория. / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.5. Гусейнов, Р.М. Экономическая теория. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 157 c.6. Казначевская, Г.Б. Экономическая теория. / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 320 c.7. Камаев, В.Д. Экономическая теория. / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус, 2016. - 116 c.8. Карпович, О.Г. Экономическая теория. Монография / О.Г. Карпович. - М.: Юнити, 2017. - 352 c.9. Мамаева, Л.Н. Экономическая теория. / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 352 c.10. Николаева, И.П. Экономическая теория. / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 c.11. Океанова, З.К. Экономическая теория. / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2015. - 652 c.12 Слагода, В.Г. Экономическая теория. / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2016. - 320 c.13. Худокормов, А.Г. Экономическая теория в истор. Развитии.: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.Электронные ресурсы14. Кларк, Джон Бейтс. Распределение богатства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009298328 (дата обращения 11.01.2021)15. Портер, Майкл – Конкуренция. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002715218 (дата обращения 11.01.2021)

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Научная литература
2. Амосова, В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2011. - 736 c.
3. Балашов, А.И. Экономическая теория. / А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224 c.
4. Войтов, А.Г. Экономическая теория. / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
5. Гусейнов, Р.М. Экономическая теория. / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2018. - 157 c.
6. Казначевская, Г.Б. Экономическая теория. / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 320 c.
7. Камаев, В.Д. Экономическая теория. / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус, 2016. - 116 c.
8. Карпович, О.Г. Экономическая теория. Монография / О.Г. Карпович. - М.: Юнити, 2017. - 352 c.
9. Мамаева, Л.Н. Экономическая теория. / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 352 c.
10. Николаева, И.П. Экономическая теория. / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 c.
11. Океанова, З.К. Экономическая теория. / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2015. - 652 c.
12 Слагода, В.Г. Экономическая теория. / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2016. - 320 c.
13. Худокормов, А.Г. Экономическая теория в истор. Развитии.: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.

Электронные ресурсы
14. Кларк, Джон Бейтс. Распределение богатства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009298328 (дата обращения 11.01.2021)
15. Портер, Майкл – Конкуренция. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002715218 (дата обращения 11.01.2021)

Вопрос-ответ:

Что такое конкуренция и как она возникает?

Конкуренция - это процесс соперничества между разными участниками рынка, которые стремятся достичь лидерства на данном рынке. Она возникает в результате наличия нескольких продавцов, предлагающих аналогичные товары или услуги, и нескольких покупателей, которые выбирают среди этих вариантов. Конкуренция может возникать как в международной экономике, так и на отдельных региональных или локальных рынках.

Какие этапы пройдены в эволюции конкуренции?

В эволюции конкуренции можно выделить несколько этапов. Первый этап - это экономика самодостаточного производства, когда каждая семья производит все необходимые ей товары. Второй этап - появление обмена продуктами между разными семьями и формирование рынка. Третий этап - развитие специализации и дифференциации товаров, что приводит к увеличению числа продавцов и покупателей. Четвертый этап - появление монополий и олигополий, что ограничивает конкуренцию и требует вмешательства государства.

Что представляет собой совершенная конкуренция и каковы её основные признаки?

Совершенная конкуренция - это идеальная форма рынка, в которой множество небольших продавцов и покупателей предлагают и покупают однородные товары по одинаковым ценам. Основные признаки совершенной конкуренции включают отсутствие барьеров для входа на рынок, свободный доступ к информации, полное мобильность ресурсов, а также отсутствие контроля со стороны продавцов над ценами и количеством товара.

Как монополия влияет на рынок и что такое антимонопольное законодательство?

Монополия - это форма рыночной структуры, при которой есть только один продавец, контролирующий производство и цены. Это приводит к ограничению конкуренции и возможности установления завышенных цен на товары или услуги. Антимонопольное законодательство - это набор правил и законов, направленных на предотвращение и борьбу с монополиями. Они предусматривают контроль со стороны государства над рынком, штрафы за нарушение антимонопольных правил и стимулирование конкуренции.

Что такое конкуренция и какие условия способствуют ее возникновению?

Конкуренция - это соперничество между разными участниками на рынке, которое стимулирует их стремление к лучшему качеству товаров и услуг, более низким ценам и инновациям. Условия, способствующие возникновению конкуренции, включают свободный рынок, наличие нескольких продавцов и покупателей, отсутствие монополии и доступ к информации.

Какие этапы проходят конкурентные отношения?

Конкурентные отношения проходят через несколько этапов. Первый этап - это возникновение конкуренции, когда на рынке появляются несколько компаний, предлагающих одинаковые товары или услуги. Затем следует этап развития конкуренции, на котором компании начинают использовать различные маркетинговые и стратегические приемы для привлечения клиентов. Наконец, на последнем этапе конкуренции происходит сокращение количества компаний на рынке и установление более стабильного баланса сил.

Что такое совершенная конкуренция и каковы ее основные признаки?

Совершенная конкуренция - это идеальная форма конкуренции, которая предполагает наличие множества небольших продавцов и покупателей, идентичных товаров, свободный доступ к информации и отсутствие ограничений на вход и выход с рынка. Основные признаки совершенной конкуренции включают отсутствие контроля над ценами, низкие барьеры для входа на рынок, полную прозрачность рыночных условий и отсутствие влияния одной компании на рыночные цены.

Какие принципы и последствия монополии?

Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только одна компания, контролирующая предложение товаров или услуг. Основные принципы монополии включают отсутствие конкуренции, возможность установления высоких цен и уровня прибыли, контроль над входом на рынок и ограничение выбора для потребителей. Последствия монополии для общества включают ограниченные возможности выбора, неравенство условий, высокие цены и низкое качество товаров или услуг.

Какие условия необходимы для возникновения конкуренции?

Для возникновения конкуренции необходимы два условия: наличие нескольких участников на рынке и свободный доступ к ресурсам и информации. Только при наличии таких условий может развиваться конкуренция.

Какие этапы можно выделить в конкуренции?

В конкуренции можно выделить несколько этапов. Первый этап - это возникновение конкурентных отношений на рынке, где участники стремятся предложить свои товары или услуги. Затем следует этап интенсивной конкуренции, когда участники предлагают лучшие условия и цены для привлечения клиентов. На последнем этапе происходит отбор самых сильных и успешных участников, которые становятся лидерами на рынке.