Атрибуты Бога в сунитском исламе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Религия и её характерные особенности 5
1.1. Ислам и его особенности в представлениях шиитов и сунитов 5
1.2. Особенности теологических вопросов у сунитов и шиитов 7
Глава 2. Атрибуты Бога в сунитском исламе 13
2.1. Ислам и его атрибуты 13
2.2. Особенности и основные элементы атрибутов Бога в сунитском исламе 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

«Коран – это Слово Аллаха, в котором Он явил Себя рабам посредством Своих атрибутов. В одних случаях Он называет атрибуты, указывающие на Его величие и превосходство. И тогда перед ними склоняются головы, смиряются души и умолкают голоса, а высокомерие пропадает подобно растворенной в воде соли», – говорит в своей книге Аль-Ашкар У.С.
Автор определяет атрибуты Бога в сунитском исламе:
- «атрибуты красоты и совершенства — совершенства имен и красоты качеств и деяний, свидетельствующих о совершенстве Его сущности»;
- атрибуты, которые указывают на милость, доброту, сострадание и добродетель Аллаха, возбуждают в рабе не только сильную надежду, но и желание. Таким образом, «его надежда растет, и его желания усиливаются»;
- атрибуты, которые указывают на справедливость, возмездие, гнев, недовольство и наказание Аллаха, удручает души, что повелевающиет зло (нафс аммара);
- атрибутов, указывающих на слух, зрение и знание Аллаха, помогает рабу испытать сильный стыд;
- «Когда Аллах называет атрибуты, указывающие на достаточность Его поддержки, напоминающие о том, что Он заботится об интересах рабов и наделяет их уделом, оберегает их от несчастий, помогает и покровительствует Своим приближенным и находится рядом с ними, раб начинает сильнее уповать и полагаться на Него»;
- «атрибуты, указывающие на могущество и величие, умиротворенная душа (нафс мутмаинна) унижается перед Его величием и смиряется перед Его могуществом. Душа и тело такого человека покоряются Ему, его сердце и язык, органы и облик обретают умиротворение и достоинство. Он избавляется от легкомыслия, грубости и вспыльчивости»;
- «Пречистый Аллах иногда позволяет рабу узнать о Себе посредством атрибутов божественности, а иногда — посредством атрибутов господства. Атрибуты божественности пробуждают в человеке особую любовь к Нему, стремление встрече с Ним, чувство радости от общения с Ним и служения Ему, желание приблизиться к Нему и заслужить Его любовь посредством богоугодных поступков».
«Коран описывает нашего Господа и сообщает о том, что у Него есть Лик и Рука, слух и зрение. В нем перечисляются имена и атрибуты Аллаха: Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Малик (Царь), Аль-Куддус (Святой), Ас-Салам (Пречистый), Аль-Му’мин (Оберегающий), Аль-Мухаймин (Хранитель), Аль-‘Азиз (Могущественный), Аль-Джаббар (Могучий) и т.д. Коран рассказывает нам о Его деяниях и творениях, содержит такие описания воскрешения и его ужасов, Рая и Ада, словно мы воочию увидели все это».
«Одним словом, Коран целиком повествует о вере в Аллаха. Это становится ясно из того, что имена и атрибуты Аллаха упоминаются в Коране 10062 раза, т.е. на каждой странице в среднем приблизительно 20 раз».
«Атрибуты (качества) Аллаха, упомянутые в Коране и сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делятся на две категории:
а) те, которые человеческий разум не способен постичь самостоятельно, т.е. которые мы узнаем только из священных текстов, например, Рука или Лик Аллаха;
б) те, которые можно понять путем размышления, например, могущество и мудрость. Мы не станем рассматривать все божественные атрибуты, но, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, упомянем некоторые из них, чтобы разъяснить этот вопрос и дать полное представление о нем».
Стоит сказать, что высказывание «Нет Бога, кроме Аллаха», с точки зрения апологетов мусульманства, является последней и высшей ступенью в познании единобожия. Все атрибуты божественности воплощено в одной божественной сущности как таковой, считают они.

Заключение

Исламское вероучение можно кратко обобщить как веру в Единого Бога, Его пророков, Его книги, Его ангелов, предопределения и последний суд. Ислам учит, что люди рожденные духовно нейтральными, но вполне способными к всецелой послушания Богу и что они остаются такими же, даже если имеют личные грехи. Итак, требования ислама к человеку – просто инструкция для жизни. В этой религии нет спасителя, а есть только пророки.
Ислам учит, что Иисус был великим пророком. Ислам утверждает, что Иисус был рожден от девы, прожил безгрешную жизнь, сделал множество чудес и должен прийти второй раз в конце времен. Однако в силу строгой монотеистичности Ислама его божественность отрицается, а утверждение, что он – «Сын Божий» отвергается как вид многобожие. Также, согласно писаниям, отбрасывается тот факт, что он умер на кресте, а был взят на небо, не испытав страданий и смерти. Ислам категорически отвергает концепцию заместительной жертвы.
Исламское вероучение основано на пяти столбах Ислама. Они состоят из исповедания веры (Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его), молитвы (ритуальная молитва с поклонами, совершаемая пять раз в день в направлении Мекки), милостыни (в некоторых мусульманских странах принята как официальный налог), пост (мусульмане постятся в течение месяца Рамадана согласно лунному календарю, и в этот период не принимают пищи и питья в течение дня, но этот запрет снимается с заходом солнца), и паломничества (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы раз в течение своей жизни) .
Две божественные сущности не могут соединить их в себе с одинаковой полнотой. Победоносный и правящий всем может быть только один. Невозможно, чтобы эти атрибуты были разделены между различными божествами. Если бы один был мудрым, второй – всевидящим, третий – тем, что дарит блага, и все они были бы разными лицами, то землю охватили бы разрушение и хаос. Согласно исламу идея единобожия близка и понятна верующим, ведь она порождает в человеке благородство и силу духа. Вера в то, что «нет Бога, кроме Аллаха» увеличивает силу верующего, его чувство собственного достоинства и удовольствия. Его сердце очищается от жадности, злобы, зависти и других негативных черт и пожеланий. Ведь нет других силы, власти, влияния, побед, чем от Аллаха.
Успех и поражение – все в руках одного Аллаха. Не жалует он, запретив, и не запрещает, подарив.
Второй догмат ислама требует почитания главного и последнего пророка истинной веры – Мухаммеда. Рассказывают, что когда он находился в пещере Хира под Меккой, ему явился ангел с приказом нести людям истинное слово – слово Аллаха (Коран, сура XCVI). Иисуса Христа ислам также признает великим пророком. Он будет призван вершить Страшный суд. Поэтому мусульмане не верят в то, что Иисус Христос был казнен. В то же время считается, что христиане ошибаются, воспринимая Христа как сына Божьего. Христос – заместитель, утешитель, а не божественная личность.

Список использованной литературы

Аль-Ашкар, У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с..
Аль-Мусави, С.Х. Лицо шиизма / Аль-Мусави С.Х. – М. : Издательская группа «Истинна», 2009. – 126 с.
Аш-Шахрастани, М.А. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани М.А. – М. : Наука, 1984. – 182 с.
Ислам / авт.-сост. А. А. Ханников. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 384 с. – (Религии мира).
Ислам: историографические очерки / Академия наук СССР, Институт Востоковедения ; под общ. ред. С. М. Прозорова. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 228 с.
Круглов, А. А. Основы религиоведения: [конспект программных лекций для вузов] / А. А. Круглов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 191 с.
Ланд, П. Ислам /Пол Ланд. -[Ред. Е. А. Варшавская]. – [Пер. с англ. И. А. Бочкова]. – М.:Астрель; АСТ, 2003. – 192 с.
Лекции по истории религии: учебное пособие: [лекции, прочитанные в СанктПетербургском университете] / А. Л. Буряковский [и др.] ; науч. ред. А. Н. Типсина. – СПб.: Лань, 1997. – 269 с.
Лобазова, О. Ф. Религиоведение: учебник [для социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий] / О. Ф. Лобазова ; Московский государственный социальный университет. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2004. – 381 с.
Максаковский, В.П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. /В.П.Максаковский В.П.-[ 4-е изд., испр. и доп.]. – М.: Дрофа, Кн.1 – 2008. – 495с.; Кн.2 – 2009. – 480 с.
Мамиргов, М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мамиргов М.З. – М.: Телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. – 472 с.
Мирзахмедов, А. Феномен ислама /А. Мирзахмедов. – Социологические исследования. – № 3. – 2003. – С.93-96.
Муртазин, М.Ф. Введение в коранические науки: учебное пособие для ислам. образоват. учреждений / Муртазин М.Ф. – М. : Моск. ислам. ун-т, 2006. – 160 с.
Оливер, Пол. Мировые религиозные верования: пер. с англ. / Пол Оливер. – Москва: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 237 с. – (Грандиозный мир ; ГМ).
Померанц, Г. С. Великие религии мира / Г. С. Померанц, З. А. Миркина. – Москва: ПЕР СЭ ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. – 278 с., [24] л. ил. – (Humanitas).
Религии мира: [справочник] / Джон Аллан [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Москва: Белфакс, 1994. – 464 с.: ил.
Религиоведение: [учебное пособие для философских специальностей вузов] / М. Я. Ленсу [и др.] ; под ред. М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцев. – Минск: Новое знание, 2003. – 445 с. – (Социально-гуманитарное образование).
Религиоведение: хрестоматия / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова ; пер. с англ., нем., фр. – М.: «Книжный дом», 2000. – 800 с.
Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Писманик [и др.] ; под ред. М. Г. Писманик. – Минск: ЮНИТИ: ВИЛАТ, 1998. – 430 с.
Религия. История и современность = Religion. History and the present: [учебник для вузов] / Ш. В. Мунчаев [и др.] ; под ред. Ш. М. Мунчаев. – Москва: ЮНИТИ ; Москва: Культура и спорт, 1998. – 264 с.: ил.
Рогалевич, Н. Религиоведение: экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. – Минск: Новое знание, 2003. – 206 с.
Росс, Ф. Великие религии человечества / Флойд Росс, Тинер Хиллс ; пер. Т. В. Арифулина, В. Л. Куропятник, А. И. Манохин. – Ростов-на-Дону: Медицина и питание ; Сайт НБ БНТУ http://library.bntu.by Репозиторий БНТУ http://rep.bntu.by Электронная доставка документов http://library.bntu.by/edd Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 317 с.: ил.
Самыгин, С. И. Религиоведение: социология и психология религии: учебное пособие для вузов / С. И. Самыгин, В. Н. Нечипуренко, И. Н. Полонская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 669 с.
Табатабаи М.Х. Шиизм в Исламе / Табатабаи М.Х. – Кум. : Всемирная ассамблея «Ахлебейт», 1996. – 315 с.
Ясин М.Н. Исламское вероучение в свете Корана и Сунны / Ясин М.Н. ; [пер. с араб. Е. Сорокоумовой]. – М. : Издатель Эжаев, 2009. – 392 с.
Муртазин М.Ф. Введение в коранические науки: учебное пособие для ислам. образоват. учреждений / Муртазин М.Ф. – М. : Моск. ислам. ун-т, 2006. – с. 140.
Муртазин М.Ф. Введение в коранические науки: учебное пособие для ислам. образоват. учреждений / Муртазин М.Ф. – М. : Моск. ислам. ун-т, 2006. – с. 141.
Там же, с. 137.
Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мамиргов М.З. – М.: Телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. – с. 263.
https://librebook.me/quran.
Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мамиргов М.З. – М. : Телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. – с. 261.
Там же, с. 264.
Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мамиргов М.З. – М. : Телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. – с. 263.
Аль-Мусави, С.Х. Лицо шиизма / Аль-Мусави С.Х. – М. : Издательская группа «Истинна», 2009. – 126 с.
Мирзахмедов, А. Феномен ислама /А. Мирзахмедов. – Социологические исследования. – № 3. – 2003. – С.93-96.
Аш-Шахрастани, М.А. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани М.А. – М. : Наука, 1984. – 182 с.
Аш-Шахрастани, М.А. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани М.А. – М. : Наука, 1984. – 182 с.
Аль-Мусави, С.Х. Лицо шиизма / Аль-Мусави С.Х. – М. : Издательская группа «Истинна», 2009. – 126 с.
Мирзахмедов, А. Феномен ислама /А. Мирзахмедов. – Социологические исследования. – № 3. – 2003. – С.93-96.
Аль-Мусави, С.Х. Лицо шиизма / Аль-Мусави С.Х. – М. : Издательская группа «Истинна», 2009. – 126 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Ибн аль-Каййим М. Фаваид. Бейрут: Муассаса ар-рисала наширун, 1427/2006. С. 103-105.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.
Аль-Ашкар У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с.






1

1. Аль-Ашкар, У.С. Вера в Аллаха (ал-‘Акида фи-ллах) / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э.Р. Кулиева. Серия «Вероучение в свете Корана и сунн ны». Выпуск 1. – М.: Издательство «МИР», 2008. – 366 с..
2. Аль-Мусави, С.Х. Лицо шиизма / Аль-Мусави С.Х. – М. : Издательская группа «Истинна», 2009. – 126 с.
3. Аш-Шахрастани, М.А. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани М.А. – М. : Наука, 1984. – 182 с.
4. Ислам / авт.-сост. А. А. Ханников. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 384 с. – (Религии мира).
5. Ислам: историографические очерки / Академия наук СССР, Институт Востоковедения ; под общ. ред. С. М. Прозорова. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 228 с.
6. Круглов, А. А. Основы религиоведения: [конспект программных лекций для вузов] / А. А. Круглов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 191 с.
7. Ланд, П. Ислам /Пол Ланд. -[Ред. Е. А. Варшавская]. – [Пер. с англ. И. А. Бочкова]. – М.:Астрель; АСТ, 2003. – 192 с.
8. Лекции по истории религии: учебное пособие: [лекции, прочитанные в СанктПетербургском университете] / А. Л. Буряковский [и др.] ; науч. ред. А. Н. Типсина. – СПб.: Лань, 1997. – 269 с.
9. Лобазова, О. Ф. Религиоведение: учебник [для социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий] / О. Ф. Лобазова ; Московский государственный социальный университет. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2004. – 381 с.
10. Максаковский, В.П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. /В.П.Максаковский В.П.-[ 4-е изд., испр. и доп.]. – М.: Дрофа, Кн.1 – 2008. – 495с.; Кн.2 – 2009. – 480 с.
11. Мамиргов, М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мамиргов М.З. – М.: Телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. – 472 с.
12. Мирзахмедов, А. Феномен ислама /А. Мирзахмедов. – Социологические исследования. – № 3. – 2003. – С.93-96.
13. Муртазин, М.Ф. Введение в коранические науки: учебное пособие для ислам. образоват. учреждений / Муртазин М.Ф. – М. : Моск. ислам. ун-т, 2006. – 160 с.
14. Оливер, Пол. Мировые религиозные верования: пер. с англ. / Пол Оливер. – Москва: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 237 с. – (Грандиозный мир ; ГМ).
15. Померанц, Г. С. Великие религии мира / Г. С. Померанц, З. А. Миркина. – Москва: ПЕР СЭ ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. – 278 с., [24] л. ил. – (Humanitas).
16. Религии мира: [справочник] / Джон Аллан [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Москва: Белфакс, 1994. – 464 с.: ил.
17. Религиоведение: [учебное пособие для философских специальностей вузов] / М. Я. Ленсу [и др.] ; под ред. М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцев. – Минск: Новое знание, 2003. – 445 с. – (Социально-гуманитарное образование).
18. Религиоведение: хрестоматия / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова ; пер. с англ., нем., фр. – М.: «Книжный дом», 2000. – 800 с.
19. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Писманик [и др.] ; под ред. М. Г. Писманик. – Минск: ЮНИТИ: ВИЛАТ, 1998. – 430 с.
20. Религия. История и современность = Religion. History and the present: [учебник для вузов] / Ш. В. Мунчаев [и др.] ; под ред. Ш. М. Мунчаев. – Москва: ЮНИТИ ; Москва: Культура и спорт, 1998. – 264 с.: ил.
21. Рогалевич, Н. Религиоведение: экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. – Минск: Новое знание, 2003. – 206 с.
22. Росс, Ф. Великие религии человечества / Флойд Росс, Тинер Хиллс ; пер. Т. В. Арифулина, В. Л. Куропятник, А. И. Манохин. – Ростов-на-Дону: Медицина и питание ; Сайт НБ БНТУ http://library.bntu.by Репозиторий БНТУ http://rep.bntu.by Электронная доставка документов http://library.bntu.by/edd Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 317 с.: ил.
23. Самыгин, С. И. Религиоведение: социология и психология религии: учебное пособие для вузов / С. И. Самыгин, В. Н. Нечипуренко, И. Н. Полонская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 669 с.
24. Табатабаи М.Х. Шиизм в Исламе / Табатабаи М.Х. – Кум. : Всемирная ассамблея «Ахлебейт», 1996. – 315 с.
25. Ясин М.Н. Исламское вероучение в свете Корана и Сунны / Ясин М.Н. ; [пер. с араб. Е. Сорокоумовой]. – М. : Издатель Эжаев, 2009. – 392 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности представлений шиитов и сунитов относительно ислама?

Шииты и суниты имеют различные представления относительно ислама. Шииты верят в наследственность и имамат, тогда как суниты придерживаются веры в праведное руководство (халифат).

Какие особенности теологических вопросов у сунитов и шиитов?

У сунитов и шиитов есть разные теологические вопросы. Шииты уделяют большее внимание роли имамов, тогда как у сунитов больше акцент делается на традиции пророка Мухаммеда.

Какие основные атрибуты Бога в сунитском исламе?

Основные атрибуты Бога в сунитском исламе включают мощь, мудрость, волю, всеведение и всемогущество.

Что такое Коран и какие атрибуты Бога в нем упоминаются?

Коран - это Слово Аллаха, в котором Он явил Себя рабам через Свои атрибуты. В Коране упоминаются атрибуты Бога, указывающие на Его мощь, мудрость, волю и всеведение.

Какие особенности и элементы атрибутов Бога в сунитском исламе?

Особенности и элементы атрибутов Бога в сунитском исламе включают Его единство, безначальность и величие. Также встречаются атрибуты, указывающие на Его милость, милосердие и справедливость.

Какие особенности теологических вопросов у сунитов и шиитов?

У сунитов и шиитов есть различия в теологических вопросах. Шииты отличаются от сунитов своей верой в имамат - особую роль имамов (потомков Мухаммеда) в руководстве мусульманской общиной. У сунитов и шиитов также различные подходы к пониманию атрибутов Бога.

Какие основные элементы атрибутов Бога в сунитском исламе?

В сунитском исламе основными элементами атрибутов Бога являются Его единство (тавхид), всемогущество (калам), всеведение (ильм), волевая сила (ирада), жизненная сила (хайят), слышимость (самъ) и видимость (басар).

Что представляет собой Коран для сунитов?

Для сунитов Коран есть Слово Аллаха, через которое Он является Себя рабам через Свои атрибуты. В Коране Бог называет Свои атрибуты, чтобы люди могли понять Его сущность и величественность.