мотив выбора в лирике новомученицы Татианы Гримблит
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 24.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Понятие «мотив» в современном литературоведении 5
1.1 Содержание понятия «мотив». Функции мотива в художественном тексте 5
1.2 Способы репрезентации мотива в художественном произведении 10
2 Мотив выбора в лирике новомученицы Татианы Гримблит 14
2.1 Способы репрезентации мотива выбора в лирике Татианы Гримблит 14
2.2 Функции мотива выбора в лирике Татианы Гримблит 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
В стихотворении также представлена ситуация выбора, самоопределение героини:Пусть дело великое сильный берет —Пойдем незаметным путем.Не будет нам славу пророчить народ,Не будет проклятья кругом.Зачем наше имя потомкам хранить?Мы малое дело возьмем,Которое сердце бы стало любить,И честно всю жизнь проживем.Изображение ситуации выбора здесь служит, чтобы показать, почему лирическая героиня выбирает именно такой путь, а также чтобы показать, какой видит себя лирическая героиня. То есть функция здесь не только тематическая, то также гносеологическая и аксиологическая. Последняя связана с тем, что лирическая героиня говорит о своих ценностях: «незаметный» путь для неё не менее значим, что «великое дело», «малое дело», которое дорого и любимо, важней славы, как важней славы и честная жизнь.Гносеологическая функция связана с тем, что в данном стихотворении через ситуацию выбора лирическая героиня определяет собственные взгляды, стремится понять себя: она не просто выбирает сложный путь, она готова принять, что на этом пути ей не будет ни славы, ни благодарности, но у неё достаточно сил для него:Пускай одинокий, тернистый наш путь —Бодрее вперед до конца!Пусть скорбную чашу до дна отхлебнутьНам дерзко желает судьба.Тема выбора пути и мотив выбора в стихах Т. Гримблит связан также с тем, что едва этот выбор совершён и решение принято, то у лирической героини в душе наступает мир, даже если ситуация, в которой оказалась героиня, максимально тяжёлая. Примером может послужить стихотворение «Жизнь моя», написанное в 1927 году, когда поэтесса уже стала жертвой репрессий:И теперь, в ночь темнуюБогу мысль отдам,Всю тоску огромнуюПоложу к ногам.Знаю, успокоитсяСердце перед Ним,И слезой отмоетсяВсе, что было злым.Лирическая героиня в этом стихотворении вспоминает свою жизнь — всё, что в ней было хорошего и плохого, и понимает, что, сделав правильный выбор и оставаясь верной этому выбору. Мотив выбора здесь связан с уже упомянутой функцией самопознания лирической героини. Она смотрит на свою жизнь в ретроспективе и понимает, что выбрала свой путь верно, потому что до совершения этого выбора она не знала покоя, хотя сами по себе обстоятельства её жизни были гораздо менее трагическими:Вся душа мучительноПрочь уйти звала,А тоска язвительноГрудь мою рвала.Молодежь-то шумная,Весело как ей,Только я, безумная,Все с тоской моей.Будто веселиласяВ танцах, за игрой,А в душе молилася:«Боже, будь со мной».Несмотря на «танцы» и «игру» лирическая героиня не знает покоя, но выбрав нелёгкий путь служения Богу, она его обретает.Вместе с тем лирическая героиня Т. Гримблит не жалеет о сделанном выборе, даже в самые сложные моменты, как это видно по стихотворению «На дне»:Пусть жизнь мне разлукой, тюрьмою была,Но совесть везде сохраню,Она же негаснущий свет пролилаНа молодость, юность мою.Бегите же дни, и в заботах, в борьбе,Я жизнь и людей не виню;Не плачу наполненной мукой судьбе,А с радостью путь мой иду.Выше уже отмечалось, что мотив выбора в стихах Т. Гримблит связан не только с тем выбором, который совершает лирическая героиня, но также с её желанием быть избранной Богом для служения ему:Шестнадцати лет я молила тогда:«О Боже, меня избери,Возьми мои силы, пока молода,Крестом за Тебя подари.Пока еще чистое сердце моеИ мира не знает тревог,Возьми, и устроишь в нем Царство Твое,Тогда не приступит порок».Лирическая героиня Т. Гримблитне просто хочет следовать выбранному пути, она хочет, чтобы Бог выбрал её для служения себе. Эта мысль возникает в нескольких стихотворениях, что указывает на её значимость для Т.Гримблит. При этом сама по себе подобная просьба также представляет собой осознанный выбор: лирическая героиня понимает, что её путь будет нелёгким и потребует все её силы («возьми мои силы, пока молода»), но вместе с тем она готова к такому пути.Мотив выбора связан также с образом доли, судьбы, как, например, в стихотворении «Песня»:Не легкая доля нам в жизни досталась —Сидим за решеткой стальной,И холодно, голодно, некому вспомнитьО гибнущей жизни младой.С одной стороны, представление о «доле» связано скорее с отсутствием выбора, с другой, путь, который привёл лирическую героиню в место заключения, напрямую был связан с её собственным выбором, то есть «доля» — это отчасти то, что человек всё-таки может выбрать сам. Ситуация выбора используется в стихах Т. Гримблит также для того, чтобы показать, что свой жизненный путь она прошла, ясно понимая, что именно выбирает и от чего отказывается, т.е. здесь функция мотива выбора опять в том, чтобы более ярко охарактеризовать внутренний мир лирической героини. Примером такой ситуации выбора может послужить стихотворение «Разговор», в котором внутренний голос словно пытается отговорить лирическую героиню от её нелёгкого выбора:«Почему ты не хочешь смеяться и петь?Молодых твоих лет не губи,Пока сердце еще не устало гореть,Жизнь и радость ее полюби.Оторвись от забот и не мучай себя». Однако лирическая героиня не прислушивается к этим словам, потому что понимает:Развлеченьем, весельем его не зальешь,И смеяться над ним тяжело.Песни и веселье не помогут ей, потому что они будут только притворными, по-настоящему ей нужно совсем другое.Итак, подводя итог и на основе рассмотренных в этом параграфе стихотворений, можно заключить, что мотив выбора в поэзии Т. Гримблит используется для более яркой характеристики лирической героини, в целях анализа её убеждений и принципов, а также в целях самоанализа. ЗаключениеИсходя из поставленных во введении задач и с опорой на актуальность и цель исследования, мы пришли к следующим выводам.Мотив в художественном произведении представляет собой повторяющийся значимых элемент содержания текста. Мотив может быть связан с образами героев в эпических произведениях, с образами и символами в лирике. Выделяются мотивы, которые распространяются на одно произведение, на ряд произведений одного автора (в том числе на циклы), а также мотивы, которые находят своё отражение во многих произведениях мировой литературы.Мотив в художественном произведении может выполнять целый ряд функций: тематическую, структурную и структурообразующую, аксиологическую, гносеологическую и т.д. Каждая из этих функций способствует более полному раскрытию идеи произведения. Если мотив распространяется на несколько произведений одного автора или если само по себе произведение достаточно большое, мотив одновременно может выполнять несколько функций, делаясь внутренне более разнообразным.Мотив является простейшей повествовательной единицей, которая связывает образы, события и ситуации в произведении.Событием называют то, что произошло, явление, факт личной или общественной жизни. Ситуация представляет собой совокупность обстоятельств, положений, в которых находятся персонажи, а также соотношение между ними. События и ситуации могут использоваться для реализации значимых для конкретного автора мотивов.Мотив может быть представлен как посредством определённых лексем, связанных с ним (мотив зеркала через лексему «зеркало», мотив пути — через лексему «путь» и т.п.), кроме того, мотив может реализовываться через сюжетные ситуации, события.В стихах Т. Гримблит мотив выбора представлен как посредством различных лексем, так и через ситуации и образы, связанные с ситуацией или процессом выбора, то есть в её стихах задействуются все значения слова «выбор» и ассоциирующиеся с ними коннотации. Среди лексем, используемых для репрезентации мотива выбора используются как сама лексема «выбор», так и однокоренные (избрать, выбирать), а также синонимы и контекстные синонимы. Разнообразие форм репрезентации мотива выбора показывает, что данный мотив чрезвычайно важен для лирики Т. Гримблит.Мотив выбора в лирике Т. Гримблит позволяет более полно и ярко раскрыть образ лирической героини, показать, каковы её ценности и убеждения.Список использованных источниковБурмистрова С. В. Семантика сибирского хронотопа в лирике ТН Гримблит //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 6 (195).Бурмистрова С. В. Эпоха гонений на Церковь в зеркале русской литературы XX века: На материале лирики новомученицы Татьяны Гримблит //Богословский вестник. – 2017. – Т. 26. – №. 3-4. – С. 196-222.Выбор // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%92%D0%AB%D0%91%D0%9E%D0%A0Ежова Н. Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе ЛН Толстого «Анна Каренина» //Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2003. – №. 2. – С. 10-21.Житие и стихотворения мученицы Татианы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://martyr.ru/244-2012-09-24-12-44-34Иванникова С. Г., Хворова Л. Е. Мотив умиления и его репрезентация в творчестве ФМ Достоевского и СН Сергеева-Ценского //Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №. 9.Мелехова Г. Н. Подвиг московских монахинь в богоборческие годы (по материалам следственного дела) //Церковь. Богословие. История. – 2018. – С. 146-154.Неклюдов С. Ю. Мотив и текст //Язык культуры: семантика и грамматика. К. – 2004. – С. 1923-1996.Ничипоров И. Поэтический мир Татьяны Гримблит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klin-troicksobor.cerkov.ru/poeticheskij-mir-tatyany-grimblit/Ничипоров И. Татьяна Николаевна Гримблит (мц. Татиана; 1903–1937)— человек неординарной итрагической судьбы.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mepar.ru/library/vedomosti/90/2141/Пигорева О. В. Судьбы православных женщин в Советской России в 1920-1930-е годы в условиях политических репрессий //Viaintempore. История. Политология. – 2020. – Т. 47. – №. 3.Саморукова Я. А. Смысловая структура художественного концепта и способы ее экспликации (на примере художественного концепта «самоубийство» в произведениях Л. Андреева, В. Набокова, Г. Газданова) //Андреева, В. Набокова, Г. Газданова: дис.... канд. филол. наук. – 2009. – Т. 10. – №. 01.Силантьев И. и др. Мотив как проблема нарратологии //Критика и семиотика. – 2002. – №. 5. – С. 32-60.Силантьев И. Поэтика мотива. – Litres, 2018.Словарь синонимов русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://synonymonline.ru/Суровцева Е. В. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙ НОВОМУЧЕНИКОВ: НА МАТЕРИАЛЕ ТРЁХ ВАРИАНТОВ ЖИТИЯ ТАТЬЯНЫ ГРИМБЛИТ (К ВОПРОСУ О ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖИТИЙНОГО ЖАНРА) //НАУКА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. – 2019. – С. 63-67.Толковый словарь Ефремовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremovaУшакова О. Н. Образная репрезентация мотива изгнанничества в эмигрантской поэзии ГВ Иванова: традиционное и новаторское //Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23. – №. 4.Фаезова Л. Р. Художественная репрезентация мотива странничества в прозе М. Юныса //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. – №. 1.Чижикова О. В., Яновская И. В. Мотив перформативного слова в поэзии Арсения Тарковского //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 12-3 (78).Шанталина Ю. А. Речевая репрезентация мотива движения в поэзии НС Гумилева:(лингвокогнитивный аспект). – 2007.
2. Бурмистрова С. В. Эпоха гонений на Церковь в зеркале русской литературы XX века: На материале лирики новомученицы Татьяны Гримблит //Богословский вестник. – 2017. – Т. 26. – №. 3-4. – С. 196-222.
3. Выбор // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%92%D0%AB%D0%91%D0%9E%D0%A0
4. Ежова Н. Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе ЛН Толстого «Анна Каренина» //Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2003. – №. 2. – С. 10-21.
5. Житие и стихотворения мученицы Татианы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://martyr.ru/244-2012-09-24-12-44-34
6. Иванникова С. Г., Хворова Л. Е. Мотив умиления и его репрезентация в творчестве ФМ Достоевского и СН Сергеева-Ценского //Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №. 9.
7. Мелехова Г. Н. Подвиг московских монахинь в богоборческие годы (по материалам следственного дела) //Церковь. Богословие. История. – 2018. – С. 146-154.
8. Неклюдов С. Ю. Мотив и текст //Язык культуры: семантика и грамматика. К. – 2004. – С. 1923-1996.
9. Ничипоров И. Поэтический мир Татьяны Гримблит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klin-troicksobor.cerkov.ru/poeticheskij-mir-tatyany-grimblit/
10. Ничипоров И. Татьяна Николаевна Гримблит (мц. Татиана; 1903–1937) — человек неординарной и трагической судьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mepar.ru/library/vedomosti/90/2141/
11. Пигорева О. В. Судьбы православных женщин в Советской России в 1920-1930-е годы в условиях политических репрессий //Via in tempore. История. Политология. – 2020. – Т. 47. – №. 3.
12. Саморукова Я. А. Смысловая структура художественного концепта и способы ее экспликации (на примере художественного концепта «самоубийство» в произведениях Л. Андреева, В. Набокова, Г. Газданова) //Андреева, В. Набокова, Г. Газданова: дис.... канд. филол. наук. – 2009. – Т. 10. – №. 01.
13. Силантьев И. и др. Мотив как проблема нарратологии //Критика и семиотика. – 2002. – №. 5. – С. 32-60.
14. Силантьев И. Поэтика мотива. – Litres, 2018.
15. Словарь синонимов русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://synonymonline.ru/
16. Суровцева Е. В. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙ НОВОМУЧЕНИКОВ: НА МАТЕРИАЛЕ ТРЁХ ВАРИАНТОВ ЖИТИЯ ТАТЬЯНЫ ГРИМБЛИТ (К ВОПРОСУ О ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖИТИЙНОГО ЖАНРА) //НАУКА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. – 2019. – С. 63-67.
17. Толковый словарь Ефремовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova
18. Ушакова О. Н. Образная репрезентация мотива изгнанничества в эмигрантской поэзии ГВ Иванова: традиционное и новаторское //Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23. – №. 4.
19. Фаезова Л. Р. Художественная репрезентация мотива странничества в прозе М. Юныса //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. – №. 1.
20. Чижикова О. В., Яновская И. В. Мотив перформативного слова в поэзии Арсения Тарковского //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 12-3 (78).
21. Шанталина Ю. А. Речевая репрезентация мотива движения в поэзии НС Гумилева: (лингвокогнитивный аспект). – 2007.