Фрагмент для ознакомления
Заключение системы договоров и соглашений между Ираком и Иракским Курдистаном. Эта система должна вовлекать в мирное взаимодействие все страны на Ближнем Востоке или большинство азиатских стран, ведь конфликт способен отрицательно повлиять на благополучие всего региона в целом. Жесткое конфликтное отделение Иракского Курдистана способно спровоцировать целый ряд новых территориальных столкновений. Чем больше число стран будет заинтересовано в сохранении мира в автономии, тем меньше вероятность начала вооруженного конфликтас целью сепарации в регионе. Вполне вероятно, что к решению вопроса Иракского Курдистана неизбежно придется привлекать международные миротворческие войска. Мирное урегулирование конфликта – повышение экономического благосостояния Иракского Курдистана. Живущий в материальном достатке народ весьма сложно спровоцировать на войны, вооруженные конфликты и революции. Одним из путей повышения экономического благосостояния автономии является разработка минеральных и нефтяных месторождений на ее территориях. Такая деятельность принесет доход от реализации добытого сырья, простимулирует инвестиционные потоки в экономику области, обеспечит курдов новыми рабочими местами, даст толчок к развитию общественной жизни. [3]Идея автора в решении этой проблемы заключается в следующем: Во избежание войны среди иракского народа и обеспечения его безопасности, (как и население бывшего чехословацкого государства) стороны должны понимать, что мирное сосуществование лучше войны и кровопролития. По словам некоторых политиков, это не распад, а исправление исторической ошибки после заключения соглашения СайксаПико в 1916 году, которое вынудило народ Курдистана жить в иракском государстве. Дальнейшее развитие ситуации – в Иракском Курдистане представляется как развитие этой автономии в рамках существующего Ирака. [4]Участие курдского народа в международных глобальных процессах вполне возможно и даже желательно, ведь каждый народ имеет право на самостоятельное определение вектора своего развития. Даже Устав Организации Объединенных Наций, который принял свои решения на конференции в Сан-Франциско в 1945 году, содержал четкое положение о праве народов на самоопределение. Несмотря на улучшение ситуации с курдами в Ираке, проблемы между Региональным правительством Курдистана и правительством Багдада остаются актуальными: Самая значимая проблема – спорные районы. Эти районы включают в себя город Киркук, Салах ад-Дин, Дияла и часть города Ниневии. Региональное правительство Курдистана (КРГ) считает эти районы частью Курдистана, Конституция Ирака сформировала комитет в соответствии со статьей 140 для решения этой проблемы. Но эта проблема еще не решена. [6]С 2003 года и по сей день несмотря на многочисленные договоренности между региональным правительством Курдистана и Багдадом, ни одна из сторон пока не достигла окончательного решения этого вопроса.Присутствие вооруженных сил (пешмерга) в Курдистане. Курдский народ не готов говорить о пешмерге, потому что все они рассматривают эти силы как символ борьбы курдского народа на протяжении последнего столетия и до наших дней. Иракские политики должны в первую очередь осознать, что прогресс в Ираке возможен только мирным путем. В данной статье мы привели возможные решения для урегулирования настоящего вопрос.3.2Социальная ответственность экономических и транснациональных структур в содействии миру на Ближнем ВостокеБольшинство конфликтов на Ближнем Востоке, появившихся в последние годы, являются, по сути, гражданскими войнами, а не межгосударственными конфликтами. Этот факт сильно осложняет принятие решений Советом Безопасности ООН по размещению на территории этих государств миротворческих контингентов. Во время гражданской войны стороны борются за политическую власть в стране, которую в отличие от территории, не так-то просто разделить между враждующими сторонами. В таких войнах победитель получает все, что мотивирует враждующих продолжать борьбу до конца. В то же время другие региональные и глобальные акторы продолжают оказывать поддержку непосредственным участникам конфликта, что укрепляет их в желании бороться. Естественно, это только намного усложняет, если вообще не приводит к невозможности размещения миротворческих миссий ООН в регионе.Сегодня транснациональные компании (ТНК) приобретают все большее влияние в мировых процессах. Их деятельность не ограничивается финансовой, производственной и торговой сферами, ТНК также активно участвуют в политике, военной, научно-технической, технологической и сферах. Для ТНК, как для компании имеющей производственные мощности в нескольких государствах, основной целью является извлечение максимальной прибыли от коммерческой деятельности всему миру. Данная 267 цель реализуется, как правило, путем расширения сфер влияния, что открывает для ТНК новые сырьевые базы и рынки сбыта продукции, позволяя устранять конкурентов и приумножать капиталы. Разгоревшаяся гражданская война в Сирии и расцвет терроризма на территории Ближнего Востока, являются в значительной мере следствием борьбы за Европейский рынок сбыта энергоресурсов. Для того, чтобы внимательно разобраться в сложной комбинации игроков, нам необходимо обратиться к событиям 2014 года, когда внимание мировой общественности всецело было привлечено к украинскому конфликту и обострению отношений России и Евросоюза. [6]Летом этого года в условиях затянувшегося украинского кризиса и уже традиционных транзитных проблем между «Нафтогазом» и «Газпромом» на Европейский рынок пожелали вернуться Иранские газовые компании. Так, в августе заместитель министра нефти Исламской республики Али Маджеди сообщил о готовности Тегерана поставлять газ в Евросоюз по трубопроводу «Набукко», фактически предлагая реанимировать старый проект газопровода.По словам Али Маджеди, иранский газ является единственной конкурентоспособной альтернативой для Евросоюза. Без топлива из Исламской республики газопровод будет бесполезным, убеждён чиновник, поскольку топлива, добываемого на азербайджанском месторождении «Шах Дениз», недостаточно для заполнения «Набукко». Сам трубопровод «Набукко», по которому Иран предложил в 2014 году поставлять газ в Европу, предполагал поставки топлива из Азербайджана, Ирака и Туркмении в обход России. Стоимость проекта изначально оценивалась в 7,9 млрд. долларов, затем она увеличилась почти вдвое – до 14 млрд. евро. Планировалось, что пропускная способность «Набукко» составит 26–32 млрд. кубометров газа в год. Подготовка проекта велась с 2002 года, начало строительства газопровода было намечено на 2011 год, а окончание – на 2014 год. Первоначально проект трубопровода «Набукко», предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006 году в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы было принято решение изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана. После чего Иран начал самостоятельное строительство газопровода до границы с Турцией. Проект стоимостью около 1,6 млрд. долл. предполагал, что иранский газ будет доставляться в Турцию для последующей продажи европейским потребителям. В дальнейшем реализация «Набукко» откладывалась из-за разногласий с потенциальными экспортёрами топлива. По этой причине сроки запуска проекта сначала были перенесены на 2018 год, а в 2013 году было принято полностью отказаться от этого проекта. Наиболее приоритетным для поставок альтернативного российскому топливу в Евросоюз стал Трансадриатический газопровод. [17]Этот проектируемый трубопровод для транспортировки природного газа из Прикаспия и с Ближнего Востока в Западную Европу. По замыслам его разработчиков, предполагается, что газ будет поступать через Трансадриатический газопровод в обход России – из Каспийского региона через Северную Грецию, Албанию, Адриатическое море (оффшорная часть) на юг Италии, где будет происходить стыковка трубопровода с существующей сетью газоснабжения. Маршрут газопровода протяжённостью 520 км. Разработка проекта принадлежит трем компаниям – швейцарской EGL, норвежской Statoil и немецкой E.ON Ruhrgas. Предполагаемая мощность газопровода – 10 млрд. кубических метров в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 20 миллиардов.[11]В сентябре 2014 года, президент Исламской Республики Хасан Роухани заявил своему австрийскому коллеге Хайнцу Фишеру в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН, что «в свете российско-украинского газового конфликта Иран предлагает Европе надежный источник газа». Правительство в Тегеране готово экспортировать свои богатые запасы газа через Австрию в Европу. Ответная реакция Европы не заставила себя долго ждать. Желание европейцев найти серьезную альтернативу российскому газу является мощным фактором европейской экономической политики. [6]Как сообщило агентство Reuters, в Евросоюзе всерьез рассматривают вопрос о поставках газа из Ирана. «Иран входит в число наших главных приоритетов как одна из среднесрочных мер, которые помогут снизить зависимость от российских поставок газа. Иранский газ может легко поступать в Европу. Наметилось явное политическое сближение между Тегераном и Западом». Сразу после официальных заявлений первых лиц Ирана, республику стали активно посещать представители европейских компаний, с целью обсудить возможные маршруты экспорта газа. Первоначально Иранская сторона наиболее оптимальным вариантом поставки своего голубого топлива рассматривала турецкий газопровод. Однако в данном регионе не существует достаточно развитой газопроводной инфраструктуры. Пропускная способность уже существующего турецкого газопровода Тебриз-Анкара не позволяет прокачивать большие объемы топлива. В это время обсуждалось ещё несколько вариантов доставки иранского газа в Европу: через Сирию, Ирак, Чёрное море и Кавказ. Также, был предложен вариант транзита газа в Европу с помощью танкеров.Поэтому интересы транснациональных компаний стоят за вооруженными конфликтами и государственными переворотами в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. По масштабам своей деятельности ведущую роль в мировых политических процессах занимают ТНК США. В их число входит крупнейшая в мире частная нефтегазовая корпорация «Эксон Мобил» («ExxonMobil»), основанная в 1999 году в результате слияния двух компаний «Эксон» и «Мобил». [13]Компания ведет добычу на всех континентах и поставляет продукцию почти во все страны мира. «Компания располагает участками недр, на которых ведет геологоразведку и добычу, в 36 странах и осуществляет разработку месторождений в 24 странах. «Эксон Мобил» является совладельцем 38 НПЗ в 21 стране и реализует свою продукцию через автозаправочную сеть, насчитывающую более 32000 станций технического обслуживания». С момента основания «Эксон Мобил» ее интересы устремлены на богатые месторождения нефти и газа в странах Ближнего Востока. Увеличение объемов добычи ресурсов в данном регионе не является единственной целью корпорации. Приобретение прав на разработку ближневосточных месторождений позволит «Эксон Мобил» устранить конкурентов в лице крупнейших российских нефтегазовых компаний. Основным механизмом достижения целей американских ТНК является их участие во внешней политике США посредством лоббирования своих интересов.[6] В США существует три узаконенных на государственном уровне способа лоббирования интересов, среди них: «Сбор денег на избирательную кампанию (фандрайзинг); обеспечение должностного лица высокооплачиваемой работой после окончания срока его полномочий; оказание консалтинговых, просветительских и образовательных услуг». «Эксон Мобил» обеспечивает поддержку своих интересов путем финансирования избирательных кампаний президентов и через сотрудничество с так называемыми «мозговыми центрами» (think tanks). «Мозговые центры» в США представляют собой некоммерческие организации, занимающиеся политическими исследованиями. Деятельность таких центров направлена исключительно на обеспечение американских интересов. [7]Одним из наиболее влиятельных «мозговых центров» США является Институт Гувера. Данная организация действует на базе Стэндфордского университета и финансируется крупными предприятиями, в том числе компанией «Эксон Мобил». Одна из функций Института состоит в подготовке республиканских парламентариев, а также сотрудников для служб президента. 43-й президент США Джордж Буш мл., известный вводом американских войск в Ирак, был подготовлен профессорами института Гувера при содействии декана Стэндфордского университета Кондолизы Райс, которая в период президентства Джорджа Буша мл. занимала пост советника президента по национальной безопасности (2001–2005 гг.) и пост Госсекретаря (2005–2009 гг.). Цели по вторжению в Ирак достигались «Эксон Мобил» не только взаимодействием с институтом Гувера, но и спонсированием предвыборной кампании Джорджа Буша мл. Механизм финансирования кандидатов в президенты США основан на принципе предоставления денежных средств в фонд кандидата взамен на обязательство лоббировать интересы спонсора в результате победы. Таким образом, война в Ираке представляет собой один из примеров реализации данного принципа. Финансовая помощь «Эксон Мобил» кандидату от республиканской партии Джорджу Бушу мл. способствовала его избранию на пост президента США. Далее «удобный» для американских ТНК президент повернул внешнюю политику в сторону Ближнего Востока, а именно Ирака, обладающего богатыми нефтяными месторождениями, в обладании которыми непосредственно заинтересована компания «Эксон Мобил». [6]Результат вторжения в Ирак в 2003 г. обозначился незамедлительным увеличением прибыли компании. Согласно отчету о доходах «Эксон Мобил» в первом квартале 2003 года, доходы компании выросли втрое. На прибыли отразился рост цен не только на нефть, но и на газ. Повышение доходов было вызвано опасениями, что поставки нефти будут сокращены из-за войны в Ираке. Несмотря на сложное положение в Ираке, в настоящее время продолжаются разработки нефтяных месторождений. В 2009 году состоялся тендер на разработку крупных нефтяных месторождений Ирака. [3]«Эксон Мобил» получил право на разработку одного из крупнейших месторождений нефти – Западной Курны, где компания заинтересована в наращивании объемов добычи. За вооруженным конфликтом в Сирии также стоят интересы «Эксон Мобил». Целью конфликта является свержение легитимной власти, что 269 позволит сделать территорию Сирии открытой для поставок газа из Катара в страны Европы. Компания «Эксон Мобил» вместе с «Катар Петролеум» ведет разработку крупнейшего катарского месторождения природного газа «Северный». Компаниям принадлежат совместные проекты по строительству газопроводов и поставке газа на внутренний и внешний рынки. Согласно официальной информации «Эксон Мобил» в сотрудничестве с «Катар Петролеум» вышел на такие традиционные рынки сжиженного газа в Азии, как Япония и Корея, а также реализовал новые возможности в Европе и США. Более того влияние «Эксон Мобил» в Катаре не ограничивается совместной деятельностью с местными предприятиями. Компания также сотрудничает с правительственными структурами Катара, преследуя совместные цели выхода на новые рынки сбыта природного газа. Однако извлечению прибыли из данного региона мешает преобладание поставок газа в Европу российскими компаниями и необходимость проведения газового трубопровода через территорию Сирию, на что не согласны официальные сирийские власти. [18]Сирийский конфликт — это противоборство «старых» и «новых» глобальных/транснациональных корпораций. Сирийские недра содержат следующие минеральные ресурсы, часть которых идет на экспорт: нефть, газ, фосфаты, фосфориты, хром, уран, железо, марганец, свинец, сера, асбест, медь, доломит, известняк, туф, базальт, каменная поваренная соль. Имеются крупные запасы пресной воды: прежде всего в реках Евфрат (Евфратская ГЭС дает до 70 % электроэнергии страны) и Хабур, а также в озере Эль-Асад (длина 80 км, ширина 8 км). Тройка экспортных приоритетов: нефть, газ (основные месторождения расположены на северо-востоке страны), фосфориты (Сирия — крупнейший экспортер фосфоритов, основное месторождение — район города Хнейфис близ Пальмиры). Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) находятся в городах Банияс и Хомс. В Сирии осуществляли различные проекты в нефтегазовой сфере следующие западные компании: Pecten — «дочка» англо-датской Shell, Marathon — американская (Техас, основана в 1897 г.), Devon Energy (США, Оклахома), а также Shell-LF-Тотаl, Rathon, Тоlо, Petro-Canada, канадская Stratk, DNOS Норвегии. Сирия начала привлекать иностранные компании к участию в добыче нефти на своих месторождениях с 1974 г., после того как в 1970 г. к власти в результате военного переворота пришел генерал Хафез Асад. До этого иностранные компании, в частности американо-канадская компания «Конкордия» (1959), также участвовали в разведке минеральных богатств Сирии, но не в таком количестве и масштабах. К середине 1980-х годов Pecten и Marathon получили в разработку значительную часть нефтеносных районов Сирии. Большая часть западных компаний оставила Сирию в 2005–2011 гг., в основном из-за последовательно введенных Евросоюзом десяти пакетов санкций. Санкции налагались из-за нарушений прав человека в Сирии, выявленных соответствующими структурами ЕС.В числе прочих санкций был и запрет на сотрудничество с сирийскими нефтяными компаниями Syria Trading Oil (Sytrol), General Petroleum Corporation (GPC) и Al Furat Petroleum Company. На смену западным компаниям в 2005–2010 гг. в Сирию пришли хорватская INA и несколько российских компаний: «Газпром» («Стройтрансгаз», «Газпромнефть»), «Союзнефтегаз», «Татнефть», «Истмедгруп», «Трубная металлургическая компания». В апреле 2016 г. президент Б.Асад предложил ряду российских компаний участвовать в восстановлении нефтегазовой отрасли, почти полностью разрушенной войной. Предложения получили: «Зарубежнефть», «Газпромнефть» (вновь) и «ЛУКойл». [4]А теперь — «привязка к местности» основных нефтегазовых проектов указанных российских компаний: 1) Пальмира, основной нефтегазоносный район Сирии, основа ее экономики — строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ) с циклом более 2 млрд куб. м очищенного газа в год; 2) Ракка — строительство ГПЗ с годовой мощностью более 1 млрд куб. м. и более 40 тыс. тонн сжиженного природного газа; 3) разведка и бурение на нефть в районе города Латакия, в том числе на шельфе (планируется полноценная российская военная база на основе находящегося возле Латакии опорного пункта российских Военно-космических сил — аэропорта Хмеймим); 4) Хомс — разведка, добыча газа, строительство экспортного трубопровода (в начале 2011 г. было обнаружено новое газовое месторождение мощностью 400 тыс. куб. м в сутки, бурение началось в 2013 г.), в 2009 г. в 50 км от Хомса построен мощный ГПЗ («Стройтрансгаз»); 5) реализация проекта «Концепция четырех морей» (предложен Б.Асадом в 2011 г.), т.е. соединение трубопроводами месторождений Каспия (Азербайджан), Персидского залива Аравийского моря (Иран), Черного и Средиземного морей (Турция, Сирия); трубопроводы этого проекта, которые должны были строиться российскими компаниями, по территории Сирии должны были пройти через Алеппо, Хомс и Дамаск; 6) российская компания «Истмедгруп» реализует с мая 2014 г. соглашение на разведку и добычу нефти в сирийских территориальных водах вблизи города Тартус с объемом инвестиций до 2019 г. примерно в 90 млн долларов (в Тартусе находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ России). [19]В середине апреля 2016 г. президент Сирии Б.Асад пообещал предоставить максимальные преференции российским компаниям в строительной и нефтегазовой сферах. Не составит труда припомнить, где именно проходили основные битвы Сирийского конфликта 2011–2016 гг. — в подавляющем большинстве вышеуказанных локусов территории Сирийской Арабской Республики.Поэтому, преследуя цели устранения российской конкуренции путем свержения президента Башара Асада и создания «буферных зон» на территории Сирии для поставок газа в Европу, в 2011 году был развязан Сирийский конфликт. Сирийскому конфликту предшествовало избрание Барака Обамы на пост президента США в 2008 г., где самым крупным спонсором его предвыборной кампании снова выступила «Эксон Мобил». Из этого можно сделать вывод, что ближневосточная политика США в период правления Барака Обамы является результатом финансовой поддержки его предвыборной кампании. Далее была принята стратегия антикризисного управления 2011– 2012 гг., ориентированная на увеличение мирового экспорта. Одним из примеров ее реализации явилась закупка при помощи Турции нефти у запрещенной в России организации «Исламское государство». Перепродажа нефти производилась по заниженным ценам, что позволило демпинговать мировые цены на нефть. Данная политика оказалась выгодной для «Эксон Мобил», поскольку усилила ее позиции как крупнейшей нефтегазовой ТНК в мире, ослабив менее влиятельные нефтяные компании. С другой стороны, несмотря на проведение активной дестабилизирующей политики в Сирии, действия США, за которыми стоят ТНК, 270 столкнулись с российским противостоянием, что не позволяет в настоящее время говорить о существенной выгоде для «Эксон Мобил». [20]Подводя итоги, необходимо отметить, что ближневосточная политика США осуществляется под существенным влиянием ТНК. Но она не представляет собой лишь односторонне влияние крупнейших ТНК на принятие внешнеполитических решений. Власти США также имеют свои интересы, которые, как правило, пересекаются с интересами крупных предпринимателей. Позицию США на Ближнем Востоке отражает мнение бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который отметил следующее: «Американцы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее исчерпать углеводороды Ирана, Ближнего Востока, России и сохранить свои ресурсы нефти на Аляске. Их экономика работает на дешевой энергии». Экономическое развитие для США является не первоочередной целью в разжигании конфликтов на Ближнем Востоке. Открытый доступ США к месторождениям нефтегазовых ресурсов превратит США в единственную сверхдержаву, устранив Россию и Китай. Такое положение позволит США диктовать свои условия всем государствам мира.ЗаключениеИсходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:На протяжении многих веков на Ближнем Востоке пересекались и сталкивались стратегические, экономические и религиозные интересы самых влиятельных государств мира. Сегодня ситуация остается неизменной, что делает происходящие там конфликты очень трудноразрешимыми. Именно ввиду большого числа заинтересованных сторон крайне сложно добиться эффективного урегулирования конфликтов или же эффективной работы миротворческих миссий ООН на Ближнем Востоке.Наиболее ярким примером служит арабо-израильский конфликт. Помимо двух противоборствующих сторон, государства Израиль и палестинских арабов, в конфликт на разных этапах были вовлечены в разной степени разные арабские государства, Великобритания, США, СССР (Россия), Иран, а также группировки ХАМАС, Хезболла и т.д. Ведя разговор о путях урегулирования религиозных конфликтов, к сожалению, приходится отмечать, что поскольку религиозные конфликты есть конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер и легко провоцируемы, то они практически не поддаются урегулированию.История учит, что достижение сторонами религиозного конфликта своих целей невозможно одними лишь силовыми средствами. Однако попытки силового урегулирования межконфессиональных конфликтов до сих пор являются, пожалуй, единственным эффективным средством решения этой проблемы (например, Балканский кризис, проблема Нагорного Карабаха, афгано-таджикский «узел», курдская проблема в Турции, война в Чечне).В то же время опыт показывает, что одним из путей их решения является преобразование возникших на религиозной почве "конфликтов ценностей" в "конфликты интересов", – т. е.отфильтровывание главных причин конфликта от мировоззренческого антагонизма конфликтеров. Но в случае "чистых" религиозных конфликтов требуется длительный процесс формирования новой ценностно-религиозной терпимости и готовности к диалогу.Практика показывает, что важнейшими предпосылками и одновременно условиями урегулирования конфессиональных конфликтов могут быть:восстановление режима устойчивого развития;дегеополитизация конфликта.Первое условие предполагает восстановление в границах конфликтной территории дееспособности государственной власти, эффективность которой в данной ситуации определяется не столько степенью демократичности политического режима, сколько его способностью восстановить в пределах своей компетенции состояние гражданской правоответственности. Восстановление режима устойчивого развития должно сопровождаться явной тенденцией к позитивному изменению социально-экономического положения всех втянутых в конфликт конфессиональных групп (общностей), независимо от их принадлежности к сторонам конфликта.Второе условие предполагает предварительно согласованный паритетный отказ заинтересованных «внешних сил» от государственно-дипломатической, военной, политической и информационной форм геополитического вмешательства в конфликт, при сохранении стратегии геоэкономической (например, инвестиционной) экспансии.Это сочетание позволяет удовлетворить интересы как внешних, так и внутренних субъектов данного конфликта, а общим результатом такого подхода становится стабилизация ситуации и укрепление структуры безопасности в регионе, в том числе и повышение уровня конфессиональной толерантности.Список используемой литературыЕлацков, А.Б. Общая геополитика. Вопросы теории и методологии в географической интерпретации. – М.: Инфра-М, 2017. – 252 с.Михайлов, А.Г. Геополитика и финансы. Генезис экономической стратегии. – М.: Столица, 2016. – 252 с.Филатов, А.С. Россия и мир. Геополитика в цивилизационном измерении. – М.: Проспект, 2019. – 350 с.Карякин, В.В. Международные отношения. – М.: Граница, 2018. – 432 с.Цымбурский, Р.А. Россия - Цивилизация и ее геополитика. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 144 с.Цымбурской, В.П. Международные отношения. – М.: Книжный мир, 2016. – 496 с.Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учебник для академического бакалавриата. – М.:Проспект, 2016. – 320 с.Вячеслав Мотяшов. Международные отношения. – М.: Книга и бизнес, 2019. – 5000 с.Смирнов, И.А. Геополитика. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.Кефели, Д.И. Ближневосточный вектор глобальной геополитики. Монография. – М.: Юрайт, 2018. – 274 с.Гаджиев, К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 1. 2018. – 432 с.Сорокин, К..Э. Геополитика современности и геостратегия. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2018. – 168 с.Кислицын С.А., Петрова С.В., Репинская О.В. Проблемы прикладной геополитики. – М.:Юрайт, 2016. – 416 с.Мартынов, Т.В. История международных отношений. – М.: МГИМО-Университет, Российская политическая энциклопедия, 2017. – 336 с.Можайскова И.П. Рыночные связи и денежные отношения в многовековых циклах Западной и русской цивилизаций. – М.: Международные отношения, 2019. – 478 с.Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. Под ред. Николаевой И.П., Шаховской Л.С. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 750 с.Павлов, А.Е. История международных отношений. – М.: Международные отношения, 2019. – 800 с.Пашковская, Ю.П. Мировая экономика. – М.: Синергия, 2019. – 528 с.Петрова, А.Н. Проблемы современных миграционных кризисов. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2019. – 424 с.Писарева, М.П. Конспект лекций. Мировая экономика. – Воронеж: Научная Книга, 2019. – 650 с.
1. Елацков, А.Б. Общая геополитика. Вопросы теории и методологии в географической интерпретации. – М.: Инфра-М, 2017. – 252 с.
2. Михайлов, А.Г. Геополитика и финансы. Генезис экономической стратегии. – М.: Столица, 2016. – 252 с.
3. Филатов, А.С. Россия и мир. Геополитика в цивилизационном измерении. – М.: Проспект, 2019. – 350 с.
4. Карякин, В.В. Международные отношения. – М.: Граница, 2018. – 432 с.
5. Цымбурский, Р.А. Россия - Цивилизация и ее геополитика. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 144 с.
6. Цымбурской, В.П. Международные отношения. – М.: Книжный мир, 2016. – 496 с.
7. Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учебник для академического бакалавриата. – М.:Проспект, 2016. – 320 с.
8. Вячеслав Мотяшов. Международные отношения. – М.: Книга и бизнес, 2019. – 5000 с.
9. Смирнов, И.А. Геополитика. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
10. Кефели, Д.И. Ближневосточный вектор глобальной геополитики. Монография. – М.: Юрайт, 2018. – 274 с.
11. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 1. 2018. – 432 с.
12. Сорокин, К..Э. Геополитика современности и геостратегия. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2018. – 168 с.
13. Кислицын С.А., Петрова С.В., Репинская О.В. Проблемы прикладной геополитики. – М.:Юрайт, 2016. – 416 с.
14. Мартынов, Т.В. История международных отношений. – М.: МГИМО-Университет, Российская политическая энциклопедия, 2017. – 336 с.
15. Можайскова И.П. Рыночные связи и денежные отношения в многовековых циклах Западной и русской цивилизаций. – М.: Международные отношения, 2019. – 478 с.
16. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. Под ред. Николаевой И.П., Шаховской Л.С. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 750 с.
17. Павлов, А.Е. История международных отношений. – М.: Международные отношения, 2019. – 800 с.
18. Пашковская, Ю.П. Мировая экономика. – М.: Синергия, 2019. – 528 с.
19. Петрова, А.Н. Проблемы современных миграционных кризисов. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2019. – 424 с.
20. Писарева, М.П. Конспект лекций. Мировая экономика. – Воронеж: Научная Книга, 2019. – 650 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретико-методологические подходы существуют при решении религиозных конфликтов?
При решении религиозных конфликтов существует несколько теоретико-методологических подходов, таких как диалог, медиация, судебные процессы, политические соглашения и другие. Однако, каждый конфликт требует индивидуального подхода и использования соответствующих механизмов.
Какие исторические факторы способствовали возникновению международных конфликтов в ближневосточном регионе?
Возникновение международных конфликтов в ближневосточном регионе было обусловлено различными историческими факторами, такими как национализм, колониальное прошлое, споры о границах, межконфессиональные разногласия и другие. Взаимодействие этих факторов привело к сложной и напряженной ситуации в регионе.
Какие особенности и тенденции протекания конфликтов можно выделить в ближневосточном регионе?
Особенности и тенденции протекания конфликтов в ближневосточном регионе включают политические и религиозные составляющие, вмешательство внешних сил, сложные этнические отношения, территориальные споры и использование насилия в решении разногласий. Также можно отметить постепенный рост важности религиозных факторов в конфликтах.
Какие способы и методы используются для урегулирования религиозных конфликтов?
Для урегулирования религиозных конфликтов используются различные способы и методы, включая диалог, сотрудничество, медиацию, судебные процессы, политическое взаимодействие и другие. Важно выбрать подходящий механизм в зависимости от конкретного конфликта и обеспечить участие всех заинтересованных сторон в процессе урегулирования.
Какие теоретико-методологические подходы существуют к решению религиозных конфликтов?
Существуют различные теоретико-методологические подходы к решению религиозных конфликтов, например, конструктивизм, интеркультурный подход, диалогический подход, медиация и т. д.
Какие исторические предпосылки и факторы способствовали возникновению международных конфликтов в ближневосточном регионе?
Исторические предпосылки и факторы, способствующие возникновению международных конфликтов в ближневосточном регионе, включают колониальное прошлое, национальные и религиозные разногласия, геополитическую борьбу за ресурсы, конфликты интересов соседних государств и др.
Какие особенности и тенденции протекают в конфликтах в ближневосточном регионе?
В конфликтах в ближневосточном регионе можно выделить такие особенности и тенденции, как сильное влияние религиозных факторов, эскалация насилия, наличие международного вмешательства, сложность и долготрачность урегулирования и др.
Какие способы и методы существуют для урегулирования религиозных конфликтов?
Для урегулирования религиозных конфликтов используются различные способы и методы, такие как межрелигиозный диалог, медиация, дипломатические переговоры, создание международных организаций и др.
Какие теоретические концепты существуют для механизмов урегулирования религиозных конфликтов?
Существуют различные теоретические концепты для механизмов урегулирования религиозных конфликтов, такие как теория политической психологии, теория социального консенсуса, теория тактического вмешательства и др.
Что предполагает механизм урегулирования религиозных конфликтов в ближневосточном регионе?
Механизм урегулирования религиозных конфликтов в ближневосточном регионе предполагает использование различных теоретико-методологических подходов, анализ исторических предпосылок и факторов, а также применение специфических способов и методов, направленных на достижение мира и согласия.