Методы коррекции нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 22.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие нарушение сенсорной интеграции, механизмы ее становления в раннем возрасте 5
1.2 Использование метода сенсорной интеграции для детей с нарушениями речи 13
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Обследование речи детей 2-3 лет с нарушениями сенсорной интеграции 18
2.2 Упражнения сенсорно-интегративной коррекции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Замены звука [ч] на смягченный звук [т]; [г] на [к]; [д] на [т].Свистящие пропускались или заменялись у 7 (70%) детей. Шипящие пропускались или заменялись у 9 (90%) детей (Приложение 3).Сонорные [л] и [р] звуки пропускались почти у всех детей (Гордея М., Ани В., Семёна В., Стаса Х., Саши к., Вити В., Евы А.) и заменялись (замена звука [л] на [й] – у и Тимофея К., звук [л] на смягченный звук [л] – у Димы .; [р] на смягченный звук [л] – у Анжелики П.). Уровни произносительной стороны речи у детей представлены Приложении 4. Из таблицы видно, что у Гордея М., Ани В., Стаса Х., Саши К., Вити В., Димы Д., Тимофея К., - низкий уровень. У Семёна В., Анжелики П., и Евы А., - средний уровень произносительной стороны речи. Результаты исследования звукопроизношения показали, что у детей в группе средний (30%) и низкий (70%) уровни звукопроизносительной стороны речи, это обозначено на рисунке 3.Рис. 3 Уровень развития звукопроизносительной стороны речи, (%)Некоторые дети произносят больше звуков менее отчетливо, другие - меньше, но более отчетливо. В группе встречаются полиморфные нарушения и чаще фонологический тип звукового произношения.Фонематическая сторона речи у большинства детей плохо сформирована. После повторения 3 человека (30%) смогли определить, «что звучит», дети не справились со словами-паронимами, что соответствовало возрастной норме.Так, в группе детей (до обучения) по результатам обследования видно, что общая моторика находится в пределах возрастной нормы, и нет ни одного ребенка с низким уровнем. При изучении мелкой моторики на высоком уровне только один ребенок из детей имеет средний и низкий уровень развития мелкой моторики. Звукоизвлечение у детей в основном находится на низком уровне и на среднем уровне, что также зависит от возрастных особенностей детей. Результаты эксперимента показали, что в первую группу вошли 3 ребенка (30%) с выраженной задержкой речевого развития. Во вторую группу с умеренной задержкой речевого развития вошли 5 детей (50%), в третью группу - 2 ребенка (20%), речевое развитие которых близко к нормальному. По результатам логопедического заключения и условного распределения детей по группам можно составить перспективный план логопедической работы для детей третьего года жизни с задержкой речевого развития. 2.2 Упражнения сенсорно-интегративной коррекцииЦелью упражнений на сенсорную интеграцию является укрепление, баланс и развитие обработки сенсорных стимулов нервной системой. Чем больше у ребенка сенсорных ощущений, тем лучше будет функционировать его мозг. Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции. Так и в комплексе, направленные на общую суммацию сенсорных стимулов.Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка. - Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо провести предварительную оценку развития ребенка, для оптимального выбора подходящих игр.- Необходимо постепенно вводить в игровую деятельность ребенка упражнения интегративной сенсорной коррекции.- Желательно делать упражнения регулярно и систематически.- Играми можно пользоваться в любое удобное время (до еды, перед началом учебных занятий, на прогулке).- Желательно начинать коррекцию с достаточно развитых сенсорных каналов и постепенно вводить стимуляцию слабых каналов[9]. 1. «Игры с мячиком» Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…». «Ходьба по линии».Материал: линия (полоска) шириной от 3 до 4 сантиметров в форме эллипса, приклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров в длину.Цель: координация движений, тренировка равновесия. Ход игры: дети садятся вокруг эллипса. Они находятся подальше от него, чтобы не касаться его ног. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на расстановку всей стопы по линии и естественность ходьбы. Пальцы и пятки на одной линии. В этом примере ребенок понимает, как выполняется упражнение. Затем педагог по очереди называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно в упражнении участвуют все дети в группе. Наблюдая, педагог замечает трудности каждого ребенка и затем может тактично вмешиваться, выражая общие пожелания, например: «Мы пытаемся наступить на черту».2. «Между двух берегов» Материал: две скакалки кладем рядом сдруг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача - ходьба между линий, стараясь не наступать на края. «Переступаем через веревочку» Для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол. Задача: поставить ноги по обе стороны веревки. «На цыпочках». Как работает игра: необходимо взять бубен или барабан и сначала осторожно ударить, затем сильнее и, наконец, очень громко. Дети бегают на цыпочках. Если бубен кажется спокойным, надо ходить, звук становится громче - ходить широким шагом, еще громче - бежать. 3. «Футбольный мяч с бумажным пакетом». Надуйте бумажный пакет. Чтобы поиграть с ними в футбол, детям необходимо соотнести силу удара по упаковке, чтобы она не порвалась. 4. «Снежки» - популярная игра на улице, когда позволяет погода, но нужно попеременно ловить снежки правой или левой рукой.5. «Мыльные пузыри». Используются мыльные пузыри, которые нужно ловить сначала левой, а затем правой рукой. Желательно использовать всевозможные игры для развития мелкой моторики, все виды рукоделия, вышивки бисером, рисования и раскрашивания, сбора пирамид, приобретения предметов, нанизывания крупных бус и колец. Оторвать бумагу, скатать из пластилина «колбаски»; 6. «Поймай киску».Цель игры: стимулировать тактильную чувствительность, улучшить внимание и скорость реакции ребенка. Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой (киской) различных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где находится киска. Аналогичным образом можно прикоснуться к другим предметам: мокрой рыбе, колючему ёжику и т. д. 7. Музыка «Тихо и громко» то мягкая, то сильная; ребенок на цыпочках идет под тихую музыку, топчет ногами под громкую музыку.Варианты: - Можно предложить детям использовать свои произвольные вариации движений, соответствующие силе звучания музыки; - применять большой и малый барабан: большой громко звучит, малый - тихо; - реагировать на громкий звук большого барабана громкой игрой на металлофоне, на спокойный звук отвечать спокойной игрой на металлофоне; - нарисовать широкие и яркие полосы для громкой музыки, узкие и более светлые полосы для тихой музыки; - найдите игрушку, ориентируясь на громкий или тихий звук звонка.8. Игровое упражнение «Поможем Тузику». Цель: развить у детей умение определять съедобное - несъедобное по запаху. Материал: продукты питания разложены в пластиковых одноразовых стаканчиках: хлеб, шоколад, фрукты; туалетные принадлежности: мыло, духи, зубная паста. Ход игры: от лица Тузика, потерявшего обоняние и зрение, предложите детям определить по запаху съедобные для него продукты.Выводы по второй главе: В ходе логопедического обследования были изучены особенности речидетей от двух до трёх лет с нарушениями сенсорной интеграции.По итогам исследования использовались параметры:1 Выявление уровня общей моторики.2 Выявление уровня мелкой моторики.3 Исследование звукопроизношения.На основании полученных данных дети были распределены по уровнюречевогоразвитиядляопределениялогопедическоговоздействияиразработки мероприятий по развитию речевой деятельности у детей третьегогода жизни с отставанием в речевом развитии.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа сегодняшний день в логопедии уделено много внимания речевому развитию детей раннего возраста, что помогает изучать особенности, разрабатывать методы логопедической работы.При подготовке к работе была определена цель: изучить методы коррекции нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста.Вреализациипоставленнойцелиисследованияспособствовалорешение следующих задач: рассмотрено понятие нарушение сенсорной интеграции, механизмы ее становления в раннем возрасте. Раскрыто использование метода сенсорной интеграции для детей с нарушениями речи. Проведено обследование речи детей 2-3 лет с нарушениями сенсорной интеграции. Изучены упражнения сенсорно-интегративной коррекции.Использование метода сенсорно-интегративной логоработы позволяет оптимизировать процесс формирования предпосылок к речевому развитию у детей с нарушениями или задержкой в развитии. Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, регулирующий обработку и организацию значимой информации от разных органов чувств.Логопедичексое исследование поводилась на базе ДГБ № 2, поликлиническогоотделения № 2, города Каменска – Уральского, Свердловской области.В ходе обследования были обследованы особенности речи детей от двух до трёх лет с нарушениями сенсорной интеграции. По итогам исследования использовались параметры: уровень общей моторики, уровень мелкой моторики, исследование звукопроизношения.На основании полученных данных дети были распределены по уровню речевого развития для определения логопедического воздействия и разработки мероприятий по развитию речевой деятельности у детей третьего года жизни с отставанием в речевом развитии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндриевская О.А. Сенсорная интеграция, как психокоррекционный метод в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими психологические, поведенческие и речевые нарушения // Таврический журнал психиатрии. 2015. №4 (73) – С. 50-55.Анита Б. Сенсорная интеграция: теория и практика: Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с [англ.] и научн. ред. Д.В. Ермолаева. 2-е изд. М.: Теревинф, 2018. - 768 с.Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста / Е.Ф. Архипова. -М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2015г.- 256с.Варенова Т.В. Создание коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции / Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. М: МГПУ, 2007. – С. 44–51.Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание вдошкольном возрасте / Л.А. Венгер. – М. : Академия, 2015 – 499 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016 –368 с.Диагностическоеобследованиедетейраннегоимладшегодошкольного возраста: Методическое пособие / сост. Н. В.Серебрякова. – СПб. : КАРО, 2008 – 64 с.Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо,2011.-288с.Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / К.С. Крановиц. - СПб: Издательство «Редактор», 2012 – 396с.Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития удетей.Метод сенсорно - интегративнойлоготерапии. Конспекты занятий. (под ред.к.п.н., Шаховской С.Н.) - М.: ЛОГОМАГ, 2015 – 200 с. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития / Ю.А. Разенкова. -М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. – 210с.Садовская Ю.Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. д-ра мед.наук.– M., 2011.– С.269.Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н.Б., Проничева Ю.Б. Нарушениясенсорной обработки у детей // Лечебное дело. – 2010 - № 4 – С. 24-28.Шпилевая И.Е. Формирование и развитие сенсорного восприятия у детей сограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорнойкомнаты // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017- № 7 – С. 97-100.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Таблица 1.1 – Результаты исследования общей моторикиИмя ребенкаЗаданиеСумма балловУровень1234567Гордей Ф.3232123163Аня В.2221122122Семен В.2132112122Стас Х.2121112102Анжела П.2231122132Саша К.3231212153Витя В.2121223132Дима Д.2211112102Тимофей К.2322112132Ева А.3332223183Приложение 2Таблица 2.1 - Результаты исследования мелкой моторикиИмя ребенкаЗаданиеСумма балловУровень123Гордей Ф.20242Аня В.21252Семен В.10121Стас Х.00221Анжела П.22373Саша К.20131Витя В.10231Дима Д.21252Тимофей К.22152Ева А.32383Приложение 3Таблица 3.1 - Результаты исследования звукопроизносительной стороны речиИмяБаллыУровеньГордей Ф.1низкийАня В.1низкийСемен В.2среднийСтас Х.1низкийАнжела П.2среднийСаша К.1низкийВитя В.1низкийДима Д.1низкийТимофей К.1низкийЕва А.2среднийПриложение 4Таблица 4.1 - Результаты исследования звукопроизносительной стороны речиИмяБаллыУровеньГордей Ф.1низкийАня В.1низкийСемен В.2среднийСтас Х.1низкийАнжела П.2среднийСаша К.1низкийВитя В.1низкийДима Д.1низкийТимофей К.1низкийЕва А.2средний
2. Анита Б. Сенсорная интеграция: теория и практика: Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с [англ.] и научн. ред. Д.В. Ермолаева. 2-е изд. М.: Теревинф, 2018. - 768 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2015г.- 256 с.
4. Варенова Т.В. Создание коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции / Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. М: МГПУ, 2007. – С. 44–51.
5. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте / Л.А. Венгер. – М. : Академия, 2015 – 499 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016 –368 с.
7. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: Методическое пособие / сост. Н. В. Серебрякова. – СПб. : КАРО, 2008 – 64 с.
8. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо,2011.- 288с.
9. Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / К.С. Крановиц. - СПб: Издательство «Редактор», 2012 – 396 с.
10. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно - интегративной логотерапии. Конспекты занятий. (под ред. к.п.н., Шаховской С.Н.) - М.: ЛОГОМАГ, 2015 – 200 с.
11. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития / Ю.А. Разенкова. -М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. – 210 с.
12. Садовская Ю.Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. д-ра мед. наук.– M., 2011.– С.269.
13. Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н.Б., Проничева Ю.Б. Нарушения сенсорной обработки у детей // Лечебное дело. – 2010 - № 4 – С. 24-28.
14. Шпилевая И.Е. Формирование и развитие сенсорного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017 - № 7 – С. 97-100.
Вопрос-ответ:
Какие методы коррекции нарушения сенсорной интеграции применяются у детей раннего возраста?
Методы коррекции нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста включают в себя различные техники и упражнения, направленные на стимуляцию и развитие сенсорных систем ребенка. Некоторые из них включают такие методы, как терапия с помощью глубокого давления, вестибулярная терапия, терапия по развитию тактильных умений и другие.
Какие механизмы становления сенсорной интеграции существуют в раннем возрасте?
В раннем возрасте механизмы становления сенсорной интеграции включают процессы формирования и развития нервной системы, а также ее способность к обработке и интеграции различных сенсорных входов. Эти механизмы включают такие процессы, как миелинизация нервных волокон, рост нейронов и формирование синапсов.
Как можно использовать метод сенсорной интеграции для детей с нарушениями речи?
Метод сенсорной интеграции может быть использован для детей с нарушениями речи путем стимуляции и развития сенсорных систем, таких как зрение, слух и тактильные ощущения. Это может помочь улучшить восприятие и обработку звуков, а также развить координацию между движениями языка, губ и других артикуляционных органов.
Как проходит логопедическое обследование детей раннего дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции?
Логопедическое обследование детей раннего дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции включает в себя оценку речевого развития ребенка, а также его способности к обработке сенсорной информации. Это может включать анализ артикуляции, слухового восприятия, способности к восприятию речи и других аспектов коммуникации.
Какие методы коррекции нарушения сенсорной интеграции применяются для детей двух-трех лет?
Для детей двух-трех лет методы коррекции нарушения сенсорной интеграции могут включать такие упражнения и техники, как игры с тактильными материалами, массаж и стимуляция рецепторов кожи, упражнения для развития координации движений и равновесие, использование музыки и ритма для стимуляции слуховой системы и другие.
Что такое нарушение сенсорной интеграции и как оно развивается у детей раннего возраста?
Нарушение сенсорной интеграции - это состояние, при котором нервная система не может правильно обрабатывать и объединять информацию, получаемую от различных сенсорных систем. У детей раннего возраста эта интеграция формируется, и нарушение может привести к проблемам в развитии и поведении.
Как можно использовать метод сенсорной интеграции для детей с нарушениями речи?
Метод сенсорной интеграции может быть эффективным для детей с нарушениями речи, так как он помогает развивать навыки обработки и объединения сенсорной информации. Это в свою очередь может положительно повлиять на развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Как проходит логопедическое обследование детей раннего дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции?
Логопедическое обследование детей раннего дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции включает оценку их речевого развития, а также обследование сенсорных систем и их взаимосвязи. Логопед может использовать различные тесты и методики, чтобы получить полную картину развития и выявить особенности, связанные с нарушением сенсорной интеграции.
Какие упражнения и методики могут помочь в коррекции нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста?
Существует множество упражнений и методик, направленных на коррекцию нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста. Некоторые из них включают использование различных сенсорных материалов, таких как песок, вода, масса для лепки, а также игры и упражнения, направленные на развитие моторики и координации движений.
Какие предварительные признаки могут указывать на нарушение сенсорной интеграции у детей раннего возраста?
Некоторые предварительные признаки нарушения сенсорной интеграции у детей раннего возраста могут включать проблемы с кормлением, капризы и отрицательную реакцию на новые сенсорные стимулы, отсутствие координации движений, задержку в развитии речи и коммуникативных навыков.