Государственно-частное партнерство как инструмент реализации региональной социально-экономической политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 24.02.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1 Государственно-частное партнерство как инструмент реализации региональной социально-экономической политики. 4
1.1. Теоретический взгляд на сущность трактовки понятия государственно-частного партнерства 4
1.2. Современная трактовка понятия государственно-частного партнерства 9
Глава 2 Востребованность государственно-частного партнерство в решении ключевых задач региональной социально-экономической политики. 14
2.1. Практически-правовое регулирование реализации инструментов государственно-частного партнерства 14
2.2. Государственно-частное партнерство в социально-экономической политике регионов 20
Выводы 25
Список использованных источников 27

Фрагмент для ознакомления

Также, отдельный нормативно-правовой акт, а именно – постановление Правительства Самарской области от 06.02.2019 № 55определяетмеханизм по взаимодействию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Самарской области во время подготовки, заключении, изменениях концессионных соглашений по отношению к объектам тепло-, водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов подобных систем, концедентом которых выступают муниципальные образования в Самарской области, при участии Самарской области как третьей стороны. Также указанная деятельность регулируется:постановлением Правительства Самарской области от 24.03.2016 № 131, которым утвержден Порядок определения формы реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и иных форм государственно-частного взаимодействия, планируемых к реализации на территории области, и мониторинга их реализации;постановлением Правительства Самарской области от 21.07.2015 № 443, определяющиммеханизм и инструментарий реализации отдельных положений Федерального закона «О концессионных соглашениях» в Самарской области;распоряжением Правительства Самарской области от 31.01.2019 № 62-р, обозначающим Перечень объектов, право собственностикоторых принадлежит или в дальнейшем будет принадлежать Самарской области, и с которыми планируется заключение концессионных соглашений.В структуре Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области ведут свою деятельность департамент инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства, управление проектов государственно-частного партнерства, управление инвестиционной политики и развития инвестиционной инфраструктуры.Охват широкого круга вопросов, связанных с государственно-частным партнерством, при формировании нормативно правовой базы и создание серьезной организационной институциональной среды для развития ГЧП обуславливают лидерство Самарской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства в 2019 году, что со своей стороны гарантировано обеспечивает привлечение крупных инвестиций для развития инфраструктуры региона.Нормативно-правовая база регулирующая государственно-частного партнерство в Кировской области состоит из четырех основных нормативно-правовых актов:Закона Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», которым в сфере регулирования вопросов, связанных с государственно-частным партнерством, обозначена ссылка на Федеральный закон № 224-ФЗ.Закона Кировской области от 16.06.2016 № 682-ЗО «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере государственно-частного партнерства»13, не обозначающего ни процедуры заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, ни механизм взаимодействия органов власти в процессе рассмотрения проектов ГЧП.Распоряжения Правительства Кировской области от 11.08.2016 № 15 «Об определении органов исполнительной власти Кировской области отраслевой (межотраслевой) компетенции, уполномоченных на осуществление от имени Кировской области полномочий публичного партнера в сфере государственно-частного партнерства», который устанавливаеттолько отраслевую подведомственность при определении органа, который выступает в роли публичного партнера в процедуре ГЧП, и при этом не определяет механизм взаимодействия органов власти в процессе рассмотрения проектов ГЧП.Распоряжения Правительства Кировской области от 04.03.2016 № 46 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Кировской области в сфере государственно-частного партнерства», устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области, осуществляющего полномочия, предусмотренные ч. 2, ст. 17 Федерального закона № 224-ФЗ.Региональной нормативно-правовой базой для реализации государственно-частного партнерства в Кировской области не определен ни порядок взаимодействия органов власти в процессе рассмотрения проектов ГЧП, ни порядок принятия решений по реализации проекта ГЧП, ни порядок взаимодействия в процессе контроля и учета проектов ГЧП, ни перечень правил принятия решений по заключению соглашений на срок свыше одного бюджетного цикла, хотя, по формальным признакам, соответствует нормам Федерального закона о ГЧП.Членом Наблюдательного совета Федерального центра проектного финансирования, сопредседатель группы специалистов ЕЭК ООН по ГЧП от Российской Федерации Х.М. Салихов подчеркивается, что на основании законодательной практики пути совершенствования ГЧП в индивидуально взятом субъекте Федерации должно опиратьсяна фундамент определенной нормативной базы, которая позволяла бы участникам проектов - и властям, и инвесторам, в процессе реализации совместных проектов, взаимодействовать в рамках общего прозрачногоправового поля и сотрудничать по одним, четко обозначенным и сформулированным правилам.Опыт ПФО является зеркальным отражением состояния ГЧП в целом в России, где по сей день в 17 субъектах РФ не только не развито законодательное регулирование обозначенной сферы, но и вообще нет проектов ГЧП даже на стадии инициирования. Отсутствие надлежащего правового регулирования сферы ГЧП совершенно справедливо рассматривается специалистами в качестве правового риска, препятствующего развитию ГЧП.ВыводыВ условиях реформирования местного самоуправления возникает необходимость нового взгляда на определение понятия «государственно-частное партнерство».В работе на основе анализа взглядов ученых определены основные признаки деятельности региональных государственных и частных структур в рамках партнерства, а именно: территориальные, социальные, экономические, организационно-функциональные. В контексте реформы административно-территориального устройства и децентрализации обязательным является такой признак региона как самодостаточность, поскольку региональные структуры непосредственно выступают субъектом обеспечения жизнедеятельности жителей и социального и экономического развития территории.Финансово-экономический потенциал регионов - это комплекс потенциалов; часть интегрального потенциала территории, которая характеризуется наличием общественных отношений, объектов, связей, явлений и ресурсов, а также вероятными возможностями их использования, управления и организации с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития административно-территориальной единицы. Финансово-экономический потенциал представляет собой комплекс взаимосвязанных составляющих: производственного, трудового, инновационного, информационного, предпринимательского и финансового потенциалов.Исследование эффективности формирования и использования финансово-экономических потенциала региона позволяет определить уровень его способности. Способность региональных структур отражает их возможности по аккумулированию и эффективному использованию имеющихся финансовых ресурсов, выявления и задействования их резервов для обеспечения реализации текущих потребностей, развития территории и конкурентоспособности общины в кратко- и долгосрочной перспективе. Обоснованно концептуальную модель обеспечения способности территориальной общины на основе задействования внутреннего нереализованного финансов-экономического потенциала, что позволяет комплексно оценить способность территориальной общины к обеспечению своего развития на долгосрочную перспективу.5. Обеспечение эффективного формирования финансово-экономического потенциала территориальных общин в условиях реформирования местного самоуправления должно основываться на учете опыта европейских стран. Формирование финансово-экономического потенциала территориальных общин должно осуществляться на основе формирования государственно-частного партнерства, соответствующего условиям развития государства; передачи на местный уровень полномочий вместе с передачей финансовых ресурсов; направленности органов местного самоуправления на обеспечение экономического развития территории, привлечения инвестиционных ресурсов и сохранения и развития функционирующих на территории предпринимательских структур.При этом следует учитывать, что уровень нормативно-правовое регулирования в сфере ГЧП в субъекте РФ прямо пропорционален успешности привлечения инвестиций в этот субъект. Потенциальная прибыль не является главным привлекательным фактором для инвестора, без гарантированной защиты интересов частного партнера, инвестиции в долгосрочной перспективе просто немыслимы,несмотря на то, что основные гарантии партнеров установлены федеральными законами, что воспринимается, в первую очередь, как высокий уровень их заинтересованности активность субъектов РФ в развитии благоприятной, в т. ч. правовой среды для инвесторов в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве.Список использованных источниковО государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (ред. От 26.07.2019) // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 22.01.2021). Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики / Т.Х. Аблязов, А.В. Марусин // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 1271–1280.Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт стимулирования предпринимательской деятельности / Е.С. Аверкиева // «Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики)» – 2017. – № 1. – С. 117–130.Валеева М.Ф., Вильданова А.Н., Гороховская К.И., Талипов И.И. Риски при реализации проектов государственно-частного партнерства// Энигма. 2020. № 22-1. С. 85-90.Елкибаева Л.Г. Объектный состав государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства//Местное право. 2018. № 1. С. 53-60.Латорцев А.А. Актуальные вопросы применения методологии управления проектами государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации// В сборнике: Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики. Сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. 2019. С. 31-38.Лисицкая Т.С., Пуй О.Е. Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект / Т.С, Лисицкая, О.Е. Пуй // «Науковедение». – 2016. – Том 8. – №6. – С.110-120.Малиновская М.И. Государственно-частное партнерство как фактор развития региональной инфраструктуры// В сборнике: XXXIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛЕХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей аспирантов и молодых ученых на иностранных языках. 2020. С. 75-80.Серебрякова Т.А. К вопросу о формировании и развитии нового правового института – государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) // Журнал юридических исследований. 2017. Т. 2. № 1. С. 132-143.Туманов Э.В. Муниципально-частное партнерство (МЧП) как разновидность государственно-частного партнерства//В сборнике: ГОСУДАРСТВО: ВЫБОР МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 82-88.Хрустова Л.Е., Пухова М.М. Определение факторов отраслевого развития государственно-частного партнерства// Экономические науки. 2020. № 187. С. 99-107.Чахкиев Г.Г. Особенности развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации//В сборнике: Современные корпоративные стратегии и технологии в России.сборник научных статей. Москва, 2017. С. 148-159.Чахкиев Г.Г. Особенности становления государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации// Муниципальная академия. 2017. № 3. С. 38-42.Черникова Е.А. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие / Е.А. Черникова, О.В. Ренгольд // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 303-305.Чумаков И.И. Государственно-частное партнерство как основная форма партнерства государства и бизнеса // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017. № 11. С. 29-32.Юрьева Т.В. Проекты государственно-частного партнерства: признаки и основные формы// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97). С. 185-190.

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (ред. От 26.07.2019) // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 22.01.2021).
2. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики / Т.Х. Аблязов, А.В. Марусин // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 1271–1280.
3. Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт стимулирования предпринимательской деятельности / Е.С. Аверкиева // «Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики)» – 2017. – № 1. – С. 117–130.
4. Валеева М.Ф., Вильданова А.Н., Гороховская К.И., Талипов И.И. Риски при реализации проектов государственно-частного партнерства// Энигма. 2020. № 22-1. С. 85-90.
5. Елкибаева Л.Г. Объектный состав государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства//Местное право. 2018. № 1. С. 53-60.
6. Латорцев А.А. Актуальные вопросы применения методологии управления проектами государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации// В сборнике: Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики. Сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. 2019. С. 31-38.
7. Лисицкая Т.С., Пуй О.Е. Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект / Т.С, Лисицкая, О.Е. Пуй // «Науковедение». – 2016. – Том 8. – №6. – С.110-120.
8. Малиновская М.И. Государственно-частное партнерство как фактор развития региональной инфраструктуры// В сборнике: XXXIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛЕХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей аспирантов и молодых ученых на иностранных языках. 2020. С. 75-80.
9. Серебрякова Т.А. К вопросу о формировании и развитии нового правового института – государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) // Журнал юридических исследований. 2017. Т. 2. № 1. С. 132-143.
10. Туманов Э.В. Муниципально-частное партнерство (МЧП) как разновидность государственно-частного партнерства//В сборнике: ГОСУДАРСТВО: ВЫБОР МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ. сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 82-88.
11. Хрустова Л.Е., Пухова М.М. Определение факторов отраслевого развития государственно-частного партнерства// Экономические науки. 2020. № 187. С. 99-107.
12. Чахкиев Г.Г. Особенности развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации//В сборнике: Современные корпоративные стратегии и технологии в России. сборник научных статей. Москва, 2017. С. 148-159.
13. Чахкиев Г.Г. Особенности становления государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в российской федерации// Муниципальная академия. 2017. № 3. С. 38-42.
14. Черникова Е.А. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие / Е.А. Черникова, О.В. Ренгольд // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 303-305.
15. Чумаков И.И. Государственно-частное партнерство как основная форма партнерства государства и бизнеса // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017. № 11. С. 29-32.
16. Юрьева Т.В. Проекты государственно-частного партнерства: признаки и основные формы// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97). С. 185-190.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия государственно-частное партнерство?

Государственно-частное партнерство - это сотрудничество и взаимодействие государства и частных компаний в реализации различных проектов, включая социально-экономическую политику регионов.

Какие задачи решаются при помощи государственно-частного партнерства?

Государственно-частное партнерство помогает решить ряд ключевых задач региональной социально-экономической политики, таких как развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения.

Какое значение имеет государственно-частное партнерство в реализации региональной политики?

Государственно-частное партнерство играет важную роль в реализации региональной социально-экономической политики, так как позволяет объединить усилия государства и частного сектора для достижения общих целей развития региона.

Какова современная трактовка понятия государственно-частное партнерство?

Современная трактовка понятия государственно-частное партнерство подразумевает установление сотрудничества и партнерства между государством и частными компаниями на основе взаимовыгодных условий и в рамках установленных правил и законов.

Каким образом государственно-частное партнерство способствует решению социально-экономических проблем регионов?

Государственно-частное партнерство способствует решению социально-экономических проблем регионов, предоставляя дополнительные ресурсы, опыт и знания, а также обеспечивая эффективное управление и реализацию проектов, направленных на развитие региона.

Как можно определить понятие "государственно частное партнерство"?

Государственно-частное партнерство - это форма сотрудничества между государственными органами и частными компаниями для предоставления определенных услуг, разработки и реализации проектов в интересах общества.

Какое значение имеет государственно частное партнерство в региональной социально-экономической политике?

Государственно-частное партнерство является важным инструментом реализации региональной социально-экономической политики, так как позволяет комбинировать ресурсы государства и частных компаний для достижения общих целей в развитии региона, повышении качества жизни населения и создании благоприятных условий для бизнеса.

Какие задачи в региональной социально-экономической политике могут быть решены с помощью государственно частного партнерства?

Государственно-частное партнерство может быть использовано для решения различных задач, таких как развитие инфраструктуры, модернизация производства, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, улучшение качества образования и медицинских услуг, поддержка венчурного предпринимательства и инноваций, развитие туризма и т.д.