Серебряный век. ( начало 20 в.)
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 24.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. «Серебряный век» в русском искусстве 4
Глава 2.Пути развития русской философии Серебряного века: духовные искания и главные концепции 10
Заключение 18
Список литературы 19
Согласно концепции Н.А. Бердяева, невозможно прийти к бытию, от бытия возможно изойти. Познание есть акт, посредством которого бытие просветляется, также философ говорит о таком аспекте, как самопознание бытия. Человек является сосудом, в котором сокрыта загадка не только бытия, но и познания. В философской концепции Бердяева человек предстает в качестве истинной загадки этого мира, причем, через эту загадку лежит путь в бытию, возможнопрорваться к самому бытию. Философ говорит о том, что человек как феномен является двойственным и неоднозначным: он же естьноситель смысла бытия, и он же совершает грехопадение, а значит и обрекает смысл бытия на поругание. Творчество, по мнению Бердяева, также есть акт излечения: «Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев, честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в другое русло, то есть произойдет переход отрицательной энергии в положительную. Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека, она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность творчеству».Как полагает Бердяев, именно библейско-христианская антропология способствует наиболее точному раскрытию человека и его сущности, его предназначения, поскольку здесь человек предстает как образ и подобие Бога, как существо греховное, имеющее разум, раздираемое противоречиями, связанными с конфликтом сознания и бессознательного, но при этом, как существо творческое. В целом, и воззрения В.В. Розанова (1856-1919) можно считать очень неординарными, в частности, новаторство заключается в том, как философ оценивает историю развития русской православной церкви в целом. И это тем более очевидно, если мы вспомним, в какую эпоху жил В. Розанов: тогда история развития православия определяла сознание общества России в целом. Как полагал В.В. Розанов, крещение Руси и последующее приобщение к христианству для Киевской Руси имело важнейшее значение в аспекте влияния на образ мышления русского человека. В философии религии В.В. Розанова есть центральная проблема – это преемственность традиций Византии, а также приобщение России к данным традициям культуры. Россия – это митрополия Византии, соответственно, по мнению Розанова, между Византией и Россией произошло установление отношений сюзерена и вассала (это сугубо духовный аспект). Это оказало существенное влияние на специфику содержания русской духовной жизни. Мыслитель отмечал, что «страдальческое терпение», тишина и «созерцательность» стали частью менталитета Руси именно благодаря Византии, тогда как западные народы выбрали путь борьбы (великая роль в этом принадлежала католичеству). Согласно позиции Розанова, славянскими племенами очень трудно воспринималась сама сущность византийского православия.В произведении «Русская церковь» В.В. Розанов обращается к проведению глубокого анализа российской истории, основное внимание было уделено обыденным чувствам и интересам. В.В. Розанов глубоко сожалел о том, что неправильное толкование византийского православия страдания, смирения, отсутствия борьбы стали представлять собой удел русского народа на многие века, а всё «жизненное, живучее, надеющееся на людей и их свойства» оказалось стертым и «вырванным с корнями».Также философы Серебряного века уделяли повышенное внимание проблеме личности. Это особенно ярко проявлено в творчестве Н. Лосского и Н. Бердяева.Каждый «субстанциальный деятель», особенно такого высокого типа, как человеческая личность, обладает свободой, на человеческой ступени — свободой воли. Человеческая личность, по Н.О. Лосскому, несводима к несомненно влияющим на нее факторам, ибо она обладает «сверхкачественной свободой выбора», способностью творить и вносить в мир содержания бытия. Н. Лосский указывает на особую творческую силу субстанциональных деятелей: «Всякое событие возникает не само собою, а творится каким-либо сверхвременным и сверхпространственным деятелем» каждый из которых «есть действительная или потенциальная личность, наделенная творческой силой и творящая события, имеющие временную или пространственно-временную форму» согласно своей нормативной идее. Лосский отмечает такие качества этих деятелей, как активность, свобода проявления воли, целеустремленность. В его концепции делается различие между «действительными личностями» и «личностями потенциальными». Действительная личность, как полагает Лосский, «существо, сознающее абсолютные ценности нравственного добра, истины, красоты и долженствование осуществлять их в своем поведении». Человек – это и есть действительная личность. Лосский отмечает, что этой личности характерно наличие идеи долга. Субстанциальные деятели, которые находятся на более низком уровне, - животные, растения и т.д., включая электроны и элементарные существа, которые даже ещё и не открыты, являются потенциальными личностями. То есть, необходимо много миллионов лет, чтобы они развились до уровня действительной личности. Согласно концепции Лосского, каждый деятель стремится к развитию и улучшению своей жизни. В том случае, если несколько деятелей объединяются, образуя нечто целое, достижение совершенной жизни становится более возможным. Человеческий организм тоже представляет собой некий союз, главой которого является человеческое Я. У Н. Бердяева личность является категорией духа, а не природы, и отсутствует ее подчиненность как природе, так и обществу. Личность выступает в качестве целого, данное определение личности является основным. Личность находится в состоянии противоположности миру объектов, она является активным субъектом, экзистенциальным центром. Она обладает аксиологическим и оценочным характером. Каждый человек обязательно должен пройти свой путь и стать личностью. Личность не может родиться от родителей, ее творит Бог, кроме того, личность осуществляет самотворение, она является Божьей идеей о всяком человеке. Как полагает Бердяев, именно в библейско-христианской антропологии наиболее точно происходит раскрытие человека и его сущности, его предназначения, так как здесь человек есть образ и подобие Бога, человек является существом творческим, греховным, раздираемым противоречиями, которые непосредственно связаны с конфликтом сознания и бессознательного.Общим в этих концепциях является утверждение действенной природы человека, приоритета духовной составляющей человеческой личности.ЗаключениеВ философии и культуре Серебряного века большая роль также принадлежит и религиозному направлению. Сугубо философско-теологическое направление представлено идеями Соловьева, Бердяева, Розанова и т.д. Их философские концепции объединяет попытка найти ответы на вопросы относительно места человека в мироздании, проблемы преодоления смерти, духовной реализации человека как личности. Серебряный век вошел в историю русской культуры как очень яркий и самобытный период, отмеченный глубокими духовными поисками. В искусстве Серебряного века, конечно же, на первый план выходит поэзия, наполненная символизмом, утонченным эстетизмом и индивидуальностью.Русской поэзии Серебряного века был присущ символизм. Конечно же, поистине ярким явлением стало творчество А. Блока. Выход первой поэтической книги А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» состоялся в октябре 1904 года. В ней нашли отражение многие трагические переживания личной жизни поэта, по сути, данный цикл можно назвать «романом в стихах», а его особенность состоит в таком аспекте, как нераздельность двух планов – личный, реальный и космически-универсальный миф о путях земного воплощения Души мира. К Серебряному веку относится и раннее творчество А. Ахматовой. Творчество А. Ахматовой перекликается с традициями, заложенными великим Некрасовым.Литература Серебряного века была проникнута не только символизмом, но и декадансом. В качестве примера выступает творчество Ф. Сологуба. Список литературыЗеньковский В.В. История русской философии. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/zenkovskiy-vv-istoriya-russkoy-filosofii_da121b100bd.htmlКузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. [Ресурс локального доступа] Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.
2. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. [Ресурс локального доступа]
3. Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.
Вопрос-ответ:
Какие главные концепции развития русской философии в Серебряный век?
В Серебряный век в русской философии выделяются следующие главные концепции: религиозность, интуиционизм, русская культурно-историческая специфика, нравственность и этика, трагизм бытия и философия духовного возрождения.
Какую роль играло русское искусство в Серебряный век?
В Серебряный век русское искусство играло важную роль, оно было одним из главных выражений духовных исканий того времени. Оно стало переплетением разных художественных направлений, таких как символизм, футуризм, акмеизм и декадентство. Русские художники и писатели создали новую эстетику, отражающую неповторимость русского национального характера и стремление к утопическому идеалу.
Какие пути развития русской философии в Серебряный век существовали?
В Серебряный век русская философия развивалась по нескольким путям: религиозному, религиозно-этическому, интуиционистскому и теоретическому. На каждом из этих путей философы искали ответы на вопросы о смысле жизни, роли человека в мире и пути к познанию истины.
Какую роль играет познание в философии Серебряного века?
Познание в философии Серебряного века играет важную роль. Согласно концепции Н.А. Бердяева, познание позволяет просветить бытие и изойти к нему не прямым путем, а через акт самопознания. Человек является сосудом, в котором сокрыта загадка бытия и познания, и через познание он стремится раскрыть эту загадку и понять сущность мира и себя.
Что представляет собой "Серебряный век" в русском искусстве?
"Серебряный век" в русском искусстве - это обозначение для периода начала 20-го века, когда произошло множество значительных явлений искусства и культуры. Этот период характеризовался разнообразием и новаторством в литературе, живописи, музыке и других сферах творчества. В "Серебряном веке" прославились такие художники и писатели, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Кузмин, Валентин Серов, Марк Шагал и многие другие.
Какие были пути развития русской философии в "Серебряный век"?
В "Серебряном веке" русская философия развивалась по разным направлениям. Некоторые философы искали выход из метафизического кризиса и основывали свои концепции на религиозных и духовных принципах. Другие философы стремились к построению систематических и научных теорий о мире и человеке. Еще одним путем развития русской философии было синтезирование западных и восточных философских традиций.
Какие духовные искания и главные концепции были в "Серебряный век"?
В "Серебряном веке" проявились различные духовные искания и концепции. Одной из главных концепций была идея о поиске высшей цели жизни и природы человека. Философы "Серебряного века" задавались вопросами о смысле бытия, роли творчества и искусства в жизни, проблеме свободы и ответственности перед миром. Также были разработаны концепции духовного возрождения и утверждения личности.
В чем заключается познание, согласно концепции Н.А. Бердяева?
Согласно концепции Н.А. Бердяева, познание - это акт, посредством которого бытие просветляется. Бердяев утверждает, что нельзя прийти к бытию от бытия - познание не сводится к объективному откровению мира. По его мнению, познание основывается на активном самопознании бытия через интуицию и духовный опыт. Человек является сосудом, в котором сокрыта загадка не только бытия, но и познания.
Что представляет собой Серебряный век в русском искусстве?
Серебряный век в русском искусстве – это эпоха начала 20 века, которая характеризовалась высоким развитием русского искусства и литературы. Она вывела на свет таких выдающихся художников, как Валентин Серов, Илья Репин, Василий Кандинский и многие другие. Это был период, когда русское искусство достигло своего расцвета и стало признанным на мировой арт-сцене.
Какие были пути развития русской философии в Серебряный век?
В Серебряный век русская философия прошла несколько путей развития. Один из них – это экзистенциализм, который был представлен философами, такими как Николай Бердяев и Лев Шестов. Они акцентировали внимание на духовных исканиях человека, его свободе и ответственности за свою судьбу. Другой путь – это культурологический подход, развиваемый философами Александром Потебней и Михаилом Бахтином. Они исследовали взаимосвязь искусства, культуры и языка.
Что означает понятие самопознания бытия?
Самопознание бытия – это процесс осмысления и понимания сущности реальности и человеческого существования. Философы Серебряного века, такие как Николай Бердяев, рассматривали самопознание бытия как акт, когда человек задается вопросами о своем месте в мире, о смысле жизни, о своих ценностях и убеждениях. Они считали, что самопознание является неотъемлемой частью философского познания и помогает раскрыть тайну бытия.
Кто был одним из выдающихся философов Серебряного века?
Один из выдающихся философов Серебряного века был Николай Бердяев. Он был известен своими идеями о духовных исканиях человека, свободе личности и христианской философии. Бердяев подчеркивал важность самопознания бытия и призывал людей искать истину и смысл жизни. Его работы оказали значительное влияние на развитие философии в России и за ее пределами.