Эстетика Царской России начала 20 века

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Эстетика
  • 9 9 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

В этой части особняка, где служебная лестница ведёт в моленную комнату, Ф. О. Шехтель использовал приём контраста света и тени. Эта часть практически обделена декором, но от этого не страдает ни весь дом, ни эта аскетическая его часть в целостном прочтении. Смысловую нагрузку архитектор создаёт минимальным количеством декоративных средств. Обращаясь к психологии старообрядцев, архитектор применил ассоциативный приём. Жизнь представляет собой чередование темных и светлых полос, и преодолению темных моментов помогает молитва. Этот постулат метафорически раскрывается через световой рисунок на стене от двойных орнаментальных рам окон на противоположной стене. Сияющие тени-прорисовки объёмных пальмовых ветвей становятся не только украшением аскетичной, чистой стены, но и красноречивым напоминанием восходящему по лестнице человеку, символизирующей лестницу духовного преображения и восхождения, о помощи Божьей. Квадратную в плане моленную завершает круглый купол, в вершине которого небольшое круглое окно, а свет, проходящий сквозь него, интерпретируется как свет божественного присутствия. Большое количество витражей (их девять) призвано трансформировать статичное замкнутое внутреннее пространство особняка в легко меняющееся и подвижное. Помимо решения чисто архитектурных задач, витражи несут в себе символическое значение. Два первых витражных элемента имеют очертания насекомого богомола, что можно интерпретировать как игру слов «богомол-богомолец», приобретающую смысловое значение, поскольку владелец особняка С. П. Рябушинский был староверцем. Витраж, помещенный между витражными ширмами, заключает в себе идеализированный пейзажный образ Рая, к чему отсылает плоскостность рисунка, характерная для иконописи.Повторяющие в экстерьере и интерьере особняка цветочные и морские мотивы отвечают философии модерна, который во всем видел неустойчивость и зыбкость мира, его ускользающую красоту. Однако частично морская тема начинает уступать религиозным мотивам, которые выражены символически, опосредовано. Таким образом, эстетический облик русской культуры начала ХХ в. определяли принципы модерна, которые отразились не только в художественных приемах и методах, которым следовали архитекторы и художники того времени, но и воплотили духовные искания времени, связанные с трагическим ощущением тотальной неопределенности, предчувствием кардинальных перемен, прощанием со всей предшествующей жизнью и общим ощущением зыбкости бытия. Эстетика модерна объединяла в себе имперское тяготение к визуальному эффекту с глубокой философичностью, перекликающейся с общим умонастроением эпохи. Начало ХХ в. стало одновременно и периодом прощания со всей предшествующей культурной эпохой, истоки которой восходили к XVII в., когда Россия взяла курс на европеизацию, и началом нового, пока еще неизведанного времени, которое, как мы знаем из истории, представляло собой резкий контраст со всей предшествующей русской культурной традицией.Список использованной литературыБердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») / Н.А. Бердяев// Путь.– 1935.– № 49.– С. 3-22.Давыдова И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк Ст. П. Рябушинского: автореферат дисс. канд. культурологии / И.И. Давыдова – Москва, 2012. – 24 с.Давыдова И. И. Смысловая перспектива и организация архитектурного пространства в культуре раннего московского модерна / И.И. Давыдова // Вестник славянских культур. – 2012. - № 2. – С. 84-92.Джанджугазова Е. А. Архитектурные сокровища Москвы: особняк Рябушинского / Е.А. Джанджугазова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. - № 2. – С. 93-102.Зиновьева М. М. Витражи в интерьерах русского модерна: автореферат дисс. канд. искусствоведения / М.М. Зиновьева. – Москва : типография МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2003. – 30 с.Филичева Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля) / Н.В. Филичева // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2003. - № 8. – С. 194-209.Шехтель Ф. О. Сказка о трёх сестрах: живописи, архитектуре, скульптуре/ Ф. Шехтель // Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т., т. 1. - Москва: Искусство, 1975. – С. 14-22.

1. Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») / Н.А. Бердяев// Путь. – 1935.– № 49.– С. 3-22.
2. Давыдова И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк Ст. П. Рябушинского: автореферат дисс. канд. культурологии / И.И. Давыдова – Москва, 2012. – 24 с.
3. Давыдова И. И. Смысловая перспектива и организация архитектурного пространства в культуре раннего московского модерна / И.И. Давыдова // Вестник славянских культур. – 2012. - № 2. – С. 84-92.
4. Джанджугазова Е. А. Архитектурные сокровища Москвы: особняк Рябушинского / Е.А. Джанджугазова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. - № 2. – С. 93-102.
5. Зиновьева М. М. Витражи в интерьерах русского модерна: автореферат дисс. канд. искусствоведения / М.М. Зиновьева. – Москва : типография МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2003. – 30 с.
6. Филичева Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля) / Н.В. Филичева // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2003. - № 8. – С. 194-209.
7. Шехтель Ф. О. Сказка о трёх сестрах: живописи, архитектуре, скульптуре / Ф. Шехтель // Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т., т. 1. - Москва: Искусство, 1975. – С. 14-22.

Вопрос-ответ:

Какой стиль использовался в эстетике Царской России начала 20 века?

Эстетика Царской России начала 20 века имела разнообразные стилистические направления, включая неоклассицизм, модерн (ар-нуво), модернизм и имперское искусство. Каждый стиль отражал эпоху, ее политические, социальные и культурные особенности.

Какими элементами света и тени в эстетике Царской России использовался архитектор Ф. О. Шехтель?

Архитектор Ф. О. Шехтель использовал контраст света и тени в особняке, особенно в пространствах, таких как служебная лестница, ведущая в моленную комнату. Это создавало эффект глубины и акцентировало внимание на определенных архитектурных деталях.

Какой элемент особняка Ф. О. Шехтеля практически не содержит декора, но при этом не страдает в целостности?

Один из элементов особняка Ф. О. Шехтеля, который практически не содержит декора, но при этом не страдает в целостности, это моленная комната. Несмотря на минимальное количество декоративных элементов, эта аскетическая часть особняка сохраняет свою смысловую нагрузку и гармонично вписывается в общий архитектурный образ дома.

Какую психологию архитектор Ф. О. Шехтель использовал в своем проекте?

Архитектор Ф. О. Шехтель обратился к психологии старообрядцев и применил ассоциативный прием в своем проекте. Он создал чередование света и тени, чтобы вызвать у посетителей ощущение жизненного цикла, потому что воспринимал мир как постоянное движение и смену состояний.

Какие стилистические направления в архитектуре эстетики Царской России начала 20 века отражали эпоху?

Архитектурная эстетика Царской России начала 20 века отражала различные стилистические направления, такие как неоклассицизм, модерн (ар-нуво), модернизм и имперское искусство. Каждый стиль вносил свой вклад в формирование образа эпохи и отражал ее характерные черты.

Как архитектор Ф. О. Шехтель использовал контраст света и тени в особняке?

В этой части особняка, где служебная лестница ведет в молитвенную комнату, Шехтель использовал контраст света и тени. Это создает эффект игры света и тени, придающий особой атмосферности и красоты этой части здания.

Какой характер имеет декор в особняке Ф. О. Шехтеля?

Эта часть особняка практически лишена декора, но это не влияет на общую атмосферу и красоту дома. Она имеет аскетический характер и вписывается в общую композицию здания.

Какую смысловую нагрузку создал архитектор Ф. О. Шехтель в своем особняке?

Архитектор создал смысловую нагрузку с помощью минимального количества декоративных средств. Он обратился к психологии старообрядцев и использовал ассоциативные приемы, чтобы передать их представление о жизни как чередование света и тени.

Какой эффект создает игра света и тени в особняке Ф. О. Шехтеля?

Игра света и тени, создаваемая контрастом, придает особняку особую атмосферу и красоту. Она создает мистическое настроение и придаёт зданию дополнительную глубину и объемность.