Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в России:современная правовая модель
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 27.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. История развития электронной торговли в России и за рубежом 6
1.2. Понятие электронной торговли 13
1.3. Особенности правового регулирования электронной торговли в зарубежных странах 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ 36
2.1. Правовое регулирование электронной торговли в России 36
2.2. Проблемы электронной торговли 43
2.3. Судебная практика по разрешению споров, связанных с дистанционной торговлей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Решение обозначенных проблем требует не только изменения национального и международного права, но и согласованной деятельности государств в решении имеющихся проблем в сфере электронной торговли.
Электронная торговля является эффективно развивающейся сферой, в которой большое значение имеют социальные сети, мессенджеры, электронные деньги. Использование особенностей электронной торговли способствует развитию экономики любого государства.
Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии необходимого механизма защиты прав потребителей, осуществивших покупку товара посредством электронной торговли. Правоприменитель руководствуется положениями о дистанционной продаже товара. Наиболее остро стоят вопросы о возврате товара, в том числе и надлежащего качества. Выявлено отсутствие единой позиции относительно возможности возврата товара, внесенного в Перечень и приобретенного посредством дистанционной продажи.
Проблемы потребителей зачастую связаны в большей степени с правовыми пробелами, имеющимися в многочисленных нормативных актах, регулирующих дистанционную продажу и отсутствием специального акта, предусматривающего особенности реализации электронной торговли и защиты прав потребителей в данной сфере. Представляется необходимым разрешить имеющиеся правовые коллизии.
В настоящее время в законодательстве РФ:
отсутствует понятие электронной торговли;
нет требований, которые предъявляются к электронным сделкам, ее содержанию и оформлению, в том числе и по вопросам расторжения сделок;
не предусмотрены процедуры защиты в судебной порядке прав потребителей;
отсутствуют нормы ответственности.
Развитие электронной торговли предусматривает довольно много положительных моментов для экономики страны и более удобного формата обеспечения товарами потребителей. Представляется, что в дальнейшем электронная торговля будет только развиваться, что требует эффективного правового регулирования данной сферы общественных отношений и решения выявленных проблем.
Благодарю за внимание! Прошу задавать вопросы, на которые с удовольствием отвечу!
Российский рынок интернет-торговли может вырасти в 2020 году до 2,9 трлн рублей [Электронный ресурс] // https://tass.ru/ekonomika/9417161 (дата обращения 25.01.2021).
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. 31.07.2020) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 3. Ст. 140.
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ.2011. № 15. Ст. 2036.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
6. Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // Собрание законодательства РФ.2020. № 13. Ст. 1898.
7. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.
8. Типовой закон ЮНИСТРАЛ 1996 г. «Об электронной торговле» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/ texts/electcom/0589452_Ebook.pdf (дата обращения 24.01.2021)
9. Программа VeRDI в Норвегии // www.handel.no (дата обращения 23.01.2021).
Литература
10. Аблятипова Н.А. Обмен и возврат товаров надлежащего качества приобретенных дистанционным способом: правоприменение и воля законодателя / Н.А.Аблятипова, А.А.Кравцова // Правовая парадигма. - 2019. - Т. 18. - № 1. - С. 123-130.
11. Аблятипова, Н.А. Проблемы дистанционного способа розничной купли-продажи в контексте права потребителя на отказ от товара надлежащего качества / Н.А.Аблятипова, А.А.Кравцова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2019. - № 2. - С. 101-104.
12. Ванин, Д.Н. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров / Д.Н.Ванин // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 43-1. - С. 14-17.
13. Генералова, Н.С. Проблемы идентификации индивидуального предпринимателя как стороны договора купли-продажи, заключенного дистанционным способом / Н.С.Генералова // Инновационные подходы в решении проблем современного общества. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев Герман Юрьевич. - М.: ИП Гуляев, 2020. - С. 53-55.
14. Долотова, Д.В. Некоторые аспекты защиты прав и законных интересов потребителей при продаже товаров дистанционным способом / Д.В.Долотова, И.А.Терехова // Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник научных трудов. - Владимир, 2019. - С. 103-109.
15. Дьяконова, М.О. Развитие электронной торговли и основные направления модернизации гражданского и процессуального законодательства / М.О.Дьяконова, С.А. Синицын // Международное публичное и частное право. - 2020. - № 6. - С. 9 - 13.
16. Еврокомиссия оштрафовала Google на 2,42 млрд евро. BBC. Русская служба новостей [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/russian/news-40417496 (дата обращения: 26.01.2021 г.)
17. Егорова, Л.И. Ориентиры инновационного развития внешнеторговой деятельности России в современных условиях / Л.И.Егорова, К.Д. Солтан, Е.М. Егорова // Экономика устойчивого развития. - 2016. - № 5. - С. 189 - 205.
18. Ершова, П.В. Анализ причин недоверительного отношения российских потребителей к приобретению товаров в сети интернет / П.В. Ершова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежная наука 2018: Технологии, инновации» (Пермь,12-16 марта 2018 г.). - Пермь: ИПЦ Прокростъ. - С. 180-182.
19. Жилкибаев С.Н. Правовое регулирование электронной коммерции: китайский взгляд / С.Н. Жилкиваев // Трансформация права в информационном обществе: Материалы I Всероссийсого научно-практического форума молодых ученых и студентов. - 2019. - С. 145-151.
20. Иванова Н. И. Трансграничная электронная торговля: мировой опыт и российская практика / Н.И.Иванова, В.И. Влезкова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2019. - № 1–2. - С. 175–178.
21. Исследование «Digital economy compass 2018», Statista, Hamburg, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static2.statista.com/download/pdf/Digital_Economy_Compass_2018.pdf (дата обращения 24.01.2021).
22. Невская А.А. Регулирование электронной торговли на евразийском пространстве / А.А.Невская, А.В.Кондеев //Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 2. - С. 59-71.
23. Об участии Роспотребнадзора в заседании Комитета ОЭСР по политике в сфере потребления и рабочей группы ОЭСР по безопасности потребительской продукции [Электронный ресурс] URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=7365 (дата обращения 2.01.2021).
24. Правкин, С.А. Правовое регулирование интернет-торговли / С.А.Правкин // Вестник Юридического института МИИТ. - 2018. - № 1 (21). - С. 46-52.
25. Российский рынок интернет-торговли может вырасти в 2020 году до 2,9 трлн рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9417161 (дата обращения 06.12.2020).
26. Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го. ВШЭ НИУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icef.hse.ru/data/2020/06/15/1605035155/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%B92020-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.pdf (дата обращения 06.12.2020).
27. Саенко, А.Д. Актуальные проблемы дистанционного способа продажи товаров в договоре розничной купли-продажи / А.Д.Саенко // Инновационные подходы в решении проблем современного общества. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев Герман Юрьевич. - М.: ИП Гуляев, 2019. - С. 97-99.
28. Сергеева, П.О. Проблемы правового регулирования купли-продажи това-ров дистанционным способом / П.О. Сергеева // Синергия наук. - 2018. - № 24. - С. 1048-1059.
29. Сизякин В.С. Электронная торговля: общие характеристики и гражданско-правовое регулирование // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - № 6-3(45). - С. 166-170.
30. Слепченко, Е. А. Состояние и перспективы развития правового регулирования электронной коммерции в России / Е.А.Слепченко / Современный ученый. - 2019. - № 6.- С. 193–195.
31. Старкова, Н.О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ / Н.О. Старков // Вестник НГИЭИ. - 2017.- № 9 (76). - С. 118-124.
32. Тарасова, Т.Ф. Проблемы и тенденции развития правового регулирования электронной коммерции / Т.Ф.Тарасова, А.И.Сухареев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 5 (72). - С. 165-173.
33. Уколова, А.Е. Электронная коммерция: проблемы правового регулирования и пути их разрешения / А.Е. Уколова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза, 2020. - С. 49-53.
34. Фролов, И.В. Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами в Российской Федерации: дисс. канд.юрид.наук / И.В.Фролов. - М., 2018. – 192 с.
35. Шайдуллина, В. К. Международно-правовые аспекты ведения электронной торговли / В.К.Шайдуллина // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - № 13(4). - С. 157-166.
36. Электронная торговля в эпоху COVID-19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roscongress.org/materials/elektronnaya-torgovlya-v-epokhu-covid-19/ (дата обращения 23.01.2021)
Судебная практика
37. Постановление АС Московского округа от 06.08.2018 № Ф05-10349/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Решение Челябинского УФАС России от 17.02.2016 по делу № 05-08/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление АС Уральского округа от 02.12.2016 № Ф09-10250/16// СПС «КонсультантПлюс».
40. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 08АП-6752/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
41. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2015 по делу № 33-17875 // СПС «КонсультантПлюс».
42. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 № 88-4823/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
43. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 по делу № 88-11267/2020, 2-4867/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
44. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2020 № 88-5972/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
45. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 33-5952/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
46. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.03.2020 № 33-2240/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
47. Апелляционное определение Чертановского районного суда города Москвы от 24.12.2019 № 11-0555/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
48. Постановление Президиума Нижегородского областного суда от 07.02.2018 по делу № 44Г-7/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
49. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 09.04.2018 по делу № 33-4301/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
50. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.01.2020 № 33-1247/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
51. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33-4146/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
52. Решение мирового судьи судебного участка № 376 района Пресненский Пресненского судебного района г. Москвы от 10.01.2019 по делу № 02-0003/376/2019 // Портал единого информационного пространства мировых судов города Москвы // https://mos-sud.ru/376 (дата обращения 25.01.2021)
53. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 26.09.2019 по делу N 33-4659/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
54. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.03.2020 N 33-2240/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
55. Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 28.11.2019 по делу № 2-4992/2019 // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы // https://mos-gorsud.ru/rs/babushkinskij/services/cases/civil/details/ea5270e2-dff0-45a4-9b9b-12880eb36ac7 (дата обращения 25.01.2021).
56. Решение Головинского районного суда города Москвы от 28.11.2019 по делу № 2-4608/2019 // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы // https://mos-gorsud.ru/ (дата обращения 25.01.2021).
Вопрос-ответ:
Какова история развития электронной торговли в России и за рубежом?
История развития электронной торговли в России и за рубежом начинается со второй половины XX века. В России первые интернет-магазины появились в 1990-х годах, а с появлением электронных платежных систем стало возможным совершать онлайн-продажи. За рубежом электронная торговля стала активно развиваться еще раньше. В 1970-х годах в США были созданы первые электронные площадки для торговли акциями, а в 1990-х годах с развитием интернета начался бум интернет-торговли.
Как можно определить понятие электронной торговли?
Электронная торговля - это форма торговли, осуществляемая с использованием информационных технологий и интернета. Она включает в себя продажу товаров и услуг, проведение финансовых операций, заключение договоров и выполнение других юридически значимых действий через электронные средства связи. Основные виды электронной торговли включают интернет-магазины, онлайн-аукционы, электронные платежные системы и другие формы торговли и обмена информацией через интернет.
Какие особенности правового регулирования электронной торговли в зарубежных странах?
В зарубежных странах правовое регулирование электронной торговли зависит от конкретных законодательных актов и нормативных актов каждой страны. Однако, в большинстве стран существуют общие принципы и стандарты, регулирующие электронную торговлю. В таких странах как США, Канада, ЕС и др., приняты законы, которые устанавливают требования к электронным подписям, защите персональных данных, безопасности сделок, ответственности поставщиков и потребителей и другие вопросы, связанные с электронной торговлей.
Какова история развития электронной торговли в России и за рубежом?
История развития электронной торговли в России и за рубежом имеет свои особенности. В России электронная торговля начала активно развиваться в начале 2000-х годов. Сначала это были небольшие интернет-магазины, затем все больше компаний начали осуществлять продажи онлайн. В зарубежных странах электронная торговля развивается с 1990-х годов, и сейчас является основной формой торговли во многих странах.
Что понимается под понятием электронная торговля?
Электронная торговля - это форма коммерческой деятельности, при которой товары и услуги продаются и покупаются через сеть интернет. Это может быть продажа товаров через интернет-магазины, биржи, аукционы и другие платформы. Электронная торговля позволяет совершать покупки и продажи удаленно, без необходимости физического присутствия покупателя и продавца в одном месте.
Какое правовое регулирование электронной торговли существует в зарубежных странах?
В зарубежных странах правовое регулирование электронной торговли различается. Однако, обычно, законодательство включает в себя положения о защите потребителей, безопасности электронных платежей, защите персональных данных, интеллектуальной собственности и других вопросах. Некоторые страны также имеют специальные законы, регулирующие деятельность электронных платформ и международную электронную торговлю.
Что известно о правовом регулировании электронной торговли в России?
В России электронная торговля правовыми нормами регулируется в основном Федеральным законом "Об электронной коммерции". Закон определяет правовой статус операторов электронной платформы, права и обязанности потребителей и продавцов в электронной торговле, порядок заключения и исполнения договоров и другие вопросы, связанные с электронной коммерцией.
Какова история развития электронной торговли в России и за рубежом?
История развития электронной торговли в России и за рубежом начинается с появления интернета в конце XX века. В России электронная торговля стала активно развиваться в 2000-х годах, в то время как в западных странах она началась еще раньше. С каждым годом электронная торговля становится все более популярной и востребованной, привлекая все больше пользователей и предпринимателей.
Что подразумевается под понятием электронной торговли?
Под электронной торговлей понимается процесс покупки и продажи товаров и услуг через интернет. В отличие от традиционной торговли, электронная торговля осуществляется с помощью различных электронных средств связи, таких как веб-сайты, электронная почта, социальные сети и прочие онлайн-платформы.
Какие особенности правового регулирования электронной торговли в зарубежных странах?
Правовое регулирование электронной торговли в зарубежных странах обычно включает в себя набор законов и правил, которые определяют права и обязанности сторон в электронных сделках, регулируют защиту потребителей, регулируют деятельность электронных платежных систем и прочее. Основная цель такого регулирования - обеспечение безопасности и доверия в электронной торговле.
Какие проблемы связаны с правовым регулированием электронной торговли в России?
В России правовое регулирование электронной торговли сталкивается с рядом проблем. Некоторые из них включают отсутствие четкого и полного законодательства в этой области, несовершенство механизмов защиты прав потребителей, высокий уровень контроля и надзора со стороны государства, проблемы с налогообложением и прочее. Все эти проблемы требуют дальнейшей работы по улучшению правового регулирования электронной торговли в России.