Виды и формы обучения
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 27.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Понятие формы обучения 4
2.Понятие видов обучения 12
Заключение 18
Список литературы 19
Эвристическое – обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве. На современном этапе обрела популярность такая форма работы, как защита творческого проекта. Традиционное воспитание и обучение постепенно уходит на второй план, уступая свои позиции обучению продуктивному, которое раскрывает творческие способности, формирует у личности интерес, потребность в активной деятельности. Метод проектов наиболее перспективен для реализации вышеобозначенной задачи. Базируясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он способствует развитию познавательного интереса к разным сферам знания, формирует разные важные навыки, в частности, коммуникативные, что крайне важно для психологического становления личности. К примеру, если речь идет о младшей школе, то здесь метод проектов подразумевает, что дети должны быть вовлечены в самостоятельную деятельность - исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой ребёнок будет познавать окружающий мир и воплощать новые знания в реальный продукт. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – данный тезис можно рассматривать как базовый для того, чтобы понимать метод проектов, привлекающий многочисленные образовательные системы.Личностно-ориентированное – обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.Компьютерное – обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования. Основа – использование ИКТ-технологии. Использование ИКТ также является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации воспитания, обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Эта технология повышает скорость передачи информации, улучшает уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.Главная цель технологии - повышение качества воспитания, обучения и коррекции через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС.Использование информационных технологий позволит сделать процесс воспитания, обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога, психолога.Введение информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития личности, а значит, приобщения ее к миру информационной культуры, что особенно важно для приобретения психологической устойчивости в современном мире. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной, психологической информации, позволяет усилить мотивацию личности. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.Этапы реализации технологии согласно ФГОС:- постановка цели;- создание предметно-пространственной среды (соответствующее оформление стендов, групп, кабинетов);- организация деятельности - проведение занятий с использованием ИКТ (фронтальных, индивидуальных), досугов, поиск и решение проблемно - поисковых ситуаций; работа с интерактивной доской, которая позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы), что позволило моделировать на занятиях различные ситуации и среды.- совместная психологическая и образовательная работа с родителями, игровая деятельность с применением ИКТ, индивидуальная работа. - выводы.Данная технология может одинаково успешно использоваться как педагогами, так и педагогами-психологами. Роль информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Их использование становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса, позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной, органично дополняя традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия специалиста с другими участниками образовательного процесса. Кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.Модульное – обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.Дистанционное – обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.ЗаключениеТаким образом, на основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что все современные виды и формы обучения направлены на то, чтобы достичь высокого качества воспитательного и образовательного процесса. Эффективность процесса воспитания и обучения требует реализации комплекса определенных психолого-педагогических условий в рамках образовательной среды. Это как раз и достигается за счет использования различных форм и видов обучения. На современном этапе все большее внимание уделяется повышению инновационности традиционных видов и форм обучения. Инновационные технологии в образовательном и воспитательном процессе направлены на то, чтобы оптимизировать воспитательный процесс и создать максимально комфортную психологическую среду для развития и становления, обучения личности. Также на современном этапе особое внимание уделяется личностно-ориентированным технологиям в различных видах и формах обучения. Эти технологии связаны с традициями гуманистической психологии и педагогики, а также позволяют сделать процесс обучения более комфортным и эффективным для учащегося за счет того, что в воспитательном процессе учитываются его личностные особенности.Список литературыБабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 148 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 398 с. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – 156 с. http://www.twirpx.com/file/1027307/Губарева, А.Н. Головнева, Н.А. Технология проблемного обучения / А.Н. Губарева, Н.А. Головнева. [Электронный ресурс]//Режим доступа: [http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7302.pdf] Гузанова, С. В. Урок в современной школе / С. В. Гузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45688/ (дата обращения: 24.01.2021).Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/guzeev-vv-metody-i-organizacionnye-formy-obucheniya_546a3e30195.html (Дата обращения 24.01.2021) Дидактика и методика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2014. – 392 с. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – 3 изд. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с.Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 398 с.
3. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – 156 с. http://www.twirpx.com/file/1027307/
4. Губарева, А.Н. Головнева, Н.А. Технология проблемного обучения / А.Н. Губарева, Н.А. Головнева. [Электронный ресурс]//Режим доступа: [http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7302.pdf]
5. Гузанова, С. В. Урок в современной школе / С. В. Гузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45688/ (дата обращения: 24.01.2021).
6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/guzeev-vv-metody-i-organizacionnye-formy-obucheniya_546a3e30195.html (Дата обращения 24.01.2021)
7. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
8. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. М.: Директмедиа Паблишинг, 2014. – 392 с.
9. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – 3 изд. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
10. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы лежат в основе эвристического обучения?
Основными принципами эвристического обучения являются проблемное и развивающее обучение. Это подразумевает, что ученик развивается и достигает успеха путем построения и самореализации своей личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Какая форма работы сейчас популярна в образовании?
В настоящее время популярностью пользуется форма работы над защитой творческого проекта. Это особый подход, при котором ученик самостоятельно разрабатывает и представляет свой творческий проект, активно принимая участие в его создании и обосновании.
Что подразумевается под традиционным воспитанием и обучением?
Традиционное воспитание и обучение - это классический подход, в котором знания и навыки передаются учителем ученику посредством прямой инструкции и усвоения материала. Здесь в основе лежит передача готовых знаний и ориентация на аккумуляцию информации без активного участия ученика.
Как можно описать эвристическое обучение?
Эвристическое обучение - это форма обучения, которая базируется на принципах проблемного и развивающего обучения. В этом подходе ученик строит свою образовательную траекторию и достигает успеха благодаря активному участию в решении проблем и развитии своих навыков.
Какая форма работы помогает развить творческий потенциал ученика?
Форма работы над защитой творческого проекта помогает развить творческий потенциал ученика. Здесь ученик самостоятельно разрабатывает и представляет свой проект, что способствует активному творческому процессу и раскрытию индивидуальных способностей.
Что такое форма обучения?
Форма обучения - это способ организации образовательного процесса, который определяет структуру, последовательность и характер взаимодействия учеников и преподавателя.
Какие виды обучения существуют?
Существует несколько видов обучения: классическое обучение, дистанционное обучение, индивидуальное обучение, коллективное обучение и другие.
Чем отличается эвристическое обучение от других форм обучения?
Эвристическое обучение основывается на принципах проблемного и развивающего обучения, включает в себя построение и самореализацию личностной образовательной траектории ученика.
Какие преимущества имеет защита творческого проекта в обучении?
Защита творческого проекта позволяет развить творческие способности учеников, улучшить навыки самостоятельной работы и самопрезентации, а также стимулирует интерес к обучению.
Какие альтернативы традиционному воспитанию и обучению существуют?
Альтернативами традиционному воспитанию и обучению являются, например, применение технологий в образовательном процессе, активное и практическое обучение, проблемное обучение и другие инновационные подходы.