организация культурно-досуговой деятельности в учреждении культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 44 44 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 02.03.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы культурно-досуговой деятельности современных библиотек 3
1.1 Культурно-досуговая деятельность как предмет научного исследования 3
1.2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке 3
1.3 Возможности организации культурно-досуговой деятельности современных библиотек 3
Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности в условиях современной библиотеки 3
2.1.Общая характеристика ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» 3
2.2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» 3
2.3. Разработка программы культурно-досуговой деятельности для посетителей ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» 3
Заключение 3
Литература 3

Фрагмент для ознакомления

Клуб гарантирует читателям получение положительных и ностальгических эмоций.Клуб настольных интеллектуальных игр «Гражданин игрок» проводит для всех читателей библиотеки настольные игры, предполагающие интеллектуальное погружение в тематический процесс.Кроме всех вышеперечисленных постоянных тематических клубов, библиотека В.В. Маяковского проводит и однократные мероприятия: лекции, концерты, выставки, мастер-классы, спектакли.Например, в ротонде центра искусств и музыки на Невском проспекте 20 часто проходят фортепианные и органные концерты, как например «Сольный фортепианный концерт Артёма Тетерина», прошедший в январе 2021 года.В залах по адресу набережная реки Фонтанки, 46 проходят постановки спектаклей, как например «Спектакль по мотивам пьесы «Демократия!» Иосифа Бродского», поставленный молодёжным любительским театром «Больше Пяти» в январе 2021 года.Тематические лекции организуются во всех отделениях библиотеки. В январе 2021 года в отделении по адресу Невский проспект, 20 прошла лекция «Московский Парк Победы. Детали», в ходе которой лектором было рассказано о парке Победы, расположенном в Московском районе, о его истории и значении для современного времени.В мероприятиях библиотеки затрагиваются не только исторические, библиотечные, литературные темы. Популярность набирают также мероприятия, посвящённые визуальному искусству, взаимодействию с потребителем, знаковой идентификации, корпоративному стилю, IT технологиям, а также другим направлениям, актуальным в современном мире.Рассмотрение и анализ представленных на официальном сайте библиотеки имени В.В. Маяковского в сети интернет https://pl.spb.ru/ показали, что не все виды деятельности, распространенные в современном социуме, получили свое развитие в клубах и мероприятиях библиотеки.Например, в библиотеке не развиты направления культурно-досуговой деятельности, связанные с поддержанием традиций и нравственных ориентиров подрастающей молодежи, не уделяется внимание подрастающему поколению, не проводятся тематические мастер-классы и образовательные программы. Вследствие этого является целесообразным разработать программу культурно-досуговой деятельности для посетителей младшего, среднего и старшего школьного возраста.2.3.Разработка программы культурно-досуговой деятельности для посетителейГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского»С целью привлечения юного и молодого поколения к образовательным и культурно-досуговым мероприятиям, целесообразно разработать программу, направленную на развитие интереса к книге и литературному искусству.В данном параграфе представлена программа культурно-досуговой деятельности для посетителей ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» младшего школьного возраста. Программа литературного клуба «Книголюбы»Направленность деятельности: культурологическая Программа клубной работы предназначена для обучающихся младших классов СодержаниеI. Обоснование актуальности программы и его новизна.II. Цель, задачи и ожидаемые результаты программы.III. Содержание программы. I. Актуальность программыПереоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка невозможно. Чтение выступает как важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, путь формирования нравственных и гражданских качеств. На современном этапе во всём мире наблюдаются тенденции снижения интереса к чтению. Это обусловлено, прежде всего, активным развитием электронных и цифровых средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книжную продукцию из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет. В целом для большинства прогрессивных стран мира серьёзной проблемой становится снижением уровня чтения. Обучающиеся стали читать значительно медленнее, с трудом вырабатывая навык скоростного чтения, столь необходимый в информационно-перегруженный современный мир. В результате многие из них способны к освоению учебной программы на высоком уровне, снижается успешность и качество обучения. Задача современной библиотеки – противостоять этому процессу, показывая детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из важных видов получения информации, доступную и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа. Данный программный проект направлен на повышение мотивации и интереса каждого ребёнка к чтению, на понимание роли книги, как помощника и советчика на протяжении всей жизни, способствование повышению качества знаний по предметам.II. Цели программы - Организация летнего досуга детей.- Привлечение детской аудитории к чтению, развитие творческо-познавательных способностей на основе чтения книг.Задачи:- использование традиционных и инновационных форм работы в обслуживании читателей, поиск нетрадиционных творческих решений;- создание комфортных условий для проведения досуга в детской библиотеке; - выявление активных и творческих читателей, стимулирование навыка чтения у детской аудитории в летний период.Сроки реализации:Программа реализуется в период школьных летних каникулиюнь – август Ожидаемые результаты Привлечение детей к чтению в летний период. Выявление творческих инициативных читателей, создание актива библиотеки. Увеличение посещаемости библиотеки в летний период. Привлечение новых читателей.III. Содержание программы.Волшебные книги.Волшебной для ребёнка может стать любая книга, если она становиться его другом и помощником. Ей может стать книга, которая помогла ему стать лучше, активней, счастливее. Вспомним рассказ Н.Осеевой «Волшебное слово», ведь многие дети задумывались: «А вежлив ли я?», «А какие волшебные слова я знаю?». Волшебная книга может творить настоящее чудо.Живые сказки.Это не проект игр для iPhone и ipad. Это обычная книга сказок, которая оживает в голове, благодаря воображению, как только начинаешь читать. Сказка – это народная мудрость, которая убеждает нас в том, что добро, обязательно победит зло. Сказки подарят не только мудрость, но и хорошее самочувствие. Они повысят иммунитет, через загадочный шифр сказок с трехкратным преодолением трудностей, волшебной палочкой и сказочными перевоплощениями. Великий Эйнштейн давал совет родителям: «Хотите чтобы ваши дети были умными и талантливыми - читайте им сказки, а если хотите, чтобы были очень умными – читайте им ещё больше сказок».Давайте поиграем!В каждой библиотеке есть книги, которые можно не только читать, но с которыми можно поиграть. Это книжки из серии «Где они?», а также книжные сборники с загадками, ребусами, кроссвордами, головоломками. А ещё можно придумать свои загадки, составить свои кроссворды, викторины по любимым книгам и поиграть со своими друзьями.Живые странички журнальной страны. Современные девочки и мальчики очень любят рассматривать и читать журналы. В каждой библиотеке выписывается великое множество самых интересных детских и юношеских журналов. Многие библиотеки для удобства и удовольствия маленьких читателей устраивают специальные Дни Журналов. В конце лета можно пригласить читателей в библиотеку и узнать, с какими интересными журналами они познакомились летом.Живая классика. Классические литературные издания никогда не выходят из круга чтения. Сюжетно-драматургические истории классических литературных произведений рождают вдохновение у современных авторов. Освоение наследия классической литературы – фундамент интеллектуальной культуры каждого человека, культурный код, позволяющий сохранить человеческое начало в человеке. Начитанность, эрудированность личности, определяется в том числе и знанием классических сюжетов литературы. Читаем классическую литературу по школьной программе, знакомимся с книгами - юбилярами, читаем книги зарубежных писателей и поэтов. «Книги – корабли мысли». (Ф. Бэкон)Девиз данного раздела «Читай и странствуй!». Он посвящается всем любителям приключенческой и страноведческой литературы. Полезным для каждого - сочетать чтение художественной и научно-познавательной литературы.Живые голоса родного края.Читаем книги поэтов и писателей Родного края. Живая природа. Читаем книги о природе и на природе. Основные формы работы Громкое чтение и художественная декламация. Громкое активное чтение, с активизацией дикционно - артикуляционного аппарата, является одним из самых действенных средств развития ораторских способностей и пропаганды книги. Эмоционально-выразительное чтение вовлекает ребёнка, помогает ему лучше воспринять содержание книги, способствует более глубокому пониманию её драматургии, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение литературных произведений вслух помогает разрешить одну из важных воспитательных задач - развить литературную речь детей, обогатить и расширить их словарь.Основным материалом для громкого чтения являются всеми любимые сказки народов мира. Многие дети не любят читать стихи, не понимают их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворных произведений поможет привить детям любовь к поэзии. В этом направлении планируется провести конкурсы «Юных чтецов», «Юных сказочников», регулярное коллективное чтение с обсуждением статей детских газет и журналов. Обзоры литературы.Задачами обзоров литературы выступают: показ литературы по отраслям знаний; рекомендация книжных изданий в помощь к школьной программе по классам обучения. Планируется проведение тематических обзоров, знакомство с книжными новинками, презентации новых номеров журналов и газет. Велико значение наглядной пропаганды. Дети должны обязательно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, рассмотреть иллюстрации. Обсуждение книг.Обсуждение книг - это активная коллективная беседа, благодаря которой у читателей появляется возможность поделиться своим мнением о прочитанном, оценить героев книги и их поступки. Очень велико воспитательное значение таких бесед. Обсуждение книги - хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; такая работа помогает с интересом читать книгу. Детям дается возможность научиться последовательно и убедительно выражать свои мысли. В коллективной беседе часто возникают споры, происходит поиск необходимых доводов. Литературные утренники и вечера.Литературные утренники и вечера, как активная форма творческой литературно-пропагандистской и литературно-концертной деятельности, способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению интереса к искусству литературы, формирует литературный вкус. Знакомство с писателями.Возможность расширения представлений учащихся о: - профессии писатель, - языке литературы, - создании литературных произведений, - значимости литературной деятельности, - выражении через слово опыта человечества, - понимании красоты мира и разнообразия чувств. Литературные игры.Личное участие школьников в литературной игре вырабатывают у них умения: - внимательно читать литературный текст, - правильно выбирать цитаты, - отстаивать личное мнение о книге или её героях, - подкреплять мнение конкретными фактами из книги. Актив кружка.Ребенок должен научиться пропагандировать полюбившуюся книгу, прочитав книгу, он должен уметь рассказать другим ребятам о прочитанном, пробуждая у них интерес к чтению, желание записаться в библиотеку - вот важная цель актива кружкаМероприятия клуба «Книголюбы» «Мир всем детям на планете!» - утренник «Любимая книга детства» - читаем и рассказываем. Громкое чтение«В лето с книгой» - день информации«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» - конкурс чтецов стихотворений А.С. Пушкина «Любимая книга детства» - читаем и рассказываем. Громкое чтение.«Расскажут обо всем на свете детские журналы и газеты» - обзор периодических изданий для детей.«Книжкина больница» - ремонт книг и учебниковУчимся оформлять читательский дневник. Библиотечный урок«Любимая книга детства» - читаем и рассказываем. Громкое чтение«Умники и умницы» - игра - викторина«Любимая книга детства» - читаем и рассказываем. Громкое чтениеБрейн-ринг. – игра-викторина«Любимая книга детства» - читаем и рассказываем. Громкое чтениеПисатели - детям: «Ученик Агнии Барто» (о творчестве В. Нестеренко) - литературный час.«Я там был, мед - пиво пил...» - конкурс сказочников«Живая планета» - обзор книг о животных, викторина«Фантастические каникулы» - обзор книг приключений и фантастики«Мои любимые герои и книги» - конкурс читательских дневниковВыводыТаким образом, в ходе практического исследования процесса организации культурно-досуговой деятельности в условиях современной библиотеки, были выявлены основные характеристики, возможности и особенности работы данных учреждений, на примере ГБУК «ЦГПБ им. В.В.Маяковского». Общая характеристика работы данного учреждения культуры позволила в первом параграфе второй главы сосредоточить внимание на анализе структуры библиотеки, выявлении многоаспектности и активности ее работы, рассмотрении плановости и событийности проводимых мероприятий в рамках культурной и образовательной деятельности учреждения. Также был проведен анализ организации культурно-досуговой деятельности ГБУК «ЦГПБ им. В.В.Маяковского», через рассмотрение плана и результатов работы постоянно действующих структурных подразделений культурно-образовательной направленности. Во втором параграфе была представлена примерная программа культурно-досуговой деятельности для посетителей ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» младшего школьного возраста. Культурологическая направленность предполагаемой деятельностилитературного клуба «Книголюбы», в рамках работы библиотеки, дала возможность направитьданный программный проект на повышение мотивации и интереса детей к чтению, понимание роли книги, как помощника и советчика на протяжении всей жизни, способствование повышению качества знаний по предметам. ЗаключениеВ ходе исследования и изучения проблемы организации культурно-досуговой деятельности учреждений культуры были выявлены основные теоретические положения:Определены основы культурно-досуговой деятельности учреждений культуры. Дано определение культурно-досуговой деятельности, как социально культурологический процесс, способствующий духовному и физическому совершенствованию личности в контексте освоения ценностей культуры, общественно-значимого общения и полноценного отдыха. Рассмотрены аспекты данного вида деятельности в контексте работы учреждений культуры Российской Федерации. Выявлены особенности организации культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке, а также возможности организации культурно-досуговой деятельности современных библиотек. Через исследование проблемы организации досуга библиотеками рассмотрены возможности осуществления разных видов деятельности, основными из которых являются социально-культурная и культурно-досуговая. Вопрос организации культурно-досуговой деятельности в условиях современной библиотеки был рассмотрен через характеристику деятельности ведущей библиотеки г. Санкт-Петербург - ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» и анализ организации культурно-досуговой деятельности в данном учреждении. В ходе выполнения практической части исследования была разработана программа культурно-досуговой деятельности для посетителей ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» г. Санкт-Петербург, направленная наиспользование традиционных и инновационных форм работы в обслуживании читателей, поиск нетрадиционных творческих решений, создание условий для проведения досуга в библиотеке, выявление активных и творческих читателей.ЛитератураБеспалько В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.- С.10-12.Белуза Л.М. «Отдыхай, книжку не бросай!» / Л.М. Белуза // Библиотека. – 2005. - № 6. – С. 47 -48.Бородина В. А. Летняя школа чтения / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - № 4. - С. 42-49. Бондаренко Е. У познания нет каникул. Приобщение к литературе во время отдыха / Е. Бондаренко // Библиотека. - 2011. - № 7. - С. 45-47. Галимова Е.Я. Проектная деятельность библиотек: управление и библиотека / Е.Я. Галимова // Библиотековедение. - 2004. - № 4. - С. 36-39.Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы/ А.Д.Жарков. М.: Просвещение, 1989.- 239 с.Жаркова JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие/ JI.C. Жаркова, Т.Г.Киселева, ЖироваМ.Б. Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт // Ученые записки РГСУ, № 3, 2012. – С.28-34.Ильина И. Особенности игровых технологий в организации молодежного досуга в социально-культурных учреждениях // Материалы 47-й науч. студ. конф. – Челябинск, 2015. – С. 114-119. Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учебное пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред А.Н. Ванеев.- СПб: Профессия, 2007. - 336 с. (Серия «Библиотека»). Качанова Е.Ю. Оценка инновационной деятельности библиотек: обучение методикам анализа / Е. Ю. Качанова // Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2001 / Хабаровск. гос. ин–т искусств и культуры. - Хабаровск, 2001. - Ч.1. - С. 73–76.Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся: Методические. рекомендации для библиотекарей. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. Кокорина К.А. Воспитательный потенциал игровых технологий в организации досуга молодежи / К.А. Кокорина, Е.И. Мурзина // Ученые записки. Художественное образование в условиях многоуровневой системы подготовки : практика, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2015. – С. 162-165.Киселева Т.М. Современная библиотека как культурно-досуговое учреждение / Т.М. Киселева // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 3. – С. 83-84.Киселева, Л.Б. Библиотечное проектирование: примеры программ / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита. Вып. 10. - Хабаровск : ДВГНБ, 2004. - С. 4-24.Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А.Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК. -1995. - С. 128-134.Красильников, Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учеб. пособие/ Ю.Д. Красильников. М.: МГИК, 1982.- 80 с.Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. тр. Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 198 с.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академ. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова М.: МГУК, 1998. -461 с.Ловкова Т.Б. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек: терминологический аспект / Т.Б. Ловкова // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 32-35.Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие/Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., 1993.- 164 с.Официальный сайт ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» г. Санкт-Петербург, Режим доступа: https://pl.spb.ru/ - Попов В.В., Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. - 176 с.Разумова,  М. С. Направления развития учреждений культурно-досуговой сферы [Электронный ресурс] /М.С. Разумова //  Вестник Оренбургского государственного университета.-2011.-№82– Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-uchrezhdeniy-kulturno-dosugovoy-sferyСоциально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст./ Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 177 с.Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учеб пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. М.: МГУКИ, 1999. - 250 с.Трунова Т. Сохрани в себе сказку : [популяризация чтения, проектная деятельность] / Т. Трунова // Библиотечная газета. - 2007. - № 36. - С. 7.Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя – творца / авт. - сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1) – Приложение к журналу «Школьная библиотека).Чтение как увлечение / Сост.: О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.

1. Беспалько В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.- С.10-12.
2. Белуза Л.М. «Отдыхай, книжку не бросай!» / Л.М. Белуза // Библиотека. – 2005. - № 6. – С. 47 -48.
3. Бородина В. А. Летняя школа чтения / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - № 4. - С. 42-49.
4. Бондаренко Е. У познания нет каникул. Приобщение к литературе во время отдыха / Е. Бондаренко // Библиотека. - 2011. - № 7. - С. 45-47.
5. Галимова Е.Я. Проектная деятель¬ность библиотек: управление и библиотека / Е.Я. Галимова // Библиотековедение. - 2004. - № 4. - С. 36-39.
6. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.
7. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы/ А.Д.Жарков. М.: Просвещение, 1989.- 239 с.
8. Жаркова JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие/ JI.C. Жаркова, Т.Г.Киселева,
9. Жирова М.Б. Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт // Ученые записки РГСУ, № 3, 2012. – С.28-34.
10. Ильина И. Особенности игровых технологий в организации молодежного досуга в социально-культурных учреждениях // Материалы 47-й науч. студ. конф. – Челябинск, 2015. – С. 114-119.
11. Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учебное пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред А.Н. Ванеев.- СПб: Профессия, 2007. - 336 с. (Серия «Библиотека»).
12. Качанова Е.Ю. Оценка инновационной деятельности библиотек: обучение методикам анализа / Е. Ю. Качанова // Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2001 / Хабаровск. гос. ин–т искусств и культуры. - Хабаровск, 2001. - Ч.1. - С. 73–76.
13. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся: Методические. рекомендации для библиотекарей. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.
14. Кокорина К.А. Воспитательный потенциал игровых технологий в организации досуга молодежи / К.А. Кокорина, Е.И. Мурзина // Ученые записки. Художественное образование в условиях многоуровневой системы подготовки : практика, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2015. – С. 162-165.
15. Киселева Т.М. Современная библиотека как культурно-досуговое учреждение / Т.М. Киселева // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 3. – С. 83-84.
16. Киселева, Л.Б. Библиотечное проек¬тирование: примеры программ / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита. Вып. 10. - Хабаровск : ДВГНБ, 2004. - С. 4-24.
17. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А.Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК. -1995. - С. 128-134.
18. Красильников, Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учеб. пособие/ Ю.Д. Красильников. М.: МГИК, 1982.- 80 с.
19. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. тр. Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 198 с.
20. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академ. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова М.: МГУК, 1998. -461 с.
21. Ловкова Т.Б. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек: терминологический аспект / Т.Б. Ловкова // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 32-35.
22. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие/Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., 1993.- 164 с.
23. Официальный сайт ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» г. Санкт-Петербург, Режим доступа: https://pl.spb.ru/ -
24. Попов В.В., Попова Ф. Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. - 176 с.
25. Разумова, М. С. Направления развития учреждений культурно-досуговой сферы [Электронный ресурс] /М.С. Разумова // Вестник Оренбургского государственного университета.-2011.-№82– Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-uchrezhdeniy-kulturno-dosugovoy-sfery
26. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст./ Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 177 с.
27. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учеб пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. М.: МГУКИ, 1999. - 250 с.
28. Трунова Т. Сохрани в себе сказку : [популяризация чтения, проектная деятельность] / Т. Трунова // Библиотечная газета. - 2007. - № 36. - С. 7.
29. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя – творца / авт. - сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1) – Приложение к журналу «Школьная библиотека).
30. Чтение как увлечение / Сост.: О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.