Формирование и реализация инвестиционной политики в регионе (на примере Хабаровского края)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы региональной инвестиционной политики 6
1.1 Понятие «региональная инвестиционная политика» 6
1.2 Методы реализации региональной инвестиционной политики 8
1.3 Региональный инвестиционный стандарт 11
2 Формирование и реализация инвестиционной политики в Хабаровском крае 16
2.1 Инвестиционный потенциал Хабаровского края 16
2.2 Структура и полномочия органов, осуществляющих инвестиционную политику в регионе 19
2.3 Внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе 22
2.4 Рейтинг области в Национальном рейтинге российских регионов по созданию условий благоприятного инвестиционного климата в регионе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Другим актуальным рейтингом для региональных властей является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, публикуемый Агентством стратегических инициатив (АСИ) при поддержке федеральных органов власти . Рейтинг позволяет провести оценку эффективности работы региональных властей в области создания комфортных условий для ведения бизнеса с целью внедрения лучших административных практик на всей территории России. Рейтинг АСИ построен на иной методологии, чем НРА (учитывает сырьевую базу, финансовое состояние, трудовые ресурсы и т.д.), и основан в первую очередь на мнении предпринимателей (в 2016 г. оценка проводилась по 81 субъекту и опросу 400 тыс. предпринимателей ). Одним из приоритетных направлений экономического роста Российской Федерации, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2019 года, является улучшение делового инвестиционного климата субъектов РФ для эффективного роста инвестиций в пределах 6–7 %, а также снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и раскрытия потенциалов регионов страны. Несомненно, одним из необходимых условий стабильного функционирования и развития как хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, отдельных регионов, так и государства в целом являются инвестиции. Наиболее общим критерием для принятия решения об инвестировании является оценка инвестиционного климата на макроуровне по ряду показателей, разработанных Агентством стратегических инициатив. Под инвестиционным климатом понимается совокупность общественных и институциональных условий, при которых субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности обладают возможностями и стимулом к инвестированию. Процесс создания благоприятного инвестиционного климата состоит из многих взаимосвязанных компонентов. Во-первых, создание необходимых правовых предпосылок — принятие региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантии инвесторам при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во-вторых, обеспечение доступной инвестиционной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов инвесторов, включающей различные инвестиционные площадки. В-третьих, предоставление государственных услуг в сфере строительства, которые являются административными барьерами, отталкивающих потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в развитие региона. Создание той самой необходимой институциональной и инфраструктурной среды инвестиционного климата, что обозначено в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, является неким фундаментом или основой для активизации инвестиционной активности. [3].По данным Агентства стратегических инициатив Хабаровский край в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2018 году вошел в двадцатку регионов с наилучшим инвестиционным климатом, причем ни один из субъектов ДФО в это число не попал. За последние три года макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста инвестиций в экономику.По объему инвестиций в основной капитал в 2015–2017 гг. край занимал 4-ое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Общий темп роста инвестиций в 2017 году по сравнению с 2015 составил 2,8 %, тогда как по ДФО — 34,5 %. Доля инвестиций Хабаровского края в общем объеме инвестиций ДФО составляет около 10–12 %, что значительно уступает Сахалинской области с 25 % и Республике Саха (Якутия) — 30 %. Одним из аспектов инвестиционной деятельности является привлечение инвестиций в строительную отрасль. Можно сказать, что инвестиции в сфере строительства занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций Хабаровского края, в 2015 году доля составляла 6,79 %, а к 2017–2,9 %. Что касается субъектов ДФО, то эта доля также несущественна и насчитывает около 5 %. Таким образом, темпы роста инвестиционной деятельности Хабаровского края по основным макроэкономическим показателям значительно отстают от средних по Дальневосточному федеральному округу, в частности от Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). Отсюда возникает вопрос: инвестиционный климат края оценивается как благоприятный, а притока инвестиций, по сравнению с другими регионами, не наблюдается[4].Несмотря на то, что в крае уже созданы все необходимые условия, обозначенные в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, немало важной проблемой, отталкивающей потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в край, остается качество регуляторной среды, т. е. предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в частности в сфере строительства. К данной группе факторов, влияющих на инвестиционный климат, относятся четыре вида услуг: регистрация юридических лиц; регистрация прав собственности; подключение к электроэнергии и получение разрешения на строительство. Что касается первых трех позиций, то в Хабаровском крае они реализуются достаточно эффективно и оценены Экспертной группой Национального рейтинга на категорию «А» и «В», что является высоким показателям среди субъектов РФ. Тогда как получение разрешения на строительство относится к группе отстающих параметров, которое характеризуется оценкой «D» и не изменяется на протяжении трех лет, тем самым сдерживает рост бизнес-привлекательности края. Таким образом, на сегодняшний день в Хабаровском крае существует проблема, связанная с длительностью получения разрешения на строительство, препятствующая улучшению инвестиционного климата края, а, следовательно, и привлечению инвестиций. Количество процедур и сроки их прохождения в каждом субъекте РФ различны. Получение разрешения на строительство в Хабаровском крае по состоянию на 2018 год составляет 160 дней и включает в себя 13 основных процедур, что намного дольше, чем в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге срок получения разрешения меньше на 50 дней, а в Татарстане — на 119 дней.Хабаровский край по итогам оценки (2020 г.) входит в IV группу регионов, рейтинги по направлениям у края также невысокие: регуляторная среда – D, институты для бизнеса – C, 70 инфраструктура и ресурсы – D, малое предпринимательство – E. Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовала рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2020 г., в котором одним из элементов является оценка процедур регистрации предприятий – показатель А1.Как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, Управление ФНС России по Хабаровскому краю отмечает положительные результаты работы в данном направлении, достигнутые в сравнении с прошлым годом по показателям:- А1.1. Среднее время регистрации юридических лиц (в днях) сократилось с 9,24 до 8,65 дней (категория В не изменилась);- А1.2. Среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц (шт.) сократилось с 4,21 до 3,66 процедуры (категория улучшилась с С на В);- А1.3. Удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации юридических лиц (ср. балл) улучшилась с 4,26 до 4,51 баллов (категория улучшилась с С на В).Задачей налоговых органов на текущий год является повышение удовлетворенности заявителей процедурой создания организаций и перехода всех показателей края в категорию А.Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности является неотъемлемым условием поступательного развития экономики региона. Отсутствие единой методики ее оценки оказывает значительное влияние на принятие решения отдельными инвесторами. По данным Рейтингового агентства RAEX и Национального рейтингового агентства, Хабаровский край входит в группы регионов с достаточно высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Но Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ показал средний уровень инвестиционной привлекательности края. В целях создания режима максимального благоприятствования для потенциальных инвесторов необходимо продолжить работу по наращиванию инвестиционных возможностей края. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе рассмотрены теоретические основы оценки и развития инвестиционного потенциала на региональном уровне, проведен анализ основных показателей инвестиционного сферы Хабаровской области на современном этапе, выявлены основные проблемы и конкурентные преимущества региона, предложен ряд мероприятий по развитию инвестиционного потенциала.Инвестиционный потенциал региона является не простой, а определенным образом упорядоченной совокупностью инвестиционных ресурсов, сосредоточенных на конкретной территории, позволяющей достичь желаемого эффекта при их использовании. Необходимость развития инвестиционного потенциала каждого региона очевидна.Исходя из выявленных проблем и перспективных направлений, разработаны следующие мероприятия, ориентированные на развитие инвестиционного потенциала Хабаровской области:1) привлечение и сопровождение инвестиционных проектов;2) формирование высококвалифицированного рынка труда и его инвестиционная ориентированность;3) кластеризация инфраструктурного, научно-образовательного и производственного потенциалов, что является наилучшей формой кооперации, способствующей усилению конкурентных преимуществ организаций и создающей уникальные региональные компетенции;4) инновационная активность – для формирования технологического лидерства и глобальной конкурентоспособности донского региона.В основе стабильного развития регионов - увеличение обоснованности административных, экономико-организационных и финансовых решений, которые обеспечивают реализацию инвестиционной политики субъекта Российской Федерации. На фоне растущей конкуренции для достижения главных целей руководства регионом необходимо эффективно использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы; инструменты государственного управления для привлечения инвестиций в проекты регионального уровня. Значительная часть инвестиционных проектов на территории Российской Федерации реализуются в соответствии с долгосрочными и среднесрочными программами социально-экономического развития. Выполнение любого раздела программ должно быть подкреплено финансовыми вложениями, то есть в проекты различных сфер и направленностей, включенных в программы развития. Программы социально-экономического развития опираются на инвестиционные стратегии страны и регионов, основываясь на федеральное и региональное законодательство.Инвестиционная стратегия является неотъемлемой частью региональной стратегии развития, в соответствии с требованиями Агентства стратегических инициатив (АСИ) должна определять инвестиционные приоритеты развития региона (технологии, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции и услуг, планируемые к реализации проекты ). Она направлена на расширение инвестиционных возможностей и на понижение общего риска инвестиций, то есть на увеличение инвестиционной привлекательности климата определенного региона.Инвестиционная стратегия региона, в результате, призвана гарантировать экономическую и социальную эффективность, безопасность, а также всестороннюю организацию поддерживающей инфраструктуры.Как итог успешной реализации предложенных мероприятий, доля Хабаровской области в федеральной экономике неизбежно возрастет, вследствие чего произойдет усиление статуса Хабаровской области как опорного региона ЮФО; будет преодолена технологическая отсталость промышленных организаций по сравнению с ведущими российскими производителями.Поэтому одной из приоритетных задач современного развития экономики России является сохранение, развитие и оказание поддержки отечественной промышленности. Но основной фронт системной работы — это качественное организационное и структурное преобразование общественного производства на базе модернизации промышленного капитала. Потенциал промышленности в настоящее время составляет примерно половину аналогичного показателя, бывшего в экономике до реформ.С теоретической точки зрения, устойчивое региональное развитие может рассматриваться как способность региональной системы в долгосрочной перспективе сохранять необходимые условия для воспроизводства потенциала региона на основе принципов сбалансированности (поддержания оптимальных для данного региона пропорций всех составляющих регионального потенциала) и социальной ориентированности, предполагающей оценку влияния направленности и количественных параметров экономических процессов в регионе, прежде всего по тому, какое они оказывают воздействие на уровень и качество жизни населения.Использование такого подхода предполагает, что устойчивое развитие региона может быть достигнуто при выполнении базового условия нормального функционирования экономики, состоящего в формировании такой конъюнктуры регионального хозяйства, которая способна обеспечить экономическую безопасность развития региона и качество жизни населения.Таким образом, можно сделать вывод, что региональные целевые программы направлены на улучшение и совершенствование экономического и социального развития региона.Таким образом, инвестиции понимаются как совокупность затрат, реализуемых посредством целенаправленного вложения капитала на конкретный срок в различные сферы и отрасли экономики, в объекты предпринимательской и иных видов деятельности для получения дохода (прибыли) и достижения как субъективных целей инвесторов, так и благоприятного социального эффекта. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОб утверждении Положения о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации в городском округе "Город Хабаровск" Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 18 мая 2017 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/465335963 (дата обращения: 02.02.2021).Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 02.02.2021).Ахинов, Г.А. и др. Экономика общественного сектора. Учебник. М.: Инфра-М, 2018. 342 с.Бормотов, А.А. Теоретическая социология. Учебное пособие. М.: Прометей, 2018. 244 с.Василенко, Е.В. Связи с общественность в органах власти. Учебник. М.: Международные отношения, 2017. 296 с.Василенко, И.В. Государственная и муниципальная служба. Учебник. М.: Международные отношения, 2017. 382 с.Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление. – М.: Русайнс, 2017. 112 с.Голубева Е.И. Понятие инвестиций: эволюция и совершенствование его применения / Е.И. Голубева // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки » №5(21), 2018 33 с.Давыдкина, И.Б. Государственное управление. М.: Инфра-М, 2017. 126 с.Доронина Н.Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства / Н.Г. Доронина // Журнал российского права . 2018. № 6. 24 с.Качанова, Н.Н. Государственное управление. Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. 184 с.Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н.Н. Любимова; Под ред. Л.П. Куракова. М., 2019. 345 сс.Колосницыной, И.Ш. Экономика здравоохранения. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа , 2018. 464 с.Кочкаева Д.О. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности / Д.О. Кочкаева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2019. №3(30). 23 с.Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. М.: КноРус , 2016 183 с.Плотников А.Н. Инвестиционная деятельность и подрядные торги: учеб. пос. / А.Н. Плотников. М.: Инфра–М; Znanium.com, 2017. 111с.Федорова В.А. Инвестиционный климат России и проблемы его улучшения / В.А. Федотова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки » №9(25) 2018. 23 с.Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: Монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2019. // СПС КонсультантПлюс. 3 с.Чепкасов В.В. Инвестиции: понятие и основные виды / В.В. Чепкасов // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(21) 2019
2. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 02.02.2021).
3. Ахинов, Г.А. и др. Экономика общественного сектора. Учебник. М.: Инфра-М, 2018. 342 с.
4. Бормотов, А.А. Теоретическая социология. Учебное пособие. М.: Прометей, 2018. 244 с.
5. Василенко, Е.В. Связи с общественность в органах власти. Учебник. М.: Международные отношения, 2017. 296 с.
6. Василенко, И.В. Государственная и муниципальная служба. Учебник. М.: Международные отношения, 2017. 382 с.
7. Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление. – М.: Русайнс, 2017. 112 с.
8. Голубева Е.И. Понятие инвестиций: эволюция и совершенствование его применения / Е.И. Голубева // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки » №5(21), 2018 33 с.
9. Давыдкина, И.Б. Государственное управление. М.: Инфра-М, 2017. 126 с.
10. Доронина Н.Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства / Н.Г. Доронина // Журнал российского права . 2018. № 6. 24 с.
11. Качанова, Н.Н. Государственное управление. Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. 184 с.
12. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н.Н. Любимова; Под ред. Л.П. Куракова. М., 2019. 345 сс.
13. Колосницыной, И.Ш. Экономика здравоохранения. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа , 2018. 464 с.
14. Кочкаева Д.О. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности / Д.О. Кочкаева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2019. №3(30). 23 с.
15. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. М.: КноРус , 2016 183 с.
16. Плотников А.Н. Инвестиционная деятельность и подрядные торги: учеб. пос. / А.Н. Плотников. М.: Инфра–М; Znanium.com, 2017. 111с.
17. Федорова В.А. Инвестиционный климат России и проблемы его улучшения / В.А. Федотова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки » №9(25) 2018. 23 с.
18. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: Монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2019. // СПС КонсультантПлюс. 3 с.
19. Чепкасов В.В. Инвестиции: понятие и основные виды / В.В. Чепкасов // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(21) 2019
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для реализации региональной инвестиционной политики?
Для реализации региональной инвестиционной политики могут применяться различные методы, такие как привлечение иностранных инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса, создание специальных инвестиционных зон и территорий, субсидирование инвестиционных проектов, обеспечение налоговых льгот. Каждый регион может выбирать подходящие для него методы в зависимости от своих особенностей и целей.
Что такое региональная инвестиционная политика?
Региональная инвестиционная политика - это система мер и действий, направленных на стимулирование привлечения инвестиций в конкретный регион. Она включает в себя определение приоритетных отраслей и проектов, создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление льгот и гарантий инвесторам, а также контроль за реализацией инвестиционных проектов.
Какой инвестиционный потенциал имеет Хабаровский край?
Хабаровский край обладает значительным инвестиционным потенциалом. Он расположен на границе с Китаем и имеет доступ к Тихоокеанскому океану, что способствует развитию внешнеэкономической деятельности и транспортных связей. Кроме того, в крае есть богатые природные ресурсы, такие как леса, рыба, нефть, газ, уголь. Важными отраслями экономики Хабаровского края являются сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, энергетика, металлургия, строительство и туризм.
Какие органы осуществляют инвестиционную политику в Хабаровском крае?
В Хабаровском крае инвестиционную политику осуществляют различные органы и структуры. Одним из ключевых органов является Министерство экономического развития края, которое разрабатывает и координирует инвестиционную политику, предоставляет информацию и поддержку инвесторам. Также в крае действуют инвестиционные агентства, которые занимаются привлечением инвестиций, консультированием и поддержкой инвесторов. Важную роль играют также муниципальные органы власти, которые разрабатывают свои инвестиционные программы и реализуют проекты на местном уровне.
Что такое региональная инвестиционная политика?
Региональная инвестиционная политика - это комплекс мер, направленных на привлечение и поддержку инвестиций в определенном регионе. Она включает в себя разработку и реализацию программ, законодательных актов и механизмов, создание благоприятного инвестиционного климата и стимулов для инвесторов.
Какие методы используются при реализации региональной инвестиционной политики?
При реализации региональной инвестиционной политики используются различные методы, включая предоставление льгот и привилегий инвесторам, создание инфраструктуры для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по улучшению делового климата и привлечению инвестиций, проведение информационной кампании и т.д.
Что такое региональный инвестиционный стандарт?
Региональный инвестиционный стандарт - это набор требований и принципов, разработанных регионом для привлечения инвестиций и обеспечения устойчивого развития. Он определяет условия и критерии инвестиционной деятельности, а также основные правила и порядок взаимодействия инвесторов с государственными и муниципальными органами власти.
Каков инвестиционный потенциал Хабаровского края?
Инвестиционный потенциал Хабаровского края включает в себя различные отрасли и направления, такие как энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, туризм и т.д. Краевое правительство активно работает над привлечением инвестиций, созданием благоприятного инвестиционного климата и предоставлением льгот и привилегий для инвесторов.
Какие органы осуществляют инвестиционную политику в Хабаровском крае?
Осуществлением инвестиционной политики в Хабаровском крае занимаются различные органы власти, включая краевое правительство, Министерство экономического развития и инвестиций, администрации муниципальных образований. Они разрабатывают и реализуют программы и меры по привлечению инвестиций, проводят информационную работу и оказывают поддержку инвесторам.
Каковы методы реализации региональной инвестиционной политики?
Методы реализации региональной инвестиционной политики включают в себя различные инструменты и подходы. Одним из основных методов является привлечение инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата и предоставления льгот для предпринимателей. Также важным методом является разработка и реализация инвестиционных проектов, а также поддержка развития малого и среднего бизнеса. Другими методами могут быть проведение маркетинговых исследований, привлечение зарубежных инвестиций и содействие экспорту региональных товаров и услуг.
Какой инвестиционный потенциал имеет Хабаровский край?
Хабаровский край обладает значительным инвестиционным потенциалом. Край располагает богатыми природными ресурсами, такими как леса, нефть, газ, уголь, рудные месторождения и др. Кроме того, территориальное расположение Хабаровского края является выгодным с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и торговли с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Также в крае существуют промышленные зоны, индустриальные парки и иные объекты, специализированные для размещения инвестиционных проектов. Хабаровский край активно развивает туризм и перспективные отрасли, такие как агропромышленный комплекс и логистика.