Методика социального посредничества в решении социальных проблем детей и подростков в условиях школы
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 14.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Характеристика социального посредничества в условиях школы 5
1.1 Понятие социального посредничества 5
1.2 Стратегии работы посредника в системе образования 9
1.3 Характеристика школьной медиации как технологии решения социальных проблем детей и подростков 14
Глава 2. Медиация как технология разрешения социальных проблем детей и подростков в условиях школы 20
2.1 Диагностика социальных проблем детей и подростков 20
2.2 Анализ опыта работы школьной службы медиации 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Это говорит о том, что у большинства испытуемых присутствует внутренняя конфликтность личности. Они склоны обвинять себя, нерешительны и неуверенные в себе. У них имеется потребность в непрерывной опеке.По этой методике можно сделать выводы, что 75% школьников склонны к конфликтности, а 25%- спокойны, уверены в себе, имеют сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний ипоследовательныв поступках.2.2 Анализ опыта работы школьной службы медиацииБыл проанализирован опыт работы службы школьной медиации (примирения) ГБОУ школы № 588 Заельцовского района г. Новосибирск. В ОУ Служба школьной медиации (СШМ) была создана в 2014 г. Несмотря на маленький временной период её деятельности, накоплен первый опыт осуществления восстановительных программ, который может быть полезен, в качестве медиатора-новичка при рассмотрении аналогичных ситуаций, так и для применения результатов изучения в дальнейшей работе службы.Определяющий момент начала функционирования службы состоит в квалифицированном информировании учащихся, родителей, учителей, которое реализовывалась посредством презентации службы на общешкольных родительских собраниях и конференциях, педагогических советах, ДОО «Школьный парламент», классных часах и в том числе оформления стенда и страницы на сайте школы. Миссией службы школьной медиации является трансформация исполнительно-распорядительных взаимоотношений внутри школьного образовательного пространства в отношения заинтересованного сотрудничества. По различным причинам, не каждая конфликтная ситуация в школе поступает для урегулирования в данную службу. Так, некоторым учителям по-прежнему трудно отказаться от привычной административной позиции. Однако проводимая просветительская работа среди обучающихся, учителей, классных руководителей дает возможность объяснить преимущества восстановительного подхода как им, так и родителям.Служба школьной медиации работает по обращениям учителей, обучающихся, родителей о наступивших и, что также важно, назревающих конфликтах. Конечно же, определенная часть, из указанных сторонами-участниками программ примирения, причин их появления могла бы не перерасти в конфликт. В данном направлении службе медиации и педагогическому коллективу школы еще предстоит кропотливая профилактическая работа.Среди обращений, которые рассмотрены службой за это время, отмечались отдельные случаи, когда участники конфликта отказывались участвовать в его разрешении. Кроме того, наблюдалось как обучающиеся с большей готовностью проявляли готовность к участию в процедуре примирения, однако родители иногда препятствовали их проведению.По причине того, что результаты анализа деятельности службы демонстрирует, что доминирующими являются случаи по восстановлению отношений «ученик» – «ученик» (обидные прозвища, борьба за лидерство, личная неприязнь и др.), приводятся отчеты о проведении двух из подобных программ. В целях соблюдения требований Федерального закона РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ и сохранения медиативного принципа конфиденциальности информация о персональных данных сторон и других существенных обстоятельствах рассматриваемых случаев изменена.Программа примирения № 1.Медиатор: Кулаковская М.В.Источник получения информации: обращение классного руководителя к куратору службы школьной медиации.Стороны: одноклассницы Виктория и Анастасия, проживающие в одном дворе. Содержание информации: родителей одной из сторон встревожила переписка в социальных сетях вышеназванных учеников. Переписка, по их словам, велась довольно долгое время, с применением нецензурной лексики, угроз, попыток вовлечения в конфликтную ситуацию между членами одной компании. Решением родителей стало обращение к классному руководителю с просьбой о помощи.Ход ведения программы:Были сформулированы цели: обеспечить безопасное психологическое пространство для осуществлялась примирительной встречи; помочь восстановить конструктивные отношения между одноклассниками и заглаживанию морального вреда.Шаг 1. Участники подростки без родителей.Сторонам были изложены правила процедуры. Обратившаяся сторона первой обозначила проблему. Заслушали и иную сторону с другим видением ситуации и причин, которые её вызвали. Первая встреча с девушками прошла довольно эмоционально и не дала возможности определиться с точной формулировкой причин разногласий, и, соответственно, мы не смогли приблизиться к разрешению самого конфликта. Одноклассницы не слушали и не слышали друг друга. Потребовалось взять паузу и назначить вторую встречу через неделю.Шаг 2. В преддверие следующей совместной встречи были организованы индивидуальные встречи с каждой из сторон для уточнения неизвестных обстоятельств и стартовых позиций девушек. Выяснились существенные поведенческие особенности Виктории (приехала из иного города, конфликты непрерывные в предыдущем коллективе, вследствие матери забрала девочку к себе). Поэтому, одной из сторон была предложено психологическое сопровождение с целью преодоления напряжения и страхов, которые связаны с рисками изоляции в молодежной среде. Также, с просьбой об участии в медиативном процессе обратился классный руководитель. Его волновал уровень участия в конфликте одноклассников, т.к. на основе рассказов девушек не удалось достоверно определить масштаб разногласий и наличие (или отсутствие «провокаторов»).Шаг 3. Вторая совместная встреча состоялась с участием родителей девушек и классного руководителя.Выявлена подлинная причина конфликта, заключающаяся в психологической несовместимости сторон, что является, скорее всего, самой трудноразрешимой в практике примирения. Осложнена данная главная причина была еще и невозможностью девушек самореализоваться в коллективе.Были предложены к рассмотрению варианты моделей поведения, высказаны рекомендации, где и каким образом можно пробовать себя «найти» с учетом интересов и проблем сторон.Шаг 4. Третья встреча состоялась месяц спустя. Девушки воспользовались рекомендациями медиаторов: сформировали каждая собственный круг общения, одна из сторон продолжила коррекционные занятия с психологом и стала регулярно участвовать в общешкольных мероприятиях. Вторая – пришла в кружок ОДОД «На пороге взросления», готовила и проводила мероприятия, совместно с руководителем, для младших школьников по умению общаться. Обстановка в классе и во дворе стабилизировалась.Результат, резюме: Заключительный этап состоялся два месяца спустя после первого обращения. Несмотря на то, что девушки сделали собственный выбор, не посчитав необходимым сближаться, несомненным успехом проведенной работы явилось выстраивание ими отношений по принципу «минимизации вербального общения». При учете особенностей конфликта подобное частичное решение проблемы является наиболее возможным и оптимальным.Таким образом, при своевременном обращении родителей, заинтересованном участии сторон, СШМ удалось своевременно купировать разрастание конфликта, не позволить ему перейти в открытую фазу с перерастанием в групповой между одноклассниками, способствовать восстановлению комфортных взаимоотношений внутри класса.Программа примирения № 2.Медиатор: Кулаковская М.В.Источник получения информации: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, классные руководители.Стороны: учащиеся 7-х параллельных классов: Александр и ОлегСодержание информации. Пытаясь доказать друг другу собственную правоту в вопросе, кто больше понимает в компьютерных стратегиях, способах реализовать себя в социальных сетях и, применяя момент отсутствия взрослых, по пути домой, подростки начинают доказывать и демонстрировать жестами, каким образом надо себя вести в определенной ситуации. Вследствие Александр не рассчитал силу, Олег не устоял и упал на лестнице, ударился головой, врачи зафиксировали сотрясение головного мозга, ребенок был госпитализирован. Ход ведения программы:Шаг 1. Проводился совместно со службой медиации, советом по профилактике школы, родителями обеих сторон. Александр сразу признал свою вину, сразу последовали извинения, предложения помощи в лечении, восстановлении повреждённых очков. Александр, на тот момент, уже посетил Олега в больнице. Сторону потерпевшего представляли родители, которые не защищали сына, а желали разобраться в ситуации и их интересовал немаловажный вопрос, а что дальше? Ведь мальчики будут продолжать учиться в школе? Шаг 2. Александр рассказал, что Олег в момент разборок наносил оскорбления, а Александр (приехал из иной страны) привык защищать собственную честь, не сдержался и в этот раз, однако он сильно сожалеет о случившемся. Мальчику была предложена консультация психолога. Родители дали согласие на участие подростков в медиации по выходу Олега из больницы. В отделении по делам несовершеннолетних дело прекратили, потому что родители Олега не сомневались, что процедура принесет собственные результаты.Шаг 3. Мальчики встретились, были заслушаны обе стороны, уточнены обстоятельства и отношение к произошедшему. Мальчики не стали называть одноклассников, свидетелей конфликта, сами определили «цену вопроса», осознали, что ссора произошла из-за малозначимых обстоятельств. Детям было предложено подписание примирительного договора.Шаг 4. На примирительной встрече ребята сами назвали причины конфликта, смогли встать на место иной стороны. Они предварительно, готовясь к встрече, очень мудро разобрали ситуацию в семьях, назвав пути игнорирования конфликтных ситуаций на будущее. Договор был подписан, ученики пожали друг другу руки по-мужски. Мальчики с хорошим настроением ушли на летние каникулы.Шаг 5. Постконфликт. В сентябре Александр и Олег встретились после каникул. Наблюдая со стороны, было приятно видеть, что мальчики при встрече пожимают друг другу руки, как хорошие знакомые. При общении в отдельности с каждой стороной пришли к выводу, что возвращаться к повторной медиации нет смысла.Результаты, резюме. Дети были удовлетворены исходом медиации. Важными результатами работы стали следующие факты: последствий для здоровья не выявлено, обучающихся на поставили на учет в соответствующие органы. Сами дети осознали, что в решении всякого случая важен конструктивный исход и уход от повторного конфликта. Родители поблагодарили службу, отметили воспитательный момент, а служба, в свою очередь, поблагодарила родителей за понимание.Медиативные технологии не могут разрешить каждую спорную школьную ситуацию, не подменяют административные меры. Однако важно, что они предлагают рациональную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, предоставляют сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.В школе, вместе с процессом обучения и воспитания имеются и другие, малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам, и наша служба старается помочь разным ребятам не переступить черту. Опыт этой работы свидетельствует, что службы примирения способны помогать разрешать самые сложные ситуации, поскольку в 80 % случаев ситуация была частично или полностью разрешена.ЗаключениеВсе люди в течение жизни сталкиваются с конфликтными ситуациями. Также отмечается высокий уровень конфликтности в детских коллективах, в том числе, в школах. Все это связано с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки межличностного общения. В детском возрасте конфликтным ситуациям нет числа и в большинстве из них, иногда бывает сложно разобраться. Каждая детская ссора часто разрешается сами собой, и в связи с этим к ним необходимо отнестись в качестве естественных явлений жизни. Маленькие стычки и ссоры нужно расценивать в качестве первых жизненных уроков взаимодействия с окружающими одного круга (ровесниками), с окружающий действительностью, этапа обучения методом проб и ошибок, без которого малыш не сможет обойтись. Именно по этой причине в школах начали создаваться службы примирения. Школьная служба примирения является командой взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), которые прошли курс подготовки по медиации, стремящейся достигнуть разрешения конфликтной ситуации конструктивным способом; предоставить возможность имеющимся в школе сообществам достичь понимания между собой и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; понизить уровень агрессивности в школьном сообществе.Медиация являетсяинновационным методом, который используется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками учебного процесса как современный альтернативный способ разрешения споров. Результаты проведенного анализ опыта работы школьной службы медиации, показывают, чтослужба школьной медиации является службой, созданной в образовательном учреждении, состоящей из сотрудников образовательного заведения, обучающихся и их родителей, которые прошли нужную подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.В заключение отметим, что школьную медиацию не следует ограничивать территорией образовательного учреждения. Значимую роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это даст возможность им как желать помогать ребятам в семье в трудных, потенциально конфликтных ситуациях, так и делать компетентным образом, в том числе, в сложные, критические периоды их жизни и становления.В свою очередь, в образовательном заведении конфликт будет разрешаться эффективнее, если родители (законные представители) будут направлять ребенка на медиативный подход.Таким образом, метод школьной медиации дает возможность образовательному учреждению и семье воспринимать друг друга в качестве партнеров, которые стремятся к общей цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия учащегося.Список использованной литературыАлександров, И. Н. Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы) / И. Н. Александров, Л. А. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 231-233.Андреев В.В. Процесс посредничества в решении социального конфликта: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04. - Новочеркасск, 1999. - 22 с.Гугуева.А., Еремина А.С. Медиация в образовательной среде. // Обзор.НЦПТИ. - № 1 (12), 2019. – С. 80-86.Килясханов Х.Ш., Попова Т.В., Курносенко А.А. Проблемы социального посредничества в разрешении конфликта. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №, 2015. – С. 158-161.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 2017. – 400 с.Кудакаева А.В. СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007447 (дата обращения: 28.01.2021 ).
Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129. Мазина, О. Н. Образовательная медиация как действенный инструмент защиты прав детства в условиях службы примирения / О. Н. Мазина, Е. В. Лыпко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 532-535. Овчинникова Т.С. Педагогическое посредничество в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 Тюмень, 2007. - 153 с. Рахматуллина З.Б., Дубовова О.А.Социальная работа в образовательном учреждении. // Проблемы востоковедения. - №2, 2008. – С. 1-6. Технологиисоциальнойработыссемьейидетьми:учебноепособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУим. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.Чапаева Л.А. Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. // Инженерные технологии и системы. - №, 2012. – С. 1-3.Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры: Сборник материалов / Составитель и ответственный редактор Н. Л. Хананашвили. — М: Фонд «Новая Евразия», 2012. — 90 с. Школьные службы примирения: идея и технологии / Р. Максудов, А. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. — 92 с.Шогенова Ф.З., Ивазова А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18312 (дата обращения: 29.01.2021).2. Андреев В.В. Процесс посредничества в решении социального конфликта: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04. - Новочеркасск, 1999. - 22 с.
3. Гугуева .А., Еремина А.С. Медиация в образовательной среде. // Обзор.НЦПТИ. - № 1 (12), 2019. – С. 80-86.
4. Килясханов Х.Ш., Попова Т.В., Курносенко А.А. Проблемы социального посредничества в разрешении конфликта. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №, 2015. – С. 158-161.
5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 2017. – 400 с.
6. Кудакаева А.В. СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007447 (дата обращения: 28.01.2021 ).
7. Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129.
8. Мазина, О. Н. Образовательная медиация как действенный инструмент защиты прав детства в условиях службы примирения / О. Н. Мазина, Е. В. Лыпко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 532-535.
9. Овчинникова Т.С. Педагогическое посредничество в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 Тюмень, 2007. - 153 с.
10. Рахматуллина З.Б., Дубовова О.А. Социальная работа в образовательном учреждении. // Проблемы востоковедения. - №2, 2008. – С. 1-6.
11. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУим. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
12. Чапаева Л.А. Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. // Инженерные технологии и системы. - №, 2012. – С. 1-3.
13. Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127.
14. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры: Сборник материалов / Составитель и ответственный редактор Н. Л. Хананашвили. — М: Фонд «Новая Евразия», 2012. — 90 с.
15. Школьные службы примирения: идея и технологии / Р. Максудов, А. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. — 92 с.
16. Шогенова Ф.З., Ивазова А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18312 (дата обращения: 29.01.2021).
Вопрос-ответ:
Какая цель у методики социального посредничества в условиях школы?
Целью методики социального посредничества в условиях школы является решение социальных проблем детей и подростков.
Что означает понятие социального посредничества?
Социальное посредничество - это методика работы, которая направлена на помощь детям и подросткам в решении их социальных проблем.
Какие стратегии используют посредники в системе образования?
Посредники в системе образования используют различные стратегии работы, включая слушание, поддержку, консультирование и помощь в нахождении решений.
В чем состоит характеристика школьной медиации как технологии?
Характеристика школьной медиации включает в себя такие элементы, как обучение коммуникационным навыкам, умение решать конфликты и помощь в установлении мирных отношений.
Каким образом медиация может помочь в разрешении социальных проблем детей и подростков в школе?
Медиация может помочь в разрешении социальных проблем детей и подростков в школе путем обучения им навыкам конструктивного общения, участию в процессе поиска решений и помощи в восстановлении взаимопонимания.
Что такое социальное посредничество?
Социальное посредничество - это методика работы специалистов в системе образования, направленная на решение социальных проблем детей и подростков. Она основана на активном взаимодействии посредника с участниками конфликта и помощи им в нахождении взаимовыгодного решения.
Какие стратегии применяются посредником в системе образования?
Посредник в системе образования применяет различные стратегии работы. Он может проводить индивидуальные беседы с участниками конфликта, организовывать групповые тренинги по разрешению конфликтов, а также создавать условия для конструктивного общения между учениками.
Что такое школьная медиация?
Школьная медиация - это технология решения социальных проблем детей и подростков в школьной среде. Она основана на принципе активного участия учеников в процессе поиска решения конфликта и нахождении взаимовыгодного решения для всех сторон.
Чем медиация отличается от обычного разбирательства конфликтов?
Медиация отличается от обычного разбирательства конфликтов тем, что она призвана помочь участникам конфликта самостоятельно найти решение, а не навязывать его им. В медиации акцент делается на диалоге и взаимопонимании, а не на наказании и конфронтации.
Каким образом проводится диагностика социальных проблем детей и подростков перед медиацией?
Диагностика социальных проблем детей и подростков перед медиацией проводится путем беседы и анализа ситуации. Посредник выявляет основные причины конфликта, оценивает эмоциональное состояние участников и определяет цели медиации. Это позволяет более эффективно применять различные методы разрешения конфликта.
Что такое социальное посредничество в условиях школы?
Социальное посредничество в условиях школы - это методика, направленная на решение социальных проблем детей и подростков в образовательной среде. Это процесс, при котором специалист-посредник помогает детям и подросткам разрешить конфликтные ситуации, научиться эффективному общению и улучшить свои социальные навыки.