Подходы к управлению. Программно-целевой подход

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 38 38 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.03.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические подходы к управлению 4
1.1 Традиционные подходы 4
1.2 Современные подходы 7
2. Программно-целевой подход как основа стратегического планирования 13
2.1 Характеристика и этапы программно-целевого подхода 13
2.2 Методология программно-целевого подхода 16
3. Практика программно-целевого подхода на примере Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава 20
3.1 Построение «дерева целей» 20
3.2 Механизм реализации подхода в организации 26
Заключение 35
Список используемых источников 38
Фрагмент для ознакомления

рублей (99,9% к нормативу); кредиторская задолженность составила 168,4 млн.рублей, в том числе по поставщикам и подрядчикам – 51,6 млн.рублей (100,4% к нормативу).Трудовые показатели Темп роста производительности труда по всем видам деятельности (в тыс. поездо-километрах на 1 работника) дирекцией не обеспечен и составил 103,7% при плане 105%. Темп роста производительности труда работников основных производственных групп:- локомотивных бригад – 101,4% (поездо-час – 100,7%, численность – 99,3%);- ремонтного персонала – 103,8% (прив. ед. – 98,1%, численность – 94,5%).Прочий штат снижен к уровню прошлого года на 10 чел. или 96,4% (2018г – 290 чел., 2020г – 279 чел.).Среднесписочная численность работников дирекции в 2020 году составила 1101 человек или 99,5% к плану. К уровню прошлого года численность дирекции снизилась на 26 человек или на 2,3% (среднесписочная численность за 2018 год – 1127 человек). Фонд оплаты труда по Дирекции в 2020 году составил 732,8 млн.руб.– 100,3% к плану.Среднемесячная заработная плата работников в 2020 году – 55 482 руб., дирекцией обеспечен рост к уровню прошлого года на 3,7% (2018 г. – 53 493 руб.), в т.ч.:- работников локомотивных бригад – 58 811 руб., рост на 5,7% (2018 г.– 55 626 руб.);- работников, занятых на текущем ремонте и техническом обслуживании подвижного состава – 40 613 руб., снижение на 3,1% (2018 г. – 41 901 руб.).Рост среднемесячной заработной платы в сопоставимых условиях (без учета вознаграждения за безаварийную работу, единовременного поощрения за результаты работы в 2018 году и премии из мотивационного фонда) на 5,5% при индексации уровня заработной платы в ОАО «РЖД» за 2020 год – 5,3%.Режим труда и отдыхаОбъем поездной работы (в поездо-часах) возрос к уровню 2018 году на 0,7%. Среднесписочный контингент локомотивных бригад к уровню 2018 года снижен на 4 работника, или на 0,7%. Расчетная численность на 2020 год – 645 чел, списочная на 31.12.2020г – 656 человек.Количество отвлечений локомотивных бригад от исполнения обязанностей в 2020 году составило 247,5 тыс.часов, снижение к уровню прошлого года на 6% (2018 год – 263,3 тыс.часов). По итогам работы в 2020 году общее количество часов, отработанных сверх установленной нормы (сверхурочная работа, работа в выходной день) выросла к уровню 2018 году на 4,3 тыс. часов, или на 24,7%. При этом:Сверхурочная работа возросла на 9,2 тыс. часов, или 72,8%Работа в выходной день – снижена на 4,9 тыс. часов или 98%.Удельный вес работы сверх установленной нормы к общему бюджету рабочего времени в 2020 году составил 2,1% (2018 год — 1,7%). Общее количество часов, отработанных сверх установленной нормы на 1 работника локомотивной бригады составило в 2020г. 35,1 часа (2,9 часа среднемесячно). В том числе: Сверхурочная работа — 34,9 часов;Работа в выходной день – 0,2 часа.Часы недоработки – 13 тыс. часов — рост к уровню 2018 года на 1,7 тыс. часов или на 15,3%.Непроизводительные потери – 3,7 тыс. час. – снижение к уровню 2018 года на 1,1 тыс. часа или 23,6%.Заключение договоров с нарушением сроков конкурсных процедурЗа 2020 год с превышением установленных сроков по итогам конкурсных процедур заключено 7 договоров, с количеством дней просрочки от 13 до 48.Кадровая работаСписочная численность Свердловской дирекции по состоянию на 31 декабря 2020 года составила 1 149 человек (по штатному расписанию – 1 147 человек), укомплектованность к штатному расписанию 100,2% (19 человек находятся в декретном отпуске, без учета – 98,5%) при установленном Стратегией управления кадровым потенциалом ОАО «РЖД» целевом значении 97,0%, из них:- укомплектованность локомотивных бригад 99,5 %, (-3 чел.);- укомплектованность ремонтного персонала 99,5 %, (-1 чел.). За 2020 год всего уволено 179 человек (2018г. – 210 чел.) из них 85 человек по собственному желанию (2018г. – 99 чел.).За нарушение трудовой дисциплины уволены 2 человека (2018г. – 0 чел.) в том числе:- за прогул – 1 чел.;- за неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей 1 чел. (2018г. – 0 чел.).Из числа уволившихся по собственному желанию:- пенсия 25 чел. (29,4%);- неудовлетворенность заработной платой уволилось 2 чел. (2,3%);- отдаленность от места жительства 12 чел. (4,1%); - неудовлетворенность характером работ 4 чел. (4,7%); - неудовлетворенность условиями работ 8 чел. (9,4%);- перемена места жительства 37 чел. (43,5%). За 2020 год принято всего 158 человек (2018г.- 170 чел.), в том числе:- 94 помощника машиниста, (из них 19 выпускников, 13 из РА, 21 на производственную практику);- 19 работников, занятых на ремонте.Принято по внутритранспортному переводу 23 человека, в т.ч. внутри филиала 11 человек. Текучесть кадров за 12 месяцев 2020 года составила 8,0% (2018г.- 8,8%), план 8,0%.3. Выделение задач, направленных на достижение подцелей.Бюджетом производства на 2021 год предусмотрен объём транспортной работы в размере 60,5 млн. ваг-км (104,3% к уроню п.г.), в том числе в пригородном сообщении подвижным составом собственности Свердловской ДМВ:- объём вагоно-км – в размере 54,7 млн. ваг-км (105,5% к 2020г.);- объём поездо-часов – в размере 0,3 млн. поездо-ч. (100,0% к 2020г.). Объём транспортной работы в хозяйственном движении запланирован в размере 5,5 млн. ваг-км (100,0% к 2020г.)Доходы по прочим видам деятельности запланированы в размере 2 937,9 млн.руб. (108,6% к 2020г.).Расходы по прочим видам деятельности сформированы в размере 1 849,6 млн.руб. (107,6% к 2020г.).Бюджет затрат по перевозочным видам деятельности на 2021 год сформирован в размере 540,6 млн.руб. (98,4% к 2020г.).Фонд заработной платы запланирован в размере 740,4 млн. руб. Предельное содержание среднесписочной численности в 2021 году –1 118 чел., в т.ч. на перевозках – 120 чел.Реализация мероприятий по оптимизации численности позволит обеспечить темп роста производительности труда по всем видам деятельности – 105,0%, в т.ч. по перевозкам 105,0%. Программой повышения операционной эффективности деятельности и оптимизации расходов на 2021 год установлено задание в размере 50,1 млн. руб.Задание по получению выручки в размере 3 525,5 млн.рублей (104,0% к 2020 г.);Уровень дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам -1 726,3 млн.рублей Уровень кредиторской задолженности по поставщикам и подрядчикам - 53,7 млн.рублей План капитального ремонта на 2021 год сформирован в объёме 64 вагона подвижного состава со снижением к 2020г. на 3 вагона или 4,5% (2020 год – 67 вагонов).Программа ремонта подвижного состава на 2021 год предусматривает:- текущий ремонт подвижного состава: в объеме ТР-3 – 94,1% к уровню п.г., 2021 год - 32 секции; 2020 год – 34 секции;в объеме ТР-2 – 108,3% к уровню п.г., 2021 год - 52 секции; 2020 год – 48 секций;в объеме ТР-1 – 104,1% к уровню п.г., 2021 год – 682 секции; 2020 год – 655 секции.- техническое обслуживание подвижного состава:в объеме ТО-3 – 101,8% к уровню п.г., 2020 год – 6 726 секций; 2020 год – 6 604 секции;в объеме ТО-2 – 107,8% к уровню п.г., 2021 год – 11 245 секций; 2020 год – 10 422 секции;В приведенных единицах рост программы ремонта подвижного состава к уровню прошлого года на 1,5% и составит 1 447 прив.ед (2020 год- 1 425 прив.ед). План капитального ремонта зданий и сооружений на 2021 год составляет – 8,0 млн. рублей на выполнение ремонтных работ 1 объекта, в том числе на разработку проектно-сметной документации 2021 года на 2 объекта.Таким образом в 3 главе работы был рассмотрен пример применения программно-целевого подхода в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава.Было построено дерево целей для Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава.Также было установлено, что программно-целевой подход в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава включает в себя следующие этапы: 1. Постановка цели. На данном этапе формулируется цель для Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава, которая должна быть достигнута; 2. Выделение целевых программ (подпрограмм). Подпрограммы Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава включают в себя подцели. При этом для каждого направления деятельности формируется собственная цель; 3. Выделение задач, направленных на достижение подцелей. Для каждой подцелиСвердловской Дирекции мотор-подвижного состава разрабатываются свои определенные задачи.Таким образом можно отметить, что программно-целевой подход к управлению реализуется в полной мере в Свердловской Дирекции мотор-подвижного составаЗаключениеПо результатам проведенного исследования были получены следующие результаты.Было установлено, что традиционные подходы к управления тесно взаимосвязаны со школами управления: традиционный поход (школа научного управления); научный подход (классическая школа менеджмента); поведенческий подход (школа человеческих отношений).Традиционные подходы к управлению легли в основу современных подходов: 1. Процессный подход рассматривает управление сточки зрения тесно взаимосвязанных элементов, которые образуют общий и единый процесс управления; 2. Системный подход, основой которого является то, что любая организация рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых и связанных элементов; 3. Ситуационный подход тесно связан с отрицанием универсальных методов управления. Сущность ситуационного подхода сводится к тому, что управлять организацией необходимо в зависимости от влияния той или иной ситуации; 4. Комплексный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что управление организацией рассматривается с точки зрения комплексного анализа всех ее составляющих; 5. Интеграционный подход определяет взаимосвязь, ее исследование и совершенствование; 6. Маркетинговый подход основывается на том, что для повышения эффективности деятельности организации необходимо ориентироваться прежде всего на предпочтениях самих клиентов.Программно-целевой подход является системой мер, действий, которые направлены на достижение цели организации. Программно-целевая деятельность организации имеет самые разнообразные формы и направления деятельности, которые охватывают организацию, планирование, мотивацию, координацию, контроль, которые образуют единый подход – программно-целевой. В общем понимании программно-целевой подход является способом решения проблем и достижения поставленной цели.Программно-целевой подход включает в себя такие основные понятия как прогнозирование и планирование.Программно-целевой подход предполагает прохождение следующие взаимосвязанных этапов: 1. Постановка цели. На данном этапе формулируется цель организации, которая должна быть достигнута; 2. Выделение целевых программ (подпрограмм). Целевые программы или подпрограммы – это определенные шаги, позволяющие достичь поставленной цели. Подпрограммы включают в себя подцели. При этом для каждого направления деятельности формируется собственная цель; 3. Выделение задач, направленных на достижение подцелей. Каждая подцель должна включать в себя выполнение определенных задач. Для каждой подцели разрабатываются свои определенные задачи.Методология программно-целевого подхода направлена на достижение поставленной цели. При этом происходит разработка комплексной программ, которая включает в себя: задачи, определенные мероприятия, необходимые ресурсы, исполнители, срок выполнения. Методология программно-целевого подхода основана на постановки желаемой цели, которая должна быть достигнута, и разделение ее на подцели. Методология программно-целевого подхода породила создание такого метода как «дерево целей».Дерево целей является основным инструментом проведения системного анализа. Дерево целей является наглядным инструментом достижения поставленной цели и решение проблем, возникающий на пути ее достижения.Метод «Дерева целей» направлен на: 1. представление кратчайшего пути достижения цели; 2. объединение всех возможных целей организации.Сущность данной методики сводится к тому, что структурируется и выстраивается иерархия целевых установок, происходит расчленение главной цели на подцели в наглядной и графической форме.Был рассмотрен пример применения программно-целевого подхода в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава.Было построено дерево целей для Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава.Также было установлено, что программно-целевой подход в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава включает в себя следующие этапы: 1. Постановка цели. На данном этапе формулируется цель для Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава, которая должна быть достигнута; 2. Выделение целевых программ (подпрограмм). Подпрограммы Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава включают в себя подцели. При этом для каждого направления деятельности формируется собственная цель; 3. Выделение задач, направленных на достижение подцелей. Для каждой подцели Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава разрабатываются свои определенные задачи.Таким образом можно отметить, что программно-целевой подход к управлению реализуется в полной мере в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава.Список используемых источниковВоронин, А. Ю. Основы менеджмента : учебное пособие / А. Ю. Воронин, О. В. Сересева, Л. И. Чурина. — Новосибирск : НГТУ, 2018. — 119 с.Грозова, О. С. Общий менеджмент : учебное пособие / О. С. Грозова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. — 96 с.Земскова, О. М. Менеджмент : учебное пособие / О. М. Земскова, Т. Н. Литвинова. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2019. — 124 с.Климович, Л. К. Основы менеджмента : учебник / Л. К. Климович. — 3-е изд., испр. — Минск : РИПО, 2018. — 279 с.Кравченко, А. И. История менеджмента : учебное пособие / А. И. Кравченко. — 8-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 560 с.Левушкина, С. В. Стратегический менеджмент : учебное пособие / С. В. Левушкина. — Ставрополь : СтГАУ, 2017. — 80 с.Литовченко, В. Б. Современные проблемы менеджмента : учебное пособие / В. Б. Литовченко, В. А. Хайтбаев, И. В. Додорина. — Самара : СамГУПС, 2020. — 89 с.Менеджмент : учебное пособие / Э. М. Гайнутдинов, Р. Б. Ивуть, Л. И. Поддерегина [и др.] ; под редакцией Э. М. Гайнутдинова. — Минск : Вышэйшая школа, 2019. — 239 с.Михненко, П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 4-е изд., стер. — Москва : Университет «Синергия»‎, 2018. — 520 с.Набиева, Л. Г. Современные проблемы менеджмента : учебное пособие / Л. Г. Набиева. — Казань : КФУ, 2018. — 290 с.Родионова, Т. Г. Менеджмент : учебно-методическое пособие / Т. Г. Родионова. — Вологда : ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2020. — 93 с.Рожкова, А. В. Менеджмент : учебное пособие / А. В. Рожкова, Э. В. Степанов. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 376 с.Семенов, А. К. Теория менеджмента : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2017. — 492 с.Синицын, Г. Я. Менеджмент. Теория и практика : учебное пособие / Г. Я. Синицын. — Новосибирск : СГУВТ, 2018. — 91 с.Цветков, А. Н. Теория менеджмента : учебник / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 344 с.Цветков, А. Н. Основы менеджмента : учебник для спо / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 192 с.19.Данные Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава

Список используемых источников



Воронин, А. Ю. Основы менеджмента : учебное пособие / А. Ю. Воронин, О. В. Сересева, Л. И. Чурина. — Новосибирск : НГТУ, 2018. — 119 с.

Грозова, О. С. Общий менеджмент : учебное пособие / О. С. Грозова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. — 96 с.

Земскова, О. М. Менеджмент : учебное пособие / О. М. Земскова, Т. Н. Литвинова. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2019. — 124 с.

Климович, Л. К. Основы менеджмента : учебник / Л. К. Климович. — 3-е изд., испр. — Минск : РИПО, 2018. — 279 с.

Кравченко, А. И. История менеджмента : учебное пособие / А. И. Кравченко. — 8-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 560 с.

Левушкина, С. В. Стратегический менеджмент : учебное пособие / С. В. Левушкина. — Ставрополь : СтГАУ, 2017. — 80 с.

Литовченко, В. Б. Современные проблемы менеджмента : учебное пособие / В. Б. Литовченко, В. А. Хайтбаев, И. В. Додорина. — Самара : СамГУПС, 2020. — 89 с.

Менеджмент : учебное пособие / Э. М. Гайнутдинов, Р. Б. Ивуть, Л. И. Поддерегина [и др.] ; под редакцией Э. М. Гайнутдинова. — Минск : Вышэйшая школа, 2019. — 239 с.

Михненко, П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 4-е изд., стер. — Москва : Университет «Синергия»‎, 2018. — 520 с.

Набиева, Л. Г. Современные проблемы менеджмента : учебное пособие / Л. Г. Набиева. — Казань : КФУ, 2018. — 290 с.

Родионова, Т. Г. Менеджмент : учебно-методическое пособие / Т. Г. Родионова. — Вологда : ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2020. — 93 с.

Рожкова, А. В. Менеджмент : учебное пособие / А. В. Рожкова, Э. В. Степанов. — Красноярск : КрасГАУ, 2019. — 376 с.

Семенов, А. К. Теория менеджмента : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2017. — 492 с.

Синицын, Г. Я. Менеджмент. Теория и практика : учебное пособие / Г. Я. Синицын. — Новосибирск : СГУВТ, 2018. — 91 с.

Цветков, А. Н. Теория менеджмента : учебник / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 344 с.

Цветков, А. Н. Основы менеджмента : учебник для спо / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 192 с.19.

Данные Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава

Вопрос-ответ:

Что такое программно-целевой подход в управлении?

Программно-целевой подход в управлении - это методология, основанная на установлении конкретных целей и разработке специальных программ для их достижения. Он является одним из подходов к стратегическому планированию и управлению организацией.

Какие подходы существуют в управлении?

Существуют традиционные и современные подходы в управлении. Традиционные подходы включают бюрократический, функциональный, иерархический и другие подходы, основанные на контроле и правилах. Современные подходы, такие как системный, процессный, командный и программный, учитывают динамичность и сложность современных организаций.

Какие принципы лежат в основе программно-целевого подхода?

Программно-целевой подход основан на следующих принципах: системность, целенаправленность, долгосрочность, управляемость и результативность. Он помогает организации достичь ясно поставленных целей и эффективно управлять своей деятельностью.

Какие этапы включает программно-целевой подход?

Программно-целевой подход включает следующие этапы: формулирование целей и задач, разработка программы действий, определение ключевых показателей эффективности, реализация программы и контроль результатов. Эти этапы помогают организации управлять своей деятельностью и достигать поставленных целей.

Каким образом применяется программно-целевой подход в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава?

В Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава программно-целевой подход применяется путем построения дерева целей и разработки программы действий для достижения этих целей. Затем осуществляется мониторинг и контроль результатов, чтобы убедиться в эффективности принятых мер и в достижении поставленных целей.

Чем отличаются традиционные и современные подходы к управлению?

Традиционные подходы к управлению обычно основываются на жесткой иерархической структуре, где решения принимаются сверху вниз. Современные подходы, напротив, учитывают гибкость и децентрализацию, акцентируя внимание на участии сотрудников в принятии управленческих решений.

Какие этапы включает программно-целевой подход?

Программно-целевой подход включает несколько этапов. Вначале определяются цели и задачи организации, на основе которых разрабатывается стратегия. Затем происходит планирование, включающее определение ресурсов и распределение задач по подразделениям. После этого осуществляется контроль и оценка результатов, и, при необходимости, вносятся корректировки в стратегию и планы.

Каким образом применяется программно-целевой подход в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава?

Применение программно-целевого подхода в Свердловской Дирекции мотор-подвижного состава включает построение дерева целей, которое позволяет увязать общие цели организации с конкретными задачами и мероприятиями. Затем разрабатывается механизм реализации подхода, основанный на контроле и оценке результатов, а также на постоянном улучшении стратегии и планов.