Особенности семейных отношений подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 04.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……….6
1.1 Характеристика детско-родительских отношений………………….............6
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста………………14
1.3 Детско-родительские отношения в подростковом возрасте……………...18
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...23
2.1 Психологическая диагностика отношений подростков и родителей………………………………………………………………………...23
2.2 Методы и приемы исследований отечественных и зарубежных психологов ………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….44
Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.- 688 с.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е. Шафер) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00038.htm (дата обращения: 27.11.20)
Методики диагностики детско-родительских отношений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-metodiki-diagnostiki-detskoroditelskih-otnosheniy-1381131.html (дата обращения: 27.11.20)
Приложение 1
Методика «Взаимодействие родителя и ребенка» (BPP) Марковской И.М. имеет форму зеркального опросника, то есть, разработана для родителей и детей. Главным преимуществом данной методики является то, что она дает возможность выявить мнение не только родителей и детей, но и возможность сопоставить мнение детей с мнением родителей и при необходимости выявить степень согласованности между ними.
Марковской И.М. оценивает результаты, проведенные по методике «Взаимодействие родителя и ребенка» по 10−ти шкалам:
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя.
Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя.
По результатам шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему−либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку.
Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция − эмоциональная близость ребенка к родителю.
Шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и ребенка можно судить о точности представлений родителей о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение − принятие ребенка родителем.
Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителя может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничеств.
Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем.
Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность − последовательность родителя.
Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении поощрений и наказаний. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку.
9 шкала: авторитетность родителя.
Результаты шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это обозначает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по 10 шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми – как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско−детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Приложение 2
Методика А. И. Заровой – «Методика идентификации детей с родителями».
Ребенку задают следующие вопросы:
1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?).
3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать, как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь?
7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Приложение 3
«Поведение родителей и отношение подростков к ним»Е. Шафер. Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Инструкция. Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), напишите рядом с ним "да". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери) - напишите "частично". Напишите "нет" если, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери).
Опросник
Мой отец (моя мать)
Очень часто улыбается мне
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
Не хватает терпеливости в отношении ко мне
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
Постоянно на меня кому-то жалуется
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
Очень любит делать что-нибудь вместе
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел
Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Меняет свои решения так, как ему будет удобно
Часто хвалит меня за что-либо
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
Позволяет мне самому выбирать дело по душе
Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
Старается открыто доказать, что любит меня
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
Всегда легко меня прощает
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
Всегда находит время для меня, когда это необходимо
Постоянно указывает мне, как себя вести
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит
Проведение каникул я планирую по собственному желанию
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
Чувствую, что он пренебрегает мною
Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях
Ключ
позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;
директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;
враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;
автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;
непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
Интерпретация результатов теста
Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса.
Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности.
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности.
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.
Шкала автономности.
Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.
Шкала непоследовательности.
Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).
Оценка отца сыном
Шкала позитивного интереса.
Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
Шкала директивности.
Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.
Шкала враждебности.
Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время, по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.
Шкала автономности.
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворит, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба и школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто он просто раздражается, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».
Шкала непоследовательности.
Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию - подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.
Оценка матери дочерью
Шкала позитивного интереса.
Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.
Шкала директивности.
Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».
Шкала враждебности.
Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.
Шкала автономности.
Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.
Шкала непоследовательности.
Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.
Оценка отца дочерью
Шкала позитивного интереса.
Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
Шкала директивности.
Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.
Шкала враждебности.
В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.
Шкала автономности.
Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.
Шкала непоследовательности.
Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.
Приложение 4
Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой.
При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия. Были разработаны два опросника следующей диагностической направленности:
1) анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»);
2) тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.
Авторы выделяют для анализа содержания общения ребенка и родителей следующие шкалы:
1. Сфера быт:
- шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка — здоровья, гигиены, питания, безопасности;
- шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) — помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания;
- шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) — совместных видов игры, конструирования, рисования, чтения, счета, письма, просмотра телепередач.
2. Сфера познания:
- шкала содержания познания (СП) — законов природы, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.;
- шкала процесса познания (ПП) — способов самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др.
3. Сфера социального мира:
-шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе);
-шкала норм социального взаимодействия (НСВ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения.
4. Сфера внутреннего мира ребенка:
- шкала мира мыслей ребенка (ММР) — особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел;
- шкала мира чувств ребенка (МЧР) — обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.;
- шкала Я-концепции ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе.
Материал для проведения обследования
Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой — «почтовым ящиком».
В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам.
Интерпретация результатов методики
При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом.
Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители.
2
2. Арканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии,− 1999,− №3.– 342 с.
3. Веретина О.Р. Различные стратегии поведения подростков в конфликтах со взрослыми и сверстниками. // Наш проблемный подросток: понять и договориться. Под ред. проф. Регуш Л.А. − Санкт-Петербург, − 2011. – 654 с.
4. Волков Б.С. Психология подростка. - М., - 2012. – 365 с.
5. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты.− М.− 2016.– 754 с.
6. Евстафеева Е.А. Личностная беспомощность как одна из детерминант деструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. − 2011. − № 2. − С. 106.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология.− М.,− 2018.– 423 с.
8. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко.− М.,− 2015.− 432 с.
9. Крайг Грейс. Психология развития. − Санкт-Петербург, «Питер», − 2011.– 765 с.
10. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь,− 2016.− 249–253 с
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - Москва,− 2015.– 342 с.
12. Психология подростка. Под ред. АА. Реана. - М.,− 2017.– 563 с.
13. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. − М., СПб., − 2001. – 441 с.
14. Птичкина Е.Л. Семья и подросток: внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: учеб. пособие. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ,− 2016.− 102 с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. // 8−е издание. − С. − П.− 2016. – 453 с.
16. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия / Д.Я. Раайгородский. − Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М., − 2016. − 656 с.
17. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. − СПб.: Речь, − 2015. − 400 с.
18. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, − 2013. − 96 с.
19. Пономарева И.В. Семья как фактор формирования личностной беспомощности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. − 2011. − № 4. − С. 109–113.
20. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. − М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, − 2015. − 768 с.
21. Циринг Д.А., Пономарева И.В., Овчинников М.В., Эвнина К.Ю. Средовая природа личностной беспомощности // Вестник Томского государственного университета. − 2014. − № 389. − 217–220 с
22. Циринг Д.А., Пономарева И.В., Овчинников М.В., Евстафеева Е.А., Честюнина Ю.В. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и особенностей взаимоотношений с родителями в семьях детей с личностной беспомощностью // Фундаментальные исследования. 2014. № 11–4. С. 929–933.
23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, − 2017. − 656 с.
24. Яковлева Ю.В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. − 2008. − № 5. − 161–165 с
25. Tsiring D. Effects of Personal Helplessness in Human Activities and Behavior. The 13th European Congress of Psychology. Stockholm, 2013. URL: http://www.ecp2013.se (accessed: September 10, 2015).
26. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. − М., 1996. – 159 с
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М. 2001.
28. Регуш Л.А. Психологические проблемы российских подростков. – М. 2017.
29. Агибалова О. Н. Организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений // Екатеринбург, 2017. – 100 с.
30. Семейный ритуал - Структурированные техники семейной терапии - Роберт Шерман, Норман Фредман [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o146_page_38.html (дата обращения: 27.11.20)
31. Опросник «Семейные роли» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/family_roles_questionnaire/ (дата обращения: 27.11.20)
32. Хеллингер Б. Счастье, которое остаётся. Куда нас ведут семейные расстановки. Институт консультирования и системных решений, 2010. – 151 с.
33. Упражнение «Путешествие семьи на 5 лет вперед» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.b17.ru/article/109267 (дата обращения: 27.11.20)
34. Асташова И. К. Занятие для родителей «Семья — это мир, в котором нам уютно» в рамках семейного клуба // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2017. - № 1. - С. 69-79.
35. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002806 (дата обращения: 27.11.20)
36. Демьянова Т. И. Программа работы родительского клуба «В гармонии с ребенком» // Чапаевск, 2017. – 23 с.
37. Чижова С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
38. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.- 688 с.
39. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е. Шафер) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00038.htm (дата обращения: 27.11.20)
40. Методики диагностики детско-родительских отношений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-metodiki-diagnostiki-detskoroditelskih-otnosheniy-1381131.html (дата обращения: 27.11.20)
Вопрос-ответ:
Какие особенности детско-родительских отношений можно выделить в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте, детско-родительские отношения могут стать более сложными и напряженными. Подростки начинают проявлять большую независимость и стремление к самостоятельности, что может вызывать конфликты с родителями. Они также начинают развивать свое собственное мнение и искать свою идентичность, что может приводить к пересмотру семейных ценностей. Подростки могут быть более склонны к конфликтам с родителями и проявлять более упрямое поведение. В то же время, они все еще нуждаются в поддержке и руководстве от родителей.
Какие характеристики подросткового возраста влияют на детско-родительские отношения?
Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей, которые могут влиять на детско-родительские отношения. В этом возрасте подростки начинают формировать свою идентичность и искать свое место в обществе. Они становятся более независимыми и стремятся к самостоятельности. Подростки могут проявлять более упрямое поведение и быть склонными к конфликтам с родителями. Они также могут испытывать эмоциональные и психологические перепады. Все эти характеристики могут оказывать влияние на взаимоотношения подростков с родителями.
Какие психологические особенности подросткового возраста могут повлиять на детско-родительские отношения?
Подростковый возраст сопряжен с рядом психологических особенностей, которые могут влиять на детско-родительские отношения. В этом возрасте подростки начинают формировать свою самооценку и поиск своей идентичности. Они также часто испытывают эмоциональные и психологические перепады, которые могут отражаться на их взаимоотношениях с родителями. Подростки могут сомневаться в себе и своих способностях, что может приводить к конфликтам и недоверию в отношениях с родителями.
Какие особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте?
Детско-родительские отношения в подростковом возрасте могут быть сложными и противоречивыми. Подростки стремятся к самостоятельности и сопротивляются влиянию родителей, однако они всё ещё нуждаются в поддержке и руководстве. Родители должны уметь находить баланс между давлением и поддержкой, чтобы поддержать развитие личности подростка.
Какие характеристики есть у детско-родительских отношений в подростковом возрасте?
Детско-родительские отношения в подростковом возрасте характеризуются увеличенной независимостью подростка и усилением его стремления к самореализации. Родители могут испытывать затруднения в общении с подростками из-за возрастных различий и появления новых интересов и ценностей у подростков. Важно, чтобы родители научились уважать индивидуальность и автономию подростка, при этом продолжая поддерживать связь и общение с ними.
Чем отличается подростковый возраст от других возрастных периодов?
Подростковый возраст отличается от других возрастных периодов большим стремлением к автономии и самореализации. Он также связан с физическими и эмоциональными изменениями, а также поиском своего места в обществе. Подростки могут испытывать сильные эмоции и затрудняться в контроле своих чувств. Важно, чтобы родители понимали эти особенности и помогали подросткам справляться с ними.
Какие психологические особенности присущи подростковому возрасту?
Подростковый возраст связан с интенсивным развитием психологических функций и преобразованием личности. Подростки начинают развивать свою самооценку, самопонимание и собственные ценности. Они часто испытывают конфликт между своими желаниями и ожиданиями окружающих. Также психологической особенностью подросткового возраста является формирование индивидуальности и установление личностных приоритетов.
Какие особенности есть у детско-родительских отношений в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте детско-родительские отношения приобретают некоторые специфические особенности. Подростки начинают проявлять большую самостоятельность и стремление к независимости, что может вызывать конфликты с родителями. Они также активно ищут свое место в обществе и формируют свою идентичность, что может приводить к различным трудностям в коммуникации с родителями. Важно учитывать, что в этом возрасте подростки часто ищут свою индивидуальность, и родители могут столкнуться с тем, что им не всегда легко понять и принять выборы и предпочтения своих детей.
Какие психологические особенности присущи подростковому возрасту?
Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей. В этот период дети проходят через процесс активного поиска своей личности, формирования своих ценностей и идентичности. Они ощущают большую потребность в общении со сверстниками и стремятся к признанию и поддержке в группе. У подростков развивается критическое мышление и самооценка, они начинают осознавать свои сильные и слабые стороны. Подростковый возраст также сопровождается эмоциональными переживаниями и частыми изменениями настроения.
Какие проблемы могут возникать в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте?
В детско-родительских отношениях в подростковом возрасте могут возникать различные проблемы. Одна из основных проблем – это конфликты, связанные с желанием подростков быть независимыми и самостоятельными, а также с различиями в мировоззрении и ценностях. Родители могут испытывать трудности в понимании и принятии выборов и предпочтений своих детей, что может вызывать непонимание и разочарование с обеих сторон. Важно находить баланс между поддержкой и контролем, а также налаживать открытую и доверительную коммуникацию.