Разработка методики обучения по теме

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Информационные технологии
  • 36 36 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 09.03.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глоссарий 3
Введение 4
Глава 1. Место и содержание темы «Технологии искусственного 8
интеллекта» в базовом курсе «Информационные 8
технологии» 8
1.1. Базовый курс «Информационные технологии» в системе непрерывного образования 8
1.2. Тема «Технологии искусственного интеллекта» как одна из содержательных тем базового курса «Информационные технологии» 13
Глава 2. Методика преподавания темы «Технологии 16
искусственного интеллекта» 16
2.1. Методика изложения нового материала по теме «Технологии искусственного интеллекта» в базовом курсе «Информационные технологии» 16
2.2. Методика проведения практических занятий по теме «Технологии 22
искусственного интеллекта» 22
2.3. Промежуточный и итоговый контроль знаний в ходе изучения темы «Технологии искусственного интеллекта» в базовом курсе «Информационные технологии» 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки);Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ, и их обстоятельную оценку в короткий срок;Педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.Виды контроля.Предварительный контроль.Служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определять наличный (исходный) уровень знаний и умений студента, чтобы использовать его как фундамент. На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в КТП, определяет каким разделам программы больше уделить внимание, намечает пути устранения выявленных пробелов студентов.Текущий контроль.Основной вид проверки знаний, умение навыков студентов. Его задача - регулярное управление учебной деятельности студентов и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов. Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента. Иначе студенты перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.Периодический (рубежный) контрольпозволяет определять качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в семестр. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, контрольно – учебные и обобщающие занятия, зачеты.С помощью периодического контроля обобщаются и усваиваются целые разделы (тема, выявляется взаимосвязями с другими разделами, предметами) Контроль охватывает студентов и всей группы и приводится в виде устного опроса, письменных и графических, практических работ.Итоговый контрольнаправлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени освоения студентами освоения системой знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль осуществляется на семестровых и переводных экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломной работы, проектов.Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены, выставляется по результатам текущего и исследовательского контроля. При переводе студентов на следующий курс они приравниваются к экзаменационным оценкам.Контроль знаний с применением информационных технологий - современная составляющая образовательного процесса. Контроль в учебном процессе трудно переоценить, так как при эффективной организации он выполняет все три функции процесса обучения: образовательную, развивающую, воспитывающую.Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике [1].Развивающая функция. Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы [1].Воспитывающая функция. Воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность [1].В образовательном процессе контроль знаний и умений студентов является одним из главных элементов и при правильной его организации зависит эффективность обучения.В связи с внедрением информационных технологий в образовательный процесс, важное место в педагогической теории и практике занимает контроль знаний с использованием компьютерных технологий.Компьютерные технологии или информационные технологии - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров [4].По функциям в современной педагогической литературе можно выделить следующие виды контроля: предварительный (входной), текущий (промежуточный), тематический (рубежный), итоговый (заключительный).Предварительный (входной) контроль необходим для успешного планирования и руководства образовательным процессом.Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что преподаватель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. На основе данных предварительного (диагностического) контроля преподаватель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени [3].Цель работы: получение практических навыков по управлению компьютера с помощью мыши. Освоение приемов интерфейса операционной системы Windows.В ходе данной работы преподаватель устанавливает, в какой мере сформированы навыки работы студентов в операционной системе и планирует дальнейшие лабораторно-практические занятие по данной теме.Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся [1].В результате данных работ формируются профессиональные компетенции: выполнять обработку текстовой, числовой, графической информации с помощью компьютера, выполнять создание и обработку различных баз данных с помощью компьютера, самостоятельно осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.Тематический (рубежный) контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы. В ходе контроля осуществляется проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части [2].Цель: закрепить основные понятия технического и программного обеспечения реализации информационных процессов на компьютере.Итоговый (заключительный) контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Применение компьютерных технологий при изучении дисциплины информатика позволяет использовать современное программное обеспечения компьютера для создания различных типов заданий для контроля, начиная от практических заданий, лабораторно-практических работ до тестовых заданий, созданных в специальных тестовых оболочках. Использование коммуникационных технологий (локальные, глобальные компьютерные сети) дает возможность для рассылки и проверки внеаудиторной самостоятельной работы студентов.Таким образом, контроль знаний с применением информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения дисциплины информатика позволяет закрепить основные знания, умения и навыки, приобретенные на уроках информатики и выходящие за рамки предмета, развить умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания на практике, а также сформировать профессиональные компетенции:осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.Итоговая оценка по каждому семестра курса выставляется по 100-балльной шкале и состоит:-Знание теоретического материала по результатам сдачи двух модульных тестов - 40 баллов.-Знание теоретического материала по результатам сдачи 10 текущих 7-минутных тестов в ходе опроса на лекциях - 10 баллов.-Умение применить знания на практике и практические навыки (50 баллов) по результатам выполнения двух лабораторных работ по 25 баллов каждый. Оценка по лабораторную работу состоит: полнота и качество реализации задачи 50% от общей оценки работы; оформление отчета 30% анализ полученных результатов 10%; реферативный описание практической работы 10%.ЗаключениеПод информационными технологиями понимается переработка информации на базе компьютерных вычислительных систем. В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, материальной основой которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий - информационные. К ним относятся процессы, где «исходным материалом» и «продукцией» является информация. Понятно, что информация, перерабатывается, связанная с определенными материальными носителями, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии. Но последнее не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не ее носитель. Как производственные, так и информационные технологии возникают не спонтанно, а в результате технологизации того или иного социального процесса, то есть целенаправленного активного воздействия человека на ту или иную область производства и преобразования ее на базе машинной техники. Искусственныйинтеллект- одна изновейшихнаук, появившихся ввторой половине20-говеканабазе вычислительной техники, математической логики,программирования, психологи,лингвистики, нейрофизиологииидругихотраслей знания.Задача ученых состояла в том, чтобы построить компьютер,действующийтаким образом, что по результатам его работы невозможно было быотличитьегодеятельность от деятельностичеловеческого разума.Сейчас ИскусственныйИнтеллектрассматривают как прикладную областьисследований,связанных симитациейотдельныхфункций интеллектачеловека.Распознавания образов,машинный перевод,интеллектуальныеагенты,робототехника- это лишьнекоторыеизнаправлений,по которым развиваются системы искусственногоинтеллекта.Выяснилось, что для создания машин,имитирующихработу человеческого мозга,нужно разобратьсяв том, какдействуют миллиардыеговзаимосвязанных нейронов.В понятие «искусственныйинтеллект»вкладываютразный смысл-отпризнанияинтеллектавкомпьютерной технике,чторешают логическиеилидаже любые вычислительныезадачи, котнесениякинтеллектуальнымлишь тех систем,которые решаютвесь комплекс задач,осуществляемыхчеловеком, или ещеболееширокуюих совокупность.Следуетотметить, что курс «Методы искусственногоинтеллекта» являетсябазовым приформированиивстудентовнавыков проектирования и разработки программных систем с элементами искусственногоинтеллекта.Целью курса «Технология искусственного интеллекта» является формирование базовых знаний по информационным технологиям, что применены на методах и моделях искусственного интеллекта.Контроль знаний с применением информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения дисциплины информатика позволяет закрепить основные знания, умения и навыки, приобретенные на уроках информатики и выходящие за рамки предмета, развить умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания на практике, а также сформировать профессиональные компетенции:осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.Список использованной литературыFujii H., Managi S. Trends and priority shifts in artificial intelligence technology invention: A global patent analysis // Economic Analysis and Policy. 2018. Vol. 58, № 1. P. 60–69. 2. Lуpez-Robles J.R., Otegi-Olaso J.R., Gуmez I.P., Cobo M.J. 30 years of intelligence models in management and business: A bibliometric review // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 48, № 1. P. 22–38. 3. Shukla A.K., Janmaijaya M., Abraham A., Muhuri P.K. Engineering applications of artificial intelligence: A bibliometric analysis of 30 years (1988–2018) // Engineering Applications of Artificial Intelligence. 2019. Vol. 85. P. 517–532.Бахмутский, А. Е. Педагогика: учебник / [А. Е. Бахмутский и др.]. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2017. – 304 с.Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 377 с.Данилюк, Александр Ярославович. Цифровое общее образование / А. Я. Данилюк, А. А. Факторович; М-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО МПГУ, ИВШО. – Москва: Авторская Мастерская, 2019. – 229 с.Иванова, Н. Н. Использование информационных технологий и обучающей программы при обучении иностранным языкам / Н. Н. Иванова, М. П. Трутенко // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : материалы XIII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 г. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020. - С. 305-309.Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 178 с. Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2013. 390 с.Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Юрайт, 2020. — 402 с.Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – 4-еизд., перераб. идоп. – Ростовн/Д : Феникс, 2014. – 624 с. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова и др.; Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; МПГУ. – Москва: Юрайт, 2018. – 246 с.Руденко, Андрей Михайлович. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 173 с.Скворцов Е.А., Кротов М.И., Скворцова Е.Г., Безносов Г.А. Перспективы исследований в условиях реализации национальной стратегии развития искусственного интеллекта: отраслевой аспект // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 211–218.Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Факторович; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2016. – 113 с. Чуланова О.Л., Хайбуллова К.Н. Исследование применения технологий искусственного интеллекта в управлении персоналом современных организаций // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/50ECVN120.pdfПриложенияПриложение 1Программа курсаМодуль 1. История искусственного интелекта.Организация и характеристики систем искусственного интеллекта и интеллектуальных информационных технологий.Тема 1. Зарождение искусственного интеллекта. Парадигмы универсальных многоцелевых и специфических знаний. Технологии экспертных систем.Тема 2. Системы примененные на знаниях. Инженерия знаний.Тема 3. Вычислительный интеллект. Методы вычисления примененные на моделях заимствованных у живой природы.Тема 4. Когнитивные науки. Встроенные когнитивные системы и когнитивные работы.Модуль 2. Модель представления и обработки знаний. Системы примененные на знаниях .Тема 5. Системы примененные на моделях формальной логики .Тема 6 Системы примененные на производительных правилам.Тема 7. Системы примененные на автоматическом гипотезированию и рассуждения по аналогии .Тема 8. Системы примененные на семантических, пропозициональных, ассоциативных сетях. Фреймовые модели знаний.Модуль 3. Методы вычисления и обработки информации, применены на моделях искусственного интеллекта .Тема 9. Нейронные сети.Тема 10. Эволюционные вычисления.Тема 11. Нечеткие модели.Тема 12. Модели, что заимствованные в живой природе.Модуль 4. Встроенная система искусственного интеллекта.Тема 13. Когнитивные науки. Встроенные когнитивные системы. Когнитивная робототехника.Тема 14. Умные системы: умные вещи, умные машины, умные дома, умный город.

1. Fujii H., Managi S. Trends and priority shifts in artificial intelligence technology invention: A global patent analysis // Economic Analysis and Policy. 2018. Vol. 58, № 1. P. 60–69. 2. Lуpez-Robles J.R., Otegi-Olaso J.R., Gуmez I.P., Cobo M.J. 30 years of intelligence models in management and business: A bibliometric review // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 48, № 1. P. 22–38. 3. Shukla A.K., Janmaijaya M., Abraham A., Muhuri P.K. Engineering applications of artificial intelligence: A bibliometric analysis of 30 years (1988–2018) // Engineering Applications of Artificial Intelligence. 2019. Vol. 85. P. 517–532.
2. Бахмутский, А. Е. Педагогика: учебник / [А. Е. Бахмутский и др.]. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2017. – 304 с.
3. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 377 с.
4. Данилюк, Александр Ярославович. Цифровое общее образование / А. Я. Данилюк, А. А. Факторович; М-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО МПГУ, ИВШО. – Москва: Авторская Мастерская, 2019. – 229 с.
5. Иванова, Н. Н. Использование информационных технологий и обучающей программы при обучении иностранным языкам / Н. Н. Иванова, М. П. Трутенко // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : материалы XIII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 г. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020. - С. 305-309.
6. Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 178 с.
7. Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2013. 390 с.
8. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Юрайт, 2020. — 402 с.
9. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 624 с.
10. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова и др.; Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; МПГУ. – Москва: Юрайт, 2018. – 246 с.
11. Руденко, Андрей Михайлович. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 173 с.
12. Скворцов Е.А., Кротов М.И., Скворцова Е.Г., Безносов Г.А. Перспективы исследований в условиях реализации национальной стратегии развития искусственного интеллекта: отраслевой аспект // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 211–218.
13. Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Факторович; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2016. – 113 с.
14. Чуланова О.Л., Хайбуллова К.Н. Исследование применения технологий искусственного интеллекта в управлении персоналом современных организаций // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/50ECVN120.pdf

Вопрос-ответ:

Какова цель статьи "Разработка методики обучения по теме Технологии искусственного интеллекта в базовом курсе Информационные технологии"?

Целью статьи является разработка эффективной методики обучения по теме Технологии искусственного интеллекта, которая будет включена в базовый курс Информационные технологии.

Что такое базовый курс Информационные технологии в системе непрерывного образования?

Базовый курс Информационные технологии - это обязательный курс, включенный в систему непрерывного образования, который предназначен для освоения основных понятий и навыков по работе с информационными технологиями.

Какую роль играет тема Технологии искусственного интеллекта в базовом курсе Информационные технологии?

Тема Технологии искусственного интеллекта является одной из содержательных тем базового курса Информационные технологии и играет важную роль в освоении ключевых аспектов ИИ и их применении в современном мире.

Какова методика преподавания темы Технологии искусственного интеллекта?

Методика преподавания темы Технологии искусственного интеллекта включает изложение нового материала, применение практических заданий, использование примеров из реальной жизни и обсуждение вопросов с учащимися.

Каково значение разработки методики обучения по теме Технологии искусственного интеллекта?

Разработка методики обучения по теме Технологии искусственного интеллекта позволит студентам получить необходимые знания и навыки в этой области, что поможет им успешно применять искусственный интеллект в своей деятельности.

Какая тема рассматривается в статье?

Тема статьи - разработка методики обучения по теме "Технологии искусственного интеллекта" в базовом курсе информационных технологий в системе непрерывного образования.

Какое место занимает тема "Технологии искусственного интеллекта" в базовом курсе информационных технологий?

Тема "Технологии искусственного интеллекта" является одной из содержательных тем базового курса "Информационные технологии".

О чем говорит глава 2 статьи?

Во второй главе статьи рассматривается методика преподавания темы "Технологии искусственного интеллекта".

В чем состоит методика изложения нового материала?

Методика изложения нового материала включает в себя особые приемы и подходы, которые помогают эффективно обучать студентов по теме "Технологии искусственного интеллекта".

Для каких курсов предназначена разработка методики обучения?

Разработка методики обучения по теме "Технологии искусственного интеллекта" предназначена для базового курса "Информационные технологии" в системе непрерывного образования.

Что такое тема "Технологии искусственного интеллекта" в базовом курсе "Информационные технологии"?

Тема "Технологии искусственного интеллекта" является одной из содержательных тем базового курса "Информационные технологии". Она отвечает за изучение различных аспектов искусственного интеллекта, его применение и возможности в сфере информационных технологий.

Каково место и содержание темы "Технологии искусственного интеллекта" в базовом курсе "Информационные технологии"?

Тема "Технологии искусственного интеллекта" занимает важное место в базовом курсе "Информационные технологии". Она представляет собой комплексное изучение искусственного интеллекта, его основных принципов, методов и технологий. В рамках этой темы студенты изучают различные алгоритмы и модели искусственного интеллекта, а также его применение в разных сферах.