Побеги из мест лишения свободы: криминалистическая характеристика, тактика расследования
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 07.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I.Криминалистическая характеристика побегов, совершаемых из мест лишения свободы …………………………………………………..………..7
1.1 Понятие и структура криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений…………………………………………………..7
1.2 Содержание элементов криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений……………………………………….19
ГЛАВА II. Тактика расследования побегов, совершаемых из мест лишения свободы …………………………………………………………………28
2.1. Выявление фактов совершения побегов из мест лишения свободы и стадия возбуждения уголовного дела по данной категории преступлений…..28
2.2. Особенности первоначального этапа расследования побегов, совершенных из исправительных учреждений…………….…………………..40
2.3.Последующий этап расследования побегов, совершенных из исправительных учреждений…………………………………………………….46
2.4. Организация взаимодействия следователя с другими правоохранительными органами при розыске бежавших преступников….…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….………..64
Эти документы передаются в поисковую базу данных и служат основой для первоначального поиска пропавших без вести. Во избежание обыска обвиняемый: - меняет место жительства; - выходит за пределы России; - подделывает документы, удостоверяющие личность; - меняет внешний вид; - совершает менее тяжкое преступление в другом регионе, чтобы попасть в места лишения свободы и тем самым избежать большей участи; - укрывается у родственников, друзей, в специально оборудованных убежищах.Первоначальные розыскные мероприятия направлены на быстрое обнаружение и задержание разыскиваемых лиц. Для этого осуществляется преследование беглецов по горячим следам, проведение поисковой операции на местности, создание постов, заграждений на маршрутах наиболее вероятных перемещений и установление засад в местах, где может находиться разыскиваемый человек, ориентирование сотрудников других отделений полиции на розыск преследуемого лица, в том числе через СМИ (пресса, радио, телевидение).Для информирования населения в доступных местах возле зданий УВД установлены стенды «в розыск». Используются также телепрограммы «Петровка, 38», «Преступление», «Дежурный участок» и другие. В периодических изданиях также есть криминальные разделы, заголовки («Криминальная хроника», «Обзор происшествий», «Внимание, обыск», «Следователь просит о помощи» и др.), Где размещена информация о разыскиваемом человеке и его фотографии.Публикации и телетрансляции сопровождаются контактными телефонами дежурного и сотрудников следственной группы. В практике следственной работы часто встречаются ситуации, когда отсутствует информация, позволяющая установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, грабеж или дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях публикация или оглашение специального информационного сообщения в СМИ используется для получения исходной информации о человеке. Если первоначальные меры не дают должного результата, не позднее, чем через 10 дней после получения розыска обвиняемого, за исключением экстренных случаев, сотрудник поисковой группы принимает решение о дальнейших действиях.В случае побега общественно опасных преступников, совершивших умышленные убийства, грабежи, террористические акты, вооруженные нападения, начальник ГУВД может ввести в действие специальный план розыска «Сирена». Этот план позволяет согласовывать действия различных отделов по расстановке личного состава, показу постов и засад. Он определяет функциональные обязанности участников операции, систему экстренной связи, количество и состав групп поиска и захвата и так далее.План позволяет надежно блокировать определенную территорию, контролировать транспортное сообщение (вокзалы, вокзалы, аэропорты), а также проводить проверки для выявления людей, разыскиваемых для ориентации. При необходимости план также может быть реализован на территории нескольких административных единиц или территорий субъекта Российской Федерации. При этом они могут использовать поддельные документы, произвести операцию по изменению своего внешнего вида.Организация розыскных мероприятий по сокрытию преступников включает комплекс поисковых, информационных и иных мероприятий, проводимых субъектами поиска работы и направленных на выявление и физическое задержание преступника.Основные меры по поиску преступников:- проведение опроса родственников, соседей, коллег, знакомых с целью установления местонахождения, связей, маршрутов разыскиваемого лица;- получение фото, видео, образцов почерка, желаемой группы крови;- направление поиска ориентиров на территории других отделений полиции, где может появиться разыскиваемое лицо;- проверка возможности нахождения разыскиваемого среди задержанных;- информирование других подразделений УВД (патрульно-постовые, дорожная полиция, паспортно-визовая служба) о признаках разыскиваемого лица;- сведения о регистрации по месту рождения, военкомате, учреждениях жилищного комплекса, финансовых учреждениях, в которых разыскиваемое лицо может ходатайствовать о смене имени, военном учете, продаже квартиры, выводе денежных средств;- анализ дактилоскопических карт информационного центра с отпечатками пальцев и другой идентификационной информацией;- обращение в СМИ с просьбой о помощи в поиске искомого человека;- при необходимости следователь задерживает почтовую и телеграфную корреспонденцию, адресованную лицу.При организации деятельности исправительных учреждений по предотвращению побегов осужденных необходимо, прежде всего, знать причинно-следственную связь этих явлений, которая обусловлена целой группой факторов.К таким факторам можно отнести анализ научной литературы и изучение доктринальных источников:- внутренние (особенности жизни осужденных до преступления, психические отклонения, особенности восприятия судимости как благоприятного фактора для побега.нарушение установленного порядка отбывания наказания, определенный набор индивидуальных и личностных особенностей, так далее.);- внешние (низкий уровень руководства исправительным учреждением, отсутствие контроля за персоналом, недостаточный уровень выполнения сотрудниками своих обязанностей, неэффективная организация профилактической работы с заключенными, а также неблагоприятная психологическая ситуация в исправительном учреждении, неэффективное использование исправление основных средств осужденных, недостатков в работе технических средств охраны и наблюдения и др.).Своевременное владение достоверной информацией способствует принятию объективных управленческих решений. Систематический качественный анализ системы информационного обеспечения, проводимый руководителями исправительных учреждений, является одним из основных направлений в организации деятельности структурных подразделений. Хорошо организованная информационная деятельность включает выявление проблемы, изучение которой определяет факторы, способствующие ее возникновению; объекты контрольного воздействия; возможные способы решения этой проблемы; субъекты, деятельность которых может быть направлена на ее решение; ресурсные возможности самого заведения.Анализ уголовных дел по фактам побегов позволил сформировать перечень детерминант деятельности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы:- отсутствие комплексного подхода к использованию общего объема исправительных учреждений;- несоблюдение федеральных и местных нормативных актов и ведомственных инструкций;- низкий (а иногда и нулевой) контроль за исполнением служебных обязанностей разного рода чести;- формальный подход к анализу причин и условий прошлых всходов;- факты нестандартных отношений сотрудников пенитенциарной системы с осужденными или заключенными;- низкий уровень активности, направленной непосредственно на обнаружение возможных мест побега;- неудовлетворительная организация работы по эффективному использованию систем идентификации личности на основе биометрических данных;- формальное отношение к выполнению обязанностей по розыску и розыску осужденных / заключенных или их спальных мест;- неэффективное размещение камер видеонаблюдения, их несвоевременный ремонт;- халатное отношение к исполнению своих обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы в целом и халатное отношение к своим обязанностям лицами, ответственными за патрулирование и осмотр зоны внутреннего отчуждения и прилегающих территорий в частности;- игнорирование достоинств отдельных видов технических средств защиты и наблюдения; - низкий уровень взаимодействия структурных подразделений пенитенциарной системы.Чтобы эффективно предотвратить побеги, важны данные об интенсивности их в зависимости от времени суток и времени года. Так, за последние два года из шести побегов четыре были совершены в весенне-летний период. Показательно и информативно изменение поведения осужденных и заключенных, планирующих побег. Этот факт является важным фактором, так как практически во всех случаях осужденные или заключенные не раскрывали свои планы третьим лицам. С того момента, как осужденные решили совершить побег, они начинают вести себя скрытно, сужая круг общения. Изменение поведения в первую очередь должно быть заметно для руководителей отряда и сотрудников охранных подразделений (режима), поскольку они более тесно контактируют с рассматриваемой группой. Об изменениях в поведении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, также можно узнать от доверенных лиц, работающих с сотрудниками оперативных подразделений. В настоящее время участились случаи, когда осужденные заходят во внутреннюю запретную зону, чтобы получить запрещенные предметы, переброшенные через главное ограждение.В ходе выполнения основных мероприятий может быть получена дополнительная инструктивная информация о запрашиваемом лице, на основании которой предлагаются варианты и может быть разработан план дополнительных мероприятий. Наиболее эффективными и распространенными организационными формами поиска являются совместное планирование с отделами, занимающимися поиском, взаимное управление поисковыми задачами, ориентация и систематическое совместное проведение рейдов, операций.Поскольку розыск лиц, сбежавших из органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания - сложный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных ведомств, что во многом проявляется в сложных операциях.Самыми распространенными сложными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Поиск» и так далее. Во всех этих операциях при оценке результатов учитывается количество людей, которые искали. Целями оперативно-профилактических операций являются: активизация поиска лиц, пропавших без вести органами дознания, следствия, суда и наказания, без вести пропавших, выявление неопознанных трупов и прочей информации.Для поиска лиц, обвиняемых в совершении преступлений, вызывающих массовый резонанс, указанные операции могут проводиться в межгосударственном масштабе. Особая категория лиц, подлежащих розыску, - это лица, уклоняющиеся от уголовного наказания.К ним относятся заключенные в СИЗО и осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях и сбежавшие из них. При этом побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания наказания являются самостоятельными формами преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 313 и 314 Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях уклонения от уголовного наказания арестованных и осужденных первичные розыскные мероприятия проводятся подразделениями пенитенциарных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.Детективное подразделение УВД оказывает им помощь в соответствии с заранее разработанными совместными планами и руководствуется предоставленными документами с максимальной эффективностью поиска. Если скрывающимися от правосудия являются лица, отбывающие наказание, не связанное с изоляцией (исправительные или принудительные работы), первоначальные меры принимаются проверкой по месту их регистрации. Если в результате этих действий местонахождение лица не установлено в течение 30 дней, инспекция направляет в суд предложение о замене принудительных и исправительных работ более строгой формой наказания.В последние годы в организации правоохранительных органов накопился ряд проблем с поиском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также прокурорского надзора в этой сфере. Некоторые из них можно решить доступными способами, а другие требуют правового регулирования. В то же время существует две группы проблем в организации розыска правоохранительными органами лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Один из них относится к стадии досудебного производства по уголовным делам и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) и оперативных подразделений органов внутренних дел.Другой находится на стадии уголовного производства и касается взаимодействия суда, прокурора, оперативных подразделений органов внутренних дел и судебных приставов в случаях, когда подсудимый скрылся из суда или его место жительства неизвестно. 1В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК следователь определяет местонахождение подозреваемого (обвиняемого) и в случае его исчезновения принимает меры по его розыску. Таким образом, роль следователей в организации и проведении розыска скрытых преступников на досудебной стадии уголовного дела является фундаментальной. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с их незаинтересованностью в поиске преступников во время расследования. Типичными недостатками в работе следователей по организации розыска беглецов являются:- непредставление исчерпывающей информации о разыскиваемом лице в розыскные подразделения органа внутренних дел; 3- отсутствие документов, подтверждающих, что следователем приняты меры по розыску подозреваемого (обвиняемого) и привлечению его к следственным действиям (повестки, приказы об отводе, протоколы сотрудников органов внутренних дел);- несообщение или несвоевременное извещение органа, проводящего обыск, розыск разыскиваемого преступника или получение информации о его местонахождении;- несвоевременное объявление в розыск;- необоснованный розыск. Существенной проблемой взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со следователями и дознавателями при поиске скрытых преступников является невозможность предоставить исчерпывающую информацию о разыскиваемом лице, когда он разыскивается. Часто информация о возможном местонахождении пропавших без вести, их связях, специальных приметах, одежде преступника и человеческих характеристиках (поведенческих характеристиках) не передается оперативным подразделениям, что негативно сказывается на своевременности получения результатов оперативного поиска.В этих случаях постановления следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) характеризуются скудной неполной информацией о таких лицах и местах, где они должны находиться, что не позволяет оперативным подразделениям организовывать и эффективно проводить свою розыскную деятельность. В дальнейшем материалы уголовных дел изучаются оперативным составом, и этот недостаток устраняется, но на это нужно время.Но если на начальном этапе поиска есть хоть какое-то взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями (помощь в предоставлении информации о личности запрашиваемого лица, обстоятельствах преступления, круге друзей и знакомых, установленном в ходе расследования) , то в дальнейшем следователь обычно не участвует в розысках. Решения следователей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых и обвиняемых не всегда законны.Имеются факты нарушения требований части 5 статьи 208 УПК РФ о проведении всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. В материалах дела по этим делам нет ответов на запросы медицинских учреждений, моргов, кредитных организаций, мобильных компаний, не опрашиваются все свидетели, а некоторые задачи остаются без должного выполнения. Часто розыск обвиняемого проводится не по факту уклонения подозреваемых и обвиняемых от следователя или следователя, а до окончания предварительного следствия, что приводит к несвоевременному началу обыска и фактически дает человеку из 2 от 3 недель до 2 месяцев для побега из органов предварительного следствия. В ходе проведения надзорных мероприятий прокуратура также выявляет факты необоснованных заявлений органов предварительного следствия лиц, не имеющих статуса подозреваемых или обвиняемых в нарушении закона. В результате мер, принятых прокуратурой, подобные нарушения закона больше не допускаются.Также отсутствует розыск лиц, сбежавших от органов дознания, следствия и суда, проводимый сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел. Ведомственные акты МВД России ставят задачу выявления и пресечения намерений лиц к побегу из следственных и судебных органов. Однако фактически эта работа проводится только с лицами, содержащимися в одиночных камерах. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление и пресечение умысла исчезнуть у лиц, в отношении которых в ходе предварительного следствия были приняты другие меры пресечения, на практике не проводятся.Случаи задержания лиц, привлекаемых к уголовной ответственности оперативными подразделениями следственных органов, распространены и свидетельствуют об отсутствии систематической работы в этом направлении.Следует отметить, что ведомственный контроль со стороны руководства органов внутренних дел не всегда адекватен требованиям поиска скрытых преступников, что сказывается на эффективности поиска. Розыск этой категории лиц не является приоритетом в работе полиции, где основной упор делается на раскрытие преступлений, особенно тех, которые относятся к категории тяжких и особо тяжких. Случаи розысков руководителей территориальных органов внутренних дел систематически не изучены, но не в полной мере.В случаях, когда даются инструкции по реализации конкретных мер, их выполнение обычно не контролируется. Часто указания по делам о розыске руководителей органов внутренних дел даются в виде заявлений о нарушениях, допущенных сотрудниками уголовного розыска или формально - «активизировать работу», «принять меры к розыску», которые безнаказанно игнорируются сотрудниками внутренних органов. Отсутствие постоянного контроля со стороны руководства органов внутренних дел за деятельностью подчиненных на практике приводит к беспорядочным и бессистемным обыскам. Примечательно, что из года в год доля нерешенных проблем в поиске людей остается примерно на одном уровне (20-25%).Несоответствия в организации обыска сотрудниками правоохранительных органов и недостатки прокурорского надзора в этом направлении, безусловно, влияют на конечный результат. В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод, что основная причина сложившейся ситуации - ограниченность средств, предоставляемых законодателем властям, разыскивающим скрытых преступников.Согласно статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, либо об уклонении от уголовного преследования, которая стала известна, является самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.деятельность. органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по электрическим и почтовым сетям, а также право на неприкосновенность жилого дома, допускается на основании решения суда. 1Таким образом, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не могут служить основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. . . Это означает, что такие эффективные средства, как прослушивание телефонных разговоров и переписка, неприменимы при поиске сбежавших преступников.Кроме того, часть 9 статьи 8 Закона содержит прямой запрет на использование данных видов оперативно-розыскных мероприятий с целью отслеживания.Выходом из этого является внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые расширят перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в том числе розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.Выводы по главе:1. Анализ розыскных дел позволяет выявить следующие наиболее типичные нарушения закона в работе сотрудников уголовного розыска по поиску скрытых преступников:- несвоевременное установление розыскных дел;- необоснованное прекращение обыска;- другие нарушения (отсутствие ведомственного контроля, неполнота и несвоевременность поисковых мероприятий), составляющих подавляющее количество выявленных нарушений.Федеральный и международный розыск наиболее эффективен, так как заявленные в нем лица появляются во всех оперативных справочниках и записях поиска. Расследование в отношении лиц, для которых мера пресечения, не связанная с задержанием, менее эффективна, так как в этом случае, по поводу личности, по которой поступил запрос, оперативный работник может только объяснить причины и последствия неявки в следственные органы или в суд. Однако это не решает поисковой задачи, заключающейся в обеспечении реального присутствия человека на судебном заседании или следственных действиях.2. Большинство проблем при организации розыска скрывающихся от правосудия преступников относятся к досудебной стадии уголовного процесса. Недостатки, вызванные субъективными причинами, могут быть устранены мерами прокурорского реагирования. Об этом свидетельствуют наблюдаемые в стране положительные тенденции по количеству разыскиваемых лиц и эффективности работы органов предварительного расследования. Однако некоторые из упомянутых выше проблем требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования и вмешательства в законодательство.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги данной работы, в соответствии с поставленными задачами исследования, можно сделать следующие выводы:1. Принимая во внимание множественность мнений ученых-теоретиков уголовного права, понятие криминалистической характеристики побегов как преступления можно представить следующим образом: «Криминалистические характеристики - это совокупность сведений о таких общих характерных признаках, обстоятельствах и других характерных чертах определенного вида преступных действий, имеющие важное организационно-тактическое значение для раскрытия данного вида преступления. Данное определение предусматривает сложную структуру рассматриваемого понятия с указанием «совокупности сведений об характерных признаках». , а также содержит указание на организационно-тактическое значение для раскрытия и расследования преступления.Структура криминалистической характеристики побегов состоит из типовых элементов, представляющих информацию о способе побега и материальных следах преступления; о личности сбежавшего , его окружении, обстановке побега, мотивах побега, обстоятельствах, способствовавших побегу.2. Говоря о содержании элементов криминалистической характеристики побегов, считаем необходимым акцентировать внимание на следующих особенностях:- побег – длящееся преступление;- элементы, составляющие внутреннюю структуру ситуации побега, должны иметь тесную связь с самим преступлением, иметь соответствующие пространственно-временные границы;- элементы должны прямо или косвенно способствовать установлению других обстоятельств, которые необходимо прояснить по делу.Основным элементом криминалистической характеристики преступления является способ его совершения. Выбирая способ побега, осужденный руководствуется собственными физическими возможностями, опытом других уголовных судимостей, умело использует слабые места сотрудников исправительных учреждений, неисправности и отказы технических средств защиты и надзора. Обстановку, место, время побега, а также недостатки со стороны административного персонала следует отнести к дополнительным элементам характеристики, которые тесно взаимосвязаны как между собой, так и с основным элементом.3. При выявлении фактов побегов в первую очередь оперативно изучаются следующие вопросы:- как сформировался умысел на совершение преступления, как долго он вынашивался или возник внезапно;- чем было совершено преступление, каков его мотив;- рассказал ли беглец кому-либо о своих намерениях совершить преступление, на кого конкретно, как они отреагировали;- как осуществлялась подготовка к преступлению, кто помогал, где и как были получены необходимые знания и способы совершения преступления;- какие недостатки (упущения) в деятельности администрации были использованы при совершении данного преступления (управленческие и административные упущения).Как показывает практика, постановление о возбуждении уголовного дела в местах лишения свободы бывает редким, ограничивается только процессуальными действиями по установлению причины и причины, а значит, и всем комплексом проверочных мероприятий, после которых материалы направляются через надзирающего прокурора. Вероятно, это связано с отсутствием разработанного механизма возбуждения уголовного дела в местах лишения свободы с учетом специфики самого учреждения и личности осужденного, а иногда и недостаточного уровня квалификации.сотрудники учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Возможно, выход можно найти во введении в таких учреждениях постоянной должности следователя-дознавателя, который будет работать только с этой категорией дел.4. Первым этапом расследования побегов из исправительных учреждений является решение таких задач, как:1) назначение должностного лица, проводящего расследование по факту побега, с подробным уведомлением о событии преступления и на основании полученных данных планирование его дальнейших действий;2) незамедлительное проведение первоначальных следственных действий, особенно тех, при которых риск потери доказательств в конкретной ситуации велик;3) розыск сбежавшего осужденного по горячим следам;4) установление обстоятельств побега.5. На более позднем этапе исследования побегов для успешного расследования побега из тюрьмы необходимо иметь общее представление о:- взаимодействии субъекта расследования с подразделениями уголовно-исполнительной системы, подразделениями МВД России и другими органами, которые в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномочены проводить оперативно-розыскные мероприятия.деятельность;- взаимодействии с экспертными учреждениями, отдельными экспертами и специалистами;- взаимодействии с общественностью, организациями и использование СМИ в расследовании побега.Таким образом, речь идет о различных типах взаимодействия при расследовании рассматриваемого преступления и в целом о тех, субъектом которых является следователь.6. Существуют две формы взаимодействия следователя с другими правоохранительными органами при задержании: процессуальная и непроцессуальная. Процессуальная форма включает исполнение постановления следователя о производстве следственного или иного процессуального действия, проведение оперативно-розыскных мероприятий, оказание помощи следователю в проведении следственного действия, розыск подозреваемого и обвиняемого от имени следователя, предоставление информации, и взаимодействие в рамках специально созданных следственно-оперативных групп.Формы непроцессуального взаимодействия, в отличие от форм процессуального взаимодействия, уголовно-процессуальным законом не закреплены. Формы непроцедурного взаимодействия: совместное обсуждение материалов; передача информации; выполнение приказов (заданий) непроцессуального характера; участие в тактической операции (проверка алиби).В процессе раскрытия преступлений следователь и оперативники могут обмениваться различной информацией о событии преступления и причастных к нему лицах, полученной оперативниками в результате оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.Первое и второе направления сотрудничества основаны на пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ, в соответствии с которым следователь вправе в случаях и порядке, установленных УПК РФ, передать в орган дознания в обязательном порядке в письменной форме указания о проведении оперативно-розыскных действий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, выдворении, задержании и других процессуальных действиях и осодействии в их исполнении.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРоссийская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. – Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01. 1997 г. № 1-ФЗ: в редакции Федерального закона от 23. 11. 2020 N 380-ФЗ. - Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.Российская Федерация. Законы. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3 – ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 7. – Ст.900. – С.2140 – 2186. – Текст: непосредственный.Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 N 144-ФЗ. - Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.Яблоков, Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей криминалистической теории // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. - 2000. - № 2. - С. 3 – 10. – Текст: непосредственный.Ахмедшин, Р.Л. Криминалистическая характеристика преступлений – основное направление систематизации криминалистически значимой информации о преступном событии // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. -№ 2. - С. 317–326. – Текст: непосредственный.Захаров, Г.К. Три тезиса о криминалистической характеристике преступления // Вестник криминалистики. - 2006. - № 3. - С. 37–43. – Текст: непосредственный. Методика расследования преступлений: учеб.пособие. / Шмонин, А.В. - М., - 2006. - С. 159–220. – Текст: непосредственный.Лановой, А.Ф. К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений // Вестник криминалистики. - 2007. - № 1. - С. 18–24. - Текст: непосредственный.Филиппов А.Г. Заметки на полях (о статьях Г.К. Захарова и С.Н. Чурилова) // Вестник криминалистики. - 2006. - № 3. - С. 50-53. - URL: http://lawlibrary.ru/article1224068.html(дата обращения 22.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Лузгин И.М. Некоторые аспекты криминалистической характеристики и место в ней данных о сокрытии преступлений // Криминалистическая характеристика: Сб. науч. тр. - М.,1984. – Текст: непосредственный.Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина. - М., 2003. - 990 с. - Текст: непосредственный.Герасимов И.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений в методике расследования // Методика расследования преступлений: Общие положения. - М., 1976. - С. 93-97 - URL: http://lawlibrary.ru/article1051042.html (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Шаталов А.С. Сущность и содержание криминалистической характеристики преступлений // Следователь. - 1999. - № 1. - С. 22-29.– Текст: непосредственный.Горяинов К.К. Общая характеристика преступлений. - М., 1980. - Текст: непосредственный.Яблоков Н.П. Криминалистика: Учеб.для вузов и юридических факультетов. - М., 2006. – Текст: непосредственный.Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - СПб., 1993. - Текст: непосредственный.Радаев В.В. Криминалистическая характеристика. - Волгоград, 1987. –20 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001389961(дата обращения 22.11.2020). - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 2001. - 304 с. -URL: http://biblio.crimlib.info/www/showBook.php?id=24(дата обращения 22.11.2020). - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Курапка В.Э., Малевски Г., Матулене С. О понятии криминалистической характеристики преступлений и ее уровнях // Вестник криминалистики. - 2005. - Вып. 2 (14). - С. 13-23. - URL: http://lawlibrary.ru/article1191743.html(дата обращения 22.11.2020)- Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: Учеб.пособие. - М., 2006. –464 с. - URL: http://lawlibrary.ru/article1191743.html(дата обращения 22.11.2020).- Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.Якунин С.В. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Особенности расследования преступлений и производства отдельных следственных действий в органах и учреждениях ФСИН России: Сб. материалов межвузовского науч.-практ. семинара (Вологда, 26 октября 2005 г.) / Под ред. канд. юрид. наук, доцента А.А. Крымова. Вологда, 2006. - С. 89 - 94. - Текст: непосредственный.Кутякин С.А., Ткаченко Н.И., Лядов Э.В. Криминалистическая характеристика побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы: Учеб.пособие. - Рязань, 2005. - Текст: непосредственный.Котляр, В. Н. Краткий анализ причин, условий и способов совершения побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей / В. Н. Котляр // Вестник Кузбасского института. – 2018. – № 2 (35). – С. 60–65. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-analiz-prichin-usloviy-i-sposobov-soversheniya-pobegov-osuzhdennyh-i-lits-soderzhaschihsya-pod-strazhey (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.Лелик, Н. Б. Побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика / Н. Б. Лелик // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. – 2019. – № 1. – С. 42–47. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41444711 (дата обращения 20.11.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронныйМальчук, О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект / О. И. Мальчук, А. А. Нуждин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2018. – № 1. – С. 29–31. - Текст: непосредственныйНуждин, А. А. Предупреждение преступности: теоретико-правовой аспект / А. А. Нуждин // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 8 т. – Рязань: Академия ФСИН России, 2017. – Т. 2. – С. 183–186. – URL: https://apu.fsin.gov.ru/forum2017/ (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный. Сорокин, М. В. Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности по предупреждению побегов из исправительных учреждений через контрольно-пропускные пункты по пропуску автотранспорта / М. В. Сорокин // Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник научных трудов. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2019. – С. 347–351. – Текст: непосредственный.Базы данных, информационно-справочные и поисковые системыЭлектронные ресурсы библиотеки ПИФСИН: - Режим доступа: https://pi.fsin.gov.ru/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-instituta/elektronnaya-biblioteka.php.Библиографическая база SCOPUS: - Режим доступа:https://www.scopus.com/home.uri.Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов: Режим доступа:https://www.dissercat.com/.Научная электронная библиотека: - Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp?.Справочная правовая система Консультант Плюс: - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.Справочная правовая система «ГАРАНТ»: - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. – Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.
2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01. 1997 г. № 1-ФЗ: в редакции Федерального закона от 23. 11. 2020 N 380-ФЗ. - Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.
3. Российская Федерация. Законы. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3 – ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 7. – Ст.900. – С.2140 – 2186. – Текст: непосредственный.
4. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 N 144-ФЗ. - Консультант Плюс: [справочно-правовая система] (дата обращения 29.11.2020). – Текст: электронный.
5. Яблоков, Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей криминалистиче¬ской теории // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. - 2000. - № 2. - С. 3 – 10. – Текст: непосредственный.
6. Ахмедшин, Р.Л. Криминалистическая харак¬теристика преступлений – основное направление систе¬матизации криминалистически значимой информации о преступном событии // «Черные дыры» в российском зако¬нодательстве. - 2006. -№ 2. - С. 317–326. – Текст: непосредственный.
7. Захаров, Г.К. Три тези¬са о криминалистической характеристике преступления // Вестник криминалистики. - 2006. - № 3. - С. 37–43. – Текст: непосредственный.
8. Методика расследования преступлений: учеб.пособие. / Шмонин, А.В. - М., - 2006. - С. 159–220. – Текст: непосредственный.
9. Лановой, А.Ф. К вопросу о понятии кри¬миналистической характеристики преступлений // Вестник криминалистики. - 2007. - № 1. - С. 18–24. - Текст: непосредственный.
10. Филиппов А.Г. Заметки на полях (о статьях Г.К. За¬харова и С.Н. Чурилова) // Вестник криминалистики. - 2006. - № 3. - С. 50-53. - URL: http://lawlibrary.ru/article1224068.html(дата обращения 22.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
11. Лузгин И.М. Некоторые аспекты криминалистиче¬ской характеристики и место в ней данных о сокрытии пре¬ступлений // Криминалистическая характеристика: Сб. науч. тр. - М.,1984. – Текст: непосредственный.
12. Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. заслужен¬ного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина. - М., 2003. - 990 с. - Текст: непосредственный.
13. Герасимов И.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений в методике расследования // Методика рас¬следования преступлений: Общие положения. - М., 1976. - С. 93-97 - URL: http://lawlibrary.ru/article1051042.html (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
14. Шаталов А.С. Сущность и содержание криминалисти¬ческой характеристики преступлений // Следователь. - 1999. - № 1. - С. 22-29.– Текст: непосредственный.
15. Горяинов К.К. Общая характеристика преступлений. - М., 1980. - Текст: непосредственный.
16. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учеб.для вузов и юридических факультетов. - М., 2006. – Текст: непосредственный.
17. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической ме¬тодики расследования преступлений. - СПб., 1993. - Текст: непосредственный.
18. Радаев В.В. Криминалистическая характеристика. - Волгоград, 1987. –20 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001389961(дата обращения 22.11.2020). - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
19. Ермолович В.Ф. Криминалистическая характери¬стика преступлений. - М., 2001. - 304 с. -URL: http://biblio.crimlib.info/www/showBook.php?id=24(дата обращения 22.11.2020). - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
20. Курапка В.Э., Малевски Г., Матулене С. О понятии кри-миналистической характеристики преступлений и ее уровнях // Вестник криминалистики. - 2005. - Вып. 2 (14). - С. 13-23. - URL: http://lawlibrary.ru/article1191743.html(дата обращения 22.11.2020)- Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
21. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: Учеб.пособие. - М., 2006. –464 с. - URL: http://lawlibrary.ru/article1191743.html(дата обращения 22.11.2020).- Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
22. Якунин С.В. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Особенности расследования преступлений и производства отдельных следственных действий в органах и учреждениях ФСИН России: Сб. материалов межвузовского науч.-практ. семинара (Вологда, 26 октября 2005 г.) / Под ред. канд. юрид. наук, доцента А.А. Крымова. Вологда, 2006. - С. 89 - 94. - Текст: непосредственный.
23. Кутякин С.А., Ткаченко Н.И., Лядов Э.В. Кримина¬листическая характеристика побегов из учреждений уголов¬но-исполнительной системы: Учеб.пособие. - Рязань, 2005. - Текст: непосредственный.
24. Котляр, В. Н. Краткий анализ причин, условий и способов совершения побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей / В. Н. Котляр // Вестник Кузбасского института. – 2018. – № 2 (35). – С. 60–65. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-analiz-prichin-usloviy-i-sposobov-soversheniya-pobegov-osuzhdennyh-i-lits-soderzhaschihsya-pod-strazhey (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
25. Лелик, Н. Б. Побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика / Н. Б. Лелик // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. – 2019. – № 1. – С. 42–47. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41444711 (дата обращения 20.11.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный
26. Мальчук, О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект / О. И. Мальчук, А. А. Нуждин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2018. – № 1. – С. 29–31. - Текст: непосредственный
27. Нуждин, А. А. Предупреждение преступности: теоретико-правовой аспект / А. А. Нуждин // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 8 т. – Рязань: Академия ФСИН России, 2017. – Т. 2. – С. 183–186. – URL: https://apu.fsin.gov.ru/forum2017/ (дата обращения 21.11.2020). – Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст: электронный.
28. Сорокин, М. В. Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности по предупреждению побегов из исправительных учреждений через контрольно-пропускные пункты по пропуску автотранспорта / М. В. Сорокин // Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник научных трудов. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2019. – С. 347–351. – Текст: непосредственный.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
29. Электронные ресурсы библиотеки ПИФСИН: - Режим доступа: https://pi.fsin.gov.ru/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-instituta/elektronnaya-biblioteka.php.
30. Библиографическая база SCOPUS: - Режим доступа: https://www.scopus.com/home.uri.
31. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов: Режим доступа: https://www.dissercat.com/.
32. Научная электронная библиотека: - Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp?.
33. Справочная правовая система Консультант Плюс: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
34. Справочная правовая система «ГАРАНТ»: - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
Вопрос-ответ:
Какие понятие и структура криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений?
Понятие и структура криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений описывают методику и особенности расследования побегов, включая сбор и анализ информации о побеге, определение его характеристик, обозначение основных этапов расследования и действий правоохранительных органов.
Каковы элементы криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений?
Элементы криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений включают фактические данные о побеге (время, место, обстоятельства), характеристику побега, включая количество и личность сбегших, факторы, способы совершения и последствия побега, а также информацию о розыске и задержании сбегших.
Какова тактика расследования побегов?
Тактика расследования побегов включает определение основных этапов расследования (сбор информации, анализ, оперативно-розыскные мероприятия, задержание сбегших), особенности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также взаимодействие с другими правоохранительными органами.
Как можно описать тактику расследования побегов из мест лишения свободы?
Тактика расследования побегов из мест лишения свободы включает установление фактических исходных данных о побеге, включая время, место и обстоятельства, а также сбор и анализ информации о характеристиках побега. Она также предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий, включающих поиск, задержание и передачу сбегших лиц в учреждение.
Какие последствия могут возникнуть в результате побега из мест лишения свободы?
Последствия побега из мест лишения свободы могут быть разнообразными, включая угрозу безопасности граждан и охранников, нарушение правопорядка, возникновение материального и морального ущерба. Кроме того, побеги могут привести к передаче сбежавших лиц в незаконную деятельность или созданию новой преступной группы.
Какова структура криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений?
Структура криминалистической характеристики побегов из исправительных учреждений состоит из нескольких элементов. Основные элементы включают в себя описание места побега, характеристику побегающих лиц, используемые ими способы и инструменты для совершения побега и так далее.
Как определить понятие "побег"?
Побег можно определить как деятельность, совершаемую лицами, находящимися в местах лишения свободы, направленную на незаконное прекращение содержания под стражей и уход вне территории исправительного учреждения. Побег считается криминальным деянием и влечет за собой ответственность перед законом.
Какие элементы включает в себя криминалистическая характеристика побегов?
Криминалистическая характеристика побегов из исправительных учреждений включает в себя описание места побега, такие как тип и структура учреждения, его охрана, преграды и т. д. Также включены характеристики побегающих лиц, включая их физические и психологические особенности, мотивацию для побега и предыдущий опыт. Кроме того, в характеристике присутствуют данные об используемых способах побега и инструментах, использованных для совершения побега.
Какую тактику расследования можно применять при расследовании побегов из мест лишения свободы?
При расследовании побегов из мест лишения свободы можно применять тактику, направленную на выявление причин и обстоятельств побега, поиск и задержание побегающих лиц, а также предотвращение возможных последствий побега. Тактика включает использование различных методов и средств расследования, таких как сбор и анализ улик, проведение допросов свидетелей и потерпевших, организация оперативных мероприятий и т. д. Цель тактики расследования побегов состоит в успешном завершении расследования и возвращении побегающих лиц в место лишения свободы.