Система родства по римскому гражданскому праву

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 09.03.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Правовые черты римской семьи 5
2.Брак в римском праве 7
3. Личные и имущественные отношения между супругами 10
4. Институт отцовской власти в римском праве. 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Это было строгое требование, и муж вернул приданое безоговорочно и полностью. Если не было особого соглашения, претор подавал в суд на жену. Это был иск bonaefidei; он был отдан жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание своих детей и другие нужды.При Юстиниане правила возврата приданого были упрощены за счет комбинации двух ранее названных требований. Теперь, вне зависимости от того, заключен ли соответствующий договор, жена и ее наследники теперь получают претензию на возврат приданого, согласно которому приданое передается в полном объеме, но за вычетом суммы необходимых затрат.Брачные подарки были как бы «обратным приданым», это был подарок жене от мужа в соответствии с их социальным статусом во время брака, который супруг как бы предоставлялся в случае вдовства.Сначала это пожертвование было сделано до брака (поскольку дарение между супругами было запрещено) и поэтому называлось добрачным подарком. Юстиниан позволил сделать этот подарок во время брака, и он стал известен как donatiopropternuptias. Размер этого имущества соответствовал приданому. На протяжении всего брака она оставалась в собственности и под контролем своего мужа; в случае развода по вине мужа оно переходит к жене. Контракт часто предусматривал право жены требовать освобождения этого имущества в случае смерти мужа.4.Институт отцовской власти в римском праве.Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.Все члены семьи считались подвластными домо-владыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).Самостоятельным лицом (personasuiiuris) был только отец; сыновья и дочери были (personaealieniiuris) лицами чужого права.Подвластный сын имеет и libertas и civitas; в сфере публичного права он стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не должна быть сенатором). Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновленияВсякий ребенок, рожденный замужней женщинои̌, считался сыном или дочерью её мужа, пока не будет доказано противное.Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено˸а) последующим браком родителей внебрачного ребенкаб) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.Отцовская власть над детьми прекращалась:– Смертью домовладыки;– Утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;–Высвобождением, или добровольным актом домо-владыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовла-дыки – их брата, племянника, старшего родственника.ЗаключениеСемья была основой всей древнеримской системы. Принадлежность к семье, клану в конечном итоге определяет гражданскую правоспособность человека. Возникнув как строго патриархальный, семья строилась на основе неограниченной власти главы семьи над всеми членами семьи. С усилением важности кровного родства, потребности в экономической самостоятельности подданных власть отцовских семей ослабевает.Римское право признает два типа родства - агнотическое и когнитическое.К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство.Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.Родительская ответственность по своей природе не может быть правом отца на жизнь: хотя моральные отношения любви и уважения между родителями и детьми не имеют ограничений по времени, законное владение властью в этом отношении длится только до тех пор, пока детям нужна поддержка, охрана. и замену или добавление вашего юридического лица. Каким бы простым и естественным ни было это предположение, как бы оно ни соответствовало новой идее родительской ответственности, нельзя сказать, что оно было адекватно объяснено в законодательстве и на практике.Список использованной литературы1.Кайнов В. И. Римское право. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017.2.Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. Учебник. М.: Проспект, 20203. Омельченко О.А.Римское право. Учебник. 20004.Останина Е. А. Практикум по римскому праву. М.: Статут, 2013.5. Рыбак С. В. Римское право. Учебник. М.: Юстиция, 2019.6.Косарев А.И. Римское право. Учебник. - Москва. Юриспруденция. 2007.

. Кайнов В. И. Римское право. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017.
2.Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. Учебник. М.: Проспект, 2020
3. Омельченко О.А.Римское право. Учебник. 2000
4. Останина Е. А. Практикум по римскому праву. М.: Статут, 2013.
5. Рыбак С. В. Римское право. Учебник. М.: Юстиция, 2019.
6. Косарев А.И. Римское право. Учебник. - Москва. Юриспруденция. 2007.

Вопрос-ответ:

Какие правовые черты имела римская семья?

Римская семья имела следующие правовые черты: строгое требование возврата приданого, возможность подачи иска на жену, право мужа на удержание доли для содержания детей и др.

Каким образом претор подавал в суд на жену в римском праве?

Претор подавал иск bonaefidei на жену, который передавал ей право на приданое, но не наследникам, а муж имел право удерживать часть денег на содержание детей.

Какие отношения существовали между супругами в римском праве?

Между супругами в римском праве существовали как личные, так и имущественные отношения. Они могли иметь общее имущество, совместно управлять им, а муж имел определенные права по отношению к жене и детям.

Каким образом римская семья регулировала институт отцовской власти?

В рамках римского права институт отцовской власти регулировался через строгое требование возврата приданого и возможность подачи иска на жену, а также право мужа на удержание доли для содержания детей.

Какие правовые требования были связаны с браком в римском праве?

В римском праве были такие правовые требования, как строгое требование возврата приданого и возможность подачи иска на жену. В случае особого соглашения, претор подавал в суд на жену в рамках иска bonaefidei.

Каковы основные черты системы родства по римскому гражданскому праву?

Система родства по римскому гражданскому праву основывалась на биологической принадлежности к семье, а не на брачной связи. Римляне различали два типа родства - agnatio (родство по отцу) и cognatio (родство по обоим родителям), которые играли важную роль в правовой системе и наследовании.

Каковы особенности брака в римском праве?

В римском праве брак считался прежде всего семейным договором и имел свои специфические черты. Брак был заключен между свободными гражданами, которые достигли совершеннолетия, и требовал согласия их родителей или опекунов. Он также подразумевал обязательство бракоприобретателей сохранять верность и брачные обязанности.

Какие отношения возникали между супругами в римском праве?

В римском праве супруги имели как личные, так и имущественные отношения. Личные отношения включали обязанности соблюдать верность, обеспечивать семейное благополучие и растить детей. Имущественные отношения включали совместную собственность, а также право на наследование имущества друг друга.