Как «футлярность» в трилогии Чехова повлияла на формирование ценностей общества конца 19 и начала 20 века?

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Русский язык
  • 6 6 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 10.03.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Как «футлярность» в трилогии Чехова повлияла на формирование ценностей общества конца 19 и начала 20 века
Фрагмент для ознакомления

И снова мы можем видеть объединяющую черту – полное отсутствие инициативности и желания перемен. Также футлярные люди лишены свободы, в первую очередь, внутренней свободы. Люди очень часто говорят о свободе, и в основном оценивают ее лишь в двух направлениях – свобода внешняя и внутренняя. Отсюда же выявляется такое определение, как истинная и ложная свобода, а за ней следуют другие аспекты, которые помогают глубже оценить столь неоднозначное явление. Внешняя свобода предполагает анализ общественных реалий и общества в целом. Такую свободу мы оцениваем с точки зрения социальных, политических, экономических прав человека. Такую свободу легче всего рассматривать, давать оценку своим физическим возможностям, своему поведению, если оно обусловлено обстоятельствами, своим знаниям, умениям, навыкам, оценивать степень зависимости от государства, от общественных предрассудков и т.п. Все это включает в себя внешняя свобода. Внутренняя же наиболее многогранна, эксцентрична, иррациональна. Она практически не поддается описанию, эта свобода лежит в глубине человеческой души и понять ее может только сам носитель, т.е. только личность. Но герои Чехова такого внутреннего чувства свободы лишены, поскольку они оказываются во власти собственного страха.Чехова волновала и другая проблема – это неспособность человека высоко мыслить и мечтать о великом. И эту проблему он исследует в рассказе «Крыжовник». Для героя рассказа весь смысл жизни сводится к тому, чтобы приобрести имение с кустами крыжовника. Безусловно, в качестве некой краткосрочной цели эта мечта вполне может существовать, но сложно себе представить эту ограниченную цель программой и символом всей человеческой жизни. Герою рассказа совершенно не нужны ни семья, ни друзья, ни дети, он полностью отдал себя во власть мечты о крыжовнике: «Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес. Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу… воображаемые картины были различны, смотря по объявлениям, которые попадались ему, но почему-то в каждой из них непременно был крыжовник».В заключение хотелось бы сказать о том, что трилогия Чехова оказала значительное влияние на общество того времени. Художественный мир драматургических произведений Чехова очень тесно связан с человеческим миром. Важнейшую свою задачу писатель видел в том, чтобы ухватить и обобщить те или иные явления реальности, отразить типичность определенных явлений, присутствующих в реальном мире. У Чехова изображение всегда носит объективный характер, его гораздо более волнуют реальные вещи и события и реальные люди, чем мистические образы и мистическое содержание. Писатель смог очень тонко продемонстрировать все главные общественные пороки, в частности, речь идет об отсутствии высокой жизненной цели, отсутствии подлинной культуры, пошлости, обывательщины. И, соответственно, единственный путь к преодолению данных пороков – это неустанная работа над собой, над собственным культурным уровнем и просвещением, это глубокие государственные и социальные преобразования, которые смогут оздоровить общество. Чехов наглядно продемонстрировал, что общество не может идти по пути тотального провинциализма, так как рано или поздно такой путь лишит общество его прогрессивной гуманистической силы. Список литературыБогданова О.В. Футлярная тема в рассказе А.П. Чехова «О любви». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/futlyarnaya-tema-v-rasskaze-a-p-chehova-o-lyubviБогданова О. В. Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»: еще один «футлярный» герой. — СПб.: Филолог.ф-т СПбГУ, 2016. — 32 с.Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/

Список литературы

1. Богданова О.В. Футлярная тема в рассказе А.П. Чехова «О любви». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/futlyarnaya-tema-v-rasskaze-a-p-chehova-o-lyubvi
2. Богданова О. В. Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»: еще один «футлярный» герой. — СПб.: Филолог. ф-т СПбГУ, 2016. — 32 с.
3. Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/

Вопрос-ответ:

Как футлярность в трилогии Чехова повлияла на формирование ценностей общества конца 19 и начала 20 века?

Футлярность в трилогии Чехова, выраженная через поведение и образы персонажей, позволяет проследить влияние идеологического консерватизма и бездушности на формирование ценностей общества того времени. Футлярные люди, которых Чехов изображал в своих произведениях, были лишены инициативности и стремления к переменам, что являлось одним из главных факторов формирования консервативной и закостенелой системы ценностей.

Каким образом футлярные люди утрачивали свободу в первую очередь внутреннюю?

Футлярные люди в трилогии Чехова лишены внутренней свободы в результате своей собственной безразличности и бездушности. Они отдают предпочтение пустым формальностям, конвенциям и традициям, а не своим собственным убеждениям и стремлениям. Таким образом, они утрачивают внутреннюю свободу действий и мыслей, становясь плодотворной почвой для развития футлярности.

Почему в обществе конца 19 и начала 20 века так часто говорят о свободе и оценивают ее только в двух направлениях?

Общество конца 19 и начала 20 века ограничивалось оценкой свободы только внешней (политической) и внутренней (личной) свободы. Это происходило из-за консервативного и закостенелого мышления, преобладавшего в том времени. Футлярность и бездушность, выраженные в трилогии Чехова, стали одним из отображений этой узкой и поверхностной концепции свободы, непризнававшей необходимость и значимость социальной и эмансипационной свободы.

Какие черты поведения и образы персонажей характерны для футлярных людей в трилогии Чехова?

Футлярные люди в трилогии Чехова проявляют такие черты, как безразличие к окружающим, беспечность, игнорирование реальных проблем и забот, а также их собственной незаметности в обществе. Они скованы традициями, конвенциями и формальностями, не обладают инициативностью и волей к переменам, и предпочитают заниматься пустыми занятиями и разговорами, не присущими истинно свободным и развитым личностям.

Как футлярность в трилогии Чехова повлияла на формирование ценностей общества конца 19 и начала 20 века?

Футлярность в трилогии Чехова выставляет насмешливо-критическую картину российского общества того времени. Она демонстрирует пустоту и бессмысленность повседневной жизни, формальность и псевдоинтеллектуальность людей. Такая картина негативно влияла на формирование ценностей общества, укрепляя духовную пустоту, отсутствие инициативы и желания перемен.

В чем заключается футлярность людей в трилогии Чехова?

Футлярные люди в трилогии Чехова - это люди, которые демонстрируют формальное отношение к жизни, играют роли, выставляют фасады, но внутри пусты и безразличны к окружающему миру. Они лишены инициативности и желания перемен, их жизнь наполнена повседневными заботами и не имеет осмысленности.

В каких аспектах футлярность лишает людей свободы в трилогии Чехова?

Футлярные люди в трилогии Чехова лишены свободы, в первую очередь, внутренней свободы. Они живут по стандартным схемам, следуют общественным нормам, не задумываясь о своих истинных потребностях и желаниях. Они заперты в футляре своей самодеятельности, лишены возможности реализовать себя и свои потенциалы.

Почему футлярные люди в трилогии Чехова не проявляют инициативности и желания перемен?

Футлярные люди в трилогии Чехова не проявляют инициативности и желания перемен, потому что они подчинены общественным нормам и стандартам. Они боятся выйти за рамки установленного порядка и страшатся перемен, так как это требует усилий, рисков и отказа от привычного образа жизни.

Какое значение имеет свобода для футлярных людей в трилогии Чехова?

Для футлярных людей в трилогии Чехова свобода имеет два аспекта. Внешняя свобода для них - это возможность свободно передвигаться по просторам общества, занимать социальное положение, свободно выражать свое мнение. Внутренняя свобода, однако, им неизвестна, так как они ограничены внутренними комплексами, страхами и сомнениями.