"Что есть философия?" .
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 27.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Аристотель: философия как метафизика или «первая философия»
Р. Декарт: философия как метод
Г.Ф.В. Гегель: философия как наука
Заключение
Список литературы
Еще один важный момент как сходства, так и отличия в понимании Гегелем философии от точек зрения Декарта и Аристотеля состоит в том, что истинное должно быть выразимо не только как субстанция (к чему стремились предшествующие авторы), но «равным образом и как субъект». Субстанциальность, согласно Гегелю, должна пониматься не только как инертная простота, действительность, изображенная недействительным образом, как пишет Гегель, а скорее как «живая субстанция», «бытие, которое поистине есть субъект», действительное бытие. Фактически, мы можем соотнести точку зрения Гегеля с Декартовской: в обоих случаях присутствует «Я», элемент субъективности, но только в понимании Гегеля «Я» знаменует становление вообще, это не критерий подлинного познания, а это само развертывание, становление, сам результат.
Комментируя понимание Аристотелем цели, Гегель пишет: «цель есть [нечто] непосредственное, покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом – это субъект». Но, по мнению Гегеля, всякая субстанция сама по себе есть субъект, и существенным качеством субъекта является мышление. Тогда любые качества, любое бытие, прежде всего, есть мысль, а бытие есть мышление.
Что касается истинного и ложного в философии, они также не даны в готовом виде, вернее они даны в таком виде только в догматическом способе мышления, которое уверено, что истинное и ложное есть прочный, неизменный результат. Подлинные философские истины отличаются и от исторических истин, и от математических, они даны диалектически, в развитии и изменении.
Таким образом, у Гегеля философия понимается как наука, но не догматическая наука с абсолютными полюсами истинного и ложного, не как набор покоящихся и навсегда определенных категорий, а как наука в своем становлении и развитии, в диалектическом развертывании, как мыслящий субъект. Заключение
Подводя итог тому, что есть философия, как понимали ее различные авторы – Аристотель, Декарт, Гегель, мы приходим к выводу, что все эти авторы в основном согласны в том, что философию следует понимать как рациональную и строгую науку. Как правило, с этим либо не согласны их современники, либо есть основания считать иначе и рассматриваемые нами авторы в своих произведениях предлагают аргументы и доводы в пользу этого своего тезиса. При этом все авторы, так или иначе, сравнивают философию с математическими науками, но указывают, что она существенно от них отличается: хотя предмет в этих дисциплинах умозрительный и не утилитарный, в философии он является общим (или даже всеобщим), тем самым философия выступает скорее как основание наук, а не в одном ряду с ними.
Имя философии – «любовь к мудрости», и если Аристотель стремится показать, что это значит, разъяснить содержание этих слов, то для Декарта эта «любовь у мудрости» оборачивается установлением метода философии, а вернее, превращением самой философии в метод, Гегель же вообще отказывается от понимания философии как «любви к мудрости», нацеленности, а трактует ее как результат становления.
Все указанные авторы согласны в том, что философия изучает общее, истину, причины и начала вещей и мышления, выделяют в философии категории (список этих категорий существенно различается от автора к автору) и все согласны в том, что основной философской категорией следует считать сущность или субстанцию. Понимание ими субстанции в целом сходно: это суть или причина вещи, но каждый из них также уточняет и свое собственное видение субстанции. Важное место отводится в философии мышлению. Если для Аристотеля мышление или рассуждение – это способность, которая отличает человека от других живых существ, то для Декарта или Гегеля это уже не просто мышление, а субстанциальное «Я», отдельная самостоятельная субстанция, лежащая в основе постижения истины, критерий подлинного познания и собственно бытие.
Список литературы
Аристотель. Метафизика / Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1976.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: «Наука», 2000.
Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
Декарт Р. Правила для руководства ума / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом / Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: «Мысль», 1994.
Декарт. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
Аристотель. Метафизика / Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1976. С. 65.
Там же. С. 66.
Там же. С. 67.
Там же. С. 68.
Аристотель. Метафизика… С. 70.
Там же. С. 94.
Там же. С. 99.
Там же. С. 120.
Аристотель. Метафизика… С. 120.
Там же. С. 125.
Там же. С. 188.
Декарт. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 252-254.
Там же. С. 259-260.
Декарт Р. Правила для руководства ума / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 77-152.
Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 314.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 260.
Там же. С. 269.
Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом / Сочинения в 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1994. С. 10.
Там же. С. 12, 16-20.
Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 325.
Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. С. 333.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 9.
Там же. С. 9-10.
Там же. С. 10.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа… С. 15.
Там же.
Там же. С. 17.
Там же.
Там же. С. 34.
Там же. С. 25-28.
3
2.Аристотель. Метафизика / Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1976.
3.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: «Наука», 2000.
4.Декарт Р. Первоначала философии / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
5.Декарт Р. Правила для руководства ума / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
6.Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом / Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: «Мысль», 1994.
7.Декарт. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: «Мысль», 1989.
Вопрос-ответ:
Для чего нужна философия?
Философия нужна для поиска ответов на фундаментальные вопросы о мире, человеке и его месте во вселенной. Она помогает нам размышлять о смысле жизни, о ценностях, о том, что является истиной и как познать ее. Философия также помогает нам анализировать и понимать наши мысли, представления и верования, а также принимать обоснованные решения.
Что представляет собой философия Оглавление?
Философия Оглавление является частью работы «Основные понятия философии». Оглавление в этом контексте означает систематизацию основных понятий и проблем философии. В этой части работы представлены темы, которые будут рассмотрены далее, а также указаны основные понятия, которыми будет оперировать автор. Оглавление помогает читателю ориентироваться в предстоящей работе и иметь общее представление о ее содержании.
Какую роль играет философия в науке?
Философия играет важную роль в науке. Она помогает исследователям размышлять о фундаментальных проблемах и методологических подходах, которые лежат в основе научного исследования. Философия помогает выявлять предпосылки и ограничения научных теорий, а также исследовать философские аспекты научной практики, например, вопросы связанные с этикой и ответственностью исследователей.
В чем различия в понимании философии Аристотелем, Декартом и Гегелем?
Аристотель рассматривал философию как метафизику или первую философию, которая занимается изучением первопричин и бытия в целом. Декарт видел философию как метод познания, который позволяет сомневаться во всем, кроме собственного существования («я мыслю, следовательно я существую»). Гегель рассматривал философию как науку, которая должна объяснить развитие и эволюцию идеи или абсолютного духа.
Что такое философия?
Философия - это наука о природе и сущности мира, о знании и познании, о ценностях и нравственности, о смысле жизни и человеческой деятельности.
Какое место занимает философия в системе наук?
Философия является метанаукой, то есть наукой, изучающей основы и принципы других наук. Она представляет собой фундаментальную дисциплину, которая исследует все аспекты бытия и познания.
Какие трактовки философии были предложены Аристотелем, Декартом и Гегелем?
Аристотель рассматривал философию как метафизику или первую философию, которая изучает первопричины и основы мира. Декарт видел философию как метод, который позволяет достичь истинного знания. Гегель рассматривал философию как науку, объединяющую все аспекты бытия и познания.
Чем отличается понимание философии Гегелем от точек зрения Декарта и Аристотеля?
Одно из отличий состоит в том, что Гегель подчеркивал не только субстанциальность истинного, но и его субъективность. Таким образом, философия для Гегеля выражается не только как основа мира, но и как проявление субъективной активности человека. Аристотель и Декарт склонялись к тому, чтобы выражение истинного было связано только с субстанцией, то есть с основой мира.