Принципы "естественной теологии" в работах Фомы Аквинского.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 27.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Естественная теология и теория познания Фомы Аквинского
2.Принципы естественной теологии в работах Фомы Аквинского
Заключение
Библиография
От какого угодно следствия можно сделать умозаключение к его собственной причине (если только ее следствия более открыты для нас), ибо, коль скоро следствие зависит от причины, при наличии следствия ему по необходимости должна предшествовать причина. Отсюда следует, что бытие Божие, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам доказано через свои доступные нашему познанию следствия».
Итак, богопознание в естественной теологии Фомы Аквинского является бесконечным процессом познания следствий бытии Бога. Процесс этот не может быть завешен, поскольку Бог абсолютен и непознаваем и человеческое сознание просто не в состоянии вобрать в себя все возможные следствия. Активный аргумент, являющийся главным инструментом как естественной теологии, так и естественного познания вообще, принадлежит человеческому сознанию и, следовательно, является элементом тварного мира. В этом различие христианского и языческого подхода к богопознанию.
В «Сумме против язычников» Фома Аквинский разводит эти две методологии, приняв за основу обозначенное выше представление о двух путях развития умозрительного доказательства, построенного от причины, лтбо от следствия: «в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с Богом, в начале рассматривается Бог и затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что естественная теология является средством для поддержания христианской веры, методологией богопознания, выделение которой в отдельную науку необходимо для обозначения границ, где человеческий разум волен строить умозрительные заключения и за пределами которых лежат области богопознания, доступные лишь откровению свыше.
В этом отношении весьма симптоматично выглядит биография Фомы Аквинского, который всю жизнь занимался естественной теологией, а за два года до смерти сказал: «больше я ничего не могу сделать мне открылись такие вещи, что теперь все написанное мною кажется мне соломой и я могу лишь ждать конца своей жизни». Таким образом, в дискурсе представлений о теологии и богопознании своего времени, Фома Аквинский перешел на более совершенную ступень познания Бога и не смог это выразить.
Заключение
На раннем этапе развития христианского вероучения существовали два основных тезиса, определявших возможную парадигму богопознания: сформулированный Тертуллианом «Верую, ибо абсурдно» и высказанный Блаженным Августином — «Верую, чтобы понимать». Эти два тезиса предполагали два пути развития западной цивилизации.
Благодаря трудам Фомы Аквинского, был определен дискурс развития европейской христианской культуры в направлении научной рациональности. Во многом благодаря провозглашенному Фомой Аквинским тезисом о богоподобии человека благодаря способности к абстрактному мышлению, стало возможным исследование мира во всей его полноте и многогранности.
В области теологии Фома Аквинский до сих пор является одним из заслуженных авторитетов. Важнейшей его заслугой стало построение структуры научного знания о богопознании и разработка системного подхода к исследованию истины, полученной путем откровения.
Благодаря разведению рациональной истины и откровению, Фома Аквинский смог доказать реальность тварного мира, которую его предшественники подвергали сомнению. При этом рациональная истина и откровение рассматривались Фомой Аквинским как части целого, единого знания.
Библиография
Философский энциклопедический словарь. М., 2010.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2010.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, № 1, М., 1994. С. 87—101.
Фома Аквинский. Сумма теологии. тт. 1, 3. Киев, 2005.
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный, 2000.
Библиологический словарь В 3 тт. М., 2002.
Философский энциклопедический словарь. М., 2010. С. 218.
Бердяев Н.А. Смысл творчества.М., 2010. С. 53.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, № 1, М., 1994. С. 89.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, № 1, М., 1994. С. 90.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 3: Вопросы 75-119. Киев, 2005. С. 215.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 3: Вопросы 75-119. Киев, 2005. С. 230.
Там же. С. 250.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, № 1, М., 1994. С. 89.
Фома.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 1: Вопросы 1-43. Киев, 2005. С. 35.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 1: Вопросы 1-43. С. 126.
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный, 2000. С. 138.
Цит. по: Библиологический словарь В 3 тт. М., 2002. С. 75.
13
1.Философский энциклопедический словарь. М., 2010.
2.Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2010.
3.Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, № 1, М., 1994. С. 87—101.
4.Фома Аквинский. Сумма теологии. тт. 1, 3. Киев, 2005.
5.Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Долгопрудный, 2000.
6.Библиологический словарь В 3 тт. М., 2002.
Вопрос-ответ:
Какие принципы естественной теологии Фомы Аквинского можно найти в его работах?
В работах Фомы Аквинского можно найти такие принципы естественной теологии, как принцип причинности и принцип зависимости следствия от причины.
Что означает принцип причинности в естественной теологии Фомы Аквинского?
Принцип причинности в естественной теологии Фомы Аквинского означает, что от любого следствия можно сделать умозаключение к его собственной причине, если только причина более открыта для нас. Таким образом, если у нас есть следствие, то у него обязательно должна быть предшествующая причина.
Каким образом принцип причинности применяется к естественной теологии Фомы Аквинского?
Принцип причинности применяется к естественной теологии Фомы Аквинского следующим образом: мы можем наблюдать и изучать различные физические и метафизические явления, и основываясь на этих наблюдениях, делать выводы о существовании Бога как их причины.
Какой еще принцип естественной теологии Фомы Аквинского можно найти в его работах?
Еще один принцип естественной теологии Фомы Аквинского - это принцип зависимости следствия от причины. Это означает, что если у нас есть следствие, то оно обязательно зависит от своей причины и нельзя найти объяснение этого следствия без рассмотрения его причины.
Почему принципы естественной теологии Фомы Аквинского являются важными?
Принципы естественной теологии Фомы Аквинского являются важными, потому что они позволяют нам логически и рационально доказать существование Бога и понять некоторые его атрибуты. Они также помогают нам понять природу окружающего мира и наше место в нем.
Какие принципы естественной теологии Фома Аквинский описывает в своих работах?
Фома Аквинский описывает принципы естественной теологии, включающие умозаключение от следствий к причинам, понятие Божественного существа, обоснование бытия Божиего и другие аспекты.
Что такое естественная теология по Фоме Аквинскому?
Естественная теология по Фоме Аквинскому - это область философского исследования, в которой рассматриваются вопросы о Боге, его сущности, познаваемости и доказательствах его существования на основе рациональных аргументов.
Какие аргументы Фома Аквинский предлагает для обоснования существования Бога?
Фома Аквинский предлагает несколько аргументов для обоснования существования Бога, включая аргументы от первопричины движения, причины и причинного ряда, возможности и необходимости, и другие.
Какова роль умозаключения от следствий к причинам в естественной теологии по Фоме Аквинскому?
Умозаключение от следствий к причинам играет важную роль в естественной теологии по Фоме Аквинскому, так как позволяет рассмотреть различные аспекты Божественного существа и обосновать его сущность и существование на основе наблюдаемых следствий.
Какие основные идеи Фомы Аквинского применяются в естественной теологии?
Основные идеи Фомы Аквинского, применяемые в естественной теологии, включают понятие о первопричине, идею о существовании Бога как необходимого существа, использование рациональных аргументов для обоснования веры и другие концепции.