Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 13.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика различных административно-территориальных единиц 5
1.1 Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы 5
1.2 Соотношение муниципального и административно-территориального устройства 9
Глава 2. Анализ системе административно территориального устройства субъектов РФ 15
2.1 Проблемы законодательной регламентации административно-территориального и муниципального устройства в арктических территориях РФ 15
2.2 Совершенствование административно-территориального деления Российской Федерации экономико-политический подход 19
Заключение 30
Библиография 31


Фрагмент для ознакомления

В этих условиях размер выручки, характерный для благотворительной территории, часто не был связан с производством показателей находящимися на ней предприятиями.В результате сами административные и территориальные границы могут формироваться независимо от экономических факторов в интересах политических обстоятельств, национальных и этнических интересов, партий или руководства.Отказ от состояния плановой экономики и переход к рынку со всей неизменностью поставили вопрос об адекватности экономической составляющей региона его требованиям. В условиях развития рыночных отношений централизация средств на региональные нужды кажется все более ошибочной и порочной. Интенсивность вертикальных связей неуклонно снижается, а горизонтальные связи становятся все более важными в процессе распределения.И такое положение дел диктует повышенное внимание к экономической составляющей региона:- выявление и совершенствование отраслей своей специализации на рынке, выявление и развитие конкурентных преимуществ, рационализация наиболее эффективного использования имеющихся и приобретенных ресурсов. Специализация регионального комплекса обусловлена территориальными особенностями национальной экономики, прежде всего способностью эффективно производить массовую продукцию, то есть продукцию, которая, будучи дешевой, составляла бы значительную долю национального (зонального) баланса, снижение его стоимости в областях специализации за счет использования благоприятных природных и экономических условий.Однако, как показала практика регионального развития, только регион, который имеет в своем составе, определяется рядом социально-экономических характеристик, а именно: рабочая сила; работа и достаточные природные ресурсы, обширная территория и развитая инфраструктура позволяют добиться успеха на пути к экономической самодостаточностьи.Попытки реализовать масштабные экономические проекты, направленные на создание точек роста и интегрированной экономики в карликовых административно-территориальных образованиях (таких как ряд регионов Центрального экономического района или большинство республик национального Северного Кавказа) обречены на провал[14]. Этот факт вызвал широкие дискуссии о необходимости формирования нового административно-территориального устройства страны, которое на этот раз должно основываться на принципе экономических возможностей.Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать ряд основных требований, которые должны быть прописаны в перспективном проекте АТД страны:- приоритетный учет экономических условий (факторов производства, ресурсов и окружающей среды);- значительное расширение существующих регионов;- исключение главенства этнического подхода при определении границ административных территорий;- единый правовой и экономический статус для всех субъектов Федерации.Выделенные принципы кажутся на первый взгляд достаточно простыми, логичными и соответствующими духу экономической модернизации, проводимой в Российской Федерации. Неудивительно, что в научном сообществе их провозглашение вызвало заметный энтузиазм, на волне которого было предложено множество проектов по реформированию существующей Федерации.Суть большинства из них сводилась к радикальной консолидации (слиянию) существующих регионов, многие настаивали на полном уничтожении этнических образований и введении на их место крупных провинций.Интересно отметить, что В. В. Жириновский зарекомендовал себя как постоянный сторонник консолидации субъектов Федерации. Однако его модель АТД уже выстроена в контексте унитарного государства: «необходимо отменить декларации о суверенитете существующих национальных образований (поскольку суверенитет неделим и принадлежит Российскому государству в целом), а также расширять территориальные и административные единицы за счет объединения малых субъектов Федерации в более крупные структуры »[11].В начале 2000-х гг. Государственный сектор изучает создание «Совета по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН (руководитель - академик А.Г. Гранберг) в рамках исследования действий разработал проект по реформированию административного устройства Российской Федерации.Этот проект предусматривает два варианта разделения страны на 20 и 28 субъектов федерации, называемых провинциями. Наиболее характерной чертой работы А.Г. Гранберга является то, что за основу был взят принцип экономической целесообразности, предложенный АТД[16]. Все закрепленные за ними субъекты представляют собой уникальные территориально-производственные группировки, способные обеспечить как самодостаточность административных единиц, так и темпы их экономического развития.Главным недостатком этого проекта нам кажется беспринципность в учете политических реалий. Увлечение экономической осуществимостью в данном случае затрудняет реализацию теоретически обоснованного проекта на практике, что слишком болезненно, что подразумевает.Отделив части исторической общности от своих соседей, которые часто имеют ряд неразрывных этнических и культурных связей, жестокое нападение на национальные республики маловероятно на нынешнем этапе государственного строительства в Федерации со стороны России.В рамках того же совета по изучению производительных сил академик В. В. Кистанов разработал альтернативный проект территориального устройства. Его главная особенность - введение трехуровневой системы территориального управления в Российской Федерации[17].Основные функции федерального правительства переданы 4-5 макрорегионам первого уровня (своего рода усовершенствованный аналог существующих федеральных округов, у которых больше реальных полномочий). На среднем уровне макрорегионы второго порядка (от 15 до 20 единиц) создаются путем перегруппировки существующих административно-территориальных единиц.Третий уровень - местное самоуправление - по 150-200 районов в каждом регионе второго порядка. Такая интеграция территориального деления в единую четко вертикально ориентированную систему принесет ощутимые выгоды для национальной экономики (организационные, экономические и социальные).Эта модель регионального планирования кажется слишком обременительной, требует существенной перестройки существующих границ и, следовательно, неэффективна и труднодостижима. Кроме того, введение чрезмерного уровня управления неизбежно создаст дополнительную административную нагрузку.Более умеренный подход к анализу АТД страны можно найти в предложениях и заявлениях ряда региональных лидеров и региональных экономических практиков.Принимая во внимание текущие политические реалии и этнический и национальный способ формирования Российской Федерации, они предлагают на данном этапе проводить политику укрупнения административно-территориальных единиц в основном по отношению к «рядовым» образованиям, не затрагивая наиболее отвратительные национальные республики и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.Этот вариант объединения предусматривает формирование около 40 субъектов федерации, ориентируясь на их экономические возможности и максимально учитывая политические, этнические и социокультурные факторы.Многие проблемы территориального экономического развития, повышения эффективности государственной власти и регионального управления могут быть решены путем реформирования административного деления, что предполагает создание новых субъектов федерации.В результате должно быть создано около 30 территориальных единиц, выделенных на основе их экономической специализации и общих приоритетных направлений развития хозяйственного комплекса. В то же время, безусловно, необходимо в полной мере учитывать этнические, культурные и исторические факторы, которые влияют на политический и социальный климат объединенных территорий.Например, на начальном этапе реформы предлагается сохранить ряд существующих национально-территориальных образований либо в их неизменной форме, либо в составе укрупненных образований, с правами определенных регионов, входящих в их состав, с особым статусом.Примером такого объединение может служить слияние Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, при котором бывшая территория АБАО приобрела положение отдельного района в составе вновь образованной территории с сохранением многих статусных привилегий[8].Таким образом, необходимо выделить комплексный подход, сочетающий в себе экономические и политические принципы как основу выбора субъектов федерации. Крупные экономические зоны, составляющие основу предлагаемой администрации, обычно характеризуются сильной специализацией, тесной связью между элементами национальной экономики и, как следствие, единством региональных проблем.Также важно сосредоточить на своей территории значительный ресурсный потенциал. Эти факторы будут способствовать быстрому и гармоничному развитию новых регионов. Корректировка этого деления с учетом политических, этнокультурных, социальных и геостратегических факторов в конечном итоге приведет к образованию от 20 до 30 новых субъектов Федерации.Существенным отличием предложенного варианта административно-территориального деления от рассмотренного выше является принципиальная возможность сохранения существующих регионов в рамках укрупненных субъектов федерации за счет снижения их статуса до отдельных регионов. Это важное отличие, которое в долгосрочной перспективе позволяет минимизировать противодействие экспансии политических элит объединенных регионов и республик.ЗаключениеТаким образом, административно-территориальное деление просматривается с двух сторон. Во-первых, как процесс научного обоснования и законодательного закрепления деления территории на систему территориальных элементов, составляющих территориальную основу деятельности органов государственной власти и управления. Во-вторых, результатом является модель территориального деления, система территориальных единиц, в рамках которой государственные органы управляют или находятся под их управленческим влиянием.В современных условиях на внутри региональном уровне используются разные типы территориального деления: хозяйственное районирование, муниципальное территориальное деление, ведомственное территориальное деление, административно-территориальное деление.Административное зонирование отличается от других видов зонирования следующими характеристиками: оно лежит в основе деятельности органов исполнительной власти; в его основе лежит принцип систематизации; связи между территориальными единицами иерархические; это установлено законом; он относительно стабилен в течение длительного времени.Изменение политической и экономической ситуации, трансформация системы государственного и муниципального управления и другие факторы вызывают необходимость пересмотра внутренней части регионального административного деления территории для достижения целей повышения эффективности управления социально-экономическим развитием территории.БиблиографияНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Консультант Плюс3. Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 07.05.2001 N 49-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4763 "Об административно-территориальном устройстве Красноярского края" (подписан Губернатором Красноярского края 22.06.2010) //Консультант Плюс5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) ГПК РФ Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика//Консультант ПлюсНаучная литература6. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь./ Авакьян С. А. - М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.7. Семенова К. С. Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации: проблема территориальной организации местного самоуправления // NovaUm.Ru. 2016. № 4. С. 162-163.Электронные ресурсы8. Пешин, Николай Леонидович. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений: автореферат доктора юридических наук. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003064339 (дата обращения 11.02.2021).9. Максимов А. Н. Итоги муниципальной реформы 2014 года: реализация в законах субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007944095 (дата обращения 11.02.2021).10. Теоретические аспекты регионального административно-территориального деления: содержание и механизмы совершенствования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-regionalnogo (дата обращения 11.02.2021).11. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правового регулирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).12. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: общее и особенное (на примере Российской Арктики). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).13. Внутри региональное административно-территориальное деление: семантический аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutriregionalnoe-administrativno (дата обращения 11.02.2021).14. Опыт реформирования административно-территориального деления на поселенческом уровне в современной России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-reformirovaniya-administrativno (дата обращения 11.02.2021).15. Лексин, Иван Владимирович. Государственное устройство федераций в составе Европейского союза. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004951806 (дата обращения 11.02.2021).16. Гранберг, Александр Григорьевич. Экономическое пространство России: проблемы целостности и эффективного функционирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002906637 (дата обращения 11.02.2021).17. Кистанов, Виктор Васильевич. Региональная экономика России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002100279 (дата обращения 11.02.2021).18. Административно-территориальные единицы в системе публично-территориальных образований России: теория, правовое регулирование и практика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).19. Внутригосударственные публично-территориальные образования: теоретические аспекты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrigosudarstv (дата обращения 11.02.2021).20. Понятие территориального образования в конституционном праве. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-territorialnogo (дата обращения 11.02.2021).

Библиография

Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 07.05.2001 N 49-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4763 "Об административно-территориальном устройстве Красноярского края" (подписан Губернатором Красноярского края 22.06.2010) //Консультант Плюс
5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) ГПК РФ Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика//Консультант Плюс
Научная литература
6. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь./ Авакьян С. А. - М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.
7. Семенова К. С. Понятие административно-территориального устройства Российской Федерации: проблема территориальной организации местного самоуправления // NovaUm.Ru. 2016. № 4. С. 162-163.
Электронные ресурсы
8. Пешин, Николай Леонидович. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений: автореферат доктора юридических наук. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003064339 (дата обращения 11.02.2021).
9. Максимов А. Н. Итоги муниципальной реформы 2014 года: реализация в законах субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007944095 (дата обращения 11.02.2021).
10. Теоретические аспекты регионального административно-территориального деления: содержание и механизмы совершенствования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-regionalnogo (дата обращения 11.02.2021).
11. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правового регулирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).
12. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: общее и особенное (на примере Российской Арктики). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).
13. Внутри региональное административно-территориальное деление: семантический аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutriregionalnoe-administrativno (дата обращения 11.02.2021).
14. Опыт реформирования административно-территориального деления на поселенческом уровне в современной России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-reformirovaniya-administrativno (дата обращения 11.02.2021).
15. Лексин, Иван Владимирович. Государственное устройство федераций в составе Европейского союза. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004951806 (дата обращения 11.02.2021).
16. Гранберг, Александр Григорьевич. Экономическое пространство России: проблемы целостности и эффективного функционирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002906637 (дата обращения 11.02.2021).
17. Кистанов, Виктор Васильевич. Региональная экономика России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002100279 (дата обращения 11.02.2021).
18. Административно-территориальные единицы в системе публично-территориальных образований России: теория, правовое регулирование и практика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno (дата обращения 11.02.2021).
19. Внутригосударственные публично-территориальные образования: теоретические аспекты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrigosudarstv (дата обращения 11.02.2021).
20. Понятие территориального образования в конституционном праве. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-territorialnogo (дата обращения 11.02.2021).

Вопрос-ответ:

Что такое административно-территориальное устройство субъектов РФ?

Административно-территориальное устройство субъектов РФ - это система организации территории на основе деления на административно-территориальные единицы, включающая различные уровни управления и взаимосвязи между ними.

Какие основные принципы лежат в основе административно-территориального устройства?

Основными принципами административно-территориального устройства являются принцип территориальной целостности, принцип дифференциации, принцип пропорциональности, принцип децентрализации и принцип муниципализации.

Как соотносятся муниципальное и административно-территориальное устройство?

Муниципальное и административно-территориальное устройство взаимосвязаны и дополняют друг друга. Муниципальное устройство предоставляет возможность местному населению самостоятельно управлять своими делами, в то время как административно-территориальное устройство гарантирует социально-экономическое равновесие и координацию между различными муниципальными образованиями.

Какие проблемы существуют в законодательной регламентации административно-территориального устройства?

Одной из проблем законодательной регламентации административно-территориального устройства является неоднозначность и разнородность нормативных актов, а также перекрывающиеся полномочия разных уровней управления. Возникают также проблемы с финансированием и ресурсным обеспечением административно-территориальных единиц.

Какова характеристика различных административно-территориальных единиц?

Административно-территориальные единицы могут быть разных уровней - субъекты РФ, районы, города, сельские поселения и т.д. Они имеют свои особенности, включая различия в правовом статусе, полномочиях и обязанностях.

Что такое административно-территориальное устройство субъектов РФ?

Административно-территориальное устройство субъектов РФ - это система разделения территории Российской Федерации на административные единицы различного уровня, такие как регионы, районы, города и т.д. Это позволяет организовать управление и регулирование различных административных процессов на территории страны.

Какие принципы лежат в основе административно-территориального устройства субъектов РФ?

Основными принципами административно-территориального устройства субъектов РФ являются принципы единства и самостоятельности территории. Принцип единства подразумевает объединение различных административных единиц в одну общую систему управления. Принцип самостоятельности предполагает возможность субъектам РФ управлять своей территорией в рамках федеральных законов.

Как соотносятся муниципальное и административно-территориальное устройство?

Муниципальное и административно-территориальное устройство взаимосвязаны и дополняют друг друга. Муниципальное устройство включает в себя систему муниципальных образований, таких как города, поселки, сельские населенные пункты. Административно-территориальное устройство, в свою очередь, включает в себя систему административных единиц различных уровней, таких как регионы, районы и прочие. Муниципальное устройство является одним из элементов административно-территориального устройства.

Какие проблемы связаны с законодательной регламентацией административно-территориального и муниципального устройства?

Одной из проблем в законодательной регламентации административно-территориального и муниципального устройства является отсутствие четкого и единообразного подхода к классификации и определению административных и муниципальных единиц различного уровня. Также возникают проблемы в согласовании полномочий и компетенции различных уровней управления, что приводит к перекрытию и неэффективности в работе государственных органов.

Что такое административно-территориальное устройство субъектов РФ?

Административно-территориальное устройство субъектов РФ - это система организации территории каждого субъекта внутри Российской Федерации. Оно определяет границы и структуру административно-территориальных единиц, а также взаимодействие между ними.