Формирование произносительных умений и навыков переднеязычных звуков [т], [д], [н] у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 17.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 5
1.1. Понятие дизартрии и ее основные особенности 5
1.2 Классификация фонем русского языка 9
1.3. Особенности нарушения звукопроизносительной стороны у детей с псевдобульбарной дизартрией 13
Выводы по первой главе 16
2.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции произнесения звуков [т], [д], [н] у детей с дизартрией 18
2.2 Содержание логопедической работы по коррекции произнесения звуков [т], [д], [н] 30
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
После автоматизации звуков речи в словах их вводят в автоматизированные формы речи: стихи, чистоговорки, скороговорки и тому подобное. Изучают их наизусть.
Таким образом, основной целью этапа является обеспечение усвоения вариантов артикуляции фонем в складах разного типа и в разных позициях в словах.
Целью этапа формирования полного контроля над произношением фонем является введение их в повседневную общения с окружающими, что предполагает правильное их применение в различных социальных ситуациях: урок, игра с друзьями, занятия с воспитателем и тому подобное. Для этого специально планируют проведение серии фронтальных логопедических занятий поскольку в группе детей легче сформировать различные жизненные ситуации.
Логопедическая работа на таком занятии должна организовываться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. В частности, для дошкольников подбирают более подвижных, ролевых и дидактических игр, предметно-практических задач, а также задач приближенных к ситуациям на занятиях труда, рисования, развития речи, подготовки к грамоте и тому подобное. Все задачи должны сопровождаться речью детей.
В общеобразовательной школе детям создают ситуации приближенные к тем, что в них состоят на уроках чтения, письма, труда, математики, рисования, физкультуры и т.п., а также на современном этапе, когда есть актуальной компьютеризация учебного процесса целесообразно использовать целесообразно включать и элементы таких технологий в структуру логопедического занятия.
Рядом с этим на этапе формирования полного контроля над произношением фонем целесообразно использовать в процессе работы с детьми подсказки с указанием на отдельные особенности правильной артикуляции фонемы, по необходимости. Такие подсказки должны быть сформулированы логопедом индивидуально с учетом индивидуальных трудностей, которые возникают в детей в процессе произношения звуков речи.
2.2 Содержание логопедической работы по коррекции произнесения звуков [т], [д], [н]
Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным произношением звуков.
Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии - неправильное произношение звуков Т - Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет.
При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:
Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т)болка", "шк(т)аны".
Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Причины неправильного звукопроизношения:
Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).
Артикуляционный уклад звука Т.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.
Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
Расстояние между зубами 5 мм.
Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
Особенности постановки звука Т - Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.
1.Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика.
Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.
"Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
"Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
"Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
"Качелька" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.
"Дедушкины усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
"Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков-кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
"Снежинка" - ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение "Снежинка". Упражнения для языка "Дедушкины усы", "Качелька", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
2. Постановка звука Т.
Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая
различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц "прячет" за собой два звука - с-т.
"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.
И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.
При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.
Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.
Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.
Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.
Подготовительный этап
Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::
Взрослый при помощи зеркала учит дошкольника принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
Затем следует артикуляционная гимнастика:
«Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
«Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
«Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
«Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.
Постановка звуков
Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.
Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошкольнику повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Дополнительные рекомендации приведены в Прил.1.
Выводы по второй главе
Таким образом, процесс коррекции неправильного произношения фонем включает четыре этапа: подготовительный, постановки звуков речи, формирование навыков осознанного контроля за произношением фонем и формирования полного контроля над произношением фонем. Каждый из определенных этапов дети проходят в своем индивидуальном темпе, а потому и преимущественно работа по постановке звуков речи преимущественно организуется и проводится индивидуально. Исключение составляет лишь работа на четвертом, заключительном этапе, которую рекомендуется организовывать и проводить фронтально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дизартрия - нарушение всей звуковой системы речи, обусловленного органической недостаточностью иннервации речедвигательной мускулатуры. Псевдобульбарная дизартрия – состояние, вызванное гипертонусом мышц речевого аппарата или спастическим параличом.
Анализ результатов исследований, проведенных учеными в разное время показал, что дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать окончательные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, оказываются только во время углубленного неврологического обследования. В речевой симптоматике, кроме нарушений звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются такие просодические нарушения: речь монотонная, слабовыраженная, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.
Процесс коррекции неправильного произношения фонем включает четыре этапа: подготовительный, постановки звуков речи, формирование навыков осознанного контроля за произношением фонем и формирования полного контроля над произношением фонем. Каждый из определенных этапов дети проходят в своем индивидуальном темпе, а потому и преимущественно работа по постановке звуков речи преимущественно организуется и проводится индивидуально. Исключение составляет лишь работа на четвертом, заключительном этапе, которую рекомендуется организовывать и проводить фронтально.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М, 2006. – 319 c.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. – 258 с.
Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - №2. - С. 28-34.
Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. - 1979. - №4. – с. 12-17
Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3. – с. 128-134.
Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.
Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
Волкова Л.С. Логопедия.– М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.
Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
Гасниева С.О. Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923 (дата обращения: 10.12.2019 ).
Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.- 472 с.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М: Просвещение, 1996. – 143 с.
Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст] : учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.
Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.–П., Образование, 1994. – с. 48-59.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.–П.: СОЮЗ, 2001. – 192 с.
Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.
Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 240с.
Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – С. 4-12.
Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. 65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 1979. – 210 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2003.- 240 с.
Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 58.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 374.
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М, 2006. – 319 c.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. – 258 с.
3. Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - №2. - С. 28-34.
4. Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. - 1979. - №4. – с. 12-17
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
7. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3. – с. 128-134.
8. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
9. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия.– М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
13. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
14. Гасниева С.О. Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923 (дата обращения: 10.12.2019 ).
15. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.- 472 с.
16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М: Просвещение, 1996. – 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст] : учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
19. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.
20. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.–П., Образование, 1994. – с. 48-59.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.
23. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.–П.: СОЮЗ, 2001. – 192 с.
25. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.
26. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
27. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 240с.
28. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
29. Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – С. 4-12.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
32. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. 65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 1979. – 210 с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2003.- 240 с.
34. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 58.
35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 374.
Вопрос-ответ:
Какие основные особенности имеет псевдобульбарная дизартрия?
Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушениями произношения звуков, возникающими вследствие повреждения мозговых структур. Основными особенностями данного нарушения являются затруднения в контроле над мышцами речи, что приводит к нечеткому и неадекватному произношению звуков. У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдается слабость, скорее всего, ослабления мышц голосового аппарата, включая язык, губы и гортань.
Как классифицируются фонемы русского языка?
Фонемы русского языка классифицируются по различным признакам. Например, по способу образования фонемы могут быть консонантами или гласными. Консонанты образуются при помощи артикуляционных органов (губ, языка, зубов и т.д.), а гласные образуются без преграды в полости рта. По силе звуковой волны фонемы могут быть глухими или звонкими. Также фонемы можно классифицировать по месту образования (губные, зубные, альвеолярные и т.д.) и способу произнесения.
Какие особенности проявляются в нарушении звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией?
У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдаются особенности в произношении звуков. Они часто имеют проблемы с артикуляцией и не могут правильно контролировать свои губы, язык и гортань. Это ведет к нечеткому и неадекватному произношению звуков. Одни звуки могут заменяться другими или искажаться. Некоторые звуки могут быть совсем непроизносимыми.
Какие методы можно использовать для формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?
Для формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии можно применять различные методы и подходы. Например, методика артикуляционной гимнастики может помочь укрепить мышцы речевого аппарата и улучшить артикуляцию звуков. Также можно использовать методы речевого массажа и логопедические игры, которые помогут развить правильное произношение звуков.
Что такое псевдобульбарная дизартрия?
Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение речи, вызванное повреждением нервной системы. Она характеризуется ослабленной контролируемостью мышц речевого аппарата, что ведет к затруднениям в произношении звуков.
Какие звуки являются переднеязычными звуками?
Переднеязычные звуки - это звуки, произносимые с активным участием кончика языка и передней части губ. К ним относятся звуки [т] и [д].
Как классифицируются фонемы русского языка?
Фонемы русского языка классифицируются по различным признакам, таким как способ образования, место образования и гласность. Например, по месту образования фонемы могут быть губно-губными, переднеязычными, среднеязычными и заднеязычными.
Какими особенностями характеризуется нарушение звукопроизносительной стороны у детей с псевдобульбарной дизартрией?
Дети с псевдобульбарной дизартрией имеют затруднения в произношении звуков, особенно переднеязычных звуков, таких как [т] и [д]. У них наблюдаются проблемы с координацией движений языка и губ, что влияет на четкость и правильность произношения звуков.
Какие методы используются для формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?
Для формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии используются различные методы, такие как артикуляционная гимнастика, логопедические игры, занятия с использованием зеркала, а также индивидуальные занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.