деятельность медицинской сестры при оказании помощи пациентам с опоясывающим герпесом.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 42 42 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ОПОЯСЫВАЮЩИМ ГЕРПЕСОМ 6
1.1. Этиология, эпидемиология, патогенез, факторы риска, клиническая картина опоясывающего герпеса 6
1.2. Методы диагностики, лечения, профилактики опоясывающего герпеса 12
1.3. Особенности сестринской деятельности при оказании помощи пациентам с опоясывающим герпесом 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ОПОЯСЫВАЮЩИМ ГЕРПЕСОМ НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССКОГО КЛИНИЧЕСКОГО КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА 20
2.1. Организационно-методические основы исследования 20
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 25
2.3. Рекомендации по повышению качества сестринской деятельности при оказании помощи пациентам с опоясывающим герпесом в Кузбасском клиническом кожно-венерологическом диспансере 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41

Фрагмент для ознакомления

Также среди вариантов звучали информационные плакаты (26 человек), буклеты и памятки (22 человека), беседы с медицинскими работниками (13 человек), статьи в периодической печати (6 человек), монографии (2 человека) (рисунок 2.12).Рисунок 12.12 – Средства, предпочитаемые респондентами для получения новой информации об опоясывающем герпесеТаким образом, можно утверждать, что на фоне низкого уровня знаний об опоясывающего герпесе респонденты демонстрируют приверженности к недостоверным источникам литературы. При оценке проблем респонденты указали наиболее распространенные, которые в целом соответствуют типичной клинической картине опоясывающего герпеса. При этом отмечается, что медицинские сестры оказывают в решении данных проблем всестороннюю помощь.2.3. Рекомендации по повышению качества сестринскойдеятельности при оказании помощи пациентам с опоясывающим герпесом в Кузбасском клиническом кожно-венерологическом диспансереПроведенный опрос выявил существенный недостаток знаний у респондентов о лечении и профилактике опоясывающего герпеса. Данный факт связан с тем, что медицинские сестры по различным причинам не в полной мере информируют пациентов об опоясывающем герпесе, а также с низкой приверженность самих пациентов к такому обучению, соблюдению норм безопасности. Как следствие, лечение опоясывающего герпеса становится малоэффективным. Таким образом, для повышения эффективности лечения и профилактике опоясывающего герпеса представляется целесообразным:Составление перспективных программ обучения пациентов с учетом недостаточного уровня их информированности.Выделение должности медицинской сестры по санитарно-просветительской работе, обязанностью которой стало бы обучение респондентов проблемами лечения и профилактики различных заболеваний, в том числе и опоясывающего герпеса.Расширение штата медицинских сестер поликлиники с целью снижения нагрузки на уже существующий средний медицинский персонал. Высвободившееся время могло бы быть потрачено на общение с пациентами, страдающими опоясывающим герпесом, повышение качества медицинского обслуживания. Может быть рассмотрен вопрос о введении должности медицинской сестры, которая будет заниматься непосредственно опросом пациентов, профилактикой различных заболеваний, в том числе и опоясывающего герпеса. Размещение плакатов и активная раздача на рабочем месте памяток с информацией о проявлениях опоясывающего герпеса,опасности его осложнений, методах лечения и профилактики.Создание информационного ресурса, который содержал бы в себе информацию об опоясывающем герпесе, других инфекционных заболеваниях, давал бы возможность задавать вопросы специалистам в заочной форме.Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на высокую оценку качества работы медицинской сестры, есть простор для повышения эффективности такой работы. Это позволило бы снизить не только число пациентов с первичной формой болезни, но и число пациентов с рецидивами опоясывающего герпеса. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования мы изучили особенности организации деятельности медицинской сестры по оказанию помощи пациентам с опоясывающим герпесом. Можно говорить о том, что опоясывающий герпес – это широко распространенная инфекция, которая охватывает сотни тысяч пациентов. В частности, в 2005 году от ветряной оспы страдало 644,0 тыс. человек, в 2010 году – 674,8 тыс. человек, в 2015 году – 819,3 тыс. человек, в 2016 году – 796,2 тыс. человек, в 2017 году – 858,4 тыс. человек, в 2018 году – 838,1 тыс. человек.Огромное значение в профилактике, диагностике и лечении опоясывающего герпеса имеет деятельность медицинской сестры. Полученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Опоясывающий герпес представляет собой вирусную инфекцию, вызываемую вирусом VaricellaZoster. Опоясывающий герпес проявляется высыпаниями, зудом, жжением в области высыпаний, болью по ходу пораженных нервов, ганглиев, высокой температурой, признаками интоксикации. Лечение опоясывающего герпеса медикаментозное. Факторы риска развития опоясывающего герпеса – это пожилые люди, пациенты, проходящие гормональную, лучевую, химиотерапию и т.д. Диагностика опоясывающего герпеса проводится посредством опроса, осмотра пациента, с использованием методов лабораторной диагностики. Профилактика неспецифическая и специфическая.Неспецифическая профилактика состоит в изоляции больного, влажной уборке, проветривании, регулярных медицинских осмотрах. Специфическая профилактика проводится посредством вакцинации.Именно медицинская сестра ближе всего находится к пациенту, способна выделять тех пациентов, которые имеют высокие факторы риска развития опоясывающего герпеса. Кроме того, медицинская сестра организует диспансеризацию, обеспечивает работу кабинета врача-терапевта, врачей-специалистов и т.д., что также позволяет говорить о значимости ее деятельности в профилактике, диагностике и лечении опоясывающего герпеса. В условиях стационара медицинская сестра организует лечебное питание, обеспечивает гигиенический уход, выполняет назначения врача, контролирует витальные показатели пациента, проводит занятия ЛФК, оказывает пациенту психологическую поддержку, неотложную помощь. Как в условиях стационара, так и в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения медицинская сестра проводит обучение пациентов. Мы провели опрос и выявили недостаточное количество знаний у пациентов. В частности, в опросе приняло участие 48 человек, 73% из которых были мужского пола, 56% имели возраст 31-30 лет, 33% были специалистами, 58,3% имели среднее специальное образование. В результате опроса было выявлено, что пациенты в целом имеют низкий уровень знаний об опоясывающем герпесе. Так, лишь 70,8% опрошенных знают, что он вызывается вирусом, только 16,7% опрошенных знакомы со специфическими мерами профилактики. В результате опроса пациентов с опоясывающим герпесом мы выявили, что едущими проблема таких пациентов были зуд и жжение в области поражения, эстетические дефекты, боль, высокая температура тела. Средний балл получили такие проблемы как слабость, дефицит знаний. Низкий балл был у таких проблем как беспокойство по поводу исхода заболевания, снижение аппетита.Медицинская сестра беседовала с 81,3% пациентов, ее работу 48% пациентов оценили как хорошую, 25% – как отличную. Большая часть пациентов использует такие недостоверные источники информации об описывающем герпесе как сеть Интернет, друзья и родственники, телевидение. Не случайно тотальный дефицит знаний в области лечения и профилактики опоясывающего герпеса отметили 22,9% опрошенных.Ведущей мерой по оказанию помощи пациентам с опоясывающим герпесом является санитарно-гигиеническоепросвещение.Это связано с тем, что в целом данное заболевание поддается как профилактике, так и снижению частоты обострений, но для этого необходимо соблюдать ряд требований. Эти требования медицинская сестра и должна донести до пациентов. При этом исключительно важно доносить информацию в той форме, которая будет наиболее приемлемой для конкретной возрастной категории пациентов. Медицинская сестра может использовать для санитарно-гигиенического просвещения большое число методов. Это могут быть индивидуальные и групповые беседы, воздействие на пациентов через средства массовой информации, различные печатные издания (памятки, буклеты, в которых прописаны признаки опоясывающего герпеса, методы его лечения, возможные осложнения), проведение Школ здоровья, обучение через электронные ресурсы, например через сайт медицинской организации. Может быть рассмотрена возможность выделения отдельной медицинской сестры, которая бы занималась опросом пациентов, их обучением, профилактическими мероприятиями в том числе и в отношении опоясывающего герпеса.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. Полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности медицинской сестры, как база для проведения более масштабных, узкоспециализированных исследований.СПИСОК ИСТОЧНИКОВМонографии, учебники, учебные пособияВикуловГ.Х. Опоясывающий герпес: эпидемиология, клиника, алгоритм диагностики, лечения и профилактики / Г.Х. Викулов, М.Ю. Максимова, С.Л. Вознесенский [и др.] // Инфекционные болезни, 2019. – Т. 17. – № 2. – С. 105-120.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1007 с.\Каспарова Е.А. Глазные проявления опоясывающего герпеса / Е.А. Каспарова, Н.Р. Марченко, О.И. Пимонова // Вестник офмальмологии, 2020. – Т. 136. – № 6. – С. 84-92.КнышС.В. Цитокиновый профиль у пациентов с опоясывающим герпесом и постгерпетической невралгией / С.В. Кныш, Е.В. Маркелова, Т.А. Невежкина // Современные проблемы науки и образования, 2019. – № 5. – С. 107.Максимова М.Ю. Неврологические нарушения при опоясывающем герпесе / М.Ю. Максимова // Medicamente, лечим с умом, 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 21-24.Манипуляции в сестринском деле: учебное пособие для студентов сред. мед. учебных заведений / Л.И. Андрюшко, Г.А. Бурда, И.А. Гегель и др.; под общ. ред. А.Г. Чижа. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2018. – 351 с.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник. В 2 т. Т. 2 / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, А.С. Быков; под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-М, 2021 – 466 с.Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 506 с.ПирадовМ.А. Болезненная невропатия тройничного нерва, обусловленная опоясывающим герпесом / М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова, Н.А. СиневаРодионов А.Н. Клиническая дерматология. Иллюстрированное руководство для врачей / А.Н. Родионов, Д.В. Заславский, А.А. Сыдиков; под ред. А.Н. Родионова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 712 с.Рюмин А.М. Острый некроз сетчатки, вызванный вирусом опоясывающего герпеса / А.М. Рюмин, А.А Павлова, И.А. Омахова // Вестник офтальмологии, 2020. – Т. 136. – № 6-2. – С. 236-241.Сергеев Ю.Ю. Дерматоскопия в диагностике инфекционных и паразитических заболеваний кожи / Ю.Ю. Сергеев, Сергеев В.Ю. // Медицинский алфавит, 2019. – Т. 2. – № 26 (401). – С. 50-53.Сестринское дело при инфекционных болезням с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник для мед. училищ и колледжей / Т.В. Антонова, М.М. Антонова, В.Б. Барановская [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 411 с.Иностранная литератураKawai K. Risk Factors for Herpes Zoster: A Systematic Review and Meta-analysis / K. Kawai, B.P. Yawn // Mayo Clin Proc. 2017. – № 92 (12). – рр. 1806-1821.Vrcek I. Herpes Zoster Ophthalmicus: A Review for the Internist / I. Vrcek, E. Choudhury, V. Durairaj. // Am J Med, 2017. – № 130 (1). – pp. 21-26.Wollina U. Variations in herpes zoster manifestation / U. Wollina Indian J Med Res, 2017. – № 145 ( (3). – рр. 294-298.Интернет-источникиВарилрикс® [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/tn_index_id_96749.htm (дата обращения: 13.02.2021).Герпес опоясывающий. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kokb45.ru/wp-content/uploads/2018/06/Gerpes-opoyasyvayushhij.pdf (дата обращения: 13.02.2021).Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 13.02.2021). Выпускная квалификационная работа состоит из _____ страниц, в т.ч.– основная часть (кол-во страниц без учета приложений) ___ страниц– приложения (кол-во страниц в приложении) ___ страницОсновная часть работы содержит: рисунок – ______ шт., таблиц – ______ шт.Список информационных источников содержит всего ______ ссылок. Из них:Вид ссылкиКоличество%На нормативно-правовые актыНа научную литературу (монография, сборники научных трудов), медицинскую литературу (аз исключением учебников для среднего профессионального образования) последних пяти лет изданияНе опубликованные результаты (авторефераты, диссертации)На периодические изданияНа Интернет-источникиРабота мной выполнена совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.Студент ____________________ _________________ _________________Ф.И.О.подписьдатаПРИЛОЖЕНИЕ 1Уважаемые пациенты! Просим Вас принять участие в опросе На большинство вопросов необходимо дать один ответ. Вопросы, на которые можно дать несколько вариантов ответа, указаны отдельно.Ваш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?20 лет и менее31-30 лет31-40 лет41-50 лет51 год и старшеВаше социальное положение?УчащийсяРабочийСпециалистМладшее руководящее звеноСтаршее руководящее звеноБезработныйВаше образование?НачальноеОсновное общееСреднее общееСреднее специальноеВысшееКак Вы полагаете, какой болезнетворный организм вызывает опоясывающий герпес?ВирусБактерияГрибокКаким образом, по Вашему мнению, можно предупредить опоясывающий герпес (можно несколько вариантов ответа)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оцените проблемы, с которыми Вы сталкивались при опоясывающем герпесе по 5-балльной системе?Высокая температура тела: ____ балловСлабость: ____ балловСнижение аппетита: ____ балловЗуд, жжение в области поражения: ____ балловБоль: ____ балловЭстетические проблемы (шрамы, пятна и др. на видимых участках кожи): ____ балловДефицит знаний по проблеме лечения и профилактики опоясывающего герпеса: ____ балловБеспокойство по поводу исхода заболевания: ____ балловДругое (укажите): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проводила ли медицинская сестра с Вами беседу о причинах, признаках, осложнения, профилактике опоясывающего герпеса?ДаНетОцените работу медицинской сестры по организации лечебно-профилактического процесса при опоясывающем герпесе?Очень плохоНеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтличноКакими источниками информации по медицинским вопросам Вы пользуетесь (можно несколько вариантов ответа)?ТелевидениеРадиоМедицинская литератураПериодическая печатьИнтернетМедицинские работникиДрузья, родственникиКак Вы оцениваете свои знания в области лечения и профилактики опоясывающего герпеса?Знаю достаточноХотелось бы знать большеНе обладаю нужными знаниямиВ каком виде Вы хотели бы получать дополнительную информацию по проблеме лечения и профилактики опоясывающего герпеса (можно несколько вариантов ответа)?Статьи в газетах, журналахИнтернетБеседы с медицинским работникомИнформационные буклеты, памяткиИнформационные плакатыМонографииСпасибо Вам за участие в анкетировании. Здоровья Вам и Вашим близким!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Викулов Г.Х. Опоясывающий герпес: эпидемиология, клиника, алгоритм диагностики, лечения и профилактики / Г.Х. Викулов, М.Ю. Максимова, С.Л. Вознесенский [и др.] // Инфекционные болезни, 2019. – Т. 17. – № 2. – С. 105-120.
2. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
3. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1007 с.\
4. Каспарова Е.А. Глазные проявления опоясывающего герпеса / Е.А. Каспарова, Н.Р. Марченко, О.И. Пимонова // Вестник офмальмологии, 2020. – Т. 136. – № 6. – С. 84-92.
5. Кныш С.В. Цитокиновый профиль у пациентов с опоясывающим герпесом и постгерпетической невралгией / С.В. Кныш, Е.В. Маркелова, Т.А. Невежкина // Современные проблемы науки и образования, 2019. – № 5. – С. 107.
6. Максимова М.Ю. Неврологические нарушения при опоясывающем герпесе / М.Ю. Максимова // Medica mente, лечим с умом, 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 21-24.
7. Манипуляции в сестринском деле: учебное пособие для студентов сред. мед. учебных заведений / Л.И. Андрюшко, Г.А. Бурда, И.А. Гегель и др.; под общ. ред. А.Г. Чижа. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2018. – 351 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник. В 2 т. Т. 2 / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, А.С. Быков; под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-М, 2021 – 466 с.
9. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 506 с.
10. Пирадов М.А. Болезненная невропатия тройничного нерва, обусловленная опоясывающим герпесом / М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова, Н.А. Синева
11. Родионов А.Н. Клиническая дерматология. Иллюстрированное руководство для врачей / А.Н. Родионов, Д.В. Заславский, А.А. Сыдиков; под ред. А.Н. Родионова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 712 с.
12. Рюмин А.М. Острый некроз сетчатки, вызванный вирусом опоясывающего герпеса / А.М. Рюмин, А.А Павлова, И.А. Омахова // Вестник офтальмологии, 2020. – Т. 136. – № 6-2. – С. 236-241.
13. Сергеев Ю.Ю. Дерматоскопия в диагностике инфекционных и паразитических заболеваний кожи / Ю.Ю. Сергеев, Сергеев В.Ю. // Медицинский алфавит, 2019. – Т. 2. – № 26 (401). – С. 50-53.
14. Сестринское дело при инфекционных болезням с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник для мед. училищ и колледжей / Т.В. Антонова, М.М. Антонова, В.Б. Барановская [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 411 с.
Иностранная литература
15. Kawai K. Risk Factors for Herpes Zoster: A Systematic Review and Meta-analysis / K. Kawai, B.P. Yawn // Mayo Clin Proc. 2017. – № 92 (12). – рр. 1806-1821.
16. Vrcek I. Herpes Zoster Ophthalmicus: A Review for the Internist / I. Vrcek, E. Choudhury, V. Durairaj. // Am J Med, 2017. – № 130 (1). – pp. 21-26.
17. Wollina U. Variations in herpes zoster manifestation / U. Wollina Indian J Med Res, 2017. – № 145 ( (3). – рр. 294-298.
Интернет-источники
18. Варилрикс® [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/tn_index_id_96749.htm (дата обращения: 13.02.2021).
19. Герпес опоясывающий. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kokb45.ru/wp-content/uploads/2018/06/Gerpes-opoyasyvayushhij.pdf (дата обращения: 13.02.2021).
20. Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 13.02.2021).