Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 03.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ (КОНЦЕПЦИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА) 5
1.1 Понятие и сущность эластичности спроса, и факторы, влияющие на неё 5
1.2 Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность 8
ГЛАВА 2: РОЛЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ПРИНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 14
2.1 Влияние эластичности спроса на ценовую стратегию фирмы 14
2.2 Распределение налогового бремени и анализ последствий налогообложения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы 22
Уровень цен в розничной торговле на стандартные товары, которые имеются у всех конкурентов, часто определяет для покупателя выбор места покупки. Анализ эластичности спроса по цене и возможность установления оптимальной цены на товар помогают предприятию максимизировать прибыль [1]. Имеются следующие данные по объемам реализации и ценам на товар «Розетка Cariva с заземлением, белая» в магазине ОБИ, Санкт-Петербург (ООО «Сделай Своими Руками Северо-Запад») (табл. 1). Таблица 1. Цена и объемы продаж товара «Розетка Cariva с заземлением, белая» по месяцам в течение годаМесяцЦена руб./шт.Объем продаж, шт./мес.Май9937Июнь9939Июль9933Август10936Сентябрь10938Октябрь10930Ноябрь10933Декабрь7956Январь10937Февраль11824Март11827Апрель11832Рассчитаем среднемесячные объемы реализации при имеющихся ценах (табл. 2) Таблица 2. Цена и среднемесячные объемы продаж товара «Розетка Cariva с заземлением, белая»Цена руб./шт.Объем продаж, шт./мес.795699361093611828Значение коэффициента эластичности спроса, рассчитанного для степенной функции спроса методом наименьших квадратов, составит по модулю 1,75. Спрос эластичный и можно применять формулу оптимальной цены для максимизации прибыли от продаж. Для этого надо знать переменные издержки на единицу товара. В розничной торговле до 90% переменных издержек формирует закупочная цена и до 10% приходится на транспортные и другие логистические расходы. В табл. 3 приведены расчеты оптимальной цены для «Розетка Cariva с заземлением, белая» при разных значения закупочной цены на товар.Таблица 3. Оптимальная цена на товар «Розетка Cariva с заземлением, белая» при разных закупочных ценахЗакупочная цена, руб./шт (90% переменных издержек)Итого, переменные издержки, руб./шт.Оптимальная цена, руб./шт.30337735399040441034550116Отметим, что значение цены 77 руб./шт. из табл. 3 формально нас не устраивает, потому что оно лежит за пределами диапазона построения функции спроса (от 79 до 118 рублей). Исходя из (5) можно рассчитать значения для переменных издержек на единицу изделия при определенной оптимальной цене. Например, в нашей ситуации для оптимальной цены 118 руб./шт. переменные издержки на единицу продукции должны составлять 51 руб./шт., для оптимальной цены 79 руб./шт. переменные издержки на единицу продукции должна составлять 34 руб./шт. Выводы: Использование математических методов экономики как одной из технологий управления бизнесом дает возможность предприятиям использовать маркетинговые инструменты установления оптимальной цены на товар и максимизировать прибыль. Для этого необходимо знать и уметь применять теорию оптимальной цены при классической кривой спроса и иметь соответствующую статистику для проведения расчетов.2.2 Распределение налогового бремени и анализ последствий налогообложенияОАО «Бакалея Могилев» занимается оптовой торговлей и розничной реализацией продовольственных товаров. Доля розничного товарооборота в 2016–2019 гг. составляла 38…40 %. Ценовая политика ОАО «Бакалея Могилев» в сфере розничных продаж направлена на установление цен на уровне или немного ниже, чем у конкурентов. Конечный уровень розничных цен зависит от цены приобретения товара и от размера торговой надбавки. Основные составляющие этого способа ценообразования: потребительский фактор (спрос); ассортиментная политика; уровень конкуренции; сезонность. По результатам проведенного анализа в ОАО «Бакалея Могилев» предлагается установить новые цены на товары, основываясь на расчете коэффициента эластичности. По данным расчетов можно сделать вывод, что наиболее чувствительными к изменению цены являются следующие товарные группы: безалкогольные напитки, шоколад и шоколадные конфеты, мясные консервы, колбасы и колбасные изделия. Следовательно, при увеличении цены спрос на данные товарные группы существенно снижается. Значительно менее чувствительные к изменению цены товарные группы: макаронные изделия, кондитерские изделия (печенье, вафли, пряники, кексы), соль, сахар, молочные продукты, алкогольные напитки и табачные изделия. То есть при изменении цены спрос на данные товарные группы изменится незначительно. ОАО «Бакалея Могилев» предлагается изменить порядок ценообразования и в планируемом периоде установить торговую надбавку исходя из результатов расчета коэффициента эластичности спроса по цене. Предлагаемые изменения торговой надбавки по товарным группам в планируемом периоде на ОАО «Бакалея Могилев» представлены в табл. 4. Использование значений коэффициента эластичности при установлении торговой надбавки приведет к повышению торговой надбавки на семь ассортиментных групп, реализуемых ОАО «Бакалея Могилев». В то же время торговая надбавка будет снижена на четыре ассортиментные группы товаров. Табл. 4. Изменения торговой надбавки по товарным группамПоказательУровень торговой надбавки, (2018 г.),%Коэффициентэластичностиспроса поценеПланируемая торговая надбавка, %Изменениеторговойнадбавки,п. п.Сахар180,316124+6Соль200,405026+6Кондитерские изделия200,418126+6Макаронные изделия180,437824+6Табачные изделия (за одну пачку)200,156926+6Колбасы и колбасныеизделия240,605222-2Молочная продукция180,393624+6Алкогольные изделия220,174728+6Безалкогольныеизделия242,219622-2Мясные консервы251,490023-2Шоколад и шоколадные конфеты241,698522-2Изменение порядка ценообразования повлечет за собой рост суммы торговых надбавок на 126029 р., что в относительном выражении составит 106,4 % к сумме торговых надбавок до внедрения рассматриваемого мероприятия. В результате предложенных мероприятий планируемое увеличение товарооборота предприятия составит 164779 р. или 101,3 %.ЗАКЛЮЧЕНИЕЧувствительность к цене меняется со временем. Потребители, восприимчивые к новинкам менее внимательны к ценам. Так, первые покупатели iPod приобретали устройства по цене класса премиум. По мере развития рынка к новинкам привыкают, потребитель становится более осведомлён относительно их характеристик. Появляется опасность, что цена станет фактором, определяющим принятие решения о покупке. Потому реклама «зрелых товаров» (холодильники, микроволновки), часто подчёркивает именно цену. Показатель эластичности крайне важен для любого предпринимателя, ведь именно он даёт возможность рассчитать валовую прибыль фирмы. Зная, к какой группе ценовой эластичности принадлежит производимый товар можно делать выводы и об изменениях в цене – допустимы ли они, желательны ли? Или, разово увеличив собственную выручку, мы отпугнём и потеряем большинство своих потребителей и долю рынка? Ничуть не менее важно осознавать какие товары и услуги идут в дополнение к нашему (например, сапоги и обувной крем, карандаши и ластик, краска для волос и специальные средства для ухода за окрашенными волосами), и проводить мониторинг цен и на них тоже. Возможно, будет целесообразно производить ещё и их?Список литературыВэрианХэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень: современный подход. – Юнити, 1997. – 767 с. Васькина М. Г., Букреева А. А., Иванникова М. С., Стариков А. К. Нейромаркетинг в концептуальных координатах современного исследования потребительского поведения // Международный журнал экономики и образования. – 2018. – Т. 4. - № 4. – С. 43-52.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - В 2 т. Т. 2. – М. : Республика, 1992. – С. 26-27.Чернов В. А. Регулирование ценовой конкурентоспособности на основе анализа затрат и финансовых результатов // Финансы России в условиях глобализации: материалы IV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста – 2019». – Воронеж : ВЭПИ, 2019. – C. 202-207. Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. М. И. Баканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С. 131-136Долан, Э.Д. Рынок: микроэкономическая модель: [Пер. с англ.] / Эдвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей. - СПб.: Печатный Двор, 1992. - 496 с.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство «Дело и сервис», 1999. – 320 с. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. - М.: 1992. Т.2. – 400 с.Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т.1 / Пер. с англ. М.,1993 – 934 с.Мэнькю Н., Тейлор М. «Экономикс» - СПб.:2016. – 656 с.Пиндайк Р., РабинфельдД.Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — 608 с.Самуэльсон Пол А., Нордхаус. Вильям Д. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997. — 800 с.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Экономика.Пер. со 2-го англ. изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. — 864 с. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика:В 2 т. - М.: 1992. Т.1. – 362 с.Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. - Киров: АСА, 2007. – 831 с.
1. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень: современный подход. – Юнити, 1997. – 767 с.
2. Васькина М. Г., Букреева А. А., Иванникова М. С., Стариков А. К. Нейромаркетинг в концептуальных координатах современного исследования потребительского поведения // Международный журнал экономики и образования. – 2018. – Т. 4. - № 4. – С. 43-52.
3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - В 2 т. Т. 2. – М. : Республика, 1992. – С. 26-27.
4. Чернов В. А. Регулирование ценовой конкурентоспособности на основе анализа затрат и финансовых результатов // Финансы России в условиях глобализации: материалы IV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста – 2019». – Воронеж : ВЭПИ, 2019. – C. 202-207.
5. Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. М. И. Баканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С. 131-136
6. Долан, Э.Д. Рынок: микроэкономическая модель: [Пер. с англ.] / Эдвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей. - СПб.: Печатный Двор, 1992. - 496 с.
7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство «Дело и сервис», 1999. – 320 с.
8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. - М.: 1992. Т.2. – 400 с.
9. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т.1 / Пер. с англ. М.,1993 – 934 с.
10. Мэнькю Н., Тейлор М. «Экономикс» - СПб.:2016. – 656 с.
11. Пиндайк Р., Рабинфельд Д.Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — 608 с.
12. Самуэльсон Пол А., Нордхаус. Вильям Д. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997. — 800 с.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. со 2-го англ. изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. — 864 с.
14. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: В 2 т. - М.: 1992. Т.1. – 362 с.
15. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. - Киров: АСА, 2007. – 831 с.
Вопрос-ответ:
Что такое концепция эластичности спроса и какую роль она играет в принятии экономических решений?
Концепция эластичности спроса представляет собой понятие, которое описывает изменение спроса на товар или услугу в ответ на изменение цены или дохода. Она играет важную роль в принятии экономических решений, так как помогает предсказать реакцию рынка на изменения условий. Зная эластичность спроса, фирмы могут определить оптимальную ценовую стратегию, государство - правильно распределить налоговое бремя, а потребители - сделать осознанный выбор.
Что влияет на эластичность спроса?
Эластичность спроса зависит от ряда факторов. Основные из них - наличие близк substitutess, доля товара в бюджете потребителя, наличие подобных продуктов, изменение вкусов и предпочтений, степень необходимости товара для потребителей. Также эластичность спроса может быть различной для разных групп потребителей и в разных условиях рынка.
Что такое эластичность спроса по цене и по доходу?
Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand) - это мера, которая показывает, насколько изменяется количество спроса на товар или услугу в ответ на изменение цены. Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) - это мера, которая показывает, насколько изменяется количество спроса на товар или услугу в ответ на изменение дохода потребителя.
Что такое перекрестная эластичность спроса?
Перекрестная эластичность спроса (cross-price elasticity of demand) - это мера, которая показывает, насколько изменяется количество спроса на один товар или услугу в ответ на изменение цены другого товара или услуги. Она позволяет определить, являются ли товары substitute (заменяемыми) или complement (дополняющими) друг друга, и как изменение цены одного товара влияет на спрос на другой товар.
Как эластичность спроса влияет на ценовую стратегию фирмы?
Эластичность спроса является важным показателем при определении ценовой стратегии фирмы. Если спрос на товар или услугу эластичен (показатель эластичности больше 1), то фирма может снизить цену и увеличить объем продаж. Если спрос неэластичен (показатель эластичности меньше 1), то фирма может повысить цену и увеличить доход. Понимание эластичности спроса позволяет фирме оптимизировать свою ценовую политику и максимизировать прибыль.
Что такое концепция эластичности спроса?
Концепция эластичности спроса определяет связь между изменением цены товара и изменением его спроса. Эластичность спроса позволяет выявить, насколько сильно изменится количество товара, которое покупатели готовы купить, при изменении его цены.
Какие факторы влияют на эластичность спроса?
Факторы, влияющие на эластичность спроса, включают наличие альтернативных товаров, наличие субститутов и комплементов, доход покупателей, наличие временного фактора и предпочтения покупателей.
Что такое эластичность спроса по цене?
Эластичность спроса по цене показывает, насколько процентное изменение цены товара повлияет на процентное изменение спроса на него. Если эластичность спроса больше 1, то спрос на товар будет эластичным, то есть изменение цены сильно влияет на спрос. Если эластичность спроса меньше 1, то спрос на товар будет неэластичным, то есть изменение цены слабо влияет на спрос.
Что такое перекрестная эластичность спроса?
Перекрестная эластичность спроса показывает, насколько изменение цены одного товара повлияет на спрос на другой товар. Если перекрестная эластичность положительная, то товары являются субститутами, и изменение цены одного товара приведет к изменению спроса на другой товар в ту же сторону. Если перекрестная эластичность отрицательная, то товары являются комплементами, и изменение цены одного товара приведет к изменению спроса на другой товар в противоположную сторону.
Как эластичность спроса влияет на ценовую стратегию фирмы?
Эластичность спроса играет важную роль в формировании ценовой стратегии фирмы. Если спрос на товар эластичен, то фирма может снижать цену, чтобы привлечь больше покупателей и увеличить объем продаж. Если спрос на товар неэластичен, то фирма может повышать цену, чтобы получить больше прибыли. Понимание эластичности спроса позволяет фирме оптимизировать свою ценовую политику и достигать более высокой эффективности.
Что такое концепция эластичности спроса?
Концепция эластичности спроса - это теоретическая основа, которая позволяет изучать и анализировать зависимость спроса на товар или услугу от изменения цен, доходов потребителей и других факторов. Она предполагает, что спрос может быть эластичным (изменяется в большей степени, чем цена или доход), неэластичным (изменяется в меньшей степени, чем цена или доход) или единично эластичным (изменяется в той же степени, что и цена или доход).