Государственный долг РФ. Его структура и управление.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы и кредит
  • 39 39 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1.Сущность государственного долга
1.2.Классификация государственного долга

2.СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ

2.1. Структура и динамика государственного долга России
2.2.Решение проблем государственного долга

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Удлинение государственного внутреннего долга.
Данный метод является одним из ключевых в системе управления государственным долгом и связан с процессом замещения "коротких" и "дорогих" долгов на "длинные" и "дешевые". Реализация данного метода предполагает сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам.
Реструктуризация задолженностей бюджету экономических субъектов (предприятий и организаций).
Этот метод в нормальной экономической ситуации должен применяться ограниченно (индивидуально). Однако сложная экономическая ситуация в реальном секторе обусловливает необходимость активного использования данного метода, чтобы не допустить полной остановки стагнирующего реального сектора производства, поскольку долги многих предприятий сейчас значительно превышают годовые объемы реализации продукции и перешли в категорию "безнадежных".
Сложность использования метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают государственную налоговую и финансовую политику.
К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.
Контроль за заимствованиями субъектов РФ. [5, С.26]
В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы).
Это обусловливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля за данным процессом со стороны федерального центра.
Увеличение доли государства (федеральные и региональные органы) в структуре капитала акционированных (бывших государственных) предприятий.
Главная цель - формирование нового механизма управления государственными пакетами акций на основе создания холдинговых компаний, активизации использования института представителей государства в АО, использования договора траста.
Временная передача имущества предприятий-должников в управление государственных органов.
Данный подход должен применяться в тех случаях, когда имеется возможность извлечения с помощью этого имущества доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с неотработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется.
Продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах.
Реализация этого подхода связана с необходимостью разработки и внедрения в практику механизма продажи коммерческим банкам "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях - банкротства и ликвидации должников.
Покупка государством "плохих" долгов.
В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.
Проведение взаимозачета долговых требований и обязательств.
Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других.
Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.
Организационная подсистема управления долгом должна включать:
- функционально ориентированные структурные подразделения по управлению государственным долгом в Минфине России и Банке России;
- организационно-методическое обеспечение управления государственным долгом, включающее прогнозирование государственного долга, организацию системы учета государственного долга (в рамках государственных финансов), формирование методических разработок по структуре долга и расчетных схем его обслуживания и т.д.
Под реализацией организационных мер по управлению государственным долгом понимается: [5, С.28]
установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга;
определение первичных дилеров;
регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках;
подготовка предложений по увеличению государственного долга (объемам, выплате процентов и др.);
формирование аналитических материалов по оценке состояния государственного долга;
составление нормативно-методических материалов по работе с государственным долгом.
Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:
управление и контроль за процентными выплатами по долгу;
регулирование ликвидности рынка долговых инструментов;
координация функций по формированию структуры долга;
управление кассовыми потоками.
Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.
Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.
Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.
Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
В программе управления долгом следует предусмотреть:
балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;
меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами; возможности рефинансирования задолженности государства; уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание; источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
сокращение государственных расходов;
контроль за заимствованиями субъектов РФ;
контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов. Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.
Неразвитость институциональной основы государственных заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформулируем итоги нашей работе.
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.
Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования процесса управления государственным долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.
Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).
В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья: официальный текст по состоянию на 1 января 2010 г.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010.-546 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ: по состоянию на 1 января 2010 г.-М.: НОРМА-ИНФРА, 2010.- 651 с.
Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России / А.Вавилов, Г.Трофимов // Вопросы экономики. –2009. - №12. – С. 62 - 81.
Владимирова М. П. Финансы : учебное пособие / М. П. Владимирова, В. С. Темиров, Д. М. Теунаев, ред. М. П. Владимирова . - М. : КноРус , 2006. - 278 с.
Гарькавый С. Механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом / С.Гарькавый // Бюджет.-2009.- N 11.-С.25-30.
Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие / ред. Г. Б. Поляк . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 319 с.
Департамент платежного баланса Банка России Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2009 год // Деньги и кредит. – 2009.- № 12. – С. 8 – 18.
Иванова Е. И. Информационные методы повышения эффективности государственного финансового контроля / Е. И. Иванова, Е. Ю. Хрусталев / / Финансы и кредит. - 2009. - N 38. - С. 18-26.
Миляков Н. В. Финансы : учебник / Н. В. Миляков . - 2-е изд . - М. : ИНФРА-М , 2009. - 542 с.
Можайсков О.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу России / О.В.Можайсков // Вестник Банка России .- 2009. - № 26-27.-С.19-28.
Пахомов С. Основная цель управления долгом / С. Пахомов // Журнал бюджет. - 2009. - N 11. - С. 71-74
Финансы : учебник / С. А. Белозеров, [и др.], ред. В. В. Ковалев . - Изд. 2-е, перераб. и доп . - М. : Проспект , 2008. - 511 с.
Финансы : учебник для ВУЗов / ред. Г. Б. Поляк . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 703 с.
Финансы, деньги, кредит : учебное пособие / Е. Г. Чернова, [и др.], ред. Е. Г. Чернова . - М. : Проспект , 2008. - 208 с.
Финансы: учеб. / А.И.Архипов, И.А.Погосов, И.В.Караваева и [др.]; под ред.А.И.Архипова, И.А.Погосова.-М.:Проспект, 2009.- 640 с.
Чернышева Т. Ю. Модели управления государственным долгом / Т. Ю. Чернышева / / Финансы и кредит. - 2009. - N 24. - С. 39-42.
Шабалин А. О. Россия в тисках долгового бремени / А. О. Шабалин / / Банковское дело. - 2010. - N 2. - С. 10-15











3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья: официальный текст по состоянию на 1 января 2010 г.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010.-546 с.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ: по состоянию на 1 января 2010 г.-М.: НОРМА-ИНФРА, 2010.- 651 с.
3.Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России / А.Вавилов, Г.Трофимов // Вопросы экономики. –2009. - №12. – С. 62 - 81.
4.Владимирова М. П. Финансы : учебное пособие / М. П. Владимирова, В. С. Темиров, Д. М. Теунаев, ред. М. П. Владимирова . - М. : КноРус , 2006. - 278 с.
5. Гарькавый С. Механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом / С.Гарькавый // Бюджет.-2009.- N 11.-С.25-30.
6.Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие / ред. Г. Б. Поляк . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 319 с.
7.Департамент платежного баланса Банка России Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2009 год // Деньги и кредит. – 2009.- № 12. – С. 8 – 18.
8.Иванова Е. И. Информационные методы повышения эффективности государственного финансового контроля / Е. И. Иванова, Е. Ю. Хрусталев / / Финансы и кредит. - 2009. - N 38. - С. 18-26.
9.Миляков Н. В. Финансы : учебник / Н. В. Миляков . - 2-е изд . - М. : ИНФРА-М , 2009. - 542 с.
10.Можайсков О.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу России / О.В.Можайсков // Вестник Банка России .- 2009. - № 26-27.-С.19-28.
11.Пахомов С. Основная цель управления долгом / С. Пахомов // Журнал бюджет. - 2009. - N 11. - С. 71-74
12.Финансы : учебник / С. А. Белозеров, [и др.], ред. В. В. Ковалев . - Изд. 2-е, перераб. и доп . - М. : Проспект , 2008. - 511 с.
13.Финансы : учебник для ВУЗов / ред. Г. Б. Поляк . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 703 с.
14.Финансы, деньги, кредит : учебное пособие / Е. Г. Чернова, [и др.], ред. Е. Г. Чернова . - М. : Проспект , 2008. - 208 с.
15.Финансы: учеб. / А.И.Архипов, И.А.Погосов, И.В.Караваева и [др.]; под ред.А.И.Архипова, И.А.Погосова.-М.:Проспект, 2009.- 640 с.
16.Чернышева Т. Ю. Модели управления государственным долгом / Т. Ю. Чернышева / / Финансы и кредит. - 2009. - N 24. - С. 39-42.
17.Шабалин А. О. Россия в тисках долгового бремени / А. О. Шабалин / / Банковское дело. - 2010. - N 2. - С. 10-15

Вопрос-ответ:

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это совокупность обязательств государства перед кредиторами, то есть лицами или организациями, которые предоставили финансовые ресурсы государству.

Как классифицируется государственный долг?

Государственный долг может быть классифицирован по различным критериям, таким как срок погашения, валюта, характер выпуска и т. д. Например, он может быть внутренним или внешним, краткосрочным или долгосрочным.

Какова структура и динамика государственного долга России?

Структура государственного долга России включает как внутренний, так и внешний долг. Динамика государственного долга зависит от различных факторов, таких как политика правительства, экономические и финансовые показатели страны.

Какие проблемы решаются в области государственного долга?

В области государственного долга решаются различные проблемы, включая обеспечение устойчивости долговой нагрузки, управление рисковыми активами, привлечение инвестиций и т. д. Решение этих проблем важно для эффективного функционирования экономики.

Как можно улучшить управление государственным долгом?

Улучшение управления государственным долгом может происходить путем совершенствования методического и организационного обеспечения, а также удлинения сроков погашения государственного внутреннего долга. Это позволяет снизить риски и обеспечить устойчивое развитие экономики.

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это обязательства государства перед кредиторами, которые возникают в результате займов и заемных операций. Это долговые обязательства, которые государство обязуется погасить в определенное время.

Какова структура государственного долга России?

Структура государственного долга России включает в себя внутренний и внешний долг. Внутренний долг представляет собой задолженность государства перед внутренними кредиторами, такими как граждане и юридические лица России. Внешний долг - это долг перед иностранными кредиторами.

Какие проблемы связаны с государственным долгом?

Среди проблем, связанных с государственным долгом, можно выделить риск невозможности своевременного погашения долга, рост процентных платежей, что увеличивает долю расходов на обслуживание долга в бюджете, а также возможный негативный влияния на экономическую стабильность и рост страны.

Что можно сделать для управления государственным долгом?

Для управления государственным долгом можно проводить различные мероприятия, такие как оптимизация структуры долга, привлечение инвестиций, разработка более эффективной политики в сфере заемных операций и управления долговыми обязательствами. Также важно проводить анализ и прогнозирование долговых рисков и принимать меры по их снижению.