Особенности профилактики рецидивной преступности среди осужденных в исправительном учреждении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 01.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5
1.1. Особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста несовершеннолетними и молодежного возраста в условиях исправительного учреждения 5
1.2. Сущность процесса социальной профилактики 9
1.3. Теоретические основы социальной профилактики рецидивной преступности среди осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в исправительных учреждениях 16
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 19
2.1. Сущность форм и методов социальной профилактики рецидивной преступности среди осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в исправительных учреждениях 19
2.2. Разработка программы мероприятий по улучшению результатов профилактики рецидивной преступности среди осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в исправительных учреждениях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Фрагмент для ознакомления

Следующие категории руководителей и специалистов учреждений УИС, должны иметь в своих должностных обязанностях отдельные положения об участии в социальной работе с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в ИУ:-начальник исправительного учреждения (либо СИЗО);-заместители начальника исправительного учреждения:побезопасности и оперативной работе, по воспитательной работе, по лечебно-профилактической работе, по трудовой адаптации осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, по тылу, по охране (он же командир отдельной роты охраны);-начальники частей, служб или отделов (начальник медико-санитарной части, начальник отдела кадров, начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник специального отдела, начальник отдела воспитательной работы с осуждёнными, отдела интендантского и хозяйственного обслуживания, начальник коммунально-бытового отдела, главный бухгалтер учреждения);-сотрудники основных отделов и служб ИУ;-сотрудники психологической лаборатории;-сотрудники группы социальной защиты осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста;-начальники отрядов.В должностной инструкции начальника исправительного учреждения должны быть зафиксированы правомочия, которые он может реализовывать именно по направлению «социальная работа с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста». Его непосредственная социальная работа в определенных формах приведена ниже.1) Начальник ИУ реализует следующие направления социальной работы:-прием и распределение осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста по отрядам;-прием по личным вопросам;-проведение собраний по вопросам решения социальных проблем, исправления, ресоциализации, обеспечения правопослушности и т.д.;-работа по организации деятельности группы волонтерской социальной взаимопомощи;-руководство административной комиссией;-содействие в трудовой адаптации;-содействие в получении рабочей профессии;-помощь в решении вопросов получения образования в школе, УКП, заочным или дистанционным образом в ВУЗе;-организация содействия в розыске родственников;-беседа перед освобождением осужденного.2) Работу по своим направлениям ведут:заместители начальника ИУ {трудовая адаптация, режим, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение),начальники отделов (общая организация работы конкретного направления в ИУ, контроль за реализацией и выполнением поставленных задач),медперсонал (медико-социальная помощь),учителя школы или УКП (обучение осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в т.ч., страдавших в обычных школах дидактогенией),преподаватели и мастера ПУ (начальное профессиональное обучение осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста),сотрудники психологической лаборатории (оказание психологической помощи осужденным, имеющим психологический кризис в связи пребыванием в ИУ, утратами, приобретение статуса лица совершившего преступление и отбывавшего уголовное наказание),начальники отрядов (проведение воспитательных мероприятий, участие в приобщении осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к правопослушности, индивидуально-личностное воздействие с целью устранения негативных элементов в чертах личности в поведении и соблюдении правил организации жизнедеятельности всеми осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в соответствии с требованиями, предъявляемыми в данной структуре — отряд и ИК).Таким образом, в реальной деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы предстоит еще провести немало мероприятий, которые будут носить в области социальной работы действенный характер, и это связано, как с необходимостью внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, так и в должностные инструкции сотрудников основных служб ИУ.2.2. Разработка программы мероприятий по улучшению результатов профилактики рецидивной преступности среди осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в исправительных учрежденияхОсновными задачами группы фактически являются воспитательные и социальные мероприятия. В частности ими являются:-выявление и решение социальных проблем осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;-подготовка осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;-содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста;-выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;-привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;-привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.К основным функциям группы социальной защиты осужденных несовершеннолетних и молодежного возрастаотносятся:-организация непрерывной работы по подготовке осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к освобождению;-оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, освобождающихся из исправительного учреждения.Названный приказ по смыслу записанных в нем положений регламентирует не только вопросы организации и проведения социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в исправительных учреждениях. В нем также указано, целями деятельности ГСЗО ИУ является создание предпосылок для исправления осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, проведение занятий в «Школе по подготовке к освобождению», а в к основным функция указанной службы отнесено - организация непрерывной работы по подготовке осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к освобождению. И здесь следует заметить, что без «воспитательной работы» реализация форм и методов социальной работы, записанных в данном нормативном документе, невозможна. Кроме того отдельные формы и методы можно отнести и к воспитательной и к социальной работе.Перспективы организации социальной адаптации лиц, освобождаемых из ИУ и профилактика рецидивной преступности:1.Максимальное приближение условий отбывания наказаний в местах лишения свободы для осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста к таким, которые должен иметь «на свободе» средний житель страны и не порождающие справедливые протестные явления обычных граждан, что «осужденные в тюрьмах живут лучше, чем они», и которые позволяли бы противодействовать криминализации личности, а также обеспечивать ее безопасность от проявлений агрессии и насилия, исходящих от части лиц, лишенных свободы.2.Перевод для целенаправленного проведения работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в специальную «реабилитационный блок ИУ (сектор, отряд)», в котором будут проводиться целенаправленные мероприятия, связанные с подготовкой человека к освобождению. Здесь система воздействий (контактов) сотрудников ИУ, а также привлеченных других ресурсов с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста будет носить более интенсивный характер, что позволит переломить ситуацию в сторону ресоциализации и надлежащей социальной адаптации, а не проявление торжества обмена опытом криминального поведения между преступниками, хотя и отбывающими наказания.3.Создание условий пребывания осужденного в «реабилитационном» блоке таким образом, чтобы все основные мероприятия по проявлению заботы о себе он осуществлял самостоятельно, без претензий на проявление иждивенчества и паразитизма. Для этого необходимо прописать специально все инструкции, распорядок дня и т.д. отдельно для такой структуры, где у осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста будут возможности приобретать умения осуществлять свою жизнедеятельность самостоятельным образом. Здесь будет возможность на осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста индивидуализировать воздействия без опаски их девальвации вследствие противодействия персоналу ИУ, исходящему из криминальной среды.4.Введение через внесение изменений в уголовно-исполнительное законодательство в практику деятельности исправительных учреждений общего режима для лиц, отбывших соответственно половину срока и две третьих срока наказания, при условии положительного поведения возможностей получения отпусков на выходной день к своим семьям, а также ежедневного выхода на работу на предприятия любых форм собственности (по договору) с обязательным возвращением в установленные часы этого же дня в ИУ после окончания работы.5.Решение вопроса о создании (либо вменение в обязанности имеющейся социальной службы при условии расширения штатов) специального отдела, занимающегося оказанием содействия в ресоциализации и социальной адаптации лицам, отбывшим наказания после освобождения из ИУ (не в составе ФСИН).6.Принятие на федеральном уровне законодательного акта, регламентирующего проведение социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из ИУ.7.Содействие принятию решений о выделении дополнительных материальных ресурсов для проведения работы по ресоциализации и социальной адаптации лиц содержащихся, готовящихся к освобождению и освобожденных из ИУ.8.Укрепление средствами законодательного и исполнительно-распорядительного характера правового и социального статусов, а также уровень материально-финансового обеспечения сотрудников УИС ФСИН, непосредственно занимающихся вопросами исправления, ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из ИУ.9.Создание специальных (гражданских) реабилитационных центров для содействия в социальной реабилитации лицам, отбывшим уголовные наказания, которые по заключению административных структур ИУ нуждаются в такой помощи.10.Усиление индивидуально-психологического воздействия на лиц, находящихся в ИУ, с целью содействия им в усвоении построения своего поведения, исходя из своей ценности (индивидаульно-личностной психологической модели), а не ценностях культивируемых в криминальной среде.11.Проведение реструктуризации сил и средств УИС ФСИН для концентрации усилий использования человеческого фактора в ресоциализирующих и адаптационных воздействиях на лиц, лишенных свободы, а технических средств - на обеспечение охраны и надзора.Таким образом, правильно организованная работа по ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывающих уголовные наказания, должна быть направлена на профилактику рецидивной преступности и представляет собой сложный процесс, предусматривающий проведение мер различного характера, чтобы иметь позитивный конечный результат данной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальная работа с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в исправительных учреждениях - учебная дисциплина, которая представлена в общей системе подготовки специалистов-психологов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.Она переживает в настоящее время процесс развития. Этому способствуют сложившаяся современная ситуация развития национальных уголовно-исполнительных законодательств, необходимость противодействия процессам роста рецидивной преступности, оказания социального содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в период пребывания в местах лишения свободы и при освобождении из них.Рассмотрение более конкретным образом категорий осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, в отношении которых существует необходимость проведения социальной работы, особенностей, специфики, закономерностей и технологий ее проведения с учетом большей практической направленности поможет в освоении профессии специалиста по социальной работе, а также в повышении их профессионального мастерства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонцепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020:распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»Об утверждении Положения об отряде осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний :приказ Минюста России от 30.12.2005 N 259 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». Алферов Ю. Пенитенциарная социология как новый инструмент и средство управления воспитанием в системе ИТУ России // Информационный сборник. М.: Изд-во Нац. центр.бюро Интерпола в России, 1997. № 22. С. 38 – 40. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в свете реформирования УИС// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление – № 4 – 2005. С. 9-12. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под.ред. В.Ю. Бельского. М.: МосУ МВД России, 2014. С. 350. Голодов П.В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – № 2 (18). – 2012.С. 26-33.Социальная работа в пенитенциарных учреждениях : Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 384 с. Казанцев В.Н., Ананьев О.Г. Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы – № 10. – 2018. С. 34-37.Рабочая книга социолога / Под общ.ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 5-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 480 с. 4. Бабаян С.Л. К вопросу о постпенитенциарнойресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 13 – 19. Игнатенко В.И., Уваров И.А. Принцип опоры на положительные качества осужденного в его исправлении, предложенный Ю.В. Бышевским – основа пенитенциарной профилактики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 1 (17). С. 246 – 251. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с. Уваров И.А. Эмпирическое измерение социальных качеств личности осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, реализуемых в процессе пенитенциарной профилактики (на материалах исправительных учреждений Ставропольского края) // RussianEconomicBulletin / Российский экономический вестник. 2020. Т. 3. № 4. С. 220 – 225.

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе-дерации до 2020: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Кон-сультант Плюс»
2. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
3. Об утверждении Положения об отряде осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний :приказ Минюста России от 30.12.2005 N 259 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. Алферов Ю. Пенитенциарная социология как новый инструмент и сред-ство управления воспитанием в системе ИТУ России // Информационный сборник. М.: Изд-во Нац. центр. бюро Интерпола в России, 1997. № 22. С. 38 – 40.
5. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в свете реформирования УИС// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление – № 4 – 2005. С. 9-12. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под. ред. В.Ю. Бельского. М.: МосУ МВД России, 2014. С. 350.
6. Голодов П.В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – № 2 (18). – 2012.С. 26-33.
7. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях : Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 384 с.
8. Казанцев В.Н., Ананьев О.Г. Реформирование воспитательной, социаль-ной и психологической работы с осужденными несовершеннолетними и моло-дежного возраста в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы – № 10. – 2018. С. 34-37.
9. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 5-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 480 с. 4. Бабаян С.Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 13 – 19.
10. Игнатенко В.И., Уваров И.А. Принцип опоры на положительные качества осужденного в его исправлении, предложенный Ю.В. Бышевским – основа пенитенциарной профилактики // Вестник Северо-Кавказского гумани-тарного института. 2016. № 1 (17). С. 246 – 251.
11. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
12. Уваров И.А. Эмпирическое измерение социальных качеств лично-сти осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста, реализуемых в процессе пенитенциарной профилактики (на материалах исправительных учре-ждений Ставропольского края) // Russian Economic Bulletin / Российский эко-номический вестник. 2020. Т. 3. № 4. С. 220 – 225.

Вопрос-ответ:

Какие особенности профилактики рецидивной преступности среди осужденных?

Особенности профилактики рецидивной преступности среди осужденных включают в себя индивидуальный подход к каждому осужденному, работу с их социальной средой, формирование навыков адаптации к обществу после отбытия наказания и предоставление психологической помощи.

Какие особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в условиях исправительного учреждения?

Особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста включают в себя организацию образовательной программы, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие социальной ответственности, а также работу с семьей осужденного.

Что такое процесс социальной профилактики?

Процесс социальной профилактики включает в себя систему мер и механизмов, направленных на предотвращение рецидива преступности и социализацию осужденных. Это включает в себя работу с индивидуальными особенностями осужденных, их социальной средой и обеспечение необходимых условий для успешной реабилитации.

Какая сущность процесса социальной профилактики?

Сущность процесса социальной профилактики заключается в предотвращении рецидива преступности путем работай с осужденными и их социальной средой. Это включает в себя обучение навыкам работы и общения, развитие позитивного мышления и установление социальных связей.

Какие теоретические особенности социальной профилактики рецидивной преступности среди осужденных несовершеннолетних и молодежного возраста в исправительном учреждении?

Теоретические особенности социальной профилактики рецидивной преступности включают в себя изучение причин и условий совершения преступлений, анализ факторов риска и защиты, а также разработку эффективных методов воздействия на осужденных. Особое внимание уделяется развитию навыков самореализации и адаптации к обществу.

Какие особенности профилактики рецидивной преступности среди осужденных в исправительном учреждении?

При профилактике рецидивной преступности среди осужденных в исправительном учреждении необходимо учитывать их возраст, степень социальной адаптации, индивидуальные особенности и психологическое состояние. Также важно организовать работу с осужденными, направленную на развитие навыков социальной адаптации, трудовых навыков и объективного самооценочного отношения.

Какие особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в условиях исправительного учреждения?

Особенности социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в условиях исправительного учреждения заключаются в создании специальных программ, направленных на их социализацию и воспитание. Также важно учесть развитие конфликтных ситуаций и способы их урегулирования.

Какова сущность процесса социальной профилактики?

Сущность процесса социальной профилактики заключается в предупреждении преступных действий путем проведения комплекса мероприятий по предупреждению и устранению причин, способствующих преступности. Это включает сотрудничество с различными органами и учреждениями, проведение информационных кампаний и разработку специальных программ.