Социометрический опрос в социологии: область применения и особенности метода
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 22.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть 5
1. Понятие о социометрии. Творчество Дж. Морено 5
2. Социометрические тезисы 7
3. Характеристика метода 12
4. Социометрический критерий 13
5. Социометрические карточки 14
6. Социометрический опрос: сущность и особенности реализации 15
7. Функции социометрического опроса 16
8. Программа проведения социометрического опроса 17
9. Особенности и возможности социометрического опроса 19
в исследовании малых групп 19
Заключение 23
Cписок литературы 25
Такимобразом,особенностигрупповойдеятельностивконкретныхсоциальных условиях влияютнаформированиеиразвитиемалых групп.Передсоциологиейчастоставятсязадачи,связанныесизучениемпроцессов, которые происходят в малых группах. Социология малых групптрадиционноизучаетсобытияиявления,которыехарактерныдляжизнедеятельностипостоянныхивременныхколлективов,такихкак школьныйкласс,студенческаягруппа,рабочийколлективит.д.Изучаямалые группы, можно использовать различные социологические методы, вчастности, эффективны в этом случае методы социометрии. Изучение малыхгруппсоциометрическимметодомможетспособствоватьналаживаниюсоциально-психологического климата в коллективе, а это, в свою очередь,способствует улучшениюпродуктивностидеятельности.Исследовать различные аспекты группового функционирования малыхгрупппозволяютмногиеэмпирическиеметоды,такиекакнаблюдение,эксперимент,анализдокументов,опрос,тесты.Ноименноблагодарясоциометрическому опросу мы можем выявить структуру отношений внутригруппы, тогда как с помощью обычного опроса мы можем лишь произвестираспределениемненийреспондентапоотношению кизучаемому признаку[2,C.46]. Методоценкивсоциометрическомопросепозволяетнамвыявитьмнение опрашиваемого по поводу выбранного человека, т. е. узнать, за какоекачество опрашиваемыйвыбралего,чтооно немдумает.Процедура социометрического опроса осуществляется в несколько фаз.Подготовительная фаза.Исследователюнужноопределитьпроблему,выбратьобъектисследования,ознакомитьсясвеличинойиразличнымисоциально-демографическимихарактеристикамиколлектива.Проводясоциометрическоеисследованиесучащимися,нужноучитыватьихвозраст.Например,вдетскомсадуивначальныхклассахследует проводить социометрию в форме игры. В старших классах уместноприменятьсоциометрическийопрос,наосновекотороговдальнейшемможнопровестипсиходрамуилисоциодраму.Социометрическийопросучащихсяпозволяетопределитьпарыантагонистов,явныхискрытыхлидеров и аутсайдеров в классе; выявить группировки класса и их лидеров, атакжепонятьпричины,формирующиеэтиподгруппы.Причемгруппа,вкоторойприменяетсясоциометрическийопрос,должнаиметьчетко обозначенныеграницы.Необходимознать,скакойцельюпроводитсяисследованиеичтоименнохочетполучитьзаказчик(еслитаковойимеется).Первая фаза. Вэтойфазеисследователюнужновойтивпрямойконтакт с коллективом и внушить к себе доверие. Налаживать контакт состуденческой группой, школьным классом или же группой в детском садунамноголегче,чемсдругимималымигруппами.Данныегруппычастонаходятсявопределенномместе(классе,аудитории),намногоохотнеесоглашаются принять участие в опросе. Также на этой фазе исследовательдолженустановитьсодержаниеиколичествосоциометрическихкритериев.Критерийможновыбратьинаподготовительнойфазе,но,войдявконтактсучастникамиопроса,можновыявитькакие-тоновыеаспекты,которыеповлияютнавыборкритерияинаисследованиевцелом.Социометрический критерий–это«конкретнаясодержательнаяситуация,характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора илиотстранения» [4, C. 296]. Ситуацией могут быть как совместная работа, так ипоходв кино, как дежурство, так и день рождения. Это зависит от целиисследования.Еслинужноизучитьмежличностныеотношениянауровнеструктурыпроизводственнойдеятельности,тоиспользуютсяпроизводственные критерии, которые формулируются в виде вопроса, гденужновыбратьлицадлясовместноговыполнениярабочихзаданий.Вторая фаза– это собственно опроc. Нужно определиться с местом,гдебудетпроводитьсяопроc.Вобразовательныхучрежденияхсэтимневозникает проблем. Помещение должно быть оснащено столами и стульями,чтобы опрашиваемым было удобно заполнять карточки. Нужно учесть, чтоорганизациибываютразныепохарактерутрудаиналичиюпомещений.Вданномслучаеобычноподойдетконференц-зал.Такжеважноразместитьреспондентов таким образом, чтобы они не смогли подсмотреть ответы другдруга,т.к.могутвозникнутьтрудности,связанныесискренностью.Опрашиваемые могут попытаться скрыть неприязнь к определенным людямиз-застрахараскрытияихответов.Поэтомуоченьважногарантироватьконфиденциальность.Нокромеэтоготрудностимогутвозникнутьиз-заотсутствия свободного времени у опрашиваемых. Например, у работников вцехенебываетсвободноговремени,еслихотябыненадолгооставитьрабочееместо,могутбытьсерьезныепростоивпроизводстве.Поэтомуследует договариваться о встрече во внерабочее время или же попроситьответитьна карточки дома.Такжепроблемасискренностьюзависитотвозраста.Вмладшихклассах детям отвечать правдиво не составляет никакого труда, то в старшихклассах ученики бояться кого-нибудь обидеть и долго думают о том, коговыбрать. Стоит отметить, что у детей в детских садах и начальных классахмогут возникнуть затруднения с заполнением карточки, поэтому заполнятькарточку следует самому исследователю, индивидуально беседуя с каждымребенком. Опрос целесообразно проводить в ноябре-декабре, когда в классахуже определились устойчивые отношения между учениками или студентами,чтобы во втором полугодии можно было на основании результатов провестиработупоулучшениюпсихологическогоклимата вклассе.Фазаобработкиполученныхданных.Исследователюнужнообработатьинформацию,представитьеевсвернутомвиде,проверитьнадежность полученных данных и интерпретировать результаты на основеразличных способов анализа данных. Наиболее распространены табличный(социометрическаяматрица),графический(социограмма)ииндексологический(социометрическиеиндексы)способыколичественнойобработкиданных.Социоматрица–этоматрица,спомощьюкоторойанализируютсявзаимоотношениявколлективе.Наоснованиисоциоматрицыстроитсясхема,отражающая взаимоотношение в группе – социограмма [3, c. 86]. Взаимныевыборы,используемыевсоциометрическойтехникедляустановлениясплоченности коллектива, является ненадежным показателем – наибольшеечисло взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себегруппировок,междукоторыминет коллективистскихотношений.Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций (второе – понеобходимости).Мыинтерпретируемполученныеданныенаосновесоциоматрицы,социограммыисоциометрическихиндексов.Разработкарекомендаций более важна для руководителей рабочего коллектива, нежели,например,дляклассныхруководителейвшколе.Начальникневсегдаработает с социально-психологическим климатом в коллективе, но ему оченьважно, чтобы его подчиненные приносили результат. А наилучший результатвозможно получить лишь в коллективе, где не существует разрозненности,враждебностии конфликтов.Напервыйвзглядкажется,чтосоциометрия–оченьпростаяпроцедура, но простой является скорее сама техника опроса, а не процедура.Сложностьсостоитвтом,чтонесуществуеткакой-тоединойтехники,которую исследователь сможет использовать везде. Нужно самостоятельноопределять критерии, количество этих критериев. Нужно решить проблему,связаннуюсограничениемвыборов,атакжеразработатьтехникупроведения. Отсюда ясно, что социометрический метод – сложный метод,который требует от исследователя хорошей подготовки, особых знаний иглубинногопониманияосуществляемых процедур.[7]ЗаключениеВ данной работе мы рассмотрели, что такое социометрический опрос, каково его назначение, с какой целью его применяют на практике. Определили, что бывают различные формы проведения социометрического опроса. Разобрали на практике, как происходит обработка результатов теста. Социометрический опрос часто применяется в психологии. Предлагаемый в тридцатом году прошлого века, американским психиатром и психологом Морено, этот метод получает дальнейшее развитие. Он используется для исследования малых социальных групп, отличием которых являются межличностные отношения, непосредственные контакты. Социологи использовали социометрические опросы в изучении семейных отношений, подготовка статей в научных публикациях, изучение структуры сложных организаций и т.д. Подавляющее большинство работ, посвященных эффективности социометрических опросов посвящено изучению малых социальных групп. Социометрические опросы используются в социальном планировании, производственных коллективов, в изучении команд и групп ученых в изучении военных коллективов, медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряя процесс выздоровления больных), в педагогике и в изучение студенческих групп, а также в других областях науки и практики.Социометрический опрос является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, этот метод использует большой успех у экспертов, и был разработан в различных вариантах, совершенствования процедур для сокращения объема данных и данных, интерпретация результатов. Социометрические опросы дают возможность изучить структуру межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами. Психодиагностика позволяет получать важную информацию о динамике отношений в группе. Социометрический опрос также используется для исследования личности и ее возможное влияние на других членов группы. Проведённые социометрические исследования используются как в исследовательской деятельности, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют его, чтобы определить эффективность групповой учебной работы, изучение психологического климата в команде, для диагностики, наблюдения, с целью правильного распределения команд, экипажей. Этот метод требует тщательной подготовки и опыта, поэтому его развитию уделяется особое место. Опыт показывает, что понимание процессов, происходящих в группе, является предпосылкой для формирования мышления специалиста психолога. Социометрический опрос служит не только названием средства для проведения этого процесса. Любому специалисту, который использует этот метод, необходимо сначала понять его назначение, формы проведения, сильные и слабые стороны.Таким образом, в ходе этой работы мы рассмотрели все задачи и цели, изложенные во введении.Cписоклитературы[1]Бондаренко А. Г. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОДИКА ОПРОСА. Учеб.пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006. – 64 c.[2]Коломинский Я. Л. Социометрический эксперимент. Психология детского коллектива. – Мн., 1984. – C. 41-48.[3] Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М.: Академический Проект, 2001.[4] Рабочая книга социолога. Социометрические методы изучения структурымежличностныхотношений/ Подред. Осипова Г. В. – М.: Либроком, 2009. – 3-е изд. – C. 296-310.[5]Сутович, Е.И.Социометрическое изучение группы: метод, пособие / Е.И. Сутович, Ю.А. Полещук. - Мн.: РИПО, 2005. 38 с.[6] Лейтц, Грете. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц; Перевод с нем. А. М. Боковикова; Общ.ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. - М. : Прогресс. Изд. фирма "Универс", 1994. - 351 с.[7] Боярова Т. С. Особенности и возможности социометрического опроса в исследовании малых групп / Т. С. Боярова. — Текст : электронный // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования" : сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 30-37.
[2] Коломинский Я. Л. Социометрический эксперимент. Психология детского коллектива. – Мн., 1984. – C. 41-48.
[3] Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М.: Академический Проект, 2001.
[4] Рабочая книга социолога. Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений / Под ред. Осипова Г. В. – М.: Либроком, 2009. – 3-е изд. – C. 296-310.
[5] Сутович, Е.И.Социометрическое изучение группы: метод, пособие / Е.И. Сутович, Ю.А. Полещук. - Мн.: РИПО, 2005. 38 с.
[6] Лейтц, Грете. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц; Перевод с нем. А. М. Боковикова; Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. - М. : Прогресс. Изд. фирма "Универс", 1994. - 351 с.
[7] Боярова Т. С. Особенности и возможности социометрического опроса в исследовании малых групп / Т. С. Боярова. — Текст : электронный // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования" : сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 30-37.
Вопрос-ответ:
Что такое социометрия?
Социометрия - это научное направление в социологии, которое изучает социальные связи и отношения между людьми в группе или коллективе.
Какие основные тезисы социометрии?
Основные тезисы социометрии заключаются в том, что люди стремятся образовывать связи с теми, кто им близок по интересам, ценностям и поведению, что социальные связи играют важную роль в установлении статуса и принятии решений, а также что социометрический опрос может быть использован для изучения и анализа этих связей.
Как проводится социометрический опрос?
Социометрический опрос проводится путем предъявления участникам группы социометрических карточек, на которых они должны указать свои предпочтения и рейтинги в отношении других участников группы. По результатам опроса формируется статистика, которая позволяет анализировать социальные связи и отношения между участниками группы.
Какие основные функции у социометрического опроса?
Основные функции социометрического опроса включают выявление лидеров и изолированных участников группы, определение социометрического статуса участников, анализ социально-психологической структуры группы, прогнозирование возможных конфликтов и исследование влияния социальных связей на принятие решений и совместную деятельность.
Какие возможности и особенности у социометрического опроса в исследованиях малых групп?
Социометрический опрос позволяет изучать межличностные связи и отношения внутри малых групп, выявлять влияние лидеров, обнаруживать групповую динамику и конфликты. Особенностью социометрического опроса является его объективность и возможность получить количественные данные для статистического анализа.
Какие понятия связаны с социометрией?
В социометрии используются такие понятия, как социометрические тезисы, социометрический критерий, социометрические карточки и социометрический опрос.
Чем отличается социометрический опрос от других методов исследования в социологии?
Социометрический опрос отличается от других методов исследования в социологии тем, что основывается на измерении степени взаимной симпатии между индивидами в группе.
Какие функции выполняет социометрический опрос?
Социометрический опрос выполняет такие функции, как выявление лидерства в группе, определение степени взаимной симпатии, обнаружение групповых структур и их изменений, а также анализ социальных связей и взаимодействий.
Как проводится социометрический опрос?
Социометрический опрос проводится путем предоставления участникам группы социометрических карточек, на которых они должны указать, с кем они чувствуют себя близкими и кому они доверяют. Затем данные анализируются и визуализируются для получения информации о симпатиях и связях в группе.
Какие особенности и возможности имеет социометрический опрос?
Социометрический опрос позволяет выявить "звезд" и "исключенных" в группе, обнаружить структуры популяции, анализировать взаимодействия и влияние между участниками группы, а также исследовать динамику социальных связей.
Что такое социометрический опрос?
Социометрический опрос - это метод исследования социальных отношений, основанный на опросе участников группы с целью выявления их предпочтений и оценок других членов группы