Выявление,предотвращение и пресечение преступной деятельности террористических и экстремистских группировок

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовный процесс
  • 71 71 страница
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 05.07.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМИЗМА, КАК СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ 6
Понятие и сущность экстремизма 6
Особенности современного терроризма в Российской Федерации 14
Правовое регулирование функционирования государственной антитеррористической системы Российской Федерации 25
МЕРЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИМ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
Выявление фактов экстремистских и террористических проявлений оперативными подразделениями органов внутренних дел 32
Основные направления оперативно-розыскного предупреждения террористической и экстремистской деятельности 44
Роль и место оперативно-розыскной деятельности в раскрытие преступлений экстремистской и террористической направленности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Фрагмент для ознакомления

Реализуя преступный умысел, Подсудимый № 1, игнорируя вступившее в законную силу решение суда вовлек в свою деятельность Подсудимый № 2, Подсудимый № 3, Подсудимый № 4, Подсудимый № 6 и Подсудимый № 7, посвятив их в свой замысел по организации деятельности «Джамаат» с целью ее распространения.При этом Подсудимый № 1, используя приобретенные специальные познания и агитационные навыки, должен был с соблюдением строгих мер конспирации осуществлять действия организационного характера с целью организации на территории противоправной деятельности международного религиозного объединения «Джамаат», выражающиеся в сборе и проведении собраний, выработке и определении планов, целей и задач возглавляемой ими ячейки «Джамаат», организации предоставления членами ячейки помещений для проведения религиозно-проповеднической деятельности, даче членам вышеуказанного объединения указаний по изучению идеологии и специализированной литературы, а также в осуществлении организационных действий по налаживанию связей и обеспечению деятельности представителей миссионерских групп, прибывающих в город для проведения религиозной деятельности из других субъектов РФ, и координации выездов сторонников в учебный центр данного объединения.При этом по указанию Подсудимого № 1, Подсудимый № 2, Подсудимый № 3, Подсудимый № 4, Подсудимый № 6 и Подсудимый № 7 должны были проводить инструктаж участников организованной ячейки «Джамаат» о мерах безопасности и о требованиях соблюдения условий конспирации при проведении религиозных обрядов в соответствии с идеологией указанного объединения.Также Подсудимый № 2, Подсудимый № 3, Подсудимый № 4, Подсудимый № 6 и Подсудимый № 7 при проведении религиозных обрядов должны были доводить до участников требования о запрете использования мобильных телефонов, о проведении собраний только в определенные дни, об отказе от характерного для сторонников «Джамаат» внешнего вида, о необходимости уничтожения первых листов используемых теми литературных текстов, содержащих сведения об авторе и наименовании печатных материалов, являющихся идеологическими источниками «Джамаат», в том числе, входящими в Федеральный список экстремистских материалов, и запрещенных к распространению в Российской Федерации.Реализуя преступный умысел,Подсудимый № 2, Подсудимый № 3, Подсудимый № 4, Подсудимый № 6 и Подсудимый № 7, осознавая преступность своих действий, под руководством Подсудимого № 1. стали реализовывать задачи международного религиозного объединения «Джамаат», выражающиеся в созыве собраний, осуществлении проповеднической деятельности и распространении вероучений вышеуказанного религиозного объединения. В последствии чего подсудимые были признаны виновными по ч.2 ст.282 УК РФ, приговорены к различному сроку лишения свободы.Применение норм в борьбе с террористической деятельность в РФ возможно также рассмотреть в приговоре Советского районного суда г.Астрахани, вынесенного 22.09.2014 № 1-231/2014. Преступления совершены при следующих обстоятельствах: ДжаксибековТ.У., являясь приверженцем радикальной формы течения ислама, пропагандируя идеи «мирового джихада», выражая свою симпатию и поддержку участникам незаконных вооруженных формирований, имея умысел на содействие террористической деятельности путем склонения и вовлечения лицв совершение преступлений террористической и экстремистской направленности под предлогом «идеологической борьбы», в целях результативного осуществления вербовочной деятельности, ведя идеологическую обработку, распространяя свои убеждения, содержащие призывы к войне, культивируя жестокость и нетерпимость к общечеловеческим нормам морали, а также ненависть к лицам иного вероисповедания, привлек к своей деятельности Алтаева А.К., ЗахарьяеваМ.И., МаштаковаР.Т., Яхьяева С.М., УнаеваЭ.М., которые, разделяя убеждения и принципы радикальной формы течения ислама, дали свое согласие на совершение действий, направленных на склонение и вовлечение лиц, в совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, тем самым, вступив с ними в предварительный сговор.Реализуя совместный преступный умысел, Джаксибеков, Унаев, Маштаков, Алтаев, Яхьяев, Захарьяев, неоднократно, поочередно в различное время, встречаясь в общественных местах, в том числе в мечети, в кафе, выражая свою симпатию и поддержку участникам незаконных вооруженных формирований и негативное отношение к военнослужащим Российской армии, проходившим воинскую службу на территории Северного Кавказа, призывая к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой, объединенных по признакам отношения к религии, с целью содействия террористической деятельности, ведя идеологическую обработку, распространяя свои убеждения, содержащие призывы к войне, культивируя жестокость и нетерпимость к общечеловеческим нормам морали, а также ненависть к лицам иного вероисповедания, посредством уговоров, убеждений и иных форм психологического воздействия, включая демонстрации аудио и видеоматериалов с записями боевых действий незаконных вооруженных формирований, а также лекций экстремистской направленности, контактных данных о лицах - членах незаконных вооруженных формирований, действующих на территории данного государства, местах их дислокации, выборе преступной специализации, используемого вида оружия, оплате противоправной деятельности, склоняли и вовлекали к участию в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Сирийской Арабской Республики, и совершению иных преступлений террористической и экстремистской направленности, и после приобретения соответствующего опыта и навыков, - участия в боевых действиях и совершению иных преступлений террористической и экстремистской направленности, последующему участию в составе незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации.Кроме того, ЗахарьяевМ.И., имея умысел на незаконное хранение взрывчатых веществ боеприпасов, вопреки Федеральному закону РФ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года «Об оружии», не имея специального разрешения на их хранение,  умышленно незаконно хранил тротиловую шашку, являющуюся взрывчатым веществом бризантного действия боеприпасом военно-инженерного назначения промышленного изготовления, пригодным для производства взрыва, в совокупности с электродетонаторами «ЭДП», «ЭДП-р», и два применяемых в войсках электродетонатора «ЭДП», «ЭДП-р» военно-инженерного назначения промышленного изготовления, предназначенных для инициирования взрыва электрическим способом бризантных взрывчатых веществ, до  момента обнаружения и изъятия их в ходе обыска. В итоге судебным органом было принято решение в признании виновными,назначены наказания: ДжаксибековуТ.У., МаштаковуР.Т., - семь лет лишения свободы каждому, УнаевуЭ.М., АлтаевуА.К., Яхьяеву С.М. - шесть лет лишения свободы каждому, ЗахарьяевуМ.И. - шесть лет шесть месяцев лишения свободы.Результаты анализа практики расследования уголовных дел о преступлениях экстремистского и террористического характера свидетельствуют, что одними из основных проблем, возникающих при расследовании указанных преступлений, являются отсутствие устоявшейся правоприменительной практики, либо несовершенство закона в сфере осуществления уголовного преследования, а организация проведения первичных оперативных мероприятий, направленных на установление факта подготовки к совершению преступления, либо фиксации последствий его совершения для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, а также качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий в процессе расследования.Подводя итог возможно выделить, что основным принципом в борьбе с экстремизмом и терроризмом для правоохранительных органов должна стать предельная жестокость в сочетании с необходимой гибкостью. Результатов на этом поприще можно добиться лишь при наличии слаженной системы, всесторонне обеспечивающей работу различных служб – координационной, аналитической, правовой, технической, оперативной и иных. Выявление, раскрытие, расследование и рассмотрение дел экстремистской и террористической направленности, безусловно, отличается особой сложностью, что обуславливает постоянную необходимость проведения сотрудниками органов внутренних дел разъяснительной и профилактической работы с населением, в организациях, учреждениях и образовательной среде с привлечением психологов и других специалистов.Таким образом, в качестве выводов второй главы исследования следует отметить следующее:Оперативно-розыскная деятельность является неотъемлемым компонентом в противодействии экстремизму и терроризму. Процесс предупреждения, выявления, раскрытия, расследования рассматриваемой категории преступных деяний требует осуществления современных и качественных оперативно-розыскных мероприятий.При объединении оперативных возможностей органов реализующих ОРД, а также заинтересованных ведомств и подразделений, возможно эффективно бороться с экстремизмом. Так, реализация совместных задач, выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом способствует проведение совместных мероприятий оперативных подразделений ФСБ России и МВД России. На сегодняшний день существенную роль относительно противодействия террористической и экстремисткой деятельности играет ОРД, осуществляемая правоохранительными органами. Основная цель оперативно-розыскной профилактики выражается в осуществлении перепроверки полученной первичной информации относительно фактов, представляющих оперативный интерес, профилактическом воздействии с применением сил, средств и методов ОРД касаемо лиц, от которых имеется вероятность ожидать совершения преступных деяний и в устранении (нейтрализации) криминогенных факторов.В процессе расследования преступных деяний экстремистской и террористической направленности, наиболее эффективной формой взаимодействия представляет собой формирование СОГ. Целями для формирования СОГ, с учетом их возможностей, является объединения предпринимаемых усилий следственными, оперативными, техническими и другими службами, и подразделениями заинтересованных ведомств по раскрытию, расследованию и пресечению преступных деяний экстремистского и террористического характера. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ РФ с юридической точки зрения экстремистские действия считаются, согласно Федерального Закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяются:внесение изменений насильственно в основы конституционного строя и внесение нарушений в целостность РФ;осуществление публичного оправдания терроризма и осуществление другой террористической деятельности;побуждение к расовой, социальной, национальной либо религиозной розни;осуществление пропаганды к исключительности, превосходству или неполноценности гражданина в соответствии с признаками его расовой, социальной, религиозной, национальной либо языковой принадлежности или к религиозному отношению;осуществление воспрепятствования реализации гражданином его избирательных прав, а также права на принятие участия в референдуме либо нарушение в тайне голосования, сопряженные с применением насилия либо угрозой его использования;нарушение свобод, прав и законных интересов гражданина и человека с учетом его расовой, социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности или к религиозному отношению;совершение преступных деяний по мотивам, которые указаны в пункте «е» части первой статьи 63 УК РФ;осуществление воспрепятствования законным действиям органов местного самоуправления, государственных органов, избирательных комиссий, религиозных и общественных объединений либо других организаций, сопряженное с применением насилием или угрозой его использования;осуществление публичного заведомо ложного обвинения лица, который занимает государственную должность РФ или государственную должность региона РФ, в совершении им во время выполнения своих служебных обязанностей действий, установленных в Законе и являющихся преступным деянием;осуществление пропаганды и публичного демонстрирования нацистской символики или атрибутики, в том числе и символики или атрибутики, подобных до степени смешения с нацистской символикой или атрибутикой;осуществление публичного призыва к выполнению указанных действий или многочисленное распространение заведомо экстремистского материала, а равно их создание либо хранение для целей многочисленного распространения;осуществление финансирования перечисленных действий или другое содействие в их подготовке, организации и выполнении, а также при помощи действий по предоставлению полиграфической, учебной и материально-технической базы, телефонных и других способов связи либо оказания информационных услуг;осуществление организации и подготовки перечисленных действий, в том числе осуществление подстрекательства к их реализации.Проведение анализа определенных исследований относительно классификации экстремистской деятельности предполагает выделение авторских подходов к ее типологии. Так, В.А. Смирновым обращается внимание на два направления в типологии экстремистской деятельности: направленность экстремистской активности;степень образованных экстремистских установок. В первом случае ученым выделяется в первую очередь экстремизм в области межэтнических взаимоотношений, характеризующейся такими идеями как национализм и фашизм, конфликтами среди представителей различных национальностей. После чего осуществляется выделение религиозного экстремизма, которому присуще конфликт среди представителей различных конфессий, религий, сосредоточенных на одной территории. Структура идеологии экстремизма выделяется следующими элементами: выдвижение обвинений касательно общества или государства в совершении преступных деяний в отношении экстремистов, то есть оправдание совершаемого насилия; высказывание причин необходимости применения насилия, в качестве одного из способов политической борьбы, а также осуществление психолого-идеологической подготовки, идеализации своих последователей; применение и разъяснение задач и установок тех идеологий, для осуществления которых она задействована.Сущность экстремизма определяется тем, что одной из сторон общественного, а в некоторых случаях социального, конфликта используется агрессия, нетерпимость относительно другой стороны с выбором механизма по воздействию, который связан действиями по навязыванию обществу и государству собственного взгляда при условии отсутствия цивилизованного способа к разрешению противоречий.Структура экстремистской организации состоит из:организаторов, формирующих практику и идеологию, формирующих стратегию ее функционирования, необходимые тактики, занимающихся организационным процессом исполнительных звеньев;исполнителей, лиц, которые в безусловном порядке исполняют приказы вышестоящего руководства; группа по обеспечению, которая формируется из лиц, разделяющих определенные экстремистские и радикальные взгляды, сочувствующих организации.В местах лишения свободы экстремизм распространяется согласно двух категорий факторов: притягивающие и подталкивающие. Сущность первой категории образуется путем привлечения экстремистами новых последователей, предоставляя им моральную и социальную поддержку в исправительном учреждении. Осуждённых в направление крайних воззрений подталкивает религиозное и духовное наставничество в неформальном взаимодействии, которое в последствии принимает форму устойчивой радикальной политической идеологии. Далее последователи дистанцируются от остальных лиц, изучают литературу, являющейся запрещённой.Вторая категория проявляется, когда осужденные лица становятся восприимчивыми относительно радикальных призывов в процессе их тюремного опыта. Это имеет место быть в следствии объединения лиц по этнорелигиозной принадлежности и присущим им чувствам неопределённости, одиночества и несчастья, которые заложены в самой природе тюремной жизни. Уважение и симпатия со стороны других осужденных, видящих в них защитников, друзей, духовных и моральных наставников, лежат в основании выбора заключенными путей фундаментализма.О формировании концепции предупреждения экстремистской преступности в России свидетельствуют принятые в последние годы акты в политико-правовой сфере относительно борьбы с преступностью. Государственная программа РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года имеют основополагающее значение среди указанных актов. Приоритетное направление в них представлено противодействием преступности в сфере экстремизма, основной целью, которого выражено подрывом основ конституционного строя, в том числе и безопасности территориальной целостности.В качестве особой категории по специальной политике предупреждения преступности в экстремистской сфере необходимо выделять оперативно-розыскную политику, которой характерна определенная специфика. Такая специфика включает:тесную связь с негласными способами осуществления деятельности, в том числе конфиденциальное сотрудничество граждан с оперативными подразделениями;регулирование совокупностью нормативно-правовых актов, существенная часть которых находится в доступе ограниченного круга лиц и образующие самостоятельную отрасль права как оперативно-розыскную;осуществление оперативно-розыскного предупреждения преступности находится в компетенции лиц, которые наделены правом к реализации оперативно-розыскную деятельность;реализация оперативно-розыскной политики предполагает осуществление уголовной и криминологической политики и соответственно, в определенной степени, соединяет их в единое направление в сфере предупреждения преступности.ОРД является неотъемлемым компонентом в противодействии экстремизму и терроризму. Процесс предупреждения, выявления, раскрытия, расследования рассматриваемой категории преступных деяний требует осуществления современных и качественных ОРМ.Процесс реализации комплекса ОРМ в отношении лиц, которые представляют оперативный интерес относительно их осведомленности и причастности к экстремизму и терроризму, а также осуществление поиска и получения первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверки и принятия решения для целей предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования рассматриваемых преступных деяний определяется как выявление таких лиц и фактов. Своевременное поступление информации, как гласными, так и негласными способом является одним из действующих методов в противодействии экстремизму, в том числе и для целей обеспечения своевременного установления признаков подготавливаемой экстремистской акции и предупреждения угроз их осуществления. Специфика процесса содействия граждан оперативным сотрудникам относительно противодействия экстремизма выражается в том, что участниками экстремистских и террористических группировок в жесткой форме осуществляется контроль своих связей и возможных каналов утечки сведений. В этих целях оперативными подразделениями используются приемы как конспирация, разведка и контрразведка.Полученная первичная информация о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, подлежат тщательной проверке. Осуществление такой проверки предполагает определение достоверности поступивших сведений, их полноты и возможности дальнейшего применения относительно предупреждения, пресечения и раскрытия преступных деяний рассматриваемо сферы.Добытая первичная информация, которая не нуждается в дополнительной проверке, подлежит применению, реализации в целях реализации задач ОРД и других оперативно-служебных задач органов внутренних дел. Наиболее значимой проблемой в проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления преступлений, в сфере экстремизма и терроризма, в сети Интернет и ее правовой составляющей. Особая роль в сборе компьютерной информации криминального характера отводится такому оперативно-розыскному мероприятию как «получение компьютерной информации», которое было дополнено федеральным законодательством. К источникам по получению компьютерной информации, представляющей интерес, относятся сетевые каналы коммуникации, которые задействуются преступниками для целей координации своего поведения с применением электронной почты, средств по обмену сообщениями, приложений VoIP, мессенджеров и других. Выявление и осуществление контроля подобных каналов оперативными сотрудниками обеспечивает им существенные преимущества. Однако, необходимо учитывать, что число сетевых сервисов, которые устанавливают текстовые, голосовые сообщения и видеосвязь между компьютерами при помощи Интернета, постоянно возрастает, кроме того, многими из них предоставляются услуги по шифрованию передаваемых сведений. На сегодняшний день существенную роль относительно противодействия террористической и экстремисткой деятельности играет ОРД, осуществляемая правоохранительными органами. Предупреждение преступных деяний являясь одной из основных задач ОРД определяется термином оперативно-розыскная профилактика. Основная цель оперативно-розыскной профилактики выражается в осуществлении перепроверки полученной первичной информации относительно фактов, представляющих оперативный интерес, профилактическом воздействии с применением сил, средств и методов ОРД касаемо лиц, от которых имеется вероятность ожидать совершения преступных деяний и в устранении (нейтрализации) криминогенных факторов.Реализация деятельности для целей изобличения лица, совершившего преступное деяние, должна быть единой и неделимой, и осуществлять ее должно должностное лицо, наделенный правом к использованию методов оперативно-розыскной тактики и проводить при необходимости отдельных следственных действий согласно нормативных актов. Представляется невозможным установление, раскрытие и расследование преступных деяний, в процессе которых следователем полностью не принимается участие от ОРД, в том числе от ознакомления с оперативными материалами, разработки ОРМ, а также принятие участия в легализации полученных данных. Для достижения таких целей формируется СОГ, участниками которой обсуждается весь комплекс вопросов, относительно как оперативной стадии установления, документирования признаков преступного деяния, роль каждого соучастника, так и фиксации полученной информации в следственной или судебной документации.В борьбе с экстремизмом и терроризмом особое внимание необходимо уделять вопросам относительно качественного взаимодействия оперативных следственных подразделений, так как в большинстве случаев при имеющемся большом объеме оперативно-значимых сведений по финансированию рассматриваемой преступной деятельности она остается неустановленной следователем и остается без реализации в определенных уголовных делах. Кроме того, большое значение в процессе расследования данных уголовных дел представляет быстрая передача сведений, полученных в ходе допроса, от следователя оперативным подразделениям. В данном случае эффективным является привлечение оперативных сотрудников к принятию участия в процессе допроса важных свидетелей, потерпевших, либо незамедлительная передача полученных сведений, путем направления необходимых поручений о производстве ОРМ.Подводя итог возможно выделить, что основным принципом в борьбе с экстремизмом и терроризмом для правоохранительных органов должна стать предельная жестокость в сочетании с необходимой гибкостью. Результатов на этом поприще можно добиться лишь при наличии слаженной системы, всесторонне обеспечивающей работу различных служб – координационной, аналитической, правовой, технической, оперативной и иных. Выявление, раскрытие, расследование и рассмотрение дел экстремистской и террористической направленности, безусловно, отличается особой сложностью, что обуславливает постоянную необходимость проведения сотрудниками органов внутренних дел разъяснительной и профилактической работы с населением, в организациях, учреждениях и образовательной среде с привлечением психологов и других специалистов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые акты и иные официальные документы.Конституция Российской Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // " Российская газета", 25.12.1993, № 237 (в ред. от 01.07.2020).Угoлoвный кoдекс Рoccийскoй Фeдeрaции [текст]:федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954. (в ред. от 08.04.2021) Фeдeральный зaкoн от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внeсенииизмeнений в Фeдeральный закон «О противодeйствии тeрроризму» и отдeльныезаконодатeльные акты Рoccийскoй Фeдeрaции в чaсти устaновления дополнитeльных мер противодeйствия тeрроризму и обeспечения общeственной бeзопасности». / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021)Фeдeральный зaкoн от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Фeдeральный зaкoн от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Фeдeральный зaкoн от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Фeдeральный зaкoн от 28.12.2010 N 390-ФЗ " О безопасности" / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ № Пр-2665 на 2019 – 2023 годы, утвержден Президентом РФ 28 декабря 2018 / [Электронный ресурс]:Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).Специальная литератураКнигиАрчаковМ.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры, противодействия. Монография. 2018 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://studme.org/197734/politologiya/politicheskiy_ekstremizm_suschnost_proyavleniya_mery_protivodeystviya_monografiya; (дата доступа 02.02.2021 г.)Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие [Текст] / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. 296 с.Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму: материалы всероссийского круглого стола [Текст] / под редакциейС.Н. Миронова. Казань: КЮИ МВД России. 2017. 160 с.ИмаковТ.З. Совершенствование системы противодействия экстремизму и терроризму как условие обеспечения национальной безопасности на примере МВД России: монография [Текст] / Т.З. Имаков, Г.Б. Магомедов. М.: Юстиция, 2016. - 91 с.Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Климова. М.: ЮНИТИ. 2018. 439 с.Периодическая печатьАккаеваХ.А. Предпосылки распространения террористической идеологии в России [Текст] /Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 62-64.БозиевА.Т. Об идеологии экстремизма и терроризма [Текст] / В мире научных открытий. 2015. № 3.1 (63). С. 1004-1018.Богданов А.В., Хазов Е.Н. Экстремистская среда — ресурсная база терроризма [Текст] / Вестник Московского университета МВД России. 2019. №2. с. 188-194Бельков О.А. Правовые основы идеологического противодействия терроризму. 2020 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-ideologicheskogo-protivodeystviya-terrorizmu; (дата доступа 02.02.2021 г.)Гребенщиков И.В. Проблема типологии экстремизма в современном научном дискурсе [Текст] / Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 2А. С. 396-409.ГаужаеваВ.А. Понятие идеологии Экстремизма. 2016 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ideologii-ekstremizma; (дата доступа 02.02.2021 г.)Жарменова А. К. Экстремизм: природа, содержание, причины [Текст] / А. К. Жарменова // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сборник статей участников Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф.Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 190-199.Катков Д.В., ИскалиевР.Г. Некоторые особенности оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму на современном этапе. 2020 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-po-protivodeystviyu-ekstremizmu-na-sovremennom-etape (дата обращения: 08.02.2021)КнижниковаА.Н., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Особенности противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел преступлениям экстремисткой направленности. [Текст] / А.Н. Книжникова, А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Криминологический журнал. 2020. № 2. С. 82-90.Леонтьева Ю.В., ОвчинкоО.А. Экстремизм в России: цифры и размышления. 2019 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-rossii-tsifry-i-razmyshleniya(дата доступа 02.02.2021 г.)ЛиверовскийА.А. Рациональная модель конституционного регулирования [Текст] / Lexrussica. 2019. № 1 (146). С. 70-82.МицД.С. Комплексная антитеррористическая функция государства и права. 2021 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-antiterroristicheskaya-funktsiya-gosudarstva-i-prava; (дата доступа 02.02.2021 г.)ЕштокинА.П. Политика противодействия экстремизму в местах лишения свободы как составная часть стратегии национальной безопасности России. 2015 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/politika-protivodeystviya-ekstremizmu-v-mestah-lisheniya-svobody-kak-sostavnaya-chast-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii; (дата доступа 02.02.2021 г.)Петрянин А. В. Риски законотворчества в области противодействия экстремизму [Текст] / Юридическая техника. 2019. № 13. С. 576-578.ПилявскийА.П., Ткаченко В.С. Терроризм и экстремизм как угроза государственной и общественной безопасности. 2018. / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-i-ekstremizm-kak-ugroza-gosudarstvennoy-i-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 08.02.2021).Турышев, А.А. Экстремистский мотив преступления [Текст] / А.А. Турышев, Р.Р. Абдулганеев // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10. N 1.ХолоповаЕ.Н., КопченковаЮ.О. Методика оперативно-розыскного противодействия преступлениям экстремистской направленности оперативными подразделениями органов внутренних дел. [Текст] / Е.Н. Холопова, Ю.О. Копченкова // LegalConcept = Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 2. С. 35-42.Христенко А.А. К вопросу обеспечения информационной безопасности оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска. 2017 / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://xn--90ao9d.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site130/document_journal/Vestnik_32-o.pdf/(дата доступа 02.02.2021 г.)III. Интернет-ресурсыОфициальный сайт Министерства Внутренних Дел РФ / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://мвд.рф/(дата доступа 02.02.2021 г.)Официальный сайт Судебных решений общей юрисдикции / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - http://судебныерешения.рф/ (дата доступа 02.02.2021 г.)Официальный ресурс Федеративной службы государственной статистики / [Электрoнныйpесурc] - Режим доcтупа: - https://rosinfostat.ru/; (дата доступа 02.02.2021 г.)

I. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы.

1. Конституция Российской Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // " Российская газета", 25.12.1993, № 237 (в ред. от 01.07.2020).
2. Угoлoвный кoдекс Рoccийскoй Фeдeрaции [текст]: федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954. (в ред. от 08.04.2021)
3. Фeдeральный зaкoн от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внeсении измeнений в Фeдeральный закон «О противодeйствии тeрроризму» и отдeльные законодатeльные акты Рoccийскoй Фeдeрaции в чaсти устaновления дополнитeльных мер противодeйствия тeрроризму и обeспечения общeственной бeзопасности». / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021)
4. Фeдeральный зaкoн от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).
5. Фeдeральный зaкoн от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).
6. Фeдeральный зaкoн от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).
7. Фeдeральный зaкoн от 28.12.2010 N 390-ФЗ " О безопасности" / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).
8. Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).
9. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ № Пр-2665 на 2019 – 2023 годы, утвержден Президентом РФ 28 декабря 2018 / [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: www.pravo.gov.ru; (дата доступа 09.03.2021).

II. Специальная литература
Книги

10. Арчаков М.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры, противодействия. Монография. 2018 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://studme.org/197734/politologiya/politicheskiy_ekstremizm_suschnost_proyavleniya_mery_protivodeystviya_monografiya; (дата доступа 02.02.2021 г.)
11. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие [Текст] / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. 296 с.
12. Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму: материалы всероссийского круглого стола [Текст] / под редакцией С.Н. Миронова. Казань: КЮИ МВД России. 2017. 160 с.
13. Имаков Т.З. Совершенствование системы противодействия экстремизму и терроризму как условие обеспечения национальной безопасности на примере МВД России: монография [Текст] / Т.З. Имаков, Г.Б. Магомедов. М.: Юстиция, 2016. - 91 с.
14. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Климова. М.: ЮНИТИ. 2018. 439 с.
Периодическая печать

15. Аккаева Х.А. Предпосылки распространения террористической идеологии в России [Текст] /Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 62-64.
16. Бозиев А.Т. Об идеологии экстремизма и терроризма [Текст] / В мире научных открытий. 2015. № 3.1 (63). С. 1004-1018.
17. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Экстремистская среда — ресурсная база терроризма [Текст] / Вестник Московского университета МВД России. 2019. №2. с. 188-194
18. Бельков О.А. Правовые основы идеологического противодействия терроризму. 2020 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-ideologicheskogo-protivodeystviya-terrorizmu; (дата доступа 02.02.2021 г.)
19. Гребенщиков И.В. Проблема типологии экстремизма в современном научном дискурсе [Текст] / Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 2А. С. 396-409.
20. Гаужаева В.А. Понятие идеологии Экстремизма. 2016 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ideologii-ekstremizma; (дата доступа 02.02.2021 г.)
21. Жарменова А. К. Экстремизм: природа, содержание, причины [Текст] / А. К. Жарменова // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сборник статей участников Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф.Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 190-199.
22. Катков Д.В., Искалиев Р.Г. Некоторые особенности оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму на современном этапе. 2020 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-po-protivodeystviyu-ekstremizmu-na-sovremennom-etape (дата обращения: 08.02.2021)
23. Книжникова А.Н., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Особенности противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел преступлениям экстремисткой направленности. [Текст] / А.Н. Книжникова, А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Криминологический журнал. 2020. № 2. С. 82-90.
24. Леонтьева Ю.В., Овчинко О.А. Экстремизм в России: цифры и размышления. 2019 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-rossii-tsifry-i-razmyshleniya (дата доступа 02.02.2021 г.)
25. Ливеровский А.А. Рациональная модель конституционного регулирования [Текст] / Lex russica. 2019. № 1 (146). С. 70-82.
26. Миц Д.С. Комплексная антитеррористическая функция государства и права. 2021 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-antiterroristicheskaya-funktsiya-gosudarstva-i-prava; (дата доступа 02.02.2021 г.)
27. Ештокин А.П. Политика противодействия экстремизму в местах лишения свободы как составная часть стратегии национальной безопасности России. 2015 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/politika-protivodeystviya-ekstremizmu-v-mestah-lisheniya-svobody-kak-sostavnaya-chast-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii; (дата доступа 02.02.2021 г.)
28. Петрянин А. В. Риски законотворчества в области противодействия экстремизму [Текст] / Юридическая техника. 2019. № 13. С. 576-578.
29. Пилявский А.П., Ткаченко В.С. Терроризм и экстремизм как угроза государственной и общественной безопасности. 2018. / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-i-ekstremizm-kak-ugroza-gosudarstvennoy-i-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 08.02.2021).
30. Турышев, А.А. Экстремистский мотив преступления [Текст] / А.А. Турышев, Р.Р. Абдулганеев // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10. N 1.
31. Холопова Е.Н., Копченкова Ю.О. Методика оперативно-розыскного противодействия преступлениям экстремистской направленности оперативными подразделениями органов внутренних дел. [Текст] / Е.Н. Холопова, Ю.О. Копченкова // Legal Concept = Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 2. С. 35-42.
32. Христенко А.А. К вопросу обеспечения информационной безопасности оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска. 2017 / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://xn--90ao9d.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site130/document_journal/Vestnik_32-o.pdf/ (дата доступа 02.02.2021 г.)

III. Интернет-ресурсы

33. Официальный сайт Министерства Внутренних Дел РФ / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://мвд.рф/ (дата доступа 02.02.2021 г.)
34. Официальный сайт Судебных решений общей юрисдикции / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - http://судебныерешения.рф/ (дата доступа 02.02.2021 г.)
35. Официальный ресурс Федеративной службы государственной статистики / [Электрoнный pесурc] - Режим доcтупа: - https://rosinfostat.ru/; (дата доступа 02.02.2021 г.)

Вопрос-ответ:

Что такое экстремизм?

Экстремизм - это социальное и правовое явление, характеризующееся использованием насилия, экстремистской риторики и действий с целью изменения политического, социального или религиозного порядка.

Какие особенности имеет современный терроризм в Российской Федерации?

Современный терроризм в Российской Федерации характеризуется использованием различных методов и средств, включая вооруженные атаки, террористические акты и пропаганду экстремистских идеологий.

Какое правовое регулирование существует в отношении государственной антитеррористической системы Российской Федерации?

Функционирование государственной антитеррористической системы в Российской Федерации регулируется законодательством, включая Федеральный закон "О противодействии терроризму" и другие нормативно-правовые акты.

Какие меры оперативно-розыскного противодействия существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление и пресечение экстремистских и террористических проявлений. Это включает в себя оперативное наблюдение, сбор информации, создание специальных подразделений и применение оперативно-розыскных технических средств.

Какие характеристики имеет экстремизм в качестве социального явления?

Экстремизм как социальное явление характеризуется ростом числа экстремистских группировок, вовлечением молодежи в экстремистскую деятельность, использованием современных информационных технологий для пропаганды экстремистских идей.

Как можно выявить и предотвратить преступную деятельность террористических и экстремистских группировок?

Для выявления и предотвращения преступной деятельности террористических и экстремистских группировок в Российской Федерации существует государственная антитеррористическая система. Она включает в себя оперативно-розыскные меры, такие как сбор и анализ информации, проведение спецопераций, сотрудничество со специальными службами других стран и т.д. Кроме того, осуществляется правовое регулирование, направленное на противодействие экстремистским и террористическим проявлениям.

Что такое экстремизм и какова его сущность?

Экстремизм - это социальное и правовое явление, которое характеризуется крайними политическими, религиозными или идеологическими взглядами и их активной пропагандой и реализацией. Сущность экстремизма заключается в желании изменить существующие политические, социальные, религиозные или идеологические порядки с применением насилия или пропаганды насилия. Экстремизм может привести к террористической деятельности и угрожать безопасности государства и общества.

Какие особенности есть у современного терроризма в Российской Федерации?

Современный терроризм в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями: участие в нем как отечественных, так и иностранных экстремистских группировок; использование различных методов и средств, включая техническую и информационную поддержку; направленность на дестабилизацию политической, социальной и экономической ситуации в стране; целью может быть как террористический акт, так и давление на государственные органы власти.

Что такое экстремизм?

Экстремизм - это социальное и правовое явление, которое характеризуется использованием насилия, нарушением закона и активной пропагандой экстремистских идей с целью изменить существующий политический и социальный порядок.

Какие особенности имеет современный терроризм в России?

Современный терроризм в России отличается высокой степенью организации и профессионализма. Террористические группировки активно используют новые технологии и сетевое пространство для своей деятельности. Они также стремятся затронуть широкие слои населения и создать атмосферу страха и нестабильности в обществе.

Каким образом государство регулирует функционирование антитеррористической системы в России?

Государство регулирует функционирование антитеррористической системы в России путем принятия законодательных актов, разработки стратегии борьбы с терроризмом и создания специальных органов, направленных на выявление, предупреждение и пресечение террористической деятельности.

Какие меры оперативно-розыскного противодействия существуют в России для борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями?

В России существуют различные меры оперативно-розыскного противодействия экстремистским и террористическим проявлениям. Это включает в себя проведение оперативных мероприятий, создание специализированных подразделений, контроль за использованием интернета и социальных сетей, а также проведение профилактической работы с населением.