Византия повседневная жизнь византийца по данным агиографии
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 07.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Особенности повседневной жизни высших византийских сановников 4
Заключение 13
Список использованных источников 14
Pal. I.4-7); известная патрикия начала VI века, происходящая от императорского дома Аникия Юлиана, жена магистра милитум Востока Ареобинда [19, p. 635-636], построила богато украшенный храм св. Полиевкту и ряд других (Ant. Pal. I.10, 12-17).
Совершенно по-другому проводили свое время малообразованные сановники. Иоанн Каппадокиец утопал в неге и удовольствиях и разврате. Он обжирался и обпивался, устраивая оргии с ночи до утра, находясь в своей резиденции (Lyd. De mag. II.21, III.57, 58, 61-62, 64-65). Каппадокиец пренебрегал своей обязанностью ходить во дворец, начиная рабочий день вечером (Lyd. De mag. II.17, III.65). Он не носил униформу, надевая различные светские наряды (Lyd. De mag. II.21). Каппадокиец завел необычайную роскошь (Lyd. De mag. III.21). Кроме того, он держал штат в составе 1000 телохранителей, хотя это было не разрешено официально для любого сановника (Procop. B.P. I.25.6-7): Велизарий, будучи в Константинополе, вынужден был распустить всю свою гвардию (Procop. B.G. III.1; Hist. Arc. IV.13-15, 20-21).
Любимым место времяпрепровождения сановников и всех жителей были бани. Как указано выше, роскошные бани возвел Иоанн Каппадокиец. К середине V в. в Константинополе было 153 частных бань (Not. Urb. Const.). В банях собирались и разговаривали о животрепещущих темах, религиозных вопросах. В 498 г. в Герениановых банях один арианин Олимпий порицал св. Троицу, за что был наказан страшным образом: он был обварен кипятком и сожжен Ангелом. В память об этом чуде в банях была сделана икона по приказу императора, а осмелившийся ее убрать был поражен страшной болезнью, гния заживо (Theod. Lect. HE. fr. VI.6; Vict. Ton. Chron. a. 498). Наиболее популярными и известными были бани Зевскиппа во 2-м районе города около Ипподрома, украшенные множеством античных статуй [22]. «Экфрасис» этих бань сочинил Христодор Коптский (Ant. Pal. II).
Античные древности были в большой популярности у сенаторов VI в. В доме сенатора, почетного консула и куратора императорских имуществ Анатолия спальню украшало множество мраморных статуй, одна из которых и убила его во время землетрясения в Константинополе 557 г. (Agath. Hist. V.3). О древностях создавалось много произведений, пользующихся спросом. Писателем-антикваром был и Иоанн Лид. Даже иконы иногда создавались по языческим канонам: один живописец изобразил икону Христа как Зевса (Theod. Lect. HE. I.15; fr. VI.5).
В религиозном отношении сановники должны были быть православными; согласно законодательству, тот, кто не был православной веры, не имел права занимать государственные должности и был всячески ограничен в правах. На переход в православие давался срок 3 месяца [7]. Однако на практике по отношению к лояльным императору сановникам на их религию и моральный облик закрывали глаза. В частности, Иоанн Каппадокийский религии был эллином и часто посещал языческие храмы, гадая и бормоча заклинания. С помощью гаданий он выяснил, что будет преемником императора. По иронии судьбы, попав в опалу, он был пострижен в священники (Procop. B.P. I.25.8-10, 31-37; II.30.49-54). О квесторе Трибониане в словаре «Суда» говорится, что он был эллином и безбожником (Suid. T 956). Квестор и магистр оффиций двора Анастасий при Юстине II был самаритянином (Ioan. Ephes. HE. 3. I.19; II.29) В то же время на тех сенаторов и сановников, которых подозревали в нелояльности к власти, обрушивались репрессии и преследования, в том числе по религиозному признаку [6, p. 138-139]. Во время одного из антиязыческих гонений было арестовано и убито много сенаторов (Malal. Chron. XVIII.42; XIII.4-9).
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Таким образом, сановники в VI веке имели очень плотный рабочий график, зачастую работая не только днем, но и ночью. Досуг сановников был организован в соответствии с их привычками и пристрастиями. В целом, возможности сановников в случае политической лояльности были неограниченными.
Список использованных источников
Византийские легенды / Изд. подгот. С.В. Полякова; Отв. ред. Д.С. Лихачев; Ред. изд-ва А.Л. Лобанова; Худож. М.И. Разулевич. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — 303 с.
Caimi J. Burocrazia e diritto nel De magistratibus di Gionvanni Lido. Milan: A. Giuffrè, 1984. 476 р.
Cameron Av. Procopius and the Sixth Century. Routledge, London and New York, 1985. 321 р.
Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bureaucracies viewed from within. In 3 vols. V.1. A Survey of Roman and Byzantine bureaucracies. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 192 р.
Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bureaucracies viewed from within. In 3 vols. V.2. Byzantine bureaucracy from within. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 220 р.
Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bureaucracies viewed from within. In 3 vols. V.3. John the Lydian: On the magistracies of the Roman constitution. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 129 р.
Chuvin P. Chronique des Derniers Paï ens. La disparition du paganisme dans l’Empire romain du rè gne de Constantin à celui de Justinien. Paris, LA BELLES LETTRES/FAYARD, 1990. 351 p.
Constantelos D.J. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review, Vol. 50, No. 3 (Oct., 1964), pp. 372-380.
Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome I. 1ère partie. Introduction générale / Texte ét., tr. et comm. par M. Dubuisson, J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 491 р.
Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome I. 2ère partie. Introduction générale. Livre I / Texte ét., tr. et comm. par M. Dubuisson, J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 504 р.
Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome II. Livre II et III / Texte ét., tr. et comm. par J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 709 р.
Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. I. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 522 р.
Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. II. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 1068 р.
Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol.III. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 448 р.
Kaldellis A. The Works and Days of Hesychios the Illustrios of Miletos // Greek, Roman and Byzantine Studies, 45 (2005), pp. 381-403.
Kelly C. Ruling the Later Roman Empire. Cambridge, Massachusetts and London, England, 2004. 336 р.
Maas M. John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian. Routledge, London and New York, 1992. 210 р.
The Cambridge Ancient History. Vol. XIV. Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425-600. / Ed. by Av. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whitby. Cambridge University Press, 2008. 1101 р.
The Cambridge Companion to the Age of Justinian / Ed. by M. Maas. Cambridge University Press, 2005. 529 р.
The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II, A.D. 395 – 527 / Ed. by J. R. Martindale. – Cambridge University Press, 1980. 1386 р.
The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. III, A.D. 527 – 641. Vol. IIIA (Abandanes ‘Iyād ibn Ghanm). Vol. III B (Kâlâdji – Zudius) / Ed. by J. R. Martindale. Cambridge University Press, 1992. 1575 p.
Vasiliev A.A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1950. 440 p.
Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце византийской столицы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Вып. 20. – С. 28-35.
Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке / Пер. с фр. – СПб.: Типография Альтшулера Фонтанка 96, 1908. – 687 с.
Иваницкая Я.Ю. Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций. [Дисс. канд. истор. наук]: 07.00.03 – всеобщая история (история древнего мира). Белгород, 2011. 265 с.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. – 194 с.
Серов В.В. Консульства Юстиниана // Античная древность и средние века. 2013. Вып. 41. – С. 92-103.
Чекалова А.А. Сенат и сенаторская аристократия Константинополя IV-первая половина VII века. – М.: Наука, 2010. – 341 с.
Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана. Восточноримская армия в 491-641 гг. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. – 300 с.
7
4
2. Caimi J. Burocrazia e diritto nel De magistratibus di Gionvanni Lido. Milan: A. Giuffrè, 1984. 476 р.
3. Cameron Av. Procopius and the Sixth Century. Routledge, London and New York, 1985. 321 р.
4. Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bu-reaucracies viewed from within. In 3 vols. V.1. A Survey of Roman and Byzantine bureaucracies. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 192 р.
5. Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bu-reaucracies viewed from within. In 3 vols. V.2. Byzantine bureaucracy from with-in. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 220 р.
6. Carney T.F. Bureaucracy in traditional society. Romano-Byzantine bu-reaucracies viewed from within. In 3 vols. V.3. John the Lydian: On the magistracies of the Roman constitution. Coronado Press: Lawrence, Kansas, 1971. 129 р.
7. Chuvin P. Chronique des Derniers Paï ens. La disparition du paganisme dans l’Empire romain du rè gne de Constantin à celui de Justinien. Paris, LA BELLES LETTRES/FAYARD, 1990. 351 p.
8. Constantelos D.J. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review, Vol. 50, No. 3 (Oct., 1964), pp. 372-380.
9. Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome I. 1ère partie. Introduction générale / Texte ét., tr. et comm. par M. Dubuisson, J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 491 р.
10. Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome I. 2ère partie. Introduction générale. Livre I / Texte ét., tr. et comm. par M. Dubuisson, J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 504 р.
11. Jean le Lydien Des Magistratures de l’État Romain. Tome II. Livre II et III / Texte ét., tr. et comm. par J. Schamp. Paris: Les Belles Lettres, 2006. 709 р.
12. Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. I. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 522 р.
13. Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. II. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 1068 р.
14. Jones A.H.M. The Later Roman Empire 284-602. A Social, Economic and Administrative Survey. Vol.III. Basil Blackwell: Oxford, 1964. 448 р.
15. Kaldellis A. The Works and Days of Hesychios the Illustrios of Miletos // Greek, Roman and Byzantine Studies, 45 (2005), pp. 381-403.
16. Kelly C. Ruling the Later Roman Empire. Cambridge, Massachusetts and London, England, 2004. 336 р.
17. Maas M. John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian. Routledge, London and New York, 1992. 210 р.
18. The Cambridge Ancient History. Vol. XIV. Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425-600. / Ed. by Av. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whitby. Cambridge University Press, 2008. 1101 р.
19. The Cambridge Companion to the Age of Justinian / Ed. by M. Maas. Cambridge University Press, 2005. 529 р.
20. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II, A.D. 395 – 527 / Ed. by J. R. Martindale. – Cambridge University Press, 1980. 1386 р.
21. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. III, A.D. 527 – 641. Vol. IIIA (Abandanes ‘Iyād ibn Ghanm). Vol. III B (Kâlâdji – Zudius) / Ed. by J. R. Martindale. Cambridge University Press, 1992. 1575 p.
22. Vasiliev A.A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1950. 440 p.
23. Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце византийской столицы // На-учные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Исто-рия. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Вып. 20. – С. 28-35.
24. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке / Пер. с фр. – СПб.: Типография Альтшулера Фонтанка 96, 1908. – 687 с.
25. Иваницкая Я.Ю. Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций. [Дисс. канд. истор. наук]: 07.00.03 – все-общая история (история древнего мира). Белгород, 2011. 265 с.
26. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. – 194 с.
27. Серов В.В. Консульства Юстиниана // Античная древность и средние века. 2013. Вып. 41. – С. 92-103.
28. Чекалова А.А. Сенат и сенаторская аристократия Константино-поля IV-первая половина VII века. – М.: Наука, 2010. – 341 с.
29. Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана. Восточноримская армия в 491-641 гг. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. – 300 с.
Вопрос-ответ:
Какая информация есть о повседневной жизни византийцев по данным агиографии?
По данным агиографии, византийцы вели достаточно регулярный образ жизни. Они отличались прилежанием в своих делах, подчинением религиозным обрядам и строгостью в соблюдении правил общественного поведения. Особое внимание уделялось семейным ценностям, браку и воспитанию детей.
Какие особенности повседневной жизни высших византийских сановников?
Высшие византийские сановники вели достаточно роскошную и утонченную жизнь. Они обладали большими материальными возможностями, что позволяло им наслаждаться роскошью и комфортом. У них были привилегии и престиж, а их деятельность нередко связывалась с государственными делами и политической властью.
Какую роль играло образование в повседневной жизни высших сановников византийской империи?
Образование играло важную роль в повседневной жизни высших сановников византийской империи. Они стремились к образованию и отличались широким кругозором. Образованные сановники занимали высокие должности, принимали участие в управлении государством и вели активную общественную деятельность.
Как проводили свое время малообразованные сановники византийской империи?
Малообразованные сановники византийской империи проводили свое время совершенно по-другому. Они не обладали широким кругозором и не занимали высокие должности. Их жизнь была более скромной и простой. Они занимались мирскими делами, заботились о своей семье и выполняли свои обязанности перед государством.
Кто была известной патрикией начала VI века?
Известная патрикия начала VI века была Палия. Она происходила от императорского дома Аникия Юлиана и была женой магистра милитум Востока Ареобинда. Палия построила богато украшенный храм святого Полиевкта и ряд других сооружений.
Какие особенности повседневной жизни византийцев описываются в агиографии?
В агиографии описывается богато украшенный храм св. Полиевкту, построенный патрикией Аникией Юлианой, женой магистра милитум Востока Ареобинда.
Как проводили свое время высшие византийские сановники?
Высшие византийские сановники проводили свое время совершенно по-другому. Например, Иоанн Каппадокиец, малообразованный сановник, проводил время иначе.
Кто была патрикией Аникией Юлианой?
Аникия Юлиана была известная патрикия начала VI века и происходила от императорского дома. Она была женой магистра милитум Востока Ареобинда.