Влияние родителей на развитие творческие способности дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 65 65 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Творческие способности в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Влияние родителей как фактор развития творческих способностей дошкольников
1.3. Методические подходы к работе с родителями по развитию творческих способностей дошкольника
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.3 Рекомендации по работе с родителями по проблеме развития творческих способностей дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного нами исследования по теме «….» были сделаны нижеследующие выводы.Творчество детей дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой–либо деятельности.Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Н.В. Кондратьевой: когнитивно-эмоциональный критерий; личностно-креативный критерий; мотивационно-ценностный критерий;деятельностно-процессуальный критерий. Основным условием развития творческих способностей в контексте исследования является создание в семье атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.Экспериментальное исследование проводилось на базе Структурного подразделения – детский сад «Берёзка» МОУ-ООШ п. Тургенево Аткарского района Саратовской области. Всего приняло участие в исследовании 60 детей в возрасте 5-6 лет, в том числе их родители в количестве 60 человек. Группа была разделена на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ), каждая из которых состояла из 30 родителей и их детей в возрасте 5-6 лет. С детьми и родителями из экспериментальной группы проводилась систематическая работа по развитию творческих способностей. На констатирующем этапе нами выявлено, что в семьях с авторитетным стилем воспитания и типом родительских отношений «Кооперация» дети показывают более высокий уровень творческих способностей, в то время как с авторитарным и либеральным стилем воспитания у детей преобладает средний или низкий уровень творческих способностей. Преимущественно в семьях с авторитарным стилем воспитания и гиперсоциализацией преобладает средний уровень творческих способностей, однако низкие показатели по мотивационно-ценностному критерию. На формирующем этапе экспериментального исследования была составлена программа, направленная на усиление компонентов влияния родителей на творческие способности ребенка.Контрольный этап позволил сделать выводы, что реализуемая программа по развитию и гармонизации детско-родительских отношений с целью развития творческих способностей детей показала свою эффективность в позитивной динамике развития творческих способностей детей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбдуллажонова Дилдора Рустамжоновна Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 22.03.2021).Бабенко Елена Анатольевна, Кашурина Людмила Федоровна, Ершова Марина Творческие способности в дошкольном возрасте как особая потенция воображения // Colloquium-journal. 2019. №14 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-sposobnosti-v-doshkolnom-vozraste-kak-osobaya-potentsiya-voobrazheniya (дата обращения: 22.03.2021).Богоявленская Д.Б. Творчество как предмет психологической антропологии // Исследователь/Researcher. 2018. №1-2 (21-22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-predmet-psihologicheskoy-antropologii (дата обращения: 22.03.2021).Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. М. : Пед. поиск, 2006. 144 с.Гилфорд Д. Три стороны интеллекта задач [Электронный ресурс] / Д. Гилфорд. Сб.: Психология мышления, М., Прогресс. URL: https://vikent.ru/enc/1803/Дарвиш О. Б. Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2015. 264 с.Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Л.А. Даринская. СПб., 2005. 293 с.Денисенкова Наталья Сергеевна Влияние семьи на развитие способностей ребенка // СДО. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-razvitie-sposobnostey-rebenka (дата обращения: 22.03.2021).Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427496 (дата обращения: 22.03.2021).Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Н. В. Кудрявцева, Е. А. Додокина. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с. https://libking.ru/books/upbringing-book/475763-elena-evdokimova-detskiy-sad-i-semya-metodika-raboty-s-roditelyami-posobie-dlya-pedagogov-i-roditeley.htmlЗахарова, О. Г. Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14421/ (дата обращения: 16.03.2021).Захарова, О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О. Г. Захарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). Москва: Буки-Веди, 2018. С. 25-29. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14345/ (дата обращения: 21.02.2021).Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: ООО Издательство «Питер», 2011. 448 с. http://tropa.tomsk.ru/elibraries/Ильин%20Е.П.%20Психология%20творчества,%20креативности,%20одаренности.pdfИнновационные технологии творческого развития воспитанников И66 ДОО: Методические рекомендации/ / Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с.Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 99-102;URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35217 (дата обращения: 22.03.2021).Ларионова Л. И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // СПЖ. 2005. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-intellektualnoy-odarennosti-i-kulturno-psihologicheskie-faktory-ee-razvitiya (дата обращения: 22.03.2021).Лук А.Н. «Мышление и творчество» / А.Н.Лук. М.: изд-во политической литературы, 1976. 144 с. https://psychojournal.ru/books/1917-luk-a-n-myshlenie-i-tvorchestvo.htmlМатюшкина Анна Алексеевна Проблема продуктивности мышления и обучение // Наука и школа. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-produktivnosti-myshleniya-i-obuchenie (дата обращения: 22.03.2021).Михайлова С.А. Развитие творческих способностей у детей в дошкольном возрасте // Информационное обеспечение науки, как двигатель прогресса: сборник статей. 2020. С. 151-153. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Мир и Образование, 2018. 1376 с.Пирогова, К. В. Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77965/ (дата обращения: 22.03.2021).Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. С.-Пб., 2019. - 720 с.Татаринцев Алексей Иванович Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования // Вопросы науки и образования. 2020. №8 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse-v-svete-modernizatsii-rossiyskogo (дата обращения: 22.03.2021).Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: МОДЭК, 2014. 640 с.Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей /Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. Уфа, 2015. 200 с.Учимся играя: метод. пособие по организации работы летних языковых школ / Бельчикова Л. Я., Быстрова А. А., Дубинская И. В. и др. ; рук. авт. кол. В. С. Загревская. Харьков : Изд-во НУА, 2015. 188 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Просвещение, 2001. С. 15-146.ПРИЛОЖЕНИЕ АМетодика Е. Торренса «Неполные фигуры»На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей). Для оценки результатов использовались следующие критерии: легкость в использовании ассоциаций (ассоциативная и экспрессивная беглость); особенности темперамента (пластичность, вариативность).Тест-игра «Изобретатель» (по Л. Ю. Субботиной)Цель: определить уровень творческого воображения.Младшему школьнику предлагают три творческих задания, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 мин. За это время ребенок должен нарисовать свое изобретение по каждой задаче:1. Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве.2. Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.3. Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.Кто творчески справился с заданием, получает 3 балла, кому требовалась помощь взрослого, поддержка – 2 балла, проявлял нерешительность, отказ от выполнения задания – 1 балл.Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»Цель методики: направлена на изучение творческой активности и предполагает оценку нестандартного мышления у ребенка, стремления участвовать в творческой деятельности. Для проведения данной методики используется наглядный материал в виде картинок с изображением волшебника, мудреца, ковра-самолета, необычной машины и книги. Ребенку предлагается представить шесть ситуаций и ответить на 6 вопросов. Для объективной оценки развития творческих способностей ответы младших школьников могут оцениваться с помощью баллов. Так, за оригинальный или нестандартный ответ ставится один балл. Все в итоге баллы суммируются, и в зависимости от количества набранных баллов выделяется уровень творческого мышления – высокий (6-9 баллов), средний (3-6 баллов) и низкий (2 балла и ниже). Методика «Чем я люблю заниматься» Т.Г. КазаковаЦель: изучение уровня сформированности изобразительного творчества.Материал: альбомные листы, краски, кисти, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры. Условия проведения. Индивидуально в изолированной обстановке.Проведение исследования. Испытуемому предлагают выбрать изобразительные средства и нарисовать то, чем он любит заниматься больше всего.Оценка результатов:Высокий уровень – 3 балла – испытуемый способен создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Испытуемый имеет практические умения, свободно владеет техническими навыками. Средний уровень – 2 балла – в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Испытуемый достаточно самостоятелен при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя испытуемый освоил практические умения, владеет техническими навыками.Низкий уровень – 1 балл – испытуемый затрудняется передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. ПРИЛОЖЕНИЕ БОпросник родительского отношения(А.Я.Варга, В.В.Столин)Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.Структура опросникаОпросник состоит из 5 шкал:"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его."Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах."Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда."Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами."Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.Текст опросникаЯ всегда сочувствую своему ребенку.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.Я уважаю своего ребенка.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.Я испытываю к ребенку чувство расположения.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.Мой ребенок часто неприятен мне.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.Я принимаю участие в своем ребенке.К моему ребенку "липнет" все дурное.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.Я жалею своего ребенка.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.Я всегда считаюсь с ребенком.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.Я разделяю увлечения своего ребенка.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.Я понимаю огорчения своего ребенка.Мой ребенок часто раздражает меня.Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.Я не доверяю своему ребенку.За строгое воспитание дети благодарят потом.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.Я разделяю интересы своего ребенка.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.Ключи к опросникуПринятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59."Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.ПРИЛОЖЕНИЕ ВТаблица В.1. – Соотношение между показателями творческих способностей дошкольников и особенностями родительского отношения и воспитания в Экспериментальной группе на констатирующем этапе Тип семейного воспитанияТип родительского отношенияУровень творческих способностейАвторитарныйСимбиозСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйСимбиозСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийАвторитетныйКооперацияВысокийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияНизкийЛиберальныйСимбиозСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозСреднийАвторитарныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозСреднийТаблица В.2 – Соотношение между показателями творческих способностей дошкольников и особенностями родительского отношения и воспитания в Контрольной группе на констатирующем этапе Тип семейного воспитанияТип родительского отношенияУровень творческих способностейАвторитарныйГиперсоциализацияВысокийАвторитетныйКооперацияВысокийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитетныйКооперацияВысокийАвторитарныйСимбиозСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитетныйКооперацияВысокийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйСимбиозСреднийАвторитетныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияНизкийАвторитарныйСимбиозСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийЛиберальныйКооперацияВысокийЛиберальныйСимбиозНизкийЛиберальныйСимбиозСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийЛиберальныйСимбиозНизкийЛиберальныйСимбиозСреднийАвторитарныйГиперсоциализацияСреднийПРИЛОЖЕНИЕ ГПрограмма по взаимодействию с родителями в целях развития творческих способностей детейЦель программы: осуществление работы с родителями с целью развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Задачи программы:- развить детско-родительские отношения;- сформировать у родителей понимание стиля воспитания, способствующего развитию творческих способностей детей;- обогатить представления детей и родителей о формах взаимодействия друг с другом;- сформулировать основные рекомендации родителям для развития творческих способностей детей. Таблица Г.1 - Тематический план комплекса мероприятий по работе с родителями для развития творческих способностей детей№МероприятиеЦель мероприятия1Родительское собрание «Творческое воспитание детей дошкольного возраста»Вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей.Применять полученные знания в процессе воспитания детей2Консультация для родителей «Хорошо – плохо»Оказать помощь родителям в вопросах выбора стиля воспитания в семье3Мастер-класс «Все начинается с детства»Создать условия для укрепления сотрудничества школы и семьи в вопросах развития творческих 4способностей детей дошкольного возраста4Практикум для родителей«В моей семье так»Формировать представления о нравственной составляющей в личностном развитии ребенка, о способах и методах воспитания детей в семье5Совместный проект «Семейные традиции»Развитие творческих способностей детей посредством создания семейного герба совместно с родителями6Развлечение для родителей и детей «Выставка рисунков»Развить у детей и их родителей потребность к творческой деятельности7«Давайте сочинять» Установление межличностных отношений между родителями и детьми8Заключительное занятиеОбсуждение рекомендаций по развитию творческих способностей детей. Подведение итогов занятий. ПРИЛОЖЕНИЕАнкетирование для родителей1. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.2. Я никогда не наказываю ребенка унижением.3. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.4. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.5. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно 6. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. 7. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.10. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.11. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.12. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.13. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы.14. Я поручаю ребенку посильные заботы.15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий.16. Я стараюсь приучить ребенка мыслить самостоятельно.17. Я регулярно читаю ребенку.18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка.21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно.28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы.30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения.34. Я помогаю ребенку быть личностью.35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.39. Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном результате.
1. Абдуллажонова Дилдора Рустамжоновна Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 22.03.2021).
2. Бабенко Елена Анатольевна, Кашурина Людмила Федоровна, Ершова Марина Творческие способности в дошкольном возрасте как особая потенция воображения // Colloquium-journal. 2019. №14 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-sposobnosti-v-doshkolnom-vozraste-kak-osobaya-potentsiya-voobrazheniya (дата обращения: 22.03.2021).
3. Богоявленская Д.Б. Творчество как предмет психологической антропологии // Исследователь/Researcher. 2018. №1-2 (21-22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-predmet-psihologicheskoy-antropologii (дата обращения: 22.03.2021).
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
5. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. М. : Пед. поиск, 2006. 144 с.
6. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта задач [Электронный ресурс] / Д. Гилфорд. Сб.: Психология мышления, М., Прогресс. URL: https://vikent.ru/enc/1803/
7. Дарвиш О. Б. Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2015. 264 с.
8. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Л.А. Даринская. СПб., 2005. 293 с.
9. Денисенкова Наталья Сергеевна Влияние семьи на развитие способностей ребенка // СДО. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-razvitie-sposobnostey-rebenka (дата обращения: 22.03.2021).
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427496 (дата обращения: 22.03.2021).
11. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Н. В. Кудрявцева, Е. А. Додокина. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с. https://libking.ru/books/upbringing-book/475763-elena-evdokimova-detskiy-sad-i-semya-metodika-raboty-s-roditelyami-posobie-dlya-pedagogov-i-roditeley.html
12. Захарова, О. Г. Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14421/ (дата обращения: 16.03.2021).
13. Захарова, О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О. Г. Захарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). Москва: Буки-Веди, 2018. С. 25-29. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14345/ (дата обращения: 21.02.2021).
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: ООО Издательство «Питер», 2011. 448 с. http://tropa.tomsk.ru/elibraries/Ильин%20Е.П.%20Психология%20творчества,%20креативности,%20одаренности.pdf
15. Инновационные технологии творческого развития воспитанников И66 ДОО: Методические рекомендации/ / Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с.
16. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 99-102;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35217 (дата обращения: 22.03.2021).
17. Ларионова Л. И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // СПЖ. 2005. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-intellektualnoy-odarennosti-i-kulturno-psihologicheskie-faktory-ee-razvitiya (дата обращения: 22.03.2021).
18. Лук А.Н. «Мышление и творчество» / А.Н.Лук. М.: изд-во политической литературы, 1976. 144 с. https://psychojournal.ru/books/1917-luk-a-n-myshlenie-i-tvorchestvo.html
19. Матюшкина Анна Алексеевна Проблема продуктивности мышления и обучение // Наука и школа. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-produktivnosti-myshleniya-i-obuchenie (дата обращения: 22.03.2021).
20. Михайлова С.А. Развитие творческих способностей у детей в дошкольном возрасте // Информационное обеспечение науки, как двигатель прогресса: сборник статей. 2020. С. 151-153.
21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Мир и Образование, 2018. 1376 с.
23. Пирогова, К. В. Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77965/ (дата обращения: 22.03.2021).
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. С.-Пб., 2019. - 720 с.
25. Татаринцев Алексей Иванович Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования // Вопросы науки и образования. 2020. №8 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse-v-svete-modernizatsii-rossiyskogo (дата обращения: 22.03.2021).
26. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: МОДЭК, 2014. 640 с.
27. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей /Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. Уфа, 2015. 200 с.
28. Учимся играя: метод. пособие по организации работы летних языковых школ / Бельчикова Л. Я., Быстрова А. А., Дубинская И. В. и др. ; рук. авт. кол. В. С. Загревская. Харьков : Изд-во НУА, 2015. 188 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
30. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Просвещение, 2001. С. 15-146.
Вопрос-ответ:
Какие методические подходы можно использовать при работе с родителями для развития творческих способностей дошкольников?
Методические подходы, которые могут быть использованы при работе с родителями для развития творческих способностей дошкольников, включают в себя организацию совместных творческих мероприятий, поддержку родителей в создании стимулирующей творческой обстановки дома, проведение консультаций и тренингов для родителей по развитию творческого потенциала ребенка, а также информационную поддержку и обмен опытом.
Какое влияние родителей может оказывать на развитие творческих способностей дошкольников?
Родители могут оказывать значительное влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Они могут создать стимулирующую творческую обстановку дома, предоставить ребенку доступ к разнообразным материалам и инструментам для творчества, участвовать в совместных творческих проектах, поддерживать и поощрять творческие идеи и эксперименты, а также оказывать позитивное отношение к творческим проявлениям ребенка.
Какое значение творческие способности имеют в психолого-педагогических исследованиях?
Творческие способности имеют важное значение в психолого-педагогических исследованиях, так как они являются одним из ключевых показателей развития ребенка. Изучение творческих способностей помогает определить индивидуальные особенности ребенка, его потенциал и готовность к самореализации, а также помогает разработать эффективные методики и программы развития.
Какое влияние родители могут оказывать на развитие творческих способностей дошкольников?
Родители могут оказывать положительное или отрицательное влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Положительное влияние заключается в создании благоприятной творческой обстановки, поддержке и поощрении творческих проявлений ребенка, предоставлении доступа к разнообразным творческим материалам и опыту. Отрицательное влияние может проявляться в ограничении творческих проявлений, сужении интересов и возможностей ребенка, негативном отношении к его творческим проектам.
Влияют ли родители на развитие творческих способностей дошкольников?
Да, родители оказывают значительное влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Они могут стимулировать и поддерживать творческую активность ребенка, предоставлять ему возможности для самовыражения, искать интересные игры и задания, способствующие развитию фантазии и воображения.
Какие методические подходы используются при работе с родителями для развития творческих способностей детей дошкольного возраста?
При работе с родителями используются различные методические подходы. Например, это может быть проведение семинаров и тренингов для родителей, где им предлагаются инструменты для развития творческих способностей детей. Также широко применяется практика домашних заданий, которые способствуют развитию фантазии и креативности у детей, а также совместная творческая деятельность, например, рисование или конструирование.
Какие результаты показало экспериментальное исследование влияния родителей на развитие творческих способностей дошкольников?
Экспериментальное исследование показало, что дети, чьи родители активно поддерживали и стимулировали их творческую активность, имели более высокие показатели развития творческих способностей. Они проявляли большую фантазию, умели находить нестандартные решения задач, были более самостоятельны и инициативны в своих действиях.
Какие исследования были проведены на тему влияния родителей на развитие творческих способностей дошкольников?
В психолого-педагогических исследованиях были проведены различные исследования на тему влияния родителей на развитие творческих способностей дошкольников. Ученые изучали, какое влияние имеют родители на формирование фантазии, воображения, способностей к творческой деятельности и находили различные методы работы с родителями для развития творческих способностей у детей.
Какое влияние родителей имеет на развитие творческих способностей дошкольников?
Родители играют важную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Они могут создать подходящую обстановку, вдохновить и поддержать ребенка, предоставить ему возможность экспериментировать и творить, а также помочь развить его фантазию и креативное мышление.
Какие методические подходы существуют для работы с родителями по развитию творческих способностей дошкольников?
Существует несколько методических подходов к работе с родителями по развитию творческих способностей дошкольников. Это включает проведение семинаров и тренингов для родителей, предоставление родителям материалов и советов по развитию творческости у детей, а также организация совместных творческих проектов и занятий для родителей и детей.