Шрифтовая композиция на занятиях дополнительного образования в художественной школе.
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Исторический аспект развития искусства шрифта как важнейшего фактора социально-культурного развития общества……................................5
1.1. Эволюция шрифтовой композиции от Древней Греции до современности...5
1.1.1. Греческий шрифт……………………………………………………..5
1.1.2. Римские шрифты……………………………………………………...8
1.1.3. Готические шрифты…………………………………………………10
1.1.4. Славянские шрифты…………………………………………………13
1.1.5. Современные шрифты …………………………………………........17
1.1.6. Шрифт в оформлении печатных изданий…………………………..20
1.2. Средства художественно-образной выразительности шрифтов…………….24
1.2.1. Образность шрифтовых форм………………………………………24
1.2.2. Особенности композиции в шрифтовой графике……………….…26
1.2.3. Особенности восприятия шрифтовой графики………………….…31
1.2.4. Форма и контрформа в шрифте………………………………….….34
Глава 2. Развитие композиционного мышления учащихся средствами каллиграфии на занятиях дополнительного образования в художественной школе………………………………………………………………………...……...35
2.1. Методы обучения шрифтовой каллиграфической композиции в художественной школе……………………………………………………………..35
2.2. Теоретическое обоснование модели развития композиционного мышления учащихся средствами каллиграфии……………………………….…..43
2.3. Этапы развития композиционного мышления учащихся дополнительного образования в художественной школе средствами каллиграфии на примере Средней художественной школы при Шаньдунском университете искусств ………………………………………………………..................................49
Заключение…………………………………………………………………….…...56
Список использованных источников…………………………………………...58
Приложение А……………………………………………………………………....60
Приложение В…………………………………………………………………........65
Аккуратность: 1) мятая бумага; 2) подготовленные для работы материалы; 3) неряшливость при выполнении заданий.Уровень технического исполнения: 1) не получаются округлые (или иные) элементы, нарушение буквенного канала; 2) рисование, а не написание букв, нарушение пропорций букв, неточное определение роста букв по отношению к ширине пера; 3) нарушение пропорций букв, нарушение пластической структуры буквы. Композиционное мышление: 1) неудачная композиция листа; 2) слабость композиционного раствора; 3) нарушение пластической структуры письма.Рисунок 1. Уровень аккуратностьРисунок 2. Уровень технического исполненияРисунок 3. Уровень композиционного решенияРисунок 4. Результаты констатирующего экспериментаВ соответствии с ранее записанными наблюдениями и полученными данными родилась идея провести эксперимент, в ходе которого студенты не только улучшают навыки каллиграфического письма, но и проявляют свои природные наклонности и ранее полученные знания о композиции. Работа над композицией во время эксперимента должна формировать у учащихся понимание и размышления о том, как строится композиция.Цель констатирующего эксперимента: определить уровень понимания композиции каллиграфическими приемами у учащихся дополнительного образования в художественной школе.Задачи проверочного эксперимента: определить уровень понимания сформированной каллиграфической композиции. Выявляет уровень владения каллиграфическими средствами, намечает пути решения проблемы развития композиционного мышления.Для решения этих задач были подготовлены методические материалы, проведены беседы и наблюдения, а также был проведен анализ творческих работ учащихся. В исследовании участвовало 27 учеников изСредней школы при Шаньдунском университете искусств, возраст учащихся 7-10 лет. Результаты констатирующего эксперимента и анализ работ учащихся формирующего эксперимента сравнивались между собой. Понимание композиции учениками было низким. Особым требованием была точность работы – большинство учеников игнорировали этот момент. Не только организацию на листе композиции, но также неуважительное отношение к инструментам и материалам (бумага была мятой, карандаши ломались).На основании вышеизложенного, хотя невозможно полностью понять, как должна выполняться полная типовая конфигурация, можно сделать вывод, что они могут рассматривать конфигурацию, не обращая внимания на выполняемые задачи. Вообще говоря, работа неорганизованная и не важна, но сложность и трудность задачи интересуют студентов. В некоторых работах очевидно, что эти люди пытаются передать типичное чувство композиции и привести его в соответствующее состояние. Некоторые люди также хотят использовать цветные карандаши и маркеры для выполнения домашнего задания, чтобы повысить свой интерес к домашнему заданию. Дети знают, что писать двумя карандашами (самый простой тип) сложно. Студенты должны иметь скидку. Они часто чувствуют себя несчастными, когда выбирают неправильный угол для письма.Таким образом, можно сделать вывод, что уровень композиционного мышления находится на среднем уровне или ниже среднего.Формирующие задания были разработаны на основе разработанного критерия оценки.2.3 Этапы развития композиционного мышления учащихся дополнительного образования в художественной школе средствами каллиграфиина примере Средней художественной школы при Шаньдунском университете искусствРазвитие композиционного мышления делится на 3 этапа:1) определение уровня понимания композиционной структуры;2) обучение каллиграфическим средствам и их использованию в составлении шрифтов;3) построение финальной графической композиции.Почерк – показатель уровня сознания и духовных качеств человека. Основные инструменты, используемые в каллиграфии:- навыки управления при написании каллиграфической линии;- возможность видеть в списке и отметку, и картинку.Учащие, которые изначально проявляют интереск письму пером и тушью, поначалу очень впечатлены данным процессом. Только постоянные тренировки и практические занятия помогут овладеть пониманием единства рисунка и исполнения буквы, что является важным пониманием композиционной структуры рисунка. В этом случае требуется фантазия и аккуратность. К сожалению, одного академического часа в неделю в государственной школе недостаточно для изучения каллиграфии. Учащиеся, которые расширяют свои возможности и тренируются дома каждый день, совершенствуя искусство письма, добиваются большего успеха, чем их одноклассники, но количество учеников, которым нравится писать, составляет всего лишь 15-20% от всего класса. Это дает этим учащимся обширные знания в области каллиграфии и ее композиции и, таким образом, позволяет им добиться успеха в творческой сфере.Каждый ученик должен сам полностью контролировать процесс, а техника письма помогает ему развивать навыки в каллиграфии, такие как правильное положение рук, правильное позиционирование, правильное использование инструментов и прямое письмо. Каллиграфия ‒ это действенный метод обучения школьников самоконтролю, самоанализу, наблюдению, восприятию, копированию и, как следствие, импровизации. Ни один из школьных предметов не отвечает всем этим требованиям, а главное, процесс обучения должен носить добровольный характер, о чем часто забывают и учителя, и родители. Основная проблема, связанная с искусством письма ‒ однообразие, здесь нужно проявлять усидчивость, чтобы добиться успехов в обучении. В подростковом возрасте, занятия требующие монотонности исполнения, которая присутствует на уроках каллиграфии совсем не впечатляет учащихся.Этого можно избежать, проанализировав стиль написания разных шрифтов. Работая с подобранными шрифтами, можно разнообразить композиционные решения в надписях. Написание с использованием различных материалов и инструментов поддерживает интерес к каллиграфии, и постепенное изменение формы письма с помощью пера превращается в искусство. Для учащихся важным моментом в задании по каллиграфии является его постепенное усложнение. Не нужно сразу давать ученикам сложные задания, это может напрочь отбить всё желание дальнейшего обучения. Отношение ученика к работе важно, потому что по его работеможно узнать о его предпочтениях, которые онвыражает через графику. Использование всевозможных письменных принадлежностей окажется хорошим помощником длявыявления особенности письма ученика.На основании проведённогоисследования была поставлена цель формирующего эксперимента – формирование композиционного мышления учащихсясредствами каллиграфии. На начальном этапе разработки заданий была высказана гипотеза, что в процессе, изучения каллиграфии у учащихся развиваются композиционные навыки, которые приводят к развитию композиционного мышления в целом и будут эффективны при условии, что:‒ учащиеся развивают навыки композиции с помощью каллиграфии;‒ организация обучения студентов каллиграфии с развитием навыков рисования.– развитие познавательной деятельности у учащихся по средствам взаимодействия с учителем в режимных моментах. По результатам констатирующего эксперимента с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей был организован формирующий эксперимент, условно разделенный на два этапа. На первом этапе учащихся познакомили с каллиграфической композицией, ее значением и применением в мире изобразительного искусства, а также в мировой индустрии и дизайне. Второй этап – это разработка иллюстрации с использованием шрифтовой композиции по заданной теме.1 урок (вводный) «Каллиграфия».На первом урокес учащимися была проведена беседа для выявления знаний каллиграфии. Учащиеся прослушали лекцию для лучшего понимания и визуального представления о том, что такое каллиграфия, представлены работы по каллиграфии и их применение в изобразительном искусстве, промышленном, графическом дизайне и архитектуре. Формирующий эксперимент состоял из 6 уроков которые разделялись на 2 этапа: На первом этапе была предоставлена краткая историческая справка по истории создания шрифта и его правильного последовательного написанияВторой этап состоял из практической работы.Натретьемэтапешло проходило обсуждение ошибок и трудностей, с которыми столкнулись ученики.2 урок (формирующие) «Элементы шрифта»Таким образом, опыт тестирования показал, что овладение детьми каллиграфическими приемами недостаточно развито, и первым этапом формирования стало занятие по элементам шрифта. Ребята посмотрели презентацию, в которой были рассмотрены этапы и правила формирования графических элементов. В презентации также была указана терминология шрифтовой графики и говорилось о появлении ранних латинских шрифтов.Практические задания давались учащимся непросто, хотя, средиучеников были те, кто выполнял все задания без особых усилий. Первая задача проверочного эксперимента показала, что большая часть группы имеет поверхностные представления о каллиграфии. Даже демонстрация примеров презентации не позволяла учащимся понять, как строились композиции в примерах, а в работах учеников просматривалась явная невнимательность и не желание выполнять задания (Приложение В, таб. 3).Рисунок 5. Результаты формирующего этапа эксперимента3 урок (формирующие) «Каролингский минускул».Вторым заданием формирующего эксперимента было изучение «Каролингский минускул». Изучение написания «каролингского минускула» является фундаментальным в формировании графем этого шрифта. Самая простая геометрическая фигура – это «круг», а вертикальные и наклонные элементы образуются поворотом пера во время письма. Это облегчает учащимся освоение простых и сложных шрифтов. Усвоение новых знаний должно быть продуманным и целенаправленным, но при обучении в общеобразовательных школах основными проблемами являются слабая дисциплина, упорство и нежелание осваивать новое. Изучая каролингский шрифт, учащиеся были внимательны и сосредоточены, но недостаточно целеустремлены. Следующая задача уже была сложнее предыдущей. В помощь школьникам был показан фильм обискусстве каролингского строчногописьма. В практической части не все дети выполняли свою работу в одиночку; были среди них и те, с кем учитель исправлял ошибки индивидуально и помогал с правильным написанием. 4 урок (формирующие) «Каллиграфическая композиция».На 4-м этапе педагогического эксперимента перед школьниками стояла задача создать каллиграфическую композицию на листе. Ребятам было предложено несколько латинских букв (на выбор), каждый выбрал понравившийся шрифт, проанализировал его параметры и создал свой вариант каллиграфической композиции (имя и фамилия ученика). Многие ребята, уже имея опыт и знания прошлых практических занятий, сами подготовили инструменты, выбрали формат изображения.Можно сделать вывод, что процесс обучения и мышления идет в правильном направлении. Но всё же,использование правильной композиции каллиграфии не увенчалось должным успехом, особенно не могли справиться учащиеся с менее практичным домашним заданием, а частота выполнения упражнений сильно влияла нанавыки письма. Но написание собственного имени с помощью шрифтовой композиции учащиеся приняли с большим энтузиазмом.5 урок (формирующий) «Шрифт и изображение». Задачей для учеников было создание дополнительного изображения к уже созданному письму. Создание смысловой логики изображения и надписи становится невероятно важным на этом этапе построения изображения. И здесь следует отметитьединство стиля письма и смысла изображения. Стилистические характеристики шрифта должны анализироваться учащимся в условиях индивидуальной работы с учителем, только учитель способен акцентировать внимание учащихся на изучаемом объекте. Чем больше мозг ребенка усваивает характеристики выбранного шрифта, тем лучше он сможет передать их в свою графику и применить при выполнении иллюстративной части композиции. По настоянию воспитателя учащиеся должны были самостоятельно изучать, какие атрибуты должны использоваться по заданной теме, будь то тема космоса или морская.6 урок (формирующий) «Орнаментальные элементы в каллиграфической композиции» В этом задании перед учениками стояла задача дополнить композицию орнаментальными элементами зооморфных мотивов. Орнаментальные элементы были двух вариантов: первый предназначался для дополнения композиции шрифта в соответствии со стилем шрифта, а второй ‒ как украшение в оформлении иллюстрации в целом. Была проведена беседа-опрос, в ходе которой была рассмотрена история происхождения и назначения декоративных элементов. В целом работа ученикам показалась интересной. Многие даже захотели создать композицию в цвете. Заключительный этап учебного эксперимента– этап контроля и сравнения. Проведен сравнительный анализ творческой работы учащихся. Уровень контроля позволил выявить эти низкие, средние и высокие показатели. Критерий «аккуратность» перерос в общие показатели, что только 8 учащихся не обращали внимания на этот критерий и 19 учеников усвоили его на должном уровне. Критерий «уровень технического исполнения» также повысился на 3 ученика, не владеющих техникой исполнения, 24 ученика успешно осваивают и улучшают, техническое исполнение каллиграфии. Композиционное решение также продемонстрировано испытуемыми выше поставленного эксперимента.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенные исследования подтвердили гипотезу и позволили сделать следующие выводы.Результаты практического анализа позволяют предположить, что проблема развития композиционного мышления у учащихся7-12 лет в настоящее время определяется как актуальная.Композиционное мышление несомненно развивается в процессе творческой практической деятельности на уроках каллиграфии. Учащиеся лучше всего понимают правила и приемы композиции, установленные на практических занятиях. Это приводит к продумыванию композиции и является признаком формирования композиционного мышления. Многие психологи и учителя изучали проблему развития мышления. В соответствии с поставленной целью и гипотезой был проведен эксперимент, цель которого – продемонстрировать уровень композиционного мышления учащихся дополнительного образования художественной школы. Развитие композиционного мышления через каллиграфию позволяет создавать новые композиционные решения, но с точки зрения функциональности. Ученики узнают, что композиция является универсальным компонентом не только изобразительного искусства, но и имеет прикладной характер в окружающем мире. Процесс формирования мышления у детей на протяжении многих лет внимательно изучается психологами, педагогами и художниками. Согласно поставленной цели и сформированной гипотезе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было определение содержания и условий проведения серии уроков, обеспечивающих развитие композиционного мышления учащихся дополнительного образования в учебном заведении художественной школы посредством изучения каллиграфии.В ходе констатирующего эксперимента использовались следующие показатели, по которым оценивалась практическая работа детей: введение нарисованных изображений, рисование, не написание букв, нарушение буквенного протока, нарушение пропорций букв, неточное определение роста букв по отношению к ширине пера; нанесение одним штрихом на несколько движений руки, неудачная композиция листа.Выявленный уровень развития композиционного мышления учащихся художественной школы показал, что большинство детей находится на низком уровне, но благодаря целенаправленной практической работе по развитию композиционного мышления у учащихся 15-18 лет возможно исправление знаний и навыки композиции, и, как следствие, развитие композиционного мышления. Согласно гипотезе эксперимента, сформировавшего программу, программа выполнялась в соответствии со следующими пунктами: 1) «Каллиграфия», 2) Элементы шрифта; 3) Каролингский минускул; 4) Каллиграфическая композиция; 5) Шрифт и изображение, 6) «Орнаментальные элементына зооморфные мотивы».Проведенная экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии композиционного мышления у учащихся художественной школы. Полученные данные позволяют утверждать, что проведенный формирующий эксперимент повысил уровень композиционного мышления учащихся дополнительного образования художественной школы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Андреева, В. А. История шрифтов: учебное пособие / В. А. Андреева. –Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. – 94 c.2. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. – 2002. – № 5. – с. 48. 3. Буронов, И. Ф. Краткий исторический очерк развития шрифта / И. Ф. Буронов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 878-880. 4. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Наука, 1988. – с. 51–77. 5. Каледина, Н. Б. Полиграфика: курс лекций для студентов специальностей 1-47 02 01 «Технология полиграфических производств», 1-47 01 01 «Издательское дело», 1-36 06 01 «Полиграфическое оборудование и системы обработки информации», 1-47 01 02 «Дизайн электронных и веб-изданий» / Каледина, Н. Б. – 2015. – 455 с. 6. Качесова, Л. В. Шрифт: учебное пособие / Л. В. Качесова. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2013. – 150 с. 7. Кашевский, П. А. Шрифты: учеб. пособие / П. А. Кашевский. – Минск: Літаратура і мастацтва, 2012. – 192 с. 8. Кашевский, П. А. Шрифтовая графика: учебное пособие / П. А. Кашевский. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 280 c. 9. Матросова, И. Г. Шрифт: учебное пособие для бакалавров / составители И. Г. Матросова, Е. Ю. Пунтус. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 146 c. 10. Нигматуллина, Л. М. История создания славянской системы письма / Л. М. Нигматуллина, А. А. Скуратова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – 606-610. 11. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики: учеб. пособие / П. А. Семченко. – Минск: Выш. школа, 1978. – 96 с.12. Таранов, Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов: монография / Н. Н. Таранов. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2010. – 179 c.13. Токарь, О. В. Классификация современных полиграфических шрифтов методами поиска латентных факторов / О. В. Токарь. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 12 (35). – Т. 1. – С. 58-61.14. Турбин, Г. А. Старославянский язык: учебное пособие / Г. А. Турбин, С. Г. Шулежкова. – 5-е изд., стереотипное. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2011. – с. 8–10.15. Филиппович, А. Ю. Компьютерные шрифты: виды, характеристики и технологии создания. Лекции по дисциплине «Искусство шрифта». – М. – 2012. – 12 с.16. Яманова Р. Р. Краткая история развития шрифта: учебное пособие / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. – 88 c.17. Карпеченко, Р. Шрифты в графическом оформлении печатной продукции. [электронный ресурс] – URL: http://mgraphics.ru/show_articles.php?act=read&aid=542 (дата обращения 5.02.2021). 18. Морозова Л. В., Мурин И. Н. Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта // Arctic Environmental Research. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskaya-spetsifika-vospriyatiya-pechatnogo-shrifta (дата обращения: 05.02.2021). 19. Психология восприятия шрифта [электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/turbo/stud.wiki/s/journalism/3c0a65625b2ad78a4c53b88421206d27_0.html (дата обращения 5.02.2021).20. Психология восприятия шрифтов [электронный ресурс] ‒ http://www.dejurka.ru/articless/font-psychology-influence-the-readers-mind/ (дата обращения 5.02.2021).21. Образность шрифта и шрифтовой композиции [электронный ресурс] – URL: https://poisk-ru.ru/s15130t11.html (дата обращения 5.02.2021).22. Основные оформления газеты // compuart.ru: [сайт]. URL: https://compuart.ru/article/15340 (дата обращения: 5.05.2021).23. Шрифты для обложек глянцевых журналов // zolin.digital: [сайт]. URL: https://zolin.digital/articles/shrifty-dlya-oblozhek-glyanczevyh-zhurnalov/ (дата обращения: 5.05.2021).24. Шрифт в печатных изданиях // www.kazedu.kz: [сайт]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/71255 (жата обращения: 8.05.2021).25. Лекция №5. Чёткость, ясность, простота графических форм шрифта, удобочитаемость. // poisk-ru.ru: [сайт]. URL: https://poisk-ru.ru/s15130t11.html (дата обращения: 6.05.2021). 26. История развития шрифта // https://www.press-book.ru: [сайт]. URL: https://www.press-book.ru/library/articles/502-font-history.html (дата обращения: 8.05.2021). 27. Русские шрифты начала 20 века // ik-ptz.ru: [сайт]. URL: https://ik-ptz.ru/exam-tests---2016-social-studies/russkie-shrifty-nachala-20-veka-vs-o-shriftah-istoriya-shrifty-zemli.html (дата обращения: 8.05.2021).28. Структурная типографика // awdee.ru: [сайт]. URL: https://awdee.ru/structural-typography/ (дата обращения: 8.05.2021).ПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 1. Греческое капитальное письмоРисунок 2. Римский маюскулРисунок 3. Римское капитальное квадратное письмо Рисунок 4. Капитальное рустическое письмоРисунок 5. Римский унциалРисунок 6. Каролингский минускулРисунок 7. Готический шрифтРисунок 8. Новокаролингский или гуманистический шрифтРисунок 9. Кириллица и глаголица (11 в.)Рисунок 10. СкорописьРисунок 11. Русская вязьРисунок 12. Гражданский шрифт Петра I Рисунок 13. Образцы современных шрифтов для логотиповРисунок 14. Шрифт в оформлении печатных изданийПРИЛОЖЕНИЕ ВТаблица 1Педагогическая модель развития композиционного мышления учащихся дополнительного образования в художественной школеТаблица 2Общие показатели развития композиционного мышления на уроке каллиграфии на время констатирующего экспериментаТаблица 3Общие показатели развития композиционного мышления на занятиях по каллиграфии на момент формирующего экспериментаТаблица 4Общие показатели развития композиционного мышления на занятиях по каллиграфии на момент контрольного этапа формирующего экспериментаТаблица 5Общие сравнительные показатели развития композиционного мышления средствами каллиграфии у учащихся художественной школы на момент сравнительного эксперимента
2. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. – 2002. – № 5. – с. 48.
3. Буронов, И. Ф. Краткий исторический очерк развития шрифта / И. Ф. Буронов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 878-880.
4. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Наука, 1988. – с. 51–77.
5. Каледина, Н. Б. Полиграфика: курс лекций для студентов специальностей 1-47 02 01 «Технология полиграфических производств», 1-47 01 01 «Издательское дело», 1-36 06 01 «Полиграфическое оборудование и системы обработки информации», 1-47 01 02 «Дизайн электронных и веб-изданий» / Каледина, Н. Б. – 2015. – 455 с.
6. Качесова, Л. В. Шрифт: учебное пособие / Л. В. Качесова. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2013. – 150 с.
7. Кашевский, П. А. Шрифты: учеб. пособие / П. А. Кашевский. – Минск: Літаратура і мастацтва, 2012. – 192 с.
8. Кашевский, П. А. Шрифтовая графика: учебное пособие / П. А. Кашевский. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 280 c.
9. Матросова, И. Г. Шрифт: учебное пособие для бакалавров / составители И. Г. Матросова, Е. Ю. Пунтус. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 146 c.
10. Нигматуллина, Л. М. История создания славянской системы письма / Л. М. Нигматуллина, А. А. Скуратова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – 606-610.
11. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики: учеб. пособие / П. А. Семченко. – Минск: Выш. школа, 1978. – 96 с.
12. Таранов, Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов: монография / Н. Н. Таранов. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2010. – 179 c.
13. Токарь, О. В. Классификация современных полиграфических шрифтов методами поиска латентных факторов / О. В. Токарь. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 12 (35). – Т. 1. – С. 58-61.
14. Турбин, Г. А. Старославянский язык: учебное пособие
/ Г. А. Турбин, С. Г. Шулежкова. – 5-е изд., стереотипное. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2011. – с. 8–10.
15. Филиппович, А. Ю. Компьютерные шрифты: виды, характеристики и технологии создания. Лекции по дисциплине «Искусство шрифта». – М. – 2012. – 12 с.
16. Яманова Р. Р. Краткая история развития шрифта: учебное пособие / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2018. – 88 c.
17. Карпеченко, Р. Шрифты в графическом оформлении печатной продукции. [электронный ресурс] – URL: http://mgraphics.ru/show_articles.php?act=read&aid=542 (дата обращения 5.02.2021).
18. Морозова Л. В., Мурин И. Н. Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта // Arctic Environmental Research. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskaya-spetsifika-vospriyatiya-pechatnogo-shrifta (дата обращения: 05.02.2021).
19. Психология восприятия шрифта [электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/turbo/stud.wiki/s/journalism/3c0a65625b2ad78a4c53b88421206d27_0.html (дата обращения 5.02.2021).
20. Психология восприятия шрифтов [электронный ресурс] - http://www.dejurka.ru/articless/font-psychology-influence-the-readers-mind/ (дата обращения 5.02.2021).
21. Образность шрифта и шрифтовой композиции [электронный ресурс] – URL: https://poisk-ru.ru/s15130t11.html (дата обращения 5.02.2021).
Вопрос-ответ:
Какова история развития шрифтовой композиции в художественной школе?
Шрифтовая композиция имеет долгую историю и развивается с древних времен. В художественной школе шрифты изучаются как важный фактор социокультурного развития общества. Эволюция шрифтовой композиции началась еще в Древней Греции и продолжается до наших дней.
Какие шрифты использовались в Древней Греции?
В Древней Греции использовались греческие шрифты. Они имели свою особенность и давали возможность создавать красивые и элегантные шрифтовые композиции. Греческие шрифты также были важным фактором в социокультурном развитии общества.
Какие шрифты использовались в Древнем Риме?
В Древнем Риме использовались римские шрифты. Они отличались своей классичностью и простотой форм. Шрифтовая композиция с использованием римских шрифтов была популярна и имела важное значение в культурном развитии того времени.
Какими шрифтами пользовались в эпоху готики?
В эпоху готики использовались готические шрифты. Они были характеризованы своей орнаментальностью и сложностью форм. Шрифтовая композиция с использованием готических шрифтов отражала дух того времени и являлась важной частью культурного развития.
Какие шрифты используются в современности?
В современности широко используются различные шрифты, от классических до современных. Среди них можно выделить такие шрифты, как серифные, безсерифные, каллиграфические и многие другие. Шрифтовая композиция в современности очень разнообразна и позволяет создавать уникальные и интересные дизайны.
Какая роль шрифтовой композиции в художественной школе?
Шрифтовая композиция играет важную роль в развитии художественных навыков у учеников художественной школы. Это помогает им развивать креативные и визуальные навыки, усваивать различные стили и техники шрифтовой композиции.
Какие стили шрифтов можно изучить на занятиях дополнительного образования?
На занятиях дополнительного образования в художественной школе ученики могут изучать различные стили шрифтов, начиная от древнегреческих и римских шрифтов, до готических и славянских шрифтов.
Каким образом развивалась шрифтовая композиция от Древней Греции до современности?
Шрифтовая композиция развивалась от Древней Греции до современности через изменение стилей и техник. От простых и симметричных древнегреческих шрифтов до более сложных и декоративных готических шрифтов, а затем к современным стилям, где используются различные шрифты и их сочетания для создания эффектных дизайнов.
Какие особенности имеют греческие шрифты?
Греческие шрифты отличаются своими простыми и симметричными формами. Это хорошо продуманные и узнаваемые символы, которые часто использовались в античном искусстве и архитектуре. Греческие шрифты имеют свою уникальную эстетику и могут придавать тексту особый характер.
Какие техники использовались при создании готических шрифтов?
При создании готических шрифтов использовались различные техники, такие как узоры и аркаеды. Эти шрифты были известны своей сложностью и продуманным декоративным оформлением. Они часто использовались в средневековой архитектуре и манускриптах.
Какие шрифты использовались на занятиях дополнительного образования в художественной школе?
На занятиях дополнительного образования в художественной школе использовались различные шрифты, включая греческий, римские, готические и славянские.