Теории Ч. Кули и Дж. Мида.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 28.03.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Основные положения теории «зеркального Я» и концепции первичных групп Чарльза Хортона Кули 5
2. Основные положения теории символического интеракционизма и социализации личности Джорджа Герберт Мид 8
Заключение 12
Список литературы 13
Фрагмент для ознакомления

В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.Стадия коллективных игр (Game) – человек принимает роли многих других. Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.Любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная социальная группа), которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид называет обобщенным другим. Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого. Это создает основу для мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает, что подумают люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, к которым принадлежит.Однако в обществе существует несколько обобщенных других. Естественно, не все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для пего гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим[3, с. 380].Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мидопределил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль.По мере взросления человек становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.ЗаключениеЧарльз Кули – американский социолог, социальный психолог, автор теории зеркального «Я». Чарльз Кули считал, что личность, со всеми присущими ей характеристиками, как «Я», возникает в процессе взаимодействий с различными первичными группами, членом которых он является. В результате межличностного общения формируется самосознание индивида на основе совокупности представлений индивида о том, что думают о нем другие, что думает о себе он сам, каким ему представляется его образ в сознании другого. В зависимости от преобладания того или иного аспекта, формируются те или иные личностные характеристики, складывается «чувство личной определенности» - «зеркальное Я». Однако Кули не учитывал активность личности. Кули отмечал, что личность развивается благодаря мнениям других людей. Он не установил механизм восприятия личностью оценок, которые сделаны другими людьми. Он не показал, как происходит социализация человека в группе. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Герберт Мид разработал теорию процесса восприятия человеком других личностей и развил теорию «обобщенного другого». Эта теория дополняет и развивает теорию зеркального «Я». Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что дает ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путем взаимодействия двух подсистем: «I»и «Me. «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определенные рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие и образует собственно личностное, интегральное «Я».«Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия с обществом.Список литературыБагадирова, С.К. Материалы к курсу «Психология личности»: учебное пособие : в 2-х ч / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. – Ч. 2. Раздел «Теории личности». – Москва :Директ-Медиа, 2014.— 172 с.Горшков Е.А. Социально-психологическая теория Ч. Х. Кули / Е.А. Горшков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. —2013. —№ 8. — С. 7-10.Кравченко, С. А. Социология в 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 584 с.Потапова К.И. У истоков символического интеракционизма: социальная психология ДЖ. Г. Мида / К.И. Потапова // Современные исследования социальных проблем. —2016. —№ 4-1 (28). —С. 77-88.Социология: учебное пособие / Э. Б. Авакова, А. Н. Асадов, М. А. Петров, К. А. Прозоровская. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петерб. государственного экономического университета, 2015. – 155 с.

1. Багадирова, С.К. Материалы к курсу «Психология личности»: учебное пособие : в 2-х ч / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. – Ч. 2. Раздел «Теории личности». – Москва : Директ-Медиа, 2014. — 172 с.
2. Горшков Е.А. Социально-психологическая теория Ч. Х. Кули / Е.А. Горшков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 8. — С. 7-10.
3. Кравченко, С. А. Социология в 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 584 с.
4. Потапова К.И. У истоков символического интеракционизма: социальная психология ДЖ. Г. Мида / К.И. Потапова // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 4-1 (28). — С. 77-88.
5. Социология: учебное пособие / Э. Б. Авакова, А. Н. Асадов, М. А. Петров, К. А. Прозоровская. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петерб. государственного экономического университета, 2015. – 155 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные положения теории зеркального Я?

Основные положения теории зеркального Я Кули заключаются в том, что индивидуальность формируется через взаимодействие с другими людьми. Человек воспринимает себя таким, каким его видят окружающие. Идентичность строится на основе ролей и символов, присущих определенной социальной группе.

Что такое первичные группы в теории Ч. Кули?

Первичные группы в теории Чарльза Кули - это близкие, неразделимые социальные группы, в которых индивиду развивается в детстве. Эти группы включают семью, друзей, близких родственников. В первичных группах устанавливаются эмоциональные связи, формируются ценности и нормы поведения.

Опишите основные положения теории символического интеракционизма.

Основные положения теории символического интеракционизма Мида заключаются в том, что взаимодействие между людьми основывается на символах и значениях, которые им придают. Личность формируется и развивается в процессе социализации, взаимодействуя социальными акторами и интерпретируя их реакции на свое поведение.

Как социализация личности связана с теорией символического интеракционизма?

Социализация личности, согласно теории символического интеракционизма, представляет собой процесс обучения и адаптации к социальным нормам и ценностям. Личность учится взаимодействовать с другими людьми и присваивать субъективные значения символам и знакам. Это происходит через непосредственное взаимодействие с другими людьми и их оценками и реакциями на поведение.

Какие еще идеи содержит теория зеркального Я и символического интеракционизма?

Теория зеркального Я Кули и символического интеракционизма Мида подчеркивают важность социальной конструкции реальности. Они утверждают, что индивидуальность и личность формируются в контексте социальной среды. Эти теории также указывают на то, что люди активно участвуют в создании и воспроизводстве социальных ролей и норм поведения.

Какие основные положения теории зеркального Я Ч. Кули?

Основные положения теории зеркального Я Ч. Кули заключаются в том, что человек формирует свое осознанное "Я" на основе отражения себя взглядами и ожиданиями других людей. Важную роль играет "зеркальное отражение", получаемое от ролей, которые человек играет в обществе. В процессе взаимодействия с другими людьми происходит формирование самосознания и самоидентификации.

Расскажите о концепции первичных групп Ч. Х. Кули.

Концепция первичных групп Чарльза Хортона Кули основывается на представлении о роли близких отношений и тесной социализации в формировании личности. Первичные группы, такие как семья, друзья и близкие коллеги, играют ключевую роль в развитии нашего самоидентификационного "Я". Они предоставляют нам модели поведения, ценностей и норм, которые мы впитываем и воплощаем в своей жизни.

Какие основные положения теории символического интеракционизма и социализации личности Дж. Х. Мид?

Основные положения теории символического интеракционизма и социализации личности Джорджа Герберта Мида заключаются в том, что взаимодействие между людьми основывается на символах и знаках, которые придают смысл общению. Через этот процесс социализации происходит формирование личности, где индивидуум учится толковать эти символы и принимать социальные роли. Личность активно участвует в создании и поддержании социальной реальности.

Чем отличаются игры человека от игр животных?

В отличие от животных, которые могут также играть, человеческий ребенок начинает в играх воспроизводить различные социальные роли, изображая разных людей. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать со своим окружением, использовать языковые и невербальные средства коммуникации, а также осваивает нормы и ценности своей культуры. Это помогает ему развивать свою личность и готовиться к взрослой жизни.

Какие основные положения теории зеркального Я и концепции первичных групп Ч. Кули?

Основные положения теории зеркального Я и концепции первичных групп Ч. Кули заключаются в том, что зеркальное Я формируется через взаимодействие с другими людьми и является результатом отражения мнений и оценок окружающих. Первичные группы, в которых мы воспитываемся и социализируемся, играют важную роль в формировании нашего зеркального Я.

Какие основные положения теории символического интеракционизма и социализации личности Дж. Мид?

Основные положения теории символического интеракционизма и социализации личности Дж. Мид заключаются в том, что индивидуальность и личность формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Взаимодействие базируется на символическом обмене, где люди придает определенные значения символам и используют их в коммуникации. Социализация личности происходит через усвоение общепринятых социальных норм и правил взаимодействия.

Что делает ребенок, подрастая, в играх?

Подрастая, ребенок начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли и изображать разных людей, таких как мать, учитель, продавец, военный и т.д. В процессе этих игр ребенок развивает социальное воображение и учится адаптироваться к разным ролям и ситуациям.