Разработка учебного курса для учащихся средней школы в области декоративной композиции
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 24.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. «ДРАКОНОВЫЙ ОРНАМЕНТ» В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ………………………………………...4
1.1. Истоки происхождения образа дракона в культуре Китая………………
1.2. Китайский дракон Лун как символ китайской традиционной культуры..11
1.3. Художественное воплощение образа дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая………………………………………………………………….16
1.4. Интерпретация и изображение дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ………………………………………………………………….30
2.1. Методика преподавания орнаментальных композиций………………....30
2.2. Учебная программа по учебному предмету «Композиция декоративная. Мотив дракона» для учащихся средней школы……………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………50
Приложение 1 Драконовый орнамент в декоративно-прикладном искусстве Китая……………………………………………………………………………...54
Приложение 2 Учебная программа по учебному предмету «Композиция декоративная. Мотив дракона» для учащихся средней школы……………….57
Материал: цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.Промежуточная аттестация: просмотр.Тема 2. Образ дракона, выполненный в технике мозаика из ячной скорлупы и подручных материаловЗадача: Используя готовый трафарет составить рисунок из маленьких частей.Материал: формат А-4 с изображением дракона, цветная скорлупа, клей ПВА, пинцет или зубочистка, кисточка для клея, лак.Самостоятельная работа: подготовить яичную скорлупу разных цветов, пуговицы, бисер, камни.Промежуточная аттестация: просмотр.Слайд IXРаздел 2. «Декоративная, графическая композиция: Мир Дракона».Тема 1. Изображение дракона с помощью геометрических фигурЗадача: Изображение дракона, собранного из геометрических фигур в чёрно-белом изображении, использование трех тональностей.Материал: формат 10*10 см., бумага, ластик, графитный карандаш, тушь, перо.Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением дракона.Промежуточная аттестация: просмотр.Тема 2. Изображение дракона с помощью техники шрифтовой композицииЗадача: изобразить драконас помощью букв и чисел.Материал: Бумага А-4, графитный карандаш, линер, ластик.Слайд XТема 3. Изображение дракона с помощью каллиграфииЗадача: с помощью иероглифов изобразить дракона.Материал: формат А-4, графитный карандаш, линер, ластик.Самостоятельная работа: изучение материала об эволюции драконовых персонажей и форме письма.Контрольный урок: просмотр.Учебно-методическое обеспечение учебного предметаМетоды обучения1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); теоретические (теория композиции, анализ произведений декоративного искусства);2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);4. исследовательские (исследование свойств бумаги, линера, тонированной бумаги, а также возможностей других материалов).Слайд XIПрограмма предлагает следующую схему проведения занятий:1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в декоративной композиции;2. Освоение приемов работы в различных техниках, предусмотренных для работы на декоративной композиции;3. Выполнение учебного задания.Итогом каждой пройденной темы становится учебно-творческая работа обучающегося.Средства обучения- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски.Выводы:Содержание учебного предмета «Композиция декоративная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их творческого мышления; включает теоретическую и практическую части.Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год освоения программы дети получают знания о многообразии декоративного искусства, а также умения работать в различных техниках декоративного творчества.Содержание программы направлено на серьёзное изучение законов декоративной композиции.Упражнения помогают осваивать принципы декоративной композиции, развивая декоративное мышление, и отражены как промежуточные стадии от эскиза к готовой работе.Благодарю з внимание!
2. Большакова, С. В. Практикум в декоративно-прикладном искусстве: графические технологии. Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Практикум в декоративно-прикладном искусстве», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Декоративно-прикладное искусство и дизайн) / С. В. Большакова. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. – 101 c.
3. Бянь Цзылун. «Драконовый орнамент» ‒ художественное воплощение образа дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая. 2016 (23), С. 113-120.
4. Ван Даю. Истоки культуры Дракона и Феникса. Пекин: Изд-во «Современная экономика Китая», 2008. (на китайском языке).
5. Герчук, Ю. Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа // Под ред. Ю. Я. Герчук – М., 2013. – с. 236.
6. Голь Н. М. Драконы – великие и ужасные / Н. В. Голь, Е. М. Лестр, М. Л. Меньшикова – СПб.: Арка, 2010. – 120 с.
7. Дун Гуанцзе. Потомки дракона и дух дракона – Всматриваясь в культурные традиции Китая. Пекин: Изд-во «Китайский текстиль», 2001. (на китайском языке).
8. Жэнь Чэн. Народные тотемы и табу. Пекин: Изд-во «Китайское общество», 2006.
9. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», «ТРИАДА», 2004. – 960 с.
10. Лю С. Луншилунюань. Книга третья. Дракон - культура - Китай/С. Лю. – Пекин, 2011. – 402 с.
11. Лю Чжисюн, Ян Цзинжун. Дракон и китайская культура. Изд-во: Жень мень, 1992.
12. Нин Егао, Ся Гочжэнь. Беседы о китайской культуре благих предзнаменований. Пекин: Изд-во Центрального университета национальностей, 1999.
13. Пан Цзинь. Образ дракона в китайской литературе. Изд-во: Чун Цинн, 2008.
Пан Цзинь. Чжунго сянжуй: Лун (Хорошие приметы Китая: Дракон). Сиань: Шэньси жэньмин чубаньшэ, 2012. – C. 21
14. Смекалов, И. В. Декоративное начало в учебной живописи дизайнеров: учебно-методическое пособие / И. В. Смекалов, С. Г. Шлеюк. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. – 101 c.
15. Смекалов, И. В. Декоративное начало в учебной живописи дизайнеров: учебно-методическое пособие для СПО / И. В. Смекалов, С. Г. Шлеюк. – Саратов: Профобразование, 2020. – 101 c.
16. Ткаченко, А. В. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 54.03.02 (072600.62) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. – 56 c.
17. Трофимова, С. М. Китайский дракон Лун как символ китайской традиционной культуры / С. М. Трофимова, Чанцзюань Цзя. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1389-1392.
18. У Чэнъэнь. Путешествие на Запад. Изд-во: Жень мень, 2007 — 吴承恩. 西游记. 人民文学出版社. 2007年.
19. Храмова, М. В. Декоративные приёмы и техники исполнения в графических композициях: учебное пособие / М. В. Храмова. – Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2019. – 100 c.
20. Ши Синбан. «Рыба» как исходный элемент и первообраз китайского дракона – Исследование истоков и эволюции китайского дракона на основе археологических материалов) // Пуян чжие цзишу сюэюань сюэбао: науч. вестник проф.-тех. училища г. Пуян: электрон. версия журнала. 2011. № 3.
21. Чжан Сяохэн. Таинственная литература дракона. Изд-во: Си Ван, 2007.
22.Цзя Хунъэнь. Нэй Мэнгу Вэннютэ ци Саньсинтала цунь фасянь юйлун (Нефритовый дракон был обнаружен в поселении Саньсинтала хошуна Вэннютэ Внутренней Монголии) // Вэньу (Памятники материальной культуры). Пекин, 1984. № 6. С. 10.
23. Цзянь Вэньчжун. Фамилии всех семей. Изд-во: Цзян Су Вэнь и – 钱文忠.百家姓. 江苏文艺出版社. 2013年.
24. Ян Цзинжун, Лю Чжисюн. Указ. соч. C. 28.
25. Королева А. С., Валеев Рам. М. Интерпретация образа дракона в системе декоративно- прикладного искусства и быта Китая // Вестник КазГУКИ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-obraza-drakona-v-sisteme-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-byta-kitaya (дата обращения: 02.02.2021).
26. Лупандина Е. А., Бражникова В. В. Обучение учащихся изображению орнаментальных композиций на уроках изобразительного искусства // Журнал Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41519082 (дата обращения 10.02.2021).
27. Облачный дракон [электронный ресурс] – URL: https://igreina.ucoz.ru/forum/17-62-1 (дата обращения 2.02.2021).
28. Ступникова Валерия Владимировна К вопросу о происхождении образа китайского дракона // Вестник ВятГУ. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proishozhdenii-obraza-kitayskogo-drakona (дата обращения: 17.02.2021).
29. Филипповский В. С., Бирюков Н. Г. Символическое значение образа дракона в китайской мифологии // StudNet. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-znachenie-obraza-drakona-v-kitayskoy-mifologii (дата обращения: 02.02.2021).
Вопрос-ответ:
Какие истоки происхождения образа дракона в культуре Китая?
Образ дракона в культуре Китая имеет древние истоки и связан с мифологией и легендами народа. Согласно мифологии, дракон почитается как символ силы, мудрости, благополучия и долголетия. Он считается духовным существом и имеет особое значение в китайской философии.
Как дракон символизируется в китайской традиционной культуре?
В китайской традиционной культуре дракон считается символом счастья, мощи и добра. Он является одним из самых важных символов в Китае и широко использовался в различных сферах жизни китайского народа, включая искусство, ремесла, архитектуру и одежду.
Как образ дракона был воплощен в декоративно-прикладном искусстве Китая?
Образ дракона был воплощен в декоративно-прикладном искусстве Китая с помощью различных материалов и техник. Этот образ находит свое отражение в росписи керамической посуды, вышивке, резьбе по дереву и камню, расписных веерах и других предметах быта.
Какова интерпретация и изображение дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая?
Интерпретация и изображение дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая разнообразны. Дракон может быть изображен в виде узоров, росписей и рельефных элементов на различных предметах: вазах, фигурках, украшениях. Он часто представлен в динамичных позах, символизирующих его силу и энергию.
Что означает дракон Лун в китайской традиционной культуре?
Дракон Лун имеет особое значение в китайской традиционной культуре. Он символизирует молодость, силу, благосостояние и защиту. Верование в дракона Луна тесно связано с китайской мифологией и мастерством изготовления зеркал в форме дракона, которые использовались для отражения и привлечения силы Луны.
Какие истоки происхождения образа дракона в культуре Китая?
Образ дракона имеет древние корни в китайской культуре. Он связан с мифологией, верованиями и историческими событиями. Древние китайцы видели дракона как символ силы, власти и счастья. Его образ часто используется в искусстве и национальных праздниках.
Что символизирует китайский дракон Лун?
Китайский дракон Лун является одним из наиболее известных символов китайской традиционной культуры. Он символизирует величие, длительность жизни, благополучие и мудрость. Также он ассоциируется с императорской властью и прославленными лидерами.
Как образ дракона воплощается в декоративно-прикладном искусстве Китая?
Образ дракона найден в различных видах декоративно-прикладного искусства Китая. Он может быть изображен на керамике, лаковых изделиях, текстиле и прочих предметах. Дракон обычно изображается в динамичных и изящных позах, символизируя его мощь и энергию.
Как интерпретируется и изображается дракон в декоративно-прикладном искусстве Китая?
Интерпретация и изображение дракона в декоративно-прикладном искусстве Китая может варьироваться в зависимости от региона и периода. Он может быть представлен в форме узоров, резьбы или живописи. Обычно дракон изображается с чешуей, гривой, рогами и любимым пятном на голове. Его изображение может также иметь символическое значение, например, соединение неба и земли или противоположность Yin и Yang.