Специфические особенности произносительной стороны речи у ребёнка с дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 11.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Понятие произносительной стороны речи в современной науке 6
1.2. Дизартрия как нарушение речи: сущность, причины и основные проявления 13
1.3. Специфические особенности нарушения произносительной стороны у детей со стертой дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

13 классов слов по А.К. Марковой 1 кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА) 2 кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО) 3 кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ) 4 кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ) 5 кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА) 6 кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ) 7 кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН) 8 кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ) 9 кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК) 10 кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА) 11 кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК) 12 кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА) 13 кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА) Инструкция 1: «Повтори за мной слова». Инструкция 2: «Назови эти картинки», снеговик гвозди пуговица гости мозаика кузнецы пастух Мимоза цветы уксус незабудка птенцы ' спутник заноза цветник мосты гнездо ученица Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур. 5. Обследование возможности произнесения звука в предложении Инструкция 1: «Повтори за мной предложения». На суку спит сова. У Сони новый самокат. В саду сухой песок. Сегодня дома вся семья. На скамейке сидит Саня. Зина запускает змея. Зоя ест изюм. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Цапля - это птица. У всех птиц есть птенцы. Птицы едят гусениц. В саду цветет акация. Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения их значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка. 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают. Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении. Инструкция 2: «Составь предложение по картинке». Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем (в нашем примере это группа свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]). В саду цветут цветы. Собака сидит на цепи. Сова сидит в гнезде. На скамейке сидит заяц. Собака ест из миски. Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении. Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом». Кто сидит в будке? (собака) Что делает певица? (поет песню) На чем катаются дети зимой? (на санках) Как назвать детенышей птиц? (птенцы) Что стоит в вазе? (цветы) Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт) Что такое незабудка? (цветок) Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях: 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.2.2. Анализ результатов исследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартриейИсследование просодикиПоособенностямвосприятияритмадетиэкспериментальнойгруппыпоказализатруднениявсоотнесенииритмаскарточками,имтруднобылососредоточитьвниманиеназвуках,запомнитьивоспринятьих.Врезультате,детисдизартриейсмоглинабратьлишь63%отмаксимума,предусмотреннымданнымтестом.Основныенедостаткивихтемповомвосприятиипроявилисьвнеспособностизапомнитьслишкомсложнуюритмовуюструктуруилипосчитатьих(5-6ударов)иливерносоотнестискарточкой(детичастопростопуталиобозначениягромкихитихихударов).Рисунок1.Результатыисследованияпроизносительнойстороныречиврамкахисследования(констатирующийэтаписследования)Удетейсдизартриейбыливыявленызначительныезатруднениясвоспроизведениемритма,врезультатечегоонисмоглинабратьлишьполовинуотмаксимальновозможныхбаллов.Тяжелейвсегоимбыловоспроизвестиколичествоударовивременнойинтервалмеждуними,зачастуюонивсепостукиваниедавалисодинаковыминтерваловвнезависимостиотмодельногопостукивания,данногодлявоспроизведения.Согласнорезультатам,детисдизартриейгораздолучшевоспринимаютинтонацию,нежеливоспроизводятее(воспроизведение30%,восприятие37.5%отмаксимальногочислабаллов).Тотфакт,чтодетямсдизартриейвосприятиедаетсялучше,нежеливоспроизведение,чтосвязанонепосредственносихречевойнеполноценностью.Свосприятиемивоспроизведениемлогическогоударенияудетейсдизартриейбыливыявленызначительныепроблемы.Восприятиелогическогобылодовольнонизкимпосравнениюспредыдущимитестами. Артем П. не мог корректно поставить логическое ударение, а также не воспринимал и не воспроизводил верно предоставляемые образцы..Для Маргариты В. воспроизведениелогическогоударенияоказалосьболеесложнойзадачей, она справилась с заданием лишь на треть.Иван А. Хорошо воспринимал логическое ударение, но попытки воспроизведения логического ударения не увенчались успехом. Этотакжеможетбытьобъясненоснижениемкоммуникативнойфункцииречиудетейсдизартрией.Онипоказалисебяменееэкспрессивными,ихтонпривоспроизведенииинтонациибылровным,монотонным,безэмоциональнойокраски,имтруднобылоуловитьиэмоциональнуюокраскуввосприятииинтонации.Относительномодуляцийголосапосилеивысоте.Испытуемые не справилисьсразличениеммодуляцийпосилеивысоте.Напервомэтапе,приначальномпрослушиванииИван А. и Маргарита В. немоглиразобраться,нокогдапонялисутьлегкостравилиськакввосприятиисилы,такиввосприятиивысотыголоса.Детиэкспериментальнойгруппылегчевоспринималивысотуголоса,чемсилу.Онислышалисходнуюструктурузвукаивоспринималиегонезависимоотгромкости(едетпоездилилетитсамолет),онивоспринималисамзвук,нонеегосилу.Именнопоэтомувтестеповосприятиюсилыголосадетисдизартриейнабралилишь18%отмаксимумабаллов,чтозначительноменьше,чемвпредыдущихтестах.СвоспроизведениемтембраМаргарита В. и Артем П.справиласьхорошо,авосприятиетембрадалосьнамногосложнее.Иван А. воспринимал тембр лучше остальных. Примечательным стало то, что чтообследованиетемпо-ритмическойструктуры у всех троих испытуемыхпоказалодостаточновысокиерезультаты.ИсследованиезвукопроизношенияВисследованиивозможностиизолированногопроизнесениязвукаМаргарита В. и Иван А.немогливерновоспроизвестивсезвуки.Лучшевсегоимудалосьпроизноситьсизбезсмягчения.Артем П. и Маргарита В.звук[ц]всловепропускаютилизаменяютна[с].Максимальнаяоценкавданномтестесоставила2балладлямальчика,которыйунегонаблюдалосьискажение3-хзвуков,чтопроявлялосьвзамене[с]на[з],пропускание[з]всловах,непосредственноегосодержащих,пропусканиявсловах[ц],особенноеслисловоснееначинается.Таблица 4. Результаты исследования звукопроизношения у испытуемых с дизартриейИспытуемыйСвистящиеШипящиеСонорныеАртем П.C c',зз',ц.Ш, Ж, Ч, Щ.Маргарита В.C c',зз',ц.р р' лИван А.C c',зз',ц.Ш, Ж, Ч, Щ.р р' лТаким образом, согласно данным, представленным в Табл.4., у двоих детей имеются нарушения двух видов звуков, у Ивана А. нарушены все три вида звуков.Висследованиивозможностипроизнесениязвукавсловахвразныхпозицияхпоотношениюкначалу,концу,серединесловамывыявили,чторезультатыдостаточнонеоднороднывсоответствиисиндивидуальнойструктуройнарушенияукаждогоребенка.Еслиобобщать,тонаибольшеечислоошибоксовершаетсявначалеслова(около70%),такжедлядетейпроблематичноепроизношениесвистящихвконцеслова.Примечательното,чтовсе испытуемые иногдасовершаютошибкиивначале,ивконцесразу,еслисловоимееттакоестроение(кпримеру,заказ,заецидр.)Такимобразом,детиискажаютнеменее3-хзвуковвразныхпозицияхсловавзависимостиотиндивидуальныхречевыхкачеств.Свистящиезвукизаменяютсянамежзубные,либонашипящие.Средиаффрикатнаиболеечастострадаетпроизношениезвука[ц]-двоедетей,азвук[ч]одинребенок.Твердыезвукиудетейнарушаютсячаще,чеммягкие.Звонкиеиглухиепарызвуковнарушеныодинаково.Нарушениязвука[ш]наблюдаютсяудвоихдетей,звука[щ]–у двоих,звука[ж]–у одного. Шипящиезвукизаменяютсянасвистящиезвуки.Сонорныезвукичащеотсутствуют,либозаменяютсянаболеелегкие.Изобследованиясонорныхзвуков,мывидим,чтонарушениязвука[р]присущидвоимдетям,звука[р’]–одномуребенку,звука[л]двоимдетям,звука[л’]–одномуребенку.Такжестрадаютзаднеязычныезвуки:[г],[г’],[к],[к’],[х],[х’].Такжеудетейнаблюдаютсяамимичность,слабостьмимическоймускулатурыимышечноготонуса.Характерныгиперкинезы,спастичность,паретичность.Наблюдаетсянечеткостьдвижений,быстраяутомляемостьмышцартикуляционногоаппарата.Висследованиивозможностипроизнесениязвукавсловахразнойслоговойструктурыбылиотмеченысходныетенденции.Наиболеетруднодетямбылопроизноситьтрехсложныеслова,атакжесловасостечениемсогласных.Этопроявлялосьвупусканииокончаний,согласныхзвуковнастечениях.Четырехсложныесловадетипыталисьпроизнестикакдваотдельныхслова.Детивданномисследованиипреимущественнополучили2балла,чтоозначаетнарушениепроизношений2-х–3-хзвуков.Нулевыхрезультатовпродемонстрированонебыло.Рисунок2.Результатыисследованиязвукопроизношенияудетейсдизартрией.Исследованиеизолированногопроизношенияпоказало,чтоу испытуемых имеютсявсеотмеченныевышепроблемы.Примечательнымсталото,чтовнесколькихслучаях,ребеноквначаленепроизносящийзилискконцупредложенияпроизносилэтотзвук.Этоповторилосьнеединожды.Еслитакомуребенкупредложитьпроизнестиследомэтопредложениеещераз,онсможетпроизнестиегобезошибок.Данныйфактявляетсяинтереснымвпланесозданиякоррекционныхупражненийнаданнойоснове.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке проблема дизартрии рассматривается в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Критериями сформированности просодичного компонента речи у детей старшего дошкольного возраста является самостоятельность, результативность и правильность выполнения заданий эксперимента.Базовыми показателями просодичного компонента речи определены: темповую организацию речи, эмоционально-тембровую окраску, ритмичную способность, логическое ударение, мелодическоеоформление фразы.Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №194 г.Иваново.Цель исследования -выявить специфические особенности произносительной стороны речи у ребёнка с дизартрией.На первом этапе осуществлялось изучение литературных источников и подбор методических материалов.На втором этапе (с декабря 2020 года по февраль 2021 года) была проведена диагностика для выявления особенностей речевого развития испытуемых. В эксперименте участвовало 3 детей (6 лет) с дизартрией, длительность эксперимента составила 1 месяц. На третьем этапе (с февраля по март 2021 года), была проведена обработка данных, и написание курсовой работы.Исследование проводилось по методике Артемовой Е. Э. (просодика) и Е.Ф. Архиповой (звукопроизношение). Итак,мыопытнымпутемвыявили,чтонаиболеераспространеннымнарушениемявляетсядефектпроизношениясвистящихишипящихзвуков.Достаточночастоотмечаютсябоковыепризвуки,межзубноепроизношение.Детиструдомпроизносятсловасложнойслоговойструктуры.Возможныслучаи,когдаприуменииправильнопроизноситьизолированныефонемынаблюдаетсяихопусканиявсловах,упрощенияпроизношениясложныхпоартикуляционнымипризнакамислов,искажениеслов.Возможнытакжеизменениямеждусложнымипоартикуляциифонемами(сходнымипозвучанию,нопротивоположнымипоместуилиспособуобразования),чтоуказываетнаналичиенетольконарушениймоторногохарактера,ноивторичногонедоразвитияфонематическихпроцессов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнтипова А.М. Интонационная структура восклицательных предложений и ее взаимодействие с их лексико-грамматической структурой: Автореф. Дисс. Канд.филол. наук / МГГТИИЯ им. М. Тореза. М, 1965. - 25с.           Артемов В.А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196-213.Бадалян Л.А. Невропатология. - М., 1987.           Артемов В.А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетики и психологии речи. - М., 1986. - С. 3 - 12.           Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / Артемова Ева Эдуардовна. - М., 2005. - 156 с.           Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период: Книга для логопеда. - М., 1989.- 241 с.       Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / - М .: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.Архипова Л.Е. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование: Автореф.дисс .... канд.психол.наук. - М., 1976. - 15 с.    Асланова С.Р. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Корекционная педагогика" / Асланова Сабина Рамиз кызы. - М., 2001. - 140 с.    Бадалян Л.О. Детская неврология. - М .: Наука, 1984. - 576 с.       Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / Александр Николаевич Гвоздев. - М .: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.       Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.       Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.       Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Жулина Е.В., Рожкова Н.М.Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 25.02.2021).Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз,  2000. – 186 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников  (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 560с.Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.Соботович Е.Ф., ЧернопольскаяА.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики: Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 208-213.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипова А.М. Интонационная структура восклицательных предложений и ее взаимодействие с их лексико-грамматической структурой: Автореф. Дисс. Канд.филол. наук / МГГТИИЯ им. М. Тореза. М, 1965. - 25с.
2. Артемов В.А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196-213.Бадалян Л.А. Невропатология. - М., 1987.
3. Артемов В.А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетики и психологии речи. - М., 1986. - С. 3 - 12.
4. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / Артемова Ева Эдуардовна. - М., 2005. - 156 с.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период: Книга для логопеда. - М., 1989.- 241 с.
6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / - М .: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
7. Архипова Л.Е. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование: Автореф.дисс .... канд.психол.наук. - М., 1976. - 15 с.
8. Асланова С.Р. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Корекционная педагогика" / Асланова Сабина Рамиз кызы. - М., 2001. - 140 с.
9. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М .: Наука, 1984. - 576 с.
10. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / Александр Николаевич Гвоздев. - М .: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
14. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.
15. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.
16. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Жулина Е.В., Рожкова Н.М. Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 25.02.2021).
19. Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
20. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
21. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
24. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 560с.
25. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
26. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
27. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
28. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
29. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики: Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 208-213.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
32. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой дизартрия?

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, которое может проявляться в различных формах и причинах.

Какие основные проявления дизартрии у детей?

Дизартрия может проявляться в слабом контроле над артикуляторными органами, затрудненном произношении отдельных звуков и звукосочетаний, нарушении ритма и интонации речи и других аспектах произношения.

Какие специфические особенности произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдается более легкая форма нарушения, которая может проявляться в некоторой неразвитости артикуляторных органов и затрудненном произношении отдельных звуков и звукосочетаний.

Что означает понятие "произносительная сторона речи" в современной науке?

Произносительная сторона речи включает в себя механические и акустические процессы, связанные с формированием и воспроизведением звуков речи. Это важный аспект речи, который может быть нарушен у детей с дизартрией.

Какие современные аспекты изучают проблему нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?

Современные исследования в этой области занимаются изучением причин дизартрии, диагностикой и классификацией этого нарушения, разработкой терапевтических методик и оценкой их эффективности.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, которое проявляется в неправильном контроле над артикуляционными органами и затруднении произношения звуков и звукосочетаний.

Какие специфические особенности есть у детей с дизартрией?

У детей с дизартрией наблюдается ослабление и ограничение движения артикуляционных органов, затруднение формирования и артикуляции звуков, а также снижение скорости и ритмичности речи.

Какие основные причины возникновения дизартрии?

Возникновение дизартрии может быть обусловлено различными причинами, такими как поражения центральной нервной системы, мышечные заболевания, нарушения структуры речевого аппарата и другие факторы.

Каким образом дизартрия влияет на произносительную сторону речи?

Дизартрия приводит к нарушению произношения звуков и звукосочетаний, затрудняет понимание речи, снижает качество и понятность высказывания, а также влияет на скорость и ритм речи.

Какие современные аспекты изучают проблему нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?

Современные исследования в области дизартрии направлены на выявление основных причин и механизмов нарушений, разработку эффективных методов коррекции и реабилитации, а также на изучение психологических и социальных аспектов данного заболевания.

Что такое произносительная сторона речи?

Произносительная сторона речи - это аспект речевых навыков, отвечающий за произношение звуков и умение формировать правильную артикуляцию.