Специфические особенности произносительной стороны речи у ребёнка с дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 11.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Понятие произносительной стороны речи в современной науке 6
1.2. Дизартрия как нарушение речи: сущность, причины и основные проявления 13
1.3. Специфические особенности нарушения произносительной стороны у детей со стертой дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
13 классов слов по А.К. Марковой 1 кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА) 2 кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО) 3 кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ) 4 кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ) 5 кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА) 6 кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ) 7 кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН) 8 кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ) 9 кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК) 10 кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА) 11 кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК) 12 кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА) 13 кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА) Инструкция 1: «Повтори за мной слова». Инструкция 2: «Назови эти картинки», снеговик гвозди пуговица гости мозаика кузнецы пастух Мимоза цветы уксус незабудка птенцы ' спутник заноза цветник мосты гнездо ученица Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур. 5. Обследование возможности произнесения звука в предложении Инструкция 1: «Повтори за мной предложения». На суку спит сова. У Сони новый самокат. В саду сухой песок. Сегодня дома вся семья. На скамейке сидит Саня. Зина запускает змея. Зоя ест изюм. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Цапля - это птица. У всех птиц есть птенцы. Птицы едят гусениц. В саду цветет акация. Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения их значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка. 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают. Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении. Инструкция 2: «Составь предложение по картинке». Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем (в нашем примере это группа свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]). В саду цветут цветы. Собака сидит на цепи. Сова сидит в гнезде. На скамейке сидит заяц. Собака ест из миски. Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении. Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом». Кто сидит в будке? (собака) Что делает певица? (поет песню) На чем катаются дети зимой? (на санках) Как назвать детенышей птиц? (птенцы) Что стоит в вазе? (цветы) Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт) Что такое незабудка? (цветок) Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях: 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.2.2. Анализ результатов исследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартриейИсследование просодикиПоособенностямвосприятияритмадетиэкспериментальнойгруппыпоказализатруднениявсоотнесенииритмаскарточками,имтруднобылососредоточитьвниманиеназвуках,запомнитьивоспринятьих.Врезультате,детисдизартриейсмоглинабратьлишь63%отмаксимума,предусмотреннымданнымтестом.Основныенедостаткивихтемповомвосприятиипроявилисьвнеспособностизапомнитьслишкомсложнуюритмовуюструктуруилипосчитатьих(5-6ударов)иливерносоотнестискарточкой(детичастопростопуталиобозначениягромкихитихихударов).Рисунок1.Результатыисследованияпроизносительнойстороныречиврамкахисследования(констатирующийэтаписследования)Удетейсдизартриейбыливыявленызначительныезатруднениясвоспроизведениемритма,врезультатечегоонисмоглинабратьлишьполовинуотмаксимальновозможныхбаллов.Тяжелейвсегоимбыловоспроизвестиколичествоударовивременнойинтервалмеждуними,зачастуюонивсепостукиваниедавалисодинаковыминтерваловвнезависимостиотмодельногопостукивания,данногодлявоспроизведения.Согласнорезультатам,детисдизартриейгораздолучшевоспринимаютинтонацию,нежеливоспроизводятее(воспроизведение30%,восприятие37.5%отмаксимальногочислабаллов).Тотфакт,чтодетямсдизартриейвосприятиедаетсялучше,нежеливоспроизведение,чтосвязанонепосредственносихречевойнеполноценностью.Свосприятиемивоспроизведениемлогическогоударенияудетейсдизартриейбыливыявленызначительныепроблемы.Восприятиелогическогобылодовольнонизкимпосравнениюспредыдущимитестами. Артем П. не мог корректно поставить логическое ударение, а также не воспринимал и не воспроизводил верно предоставляемые образцы..Для Маргариты В. воспроизведениелогическогоударенияоказалосьболеесложнойзадачей, она справилась с заданием лишь на треть.Иван А. Хорошо воспринимал логическое ударение, но попытки воспроизведения логического ударения не увенчались успехом. Этотакжеможетбытьобъясненоснижениемкоммуникативнойфункцииречиудетейсдизартрией.Онипоказалисебяменееэкспрессивными,ихтонпривоспроизведенииинтонациибылровным,монотонным,безэмоциональнойокраски,имтруднобылоуловитьиэмоциональнуюокраскуввосприятииинтонации.Относительномодуляцийголосапосилеивысоте.Испытуемые не справилисьсразличениеммодуляцийпосилеивысоте.Напервомэтапе,приначальномпрослушиванииИван А. и Маргарита В. немоглиразобраться,нокогдапонялисутьлегкостравилиськакввосприятиисилы,такиввосприятиивысотыголоса.Детиэкспериментальнойгруппылегчевоспринималивысотуголоса,чемсилу.Онислышалисходнуюструктурузвукаивоспринималиегонезависимоотгромкости(едетпоездилилетитсамолет),онивоспринималисамзвук,нонеегосилу.Именнопоэтомувтестеповосприятиюсилыголосадетисдизартриейнабралилишь18%отмаксимумабаллов,чтозначительноменьше,чемвпредыдущихтестах.СвоспроизведениемтембраМаргарита В. и Артем П.справиласьхорошо,авосприятиетембрадалосьнамногосложнее.Иван А. воспринимал тембр лучше остальных. Примечательным стало то, что чтообследованиетемпо-ритмическойструктуры у всех троих испытуемыхпоказалодостаточновысокиерезультаты.ИсследованиезвукопроизношенияВисследованиивозможностиизолированногопроизнесениязвукаМаргарита В. и Иван А.немогливерновоспроизвестивсезвуки.Лучшевсегоимудалосьпроизноситьсизбезсмягчения.Артем П. и Маргарита В.звук[ц]всловепропускаютилизаменяютна[с].Максимальнаяоценкавданномтестесоставила2балладлямальчика,которыйунегонаблюдалосьискажение3-хзвуков,чтопроявлялосьвзамене[с]на[з],пропускание[з]всловах,непосредственноегосодержащих,пропусканиявсловах[ц],особенноеслисловоснееначинается.Таблица 4. Результаты исследования звукопроизношения у испытуемых с дизартриейИспытуемыйСвистящиеШипящиеСонорныеАртем П.C c',зз',ц.Ш, Ж, Ч, Щ.Маргарита В.C c',зз',ц.р р' лИван А.C c',зз',ц.Ш, Ж, Ч, Щ.р р' лТаким образом, согласно данным, представленным в Табл.4., у двоих детей имеются нарушения двух видов звуков, у Ивана А. нарушены все три вида звуков.Висследованиивозможностипроизнесениязвукавсловахвразныхпозицияхпоотношениюкначалу,концу,серединесловамывыявили,чторезультатыдостаточнонеоднороднывсоответствиисиндивидуальнойструктуройнарушенияукаждогоребенка.Еслиобобщать,тонаибольшеечислоошибоксовершаетсявначалеслова(около70%),такжедлядетейпроблематичноепроизношениесвистящихвконцеслова.Примечательното,чтовсе испытуемые иногдасовершаютошибкиивначале,ивконцесразу,еслисловоимееттакоестроение(кпримеру,заказ,заецидр.)Такимобразом,детиискажаютнеменее3-хзвуковвразныхпозицияхсловавзависимостиотиндивидуальныхречевыхкачеств.Свистящиезвукизаменяютсянамежзубные,либонашипящие.Средиаффрикатнаиболеечастострадаетпроизношениезвука[ц]-двоедетей,азвук[ч]одинребенок.Твердыезвукиудетейнарушаютсячаще,чеммягкие.Звонкиеиглухиепарызвуковнарушеныодинаково.Нарушениязвука[ш]наблюдаютсяудвоихдетей,звука[щ]–у двоих,звука[ж]–у одного. Шипящиезвукизаменяютсянасвистящиезвуки.Сонорныезвукичащеотсутствуют,либозаменяютсянаболеелегкие.Изобследованиясонорныхзвуков,мывидим,чтонарушениязвука[р]присущидвоимдетям,звука[р’]–одномуребенку,звука[л]двоимдетям,звука[л’]–одномуребенку.Такжестрадаютзаднеязычныезвуки:[г],[г’],[к],[к’],[х],[х’].Такжеудетейнаблюдаютсяамимичность,слабостьмимическоймускулатурыимышечноготонуса.Характерныгиперкинезы,спастичность,паретичность.Наблюдаетсянечеткостьдвижений,быстраяутомляемостьмышцартикуляционногоаппарата.Висследованиивозможностипроизнесениязвукавсловахразнойслоговойструктурыбылиотмеченысходныетенденции.Наиболеетруднодетямбылопроизноситьтрехсложныеслова,атакжесловасостечениемсогласных.Этопроявлялосьвупусканииокончаний,согласныхзвуковнастечениях.Четырехсложныесловадетипыталисьпроизнестикакдваотдельныхслова.Детивданномисследованиипреимущественнополучили2балла,чтоозначаетнарушениепроизношений2-х–3-хзвуков.Нулевыхрезультатовпродемонстрированонебыло.Рисунок2.Результатыисследованиязвукопроизношенияудетейсдизартрией.Исследованиеизолированногопроизношенияпоказало,чтоу испытуемых имеютсявсеотмеченныевышепроблемы.Примечательнымсталото,чтовнесколькихслучаях,ребеноквначаленепроизносящийзилискконцупредложенияпроизносилэтотзвук.Этоповторилосьнеединожды.Еслитакомуребенкупредложитьпроизнестиследомэтопредложениеещераз,онсможетпроизнестиегобезошибок.Данныйфактявляетсяинтереснымвпланесозданиякоррекционныхупражненийнаданнойоснове.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке проблема дизартрии рассматривается в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Критериями сформированности просодичного компонента речи у детей старшего дошкольного возраста является самостоятельность, результативность и правильность выполнения заданий эксперимента.Базовыми показателями просодичного компонента речи определены: темповую организацию речи, эмоционально-тембровую окраску, ритмичную способность, логическое ударение, мелодическоеоформление фразы.Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №194 г.Иваново.Цель исследования -выявить специфические особенности произносительной стороны речи у ребёнка с дизартрией.На первом этапе осуществлялось изучение литературных источников и подбор методических материалов.На втором этапе (с декабря 2020 года по февраль 2021 года) была проведена диагностика для выявления особенностей речевого развития испытуемых. В эксперименте участвовало 3 детей (6 лет) с дизартрией, длительность эксперимента составила 1 месяц. На третьем этапе (с февраля по март 2021 года), была проведена обработка данных, и написание курсовой работы.Исследование проводилось по методике Артемовой Е. Э. (просодика) и Е.Ф. Архиповой (звукопроизношение). Итак,мыопытнымпутемвыявили,чтонаиболеераспространеннымнарушениемявляетсядефектпроизношениясвистящихишипящихзвуков.Достаточночастоотмечаютсябоковыепризвуки,межзубноепроизношение.Детиструдомпроизносятсловасложнойслоговойструктуры.Возможныслучаи,когдаприуменииправильнопроизноситьизолированныефонемынаблюдаетсяихопусканиявсловах,упрощенияпроизношениясложныхпоартикуляционнымипризнакамислов,искажениеслов.Возможнытакжеизменениямеждусложнымипоартикуляциифонемами(сходнымипозвучанию,нопротивоположнымипоместуилиспособуобразования),чтоуказываетнаналичиенетольконарушениймоторногохарактера,ноивторичногонедоразвитияфонематическихпроцессов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнтипова А.М. Интонационная структура восклицательных предложений и ее взаимодействие с их лексико-грамматической структурой: Автореф. Дисс. Канд.филол. наук / МГГТИИЯ им. М. Тореза. М, 1965. - 25с. Артемов В.А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196-213.Бадалян Л.А. Невропатология. - М., 1987. Артемов В.А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетики и психологии речи. - М., 1986. - С. 3 - 12. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / Артемова Ева Эдуардовна. - М., 2005. - 156 с. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период: Книга для логопеда. - М., 1989.- 241 с. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / - М .: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.Архипова Л.Е. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование: Автореф.дисс .... канд.психол.наук. - М., 1976. - 15 с. Асланова С.Р. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Корекционная педагогика" / Асланова Сабина Рамиз кызы. - М., 2001. - 140 с. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М .: Наука, 1984. - 576 с. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / Александр Николаевич Гвоздев. - М .: АПН РСФСР, 1961. - 471 с. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Жулина Е.В., Рожкова Н.М.Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 25.02.2021).Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 560с.Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.Соботович Е.Ф., ЧернопольскаяА.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики: Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 208-213.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
1. Антипова А.М. Интонационная структура восклицательных предложений и ее взаимодействие с их лексико-грамматической структурой: Автореф. Дисс. Канд.филол. наук / МГГТИИЯ им. М. Тореза. М, 1965. - 25с.
2. Артемов В.А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196-213.Бадалян Л.А. Невропатология. - М., 1987.
3. Артемов В.А. Семантическая, синтаксическая, логическая и модальная функция речевой интонации // Коллоквиум по экспериментальной фонетики и психологии речи. - М., 1986. - С. 3 - 12.
4. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / Артемова Ева Эдуардовна. - М., 2005. - 156 с.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период: Книга для логопеда. - М., 1989.- 241 с.
6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / - М .: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
7. Архипова Л.Е. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование: Автореф.дисс .... канд.психол.наук. - М., 1976. - 15 с.
8. Асланова С.Р. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Корекционная педагогика" / Асланова Сабина Рамиз кызы. - М., 2001. - 140 с.
9. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М .: Наука, 1984. - 576 с.
10. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / Александр Николаевич Гвоздев. - М .: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
14. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.
15. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978.- С.27 -37.
16. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Жулина Е.В., Рожкова Н.М. Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-prosodicheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 25.02.2021).
19. Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
20. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
21. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
24. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 560с.
25. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
26. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
27. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
28. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
29. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики: Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 208-213.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
32. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой дизартрия?
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, которое может проявляться в различных формах и причинах.
Какие основные проявления дизартрии у детей?
Дизартрия может проявляться в слабом контроле над артикуляторными органами, затрудненном произношении отдельных звуков и звукосочетаний, нарушении ритма и интонации речи и других аспектах произношения.
Какие специфические особенности произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией?
У детей со стертой дизартрией наблюдается более легкая форма нарушения, которая может проявляться в некоторой неразвитости артикуляторных органов и затрудненном произношении отдельных звуков и звукосочетаний.
Что означает понятие "произносительная сторона речи" в современной науке?
Произносительная сторона речи включает в себя механические и акустические процессы, связанные с формированием и воспроизведением звуков речи. Это важный аспект речи, который может быть нарушен у детей с дизартрией.
Какие современные аспекты изучают проблему нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?
Современные исследования в этой области занимаются изучением причин дизартрии, диагностикой и классификацией этого нарушения, разработкой терапевтических методик и оценкой их эффективности.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, которое проявляется в неправильном контроле над артикуляционными органами и затруднении произношения звуков и звукосочетаний.
Какие специфические особенности есть у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдается ослабление и ограничение движения артикуляционных органов, затруднение формирования и артикуляции звуков, а также снижение скорости и ритмичности речи.
Какие основные причины возникновения дизартрии?
Возникновение дизартрии может быть обусловлено различными причинами, такими как поражения центральной нервной системы, мышечные заболевания, нарушения структуры речевого аппарата и другие факторы.
Каким образом дизартрия влияет на произносительную сторону речи?
Дизартрия приводит к нарушению произношения звуков и звукосочетаний, затрудняет понимание речи, снижает качество и понятность высказывания, а также влияет на скорость и ритм речи.
Какие современные аспекты изучают проблему нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?
Современные исследования в области дизартрии направлены на выявление основных причин и механизмов нарушений, разработку эффективных методов коррекции и реабилитации, а также на изучение психологических и социальных аспектов данного заболевания.
Что такое произносительная сторона речи?
Произносительная сторона речи - это аспект речевых навыков, отвечающий за произношение звуков и умение формировать правильную артикуляцию.