Понятие сознания в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Общая психология
  • 15 15 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 31.03.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Взгляд на сознание представителей различных психологических школ 5
Сущность сознания и его характеристики 9
Выводы 13
Список литературы 15


Фрагмент для ознакомления

Т.е. к взаимообмену информацией, тем что осознается конкретным индивидом, с другими людьми с помощью вербальных и невербальных методов передачи информации.Человек, в отличии от животных, с помощью речи передает другим людям не только информацию о своих индивидуальных состояниях, но и передает опыт, рассказывает о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.4.Наличие в сознании интеллектуальных схем. Т.е. таких умственных систем, согласно которым, индивид воспринимает, обрабатывает и хранитданные о внешней среде и о себе. Они состоят из таких элементов, как:нормы, понятия, логические операции, которые использует человек в процессесистематизации информации (в.т.ч. отбор, классификация и фильтрация), которую получает.5.Способность к осознанию своей деятельности:Полное понимание целей и задач своей деятельности;Частичное осознаниепричин, мотивов и способов деятельности;Адекватнаяоценка результатов своей деятельности, способность их анализировать и делать выводы.Это является основанием для того, чтобы каждый человек, при достижении совершеннолетия нес полноценную ответственность за свои поступки. Исключения, в данном случае, представляют собой индивиды у которых наблюдались существенные отклонения в процессе формирования и развития психики и сознания.Сознание регулирует наиболее сложные формы поведения, которые требуют постоянного повышенного внимания и осознанного контроля. К таким ситуациям можно отнести: Появления неожиданных нестандартных проблем. Которые требуют от индивида неординарных решений, высокой интеллектуальнойнагрузки или решение проблемы – неоднозначно.В случаях, когда индивиду необходимо преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;Если возникает конфликтная ситуация, которая не может разрешиться сама по себе. В данном случае индивиду необходимо принять волевое решение, осознать проблему и найти выход;Возникновение ситуации, которая несет угрозу индивиду, если от него не последует мгновенная реакция в форме немедленных действий.Все вышеперечисленные ситуации достаточно встречаются в жизни человека, поэтому наше сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует.ВыводыВ данной работе рассмотрено понятие сознания в психологии. Несмотря на то, что сознание уже давно является важнейшим элементом данной науки в настоящее время мы не имеем общего и однозначного понимания его сущности.Все основные школы уделяли внимание сознанию, но у каждой из них было свое понимание его роли в психологии и в жизни каждого человека.При этом, все сходились во мнении, что сознание возникает на определенной стадии культурной эволюции человека, а у животных оно отсутствует.Сложность раскрытия сущности сознания усугублялась тем фактом, что на протяжении долгого времени сознание идентифицировалось с психикой. Поэтому мысль о том,что сознание, являясь наивысшей степенью развития психики, может бытьодним из психических процессов, входящих в структуры психики,конечно не допускалась. Только когда сознание получило статус особого познавательного психического процесса, обеспечивающего возможность получения субъектом (носителем психики) знания о себе, какносителе психики, произошел прорыв, позволивший разрешить на первый взгляд, неразрешимые проблемы психологии.Только в процессе общения и взаимодействия индивида с другими людьми у него формируется человеческая психика, если же человек лишен социального общения при отсутствии то у него ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется. Следовательно, специфические качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.Сознание тесно связано с волевым контролем индивида его психики, поведения, и как результат – действий. Волевой контроль имеет большое значение при представлении действительности (реальной или не существующей) человеком, поскольку данные процессявляется одной из важнейших психологических характеристик сознания.Говоря о сознании нельзя не упомянуть речь, поскольку именно она позволяет сознанию достичь его наивысших форм. Речи как средство общения, способствует тому, что индивидуальное сознание человека, не ограничено рамками личного опыта, а интегрируется с опытом других людей.При этом эффект от речевого общения гораздо больше, чем это от наблюдения и прочих процессов неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышлениеБлагодаря речи,индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.Целью данной работы был анализ понятия сознания в психологии.Исходя из цели, в работе были решены следующие задачи:•Понимание и формирование сознания в рамках различных школ.•Рассмотрена сущность сознания и его характеристики.Поскольку все задачи были выполнены в процессе работы, то ее цель считаю достигнутой.Список литературыВекилова С.А. История психологии: Конспект лекций//СПБ: Сова-2005-156 стрКорниенко А.Ф. Сознание как особый познавательный психический процесс //Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2011 года). – Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2011. – С. 196-197Корниенко А.Ф.Сознание в психологии: теоретические аспекты// Казань: Изд-во:«Печать-Сервис-XXI век», 2016. – 293 с.: ил.Немов Р. С. Введениевпсихологию : учебник и практикум для академического бакалавриата /. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 726 с

1. Векилова С.А. История психологии: Конспект лекций//СПБ: Сова-2005-156 стр
2. Корниенко А.Ф. Сознание как особый познавательный психический процесс //Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2011 года). – Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2011. – С. 196-197
3. Корниенко А.Ф.Сознание в психологии: теоретические аспекты// Казань: Изд-во: «Печать-Сервис-XXI век», 2016. – 293 с.: ил.
4. Немов Р. С. Введение в психологию : учебник и практикум для академического бакалавриата /. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 726 с

Вопрос-ответ:

Какое понятие сознания существует в психологии?

Сознание в психологии понимается как высшая форма психической активности, представляющая собой объективную и субъективную рефлексивно-созерцательную деятельность человека.

Какие взгляды на сознание представлены в психологии?

В психологии существуют различные школы, которые имеют разные взгляды на сознание. Например, представители бихевиоризма считают сознание недоступным для научного изучения, в то время как представители психоанализа считают, что сознание содержит множество скрытых стремлений и конфликтов. Когнитивная психология, напротив, уделяет большое внимание изучению сознания и его процессов.

Как можно охарактеризовать сущность сознания?

Сущность сознания заключается в способности человека осознавать свои мысли, чувства, восприятия и организировать их смысловую структуру. Сознание также позволяет нам ориентироваться в мире, принимать решения и общаться с окружающими людьми.

Какие характеристики сознания можно выделить?

Сознание обладает такими характеристиками, как индивидуальность, целостность, активность, рефлексивность и языковость. Индивидуальность сознания проявляется в его уникальности для каждого человека. Целостность сознания предполагает его объединение в единое целое. Активность сознания проявляется в его способности активно воздействовать на окружающий мир. Рефлексивность сознания означает его способность отражать свои собственные процессы. Языковость сознания связана с использованием языка в процессе мышления и коммуникации.

Какие выводы можно сделать на основе статьи о понятии сознания в психологии?

На основе статьи можно сделать вывод, что сознание является важной составляющей психической деятельности человека и представляет собой сложный и многогранный процесс. Взгляды на сознание различаются в зависимости от психологических школ, но все они признают его значимость и изучают его процессы с целью получения более глубокого понимания человеческой психики.

Что такое сознание в психологии?

Сознание - это психическое явление, которое представляет собой осознанное состояние индивида, его способность к восприятию, мышлению, пониманию и осмыслению мира.

Какие взгляды на сознание существуют у представителей различных психологических школ?

Представители различных психологических школ имеют разные взгляды на сознание. Например, в гештальт-психологии сознание рассматривается как организованное целостное поле, а в бихевиоризме сознание не рассматривается как объект исследования.

Какие характеристики сознания можно выделить?

Сознание характеризуется такими аспектами, как восприятие, внимание, память, мышление, чувство собственного "я", а также способность к самосознанию и осознанию своих переживаний и действий.