Методическое обеспечение исследования оптико - пространственных отношений у обучающихся 3 класса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 31.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе 6
2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ТНР 11
3. Особенности формирования оптико-пространственных представлений у младших школьников с ТНР 16
4. Методы, приемы, направленные на выявление оптико-пространственных представлений 20
5. Диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений 23
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

При изучении зрительного используются такие задания, как: узнавание графического образа буквы; распознавание наложенных друг на друга предметов и букв; составление картинки из деталей.
Для исследования зрительно-пространственных функций можно использовать метод копирования фигуры Тейлора правой рукой и фигуры Рея-Остеррица левой рукой).
Методика Е.Ф. Архиповой состоит из следующих разделов:
1. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела, сидящего напротив.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий.
3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).
4. Определение конструктивного праксиса.
5. Исследование пространственного восприятия.
6. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы).
Для исследования зрительного восприятия можно использовать методику, разработанную Л.Б. Осиповой. Автором предлагаются следующие направления исследования зрительного восприятия:
1) восприятие цвета;
– соотнесение основных цветов спектра различной насыщенности;
– узнавание, называние основных цветов спектра, умение различать тёмные и светлые тона;
– соотнесение цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, черный) с реальными объектами;
– группировка по цвету (локализация);
– сериация цветов по насыщенности.
2) восприятие формы:
– различение, называние;
– соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов;
– соотнесение эталона формы и формы предметного изображения;
– различение близких форм;
3) восприятие величины:
– словесное обозначение параметров величины (понимание, называние);
– соотнесение предметов по величине;
– сриация по величине.
Г.А. Волкова предлагает задания для исследования зрительного гнозиса. Это задания на узнавание реальных предметов, предметов, изображенных контурно, пунктирно; узнавание предметов в условиях наложения, вписанных друг в друга геометрических фигур; узнавание пунктирных изображений предметов с недостающими деталями.
Задания на буквенный гнозис для младших школьников включают: узнавание букв в условиях зашумления: перечеркнутые дополнительными линиями, зашумленные точками, штрихами, запятыми; узнавание букв, неправильно расположенных на листе бумаги; узнавание букв, наложенных друг на друга, дифференциация правильно и зеркально написанных букв, называние и сравнение букв, сходных графически.
Задания на пространственную ориентировку:
1. Задания на ориентировку в собственном теле: нахождение и показ правых и левых частей собственного тела (руки, ноги, глаза, уха), проба Хеда.
2. Задания на ориентировку в пространстве: указать рукой относительно собственного тела направление: левое, правое, переднее, заднее, верхнее, нижнее; определение своего положения среди предметов (перед предметами, сзади, слева, справа).
Таким образом, для диагностики оптико-пространственных представлений детей младшего школьного возраста подходят такие методы, как наблюдение, анкетирование, тестовые методики.


5. Диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений

Диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений, включает следующие направления (методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго):
1. Диагностика пространственных представлений о собственном теле.
Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем – по отношению к телу в целом и только после этого – относительно собственных рук.
Задание 1.1.
Ребенку с закрытыми глазами предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).
На этом этапе можно использовать стандартные пробы Хеда (4, 10). Психолог делает жесты, показанные на рисунках, и просит ребенка повторить их.
Задание 1.2.
Анализ частей собственного тела по вертикальной оси: ребенку нужно назвать и показать, что находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п.
На этом этапе также можно использовать стандартные пробы Хеда (4, 10). Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами.
Задание 1.3.
Ребенок должен осуществить анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Ребенок должен показать, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь, локоть или ладонь и т.п.
2. Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов.
Диагностика проводится в следующем порядке:
а) анализ взаиморасположения объектов и тела по вертикальной оси;
б) анализ взаиморасположения объектов и тела по горизонтальной оси (cпереди и сзади от тела);
в) анализ взаиморасположения объектов и тела в направлении вправо/влево.
Здесь также оценивается использование ребенком предлогов и простых предложных конструкций.
Сначала анализируется понимание и использование предлогов по отношению к собственному телу, далее – по отношению к конкретным объектам.
В работе с конкретными объектами можно использовать различные кубики, коробочки, карандаш или ручку.
Задание 2.1.
Оборудование: коробочка, карандаш.
Карандаш располагается по-разному: на коробке, под коробкой, слева или справа, за коробкой и так далее. Ребенок называет каждое положение.
Задание 2.2.
Задания на буквенный гнозис: узнавание букв в условиях зашумления: перечеркнутые дополнительными линиями, зашумленные точками, штрихами, запятыми; узнавание букв, неправильно расположенных на листе бумаги; узнавание букв, наложенных друг на друга, дифференциация правильно и зеркально написанных букв, называние и сравнение букв, сходных графически.
Задания 2.3.
Указать рукой относительно собственного тела направление: левое, правое, переднее, заднее, верхнее, нижнее; определение своего положения среди предметов (перед предметами, сзади, слева, справа).
3. Диагностика буквенного нозиса.
Узнавание букв в условиях зашумления: перечеркнутые дополнительными линиями, зашумленные точками, штрихами, запятыми; узнавание букв, неправильно расположенных на листе бумаги; узнавание букв, наложенных друг на друга, дифференциация правильно и зеркально написанных букв, называние и сравнение букв, сходных графически
Таким образом, представленные задания позволяют выявить сформированность оптико-пространственных представлений младших школьников.
Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под оптико-пространственными функциями понимается совокупность психических процессов: зрительное и пространственное восприятие, анализ и синтез, зрительная память, оптико-пространственные представления и отношения. Оптико-пространственные функции развиваются в процессе онтогенеза, при нормальном психическом развитии оптико-пространственные функции достаточно сформированы к началу младшего школьного возраста.
При тяжелом нарушении речи с отклонением от нормы происходит формирование всех компонентов речи, относящихся к её смысловой и звуковой стороне, у детей с различными речевыми нарушениями при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. При ТНР речи страдает речевая деятельность, а также восприятие, память, мышление. Недоразвитие речи отражается и на формировании двигательной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика). В личностной сфере общее недоразвитие речи проявляется в нарушении эмоционально-волевой и коммуникативной сферах.
У младших школьников с ТНР отмечаются проблемы на письме, обусловленные несформированными оптико-пространственными функциями. У этих детей в процессе письма наблюдаются сложности в ориентировке на тетрадном листе; трудности в удержании строки; колебания наклона и высоты букв; зеркальность при написании букв.
Для младших школьников с ТНР характерен недостаточный уровень сформированности оптико-пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Дети недостаточно ориентируются в пространственном расположении частей собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси. Особые трудности для них представляют нахождение на изображении правой или левой стороны; определение и демонстрация противоположных частей тела (взяться левой рукой за правое ухо); самостоятельное употребление предлогов и составление с ними пространственно-речевых конструкций.
Для диагностики оптико-пространственных представлений детей младшего школьного возраста подходят такие методы, как наблюдение, анкетирование, тестовые методики. Диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений, включает следующие направления (методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго): диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов, диагностика буквенного нозиса. Представленные задания позволяют выявить сформированность оптико-пространственных представлений младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы

Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 374 с.
Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова // Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 389 с.
Бочарова, И.О. Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / И.О. Бочарова // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 138-141.
Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов / А.Н. Булыко. – М.: Мартин, 2015. – 848 с.
Войнова, Е.Э. Особенности оптико-пространственных функций у детей с нарушениями речи / Е.Э. Войнова // Вестник магистратуры. – 2020. – № 4-3 (103). – С. 133-134.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 259с.
Камардина, И.О. Методы развития графомоторных и оптико-пространственных функций. Нейропсихологический подход / И.О. Камардина, А.Р. Агрис // Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. – Архангельск, 2018. – С. 137-140.
Климова, О.Ю. Предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи на основе недоразвития оптико-пространственных представлений / О.Ю. Климова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 27-31.
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2299848/
Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/768789/
Мертвищева, К.З. Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии / К.З. Мертвищева // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 65-67.
Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / сост. Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 220 с.
Немцова, Н.Л. Зеркальные ошибки письма / Л.Н. Немцова. – М.: Сфера, 1999. – 214 с.
Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н.Н. Полонская. – М.: Академия, 2007. – 185 с.
Самодурова, Н.С. Особенности коррекции оптико-пространственных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Самодурова // Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – Воронеж, 2020. – С. 156-159.
Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 168 с.
Скребец, Т.В. Сравнительный анализ результатов исследования оптико-пространственной функции у учеников 2, 3, 4-х классов / Т.В. Скребец // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 120-122.
Усова, Е.А. Результаты изучения оптико-пространственных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.А. Усова, Т.А. Алтухова // Наука и образование: векторы развития: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 146-150.
Шошина, Е.И. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР / Е.И. Шошина // Вопросы теории и методики профессионального образования / под ред. М.В. Новикова. – Ярославль, 2019. – С. 81-84.
Яхонтова, Т.Ю. Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией как средство профилактики нарушений письменной речи / Т.Ю. Яхонтова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 113-114.











6

1. Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 374 с.
2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова // Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 389 с.
4. Бочарова, И.О. Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / И.О. Бочарова // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 138-141.
5. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов / А.Н. Булыко. – М.: Мартин, 2015. – 848 с.
6. Войнова, Е.Э. Особенности оптико-пространственных функций у детей с нарушениями речи / Е.Э. Войнова // Вестник магистратуры. – 2020. – № 4-3 (103). – С. 133-134.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 259с.
8. Камардина, И.О. Методы развития графомоторных и оптико-пространственных функций. Нейропсихологический подход / И.О. Камардина, А.Р. Агрис // Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. – Архангельск, 2018. – С. 137-140.
9. Климова, О.Ю. Предпосылки дисграфии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи на основе недоразвития оптико-пространственных представлений / О.Ю. Климова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 27-31.
10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2299848/
11. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/768789/
12. Мертвищева, К.З. Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии / К.З. Мертвищева // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 65-67.
13. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / сост. Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 220 с.
14. Немцова, Н.Л. Зеркальные ошибки письма / Л.Н. Немцова. – М.: Сфера, 1999. – 214 с.
15. Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н.Н. Полонская. – М.: Академия, 2007. – 185 с.
16. Самодурова, Н.С. Особенности коррекции оптико-пространственных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Самодурова // Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – Воронеж, 2020. – С. 156-159.
17. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 168 с.
18. Скребец, Т.В. Сравнительный анализ результатов исследования оптико-пространственной функции у учеников 2, 3, 4-х классов / Т.В. Скребец // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 120-122.
19. Усова, Е.А. Результаты изучения оптико-пространственных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.А. Усова, Т.А. Алтухова // Наука и образование: векторы развития: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 146-150.
20. Шошина, Е.И. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР / Е.И. Шошина // Вопросы теории и методики профессионального образования / под ред. М.В. Новикова. – Ярославль, 2019. – С. 81-84.
21. Яхонтова, Т.Ю. Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией как средство профилактики нарушений письменной речи / Т.Ю. Яхонтова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 113-114.

Вопрос-ответ:

Какие функции развиваются у детей в онтогенезе?

Развиваются оптико-пространственные функции.

Какими характеристиками обладают младшие школьники с ТНР?

Младшие школьники с ТНР обладают своеобразными психолого-педагогическими характеристиками.

Какие особенности формирования оптико-пространственных представлений у младших школьников с ТНР?

У младших школьников с ТНР есть особенности формирования оптико-пространственных представлений.

Какие методы и приемы направлены на выявление оптико-пространственных представлений?

Существуют методы и приемы, которые направлены на выявление оптико-пространственных представлений.

Что включает в себя диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений?

Диагностический комплекс, направленный на исследование оптико-пространственных представлений, включает в себя определенные элементы и методики.

Какие функции развиваются в онтогенезе при изучении оптико-пространственных отношений у обучающихся 3 класса?

В онтогенезе при изучении оптико-пространственных отношений у обучающихся 3 класса развиваются такие функции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сопоставление, классификация, сериация, а также координация движений и восприятие пространственных отношений.

Какую психолого-педагогическую характеристику имеют младшие школьники с трудностями в обучении?

Младшие школьники с трудностями в обучении (ТНР) характеризуются низким уровнем развития оптико-пространственных представлений, затрудненным абстрагированием и синтезом, слабым восприятием и координацией движений.

Какие особенности проявляются в формировании оптико-пространственных представлений у младших школьников с ТНР?

В формировании оптико-пространственных представлений у младших школьников с ТНР проявляются такие особенности, как недостаточная координация движений и восприятие пространственных отношений, слабое внимание и память, трудности в синтезе и абстрагировании.

Какие методы и приемы использовались для выявления оптико-пространственных представлений у младших школьников?

Для выявления оптико-пространственных представлений у младших школьников использовались методы и приемы, такие как наблюдение, тестирование, анализ работ учащихся, беседы и индивидуальные задания.

Какой диагностический комплекс используется для исследования оптико-пространственных представлений?

Для исследования оптико-пространственных представлений используется диагностический комплекс, который включает в себя тесты, задания на анализ и синтез, задания на определение пространственных отношений и координацию движений, а также анализ работ учащихся.