Организация и проведение музыкальных фестивалей как инструмент управления эстетическим воспитанием молодежи
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 31.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания молодежи на современном этапе 6
1.1 Ведущие теоретические подходы в исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика молодежного возраста 14
1.3 Методы и средства эстетического воспитания молодежи на современном этапе 21
Глава 2. Возможности музыкальных фестивалей в эстетическом воспитании молодежи 31
2.1 Музыкальный фестиваль как форма работы с молодежью 31
2.2 Особенности организации и проведения музыкальных фестивалей в современном воспитательном пространстве 39
2.3. Возможности музыкальных фестивалей в управлении эстетическим воспитанием молодежи 48
Заключение 57
Литература 59
В контексте осуществления данной деятельности происходит нравственно-эстетическое воспитание молодых людей, готовых помогать на фестивале организаторам и участникам на безвозмездной основе, формирование активной гражданской позиции и энтузиазма волонтера, являющихся главным залогом успеха молодежи в плане общения с людьми и перспектив на будущее. В рамках проведения эстетического воспитания происходит свободный выбор молодым человеком своей будущей профессии и жизненных ориентиров, патриотическое воспитание молодого поколения, формирование индивидуально-личностного ориентирования, развития социализации и коммуникативных навыков. На основании исследовательской работы, проведенной в соответствии сцелью и задачами дипломной работы, были сформулированы следующие выводы:Были выявлены ведущие теоретические подходы в исследовании проблемы эстетического воспитания молодёжи. В контексте данного вопроса были изучены теоретические и практические научные разработки советских и современных российских учёных и исследователей. Были проанализированы труды отечественных исследователей, Г.Б. Абаевой, Б.Т. Лихачева, Л.С. Выготского, И.Ф. Гончарова, Б.М. Неменского, Л.П. Печко, С.Р. Дамадановой, А.С. Екушевской, которые стали основой для анализа проблемы эстетического воспитания молодёжи. Изучение и рассмотрение особенностей, а также ведущих характеристикпсихолого-педагогического возраста молодежи явилось возможным благодаря изучению научных трудов исследователей И.Н. Ерошенковой, И.С. Кона, О.В. Лишина.Определение важнейших методов и средств эстетического воспитания молодежи на современном этапе стало возможным благодаря изучению и анализу научных трудов ученых и исследователей Б.Т. Лихачева, ведущих отечественных ученых и педагогов В.А. Балашова, Д.А. Белухина, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, И.Ф. Гончарова. Было выявлено влияние музыкальных фестивалей на формирование личностной ориентации молодежи, нравственно-эстетического воспитания, выбора молодым человеком своей будущей профессии и жизненных ориентиров, развития коммуникативных навыков, создания благоприятныхусловий для культурного и эстетического развития, максимально широкого поля для общения и обмена опытом. Как инструмент управления эстетическим воспитанием молодёжи, организация и проведение музыкальных фестивалей оказывают решающее воздействие на формирование целостной личности гражданина, способного воспринимать и понимать искусство, культуру, традиции, демонстрировать личностно-ориентированный подход в любой жизненной ситуации. Музыкальный фестиваль, как целостная система, представляет собой сферу взаимодействия людей различных возрастов и поколений, это развивает преемственность между поколениями жителей России, обладающих активной жизненной позицией в контексте творческой самореализации, умений и навыков, необходимых каждому человеку в процессе жизнедеятельности.
2. Алпатова, А.С. Музыка как память культуры: подход современного композитора // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. - 2012. - № 4. - С. 90–98.
3. Балашов, В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики: Учебное пособие. - М., 1968. - 274 с.
4. Барабанов, А. Фестивали классической музыки в культурной политике России // Государственная служба, 2014, №3 (89). – С. 26-28.
5. Белоблоцкий, Н. Маркетинг музыкальных фестивалей. Art-менеджер - М., 2003. - № 2. - С.20-25.
6. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.
7. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПБ.: 1999. - 128 с.
8. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. - Санкт-Петербург: СПбКО, 2009. - 413 с.
9. Бодина, Е.А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1992. - 420 с.
10. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства Текст. / М.Ш. Бонфельд. СПб, 2006. - 564 с.
11. Вишневский, Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник / Ю.Р.Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006.
12. Выготский, Л.С. О практическом мышлении подростка [Текст] // Собрание сочинений в 6 томах, том 4 – Детская психология / под редакцией Д.Б. Эльконина. - М: Педагогика 1984. – 432 с.
13. Гагин, В.Н. Культура России: праздник как феномен культуры Текст.: учеб. пособие / В. Н. Гагин. - М., 1998. - 38 с.
14. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст]: учебное пособие для студентов институтов культуры / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
15. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986.- 126с.
16. Грибкова, О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Грибкова Ольга Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2010. - 368 с.
17. Губченко, Н.Ю. Мир культуры в век коммуникаций Текст. / Н. Ю. Губченко // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития: сб: науч. ст. - Челябинск, 2006. - Вып. 1.4. 1. - С. 7 - 12.
18. Дамаданова, С.Р. Эстетическое воспитание учащейся молодёжи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.; Электронный ресурс: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8485 (дата обращения: 05.02.2021).
19. Жарков, А.Д Технология культурно-досуговой деятельности. - М.:МГУК, 1998.
20. Екушевская, А.С. Сущность эстетического воспитания и его место в контексте других форм воспитательной деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. Наука и образование. 2013. №5. - С.135- 139.
21. Ерещенко, И.В. Музыка в социокультурном пространстве региона Текст.: дис. . канд. философ, наук: 24.00.01 / Ерещенко Ирина Владимировна. - Краснодар, 2001. - 178 с.
22. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М., 2004. – 180 с.
23. Каргин, А.С. Народная художественная культура Текст.: учеб. пособие / А. С. Каргин. - М., 1997. - 288 с.
24. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.- 175с.
25. Кондаков, И.В. Русская музыка в пространстве межкультурной коммуникации / И.В. Кондаков // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Восток - Запад. - Санкт-Петербург: Санкт -Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. Вып. 4. - С. 329-337.
26. Куличкина, Г.В. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона / Г.В. Куличкина, Н.С.Мельникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. № 3 (43). - С.127-133.
27. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Ткст] – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332 с.
28. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
29. Мельник, М.А. Международные музыкальные фестивали как форма межкультурной коммуникации / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Электронный ресурс: http://www.tsutmb.ru/mezhdunarodnyie-muzykalnyie-festivali-kak-forma-mezhkulturnoj-kommunikaczii
30. Мельник, М.А. Музыкальное творчество как сфера реализации духовно-ценностного потенциала молодежи. / М.А. Мельник // Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 12-14 февраля 2012г.) / Науч. ред. Н.А. Паршиков. - Орёл: Горизонт, 2013. - С. 236-241.
31. Мирдиянова, Б.М. Социализация как педагогическое явление [Текст] / Б.М. Мирдянова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С.– 87-88.
32. Новаторов, В.Е. Маркетинговые технологии социально-культурной деятельности Текст. / В.Е. Новаторов // Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив, моногр. — Челябинск, 2006. - С. 197-210.
33. Неменский, Б.М. О проблемах эстетического воспитания / Б.М.Неменский. - М.. Просвещение, 2005. - С. 67.
34. Панова, Н.Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учеб. пособие. - М.: МГПУ, 2015.
35. Печко, Л.П. Эстетическое воспитание школьников / Л.П. Печко. - М., 1984. – 138 с.
36. Пугачев, А.С. Социализация учащихся в сфере досуга [Текст] // Молодой ученый – 2013. – №1. – С. 365-368.
37. Резникова, Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе // Культура и общество. 2006.
38. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир Текст. / В. М. Розин. - М., 2006. - 224 с.
39. Рыжкова, З.П. Фестиваль как форма коммуникации [Текст] // Справочник руководителя учреждения культуры – М., 2003. – № 6. – С. 88 – 96.
40. Серебрякова, Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: Сущность, специфика, аспект: дис. ... докт. филос. наук : 09.00.11. - Иркутск, 1997. - 329 с.
41. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; Рос. акад. наук.; Ин-т психологии. - Москва: Наука, 2003. - 377 с.
42. Терин, В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. /В.П. Терин. - Москва : МГИМО, 2000. - С. 23
43. Толстых, В.И., Эренфосс, Б.Л., Макаров, К.А. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф. техн. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 1979. - 288 с.: ил.
44. Широкова, Е.А. Феномен музыкального фестиваля в контексте культурной коммуникации / Е.А. Широкова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № б (31). - С. 179-181.
45. Широкова, Е.А. Фестиваль в системе культурной коммуникации: исторический аспект / Е.А. Широкова // Искусствознание: теория, история, практика. - 2011.-№ 1 (01).- С. 185-189.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы существуют в исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи?
В исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи существуют различные теоретические подходы, такие как психологический подход, педагогический подход, социологический подход и культурологический подход. Каждый из них предлагает свою методику эстетического воспитания, основываясь на особенностях развития молодежи и общественных условиях.
Каковы основные характеристики молодежного возраста?
Молодежный возраст характеризуется рядом особенностей. В этом возрасте происходит активное формирование личности, происходят изменения в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальное развитие и появление новых интересов. Также молодежь характеризуется повышенной социальной активностью, стремлением к самоутверждению, поиску собственного пути в жизни и созданию своей собственной культуры.
Какие методы и средства используются в эстетическом воспитании молодежи?
В эстетическом воспитании молодежи используются различные методы и средства. Это могут быть образцы высокого искусства, музыкальные инструменты, художественные выставки, творческие мастерские, музыкальные фестивали, театральные постановки, лекции и др. Все эти методы и средства направлены на развитие эстетического восприятия молодежи, расширение ее культурного кругозора и развитие творческих способностей.
Как организовываются и проводятся музыкальные фестивали?
Организация и проведение музыкальных фестивалей включает несколько этапов. Сначала определяются цели и задачи фестиваля, затем составляется программа мероприятия и выбираются исполнители. Далее проводится работа по подготовке площадки, звукового и светового оборудования. Важным моментом является продвижение фестиваля и привлечение посетителей. На самом мероприятии происходит выступление артистов, оценка их работы, награждение победителей и проведение различных дополнительных мероприятий. Проведение успешного музыкального фестиваля требует грамотной организации и внимания к множеству деталей.
Какие есть основные теоретические подходы в исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи?
В исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи используются различные теоретические подходы. Один из них - социокультурный подход, который рассматривает эстетическое воспитание молодежи как процесс, включающий и культурные, и общественные аспекты. Еще один подход - активно-практический. Он предполагает, что эстетическое воспитание может быть эффективным только при активном участии молодежи. Также существует психолого-педагогический подход, в рамках которого исследователи изучают психологические особенности молодежи и разрабатывают методы воздействия на эти особенности.
Какие методы и средства эстетического воспитания молодежи на современном этапе существуют?
На современном этапе существует множество методов и средств эстетического воспитания молодежи. Один из них - использование музыкальных фестивалей. Фестивали могут предоставить молодежи возможность погрузиться в атмосферу музыки и искусства, расширить свой кругозор и развить свои эстетические вкусы. В рамках фестивалей молодежь может участвовать в мастер-классах, выставках, конкурсах и других мероприятиях, что способствует ее эстетическому развитию.
Какие возможности предоставляют музыкальные фестивали в эстетическом воспитании молодежи?
Музыкальные фестивали предоставляют молодежи множество возможностей для эстетического воспитания. Во-первых, они позволяют молодым людям познакомиться с различными жанрами музыки и исполнителями, что расширяет их музыкальный кругозор. Во-вторых, на фестивалях молодежь может не только слушать музыку, но и сама участвовать в ее создании – выступать на сцене, петь, играть на инструментах. В-третьих, фестивали предоставляют возможность общения с другими молодыми людьми, обмена опытом и обсуждения музыкальных предпочтений.
Какие теоретические подходы используются при исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи?
Исследования в области эстетического воспитания молодежи используют различные теоретические подходы. Некоторые из них - гуманистический подход, в рамках которого акцентируется важность развития личности через эстетическое воспитание, исследование культурологического аспекта эстетического воспитания, сфокусированное на социокультурных факторах, а также психологический подход, рассматривающий взаимосвязь между эстетическими предпочтениями и психологическими характеристиками молодежи.
Какие методы и средства используются для эстетического воспитания молодежи на современном этапе?
В современном эстетическом воспитании молодежи широко используются различные методы и средства. Некоторые из них - организация и проведение музыкальных фестивалей, организация выставок и выступление молодых талантов, проведение культурно-просветительских мероприятий, использование новых медиа-технологий и интерактивных форматов. Эти методы и средства помогают развивать эстетические предпочтения и способности молодежи и создают условия для их творческого самовыражения.
Какие возможности музыкальные фестивали предоставляют для эстетического воспитания молодежи?
Музыкальные фестивали предоставляют множество возможностей для эстетического воспитания молодежи. Во-первых, они позволяют молодым людям погрузиться в мир музыки, испытывать эмоции и открывать для себя новые жанры и исполнителей. Во-вторых, фестивали способствуют формированию музыкального вкуса у молодежи, помогают им определиться с предпочтениями и развить свое музыкальное образование. Кроме того, участие в музыкальных фестивалях дает возможность молодым артистам проявить свой творческий потенциал и получить признание со стороны публики и профессионалов в музыкальной индустрии.
Какие подходы используются в исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи?
В исследовании проблемы эстетического воспитания молодежи используются следующие подходы: культурологический, педагогический, социологический, психологический и др. Каждый подход предполагает свою точку зрения на проблему исследования, что позволяет получить более полное представление об эстетическом воспитании молодежи.