Современная налоговая система России, ее особенности и перспективы развития.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 16.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Налоги: сущность, признаки, функции и назначение 5
1.2 Налоговая система: структуры и принципы ее построения 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 14
2.1 Характеристика современной налоговой системы России 14
2.2 Динамика и структура налоговых поступлений в федеральний бюджет 17
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 21
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой системы России 21
3.2 Направления реформирования налоговой системы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Фрагмент для ознакомления

При проведении прогнозных оценок влияния на бюджетные поступления предложенных изменений налогообложения прибыли выходили из следующих экспертных оценок:- при снижении ставки налогообложения прибыли на 5-10% общая сумма чистой прибыли в результате активизации предпринимательства и отказа от схем “укрывательства” прибыли может увеличиться, как минимум, на 1-2%;- в расчетах бюджетных поступлений опирались на оценку рентабельности проданных товаров Российской Федерации за 2016-2019 гг.Анализ влияния на бюджетные поступления предложений относительно совершенствования системы налогообложения проведен путем расчета и сопоставлений налоговых платежей в бюджет при разных вариантах ставок налогообложения и их сочетания (таблица 5).Расчеты проведены на такой многовариантной основе, в том числе:- варианты ставок налогообложения прибыли - 20% (действующая), 15%, 10%;- варианты ставок налога на предпринимательство - от 0,1 % до 0,5% от суммы расходов;- варианты увеличения прибыли в результате уменьшения ставки налога на прибыль - от 1% до 2%.Например, увеличение поступлений от налога на 2 % через снижение ставки налога:3334,84 1,02 = 3401,54 млрд. руб.Аналогично рассчитаем при увеличении на 1,5% и 1%.Таблица 5Прогнозный расчет бюджетных поступлений налога на прибыль при альтернативных вариантах реформирования системы налогообложения, млрд. руб.ПоказателиБазовая оценка(данные на 01.01.2020)]При увеличении налога через снижение ставки налогана 2%на 1,5%на 1%Расходы 215151,0Прибыль до налогообложения (налоговая база)16674,217007,6816924,3116840,94Налог на прибыль организаций - ставка 20% 3334,843401,543384,863368,19Вариант А. Налог на прибыль организаций - ставка 15% 2501,132551,152538,652526,14Поступление в бюджет с учетом налога на предпринимательствоЗа ставки 0,5% от расходов – 1075,763576,893626,913614,403601,90За ставки 0,4% от расходов – 860,603361,733411,763399,253386,75За ставки 0,3% от расходов – 645,453146,613196,613184,103171,59За ставки 0,2% от расходов – 430,302931,432981,452968,952956,44За ставки 0, 1 % от расходов – 215,152716,282766,302753,802741,29Вариант Б. Налог на прибыль организаций - ставка 10% 1667,421700,771692,431684,09Поступление в бюджет с учетом налога на предпринимательствоЗа ставки 0,5% от расходов – 1075,762743,182776,522768,192759,85За ставки 0,4% от расходов – 860,602528,022561,372553,042544,70За ставки 0,3% от расходов – 645,452312,872346,222337,882329,55За ставки 0,2% от расходов – 430,302097,722131,072122,732114,40За ставки 0, 1 % от расходов – 215,151882,571915,921907,581899,25В связи с внедрением налога на предпринимательство следует внести следующие изменения в Налоговый кодекс РФ.В главе 25 НК РФ ст. 284 п. 1. вместо “налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей”[3] изменить 20 процентов на 15 процентов.Итак, текст ст. 284 будет выглядеть:1. Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом:сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 12 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.Более детально сравнение разных схем налогообложения представим в таблице 6.Таблица 6Сравнительная характеристика элементов налогообложенияЭлемент налогаНалог на прибыль(действующая редакция)Налог на прибыль(предлагаемая редакция)Налог на предпринимательствоПлательщикиРоссийские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФРоссийские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФРоссийские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФОбъектПрибыль, полученная налогоплательщикомПрибыль, полученная налогоплательщикомСовокупные расходы налогоплательщикаНалоговая базаДенежное выражение прибыли, подлежащей налогообложениюДенежное выражение прибыли, подлежащей налогообложениюДенежное выражение совокупных расходов, подлежащих налогообложениюСтавка20%15%0,4%Уровень компетенцииФедеральный, региональныйФедеральный, региональныйФедеральный, региональныйНалоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 8,5 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.Относительно налога на предпринимательство следует дополнить НК главой 25.4 Налог на предпринимательство:1. Объект налогообложения - совокупные расходы предприятия в составе таких расходов: себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), административные расходы, коммерческие расходы, другие виды расходов.2. Ставка налогообложения - 0,4 % от совокупных расходов предприятия.Порядок признания расходов пока оставить без изменения.Внедрение указанной схемы налогообложения будет иметь как преимущества, так и недостатки (таблица 7).Таблица 7Возможные последствия введения налога на предпринимательствоПозитивныеНегативные1. Сокращение предприятий, которые укрывают расходы (поскольку при снижении расходов увеличивается размер налога на прибыль)1. Увеличение налоговой нагрузки для убыточных предприятий2. Высокая вероятность увеличение поступлений от налога в бюджет2. Увеличение количества налоговых платежей (на 1)3. Снижение налоговых проверок в связи с поиском укрывательства расходовТаким образом, схема налогообложения налога на прибыль, которая предлагается, будет действовать как микроэкономический регулятор и макроэкономический стабилизатор, а именно: влиять на увеличение прибыльности ведения хозяйства предприятий-плательщиков налога, общую эффективность экономики и, в то же время, действовать как корректирующий фискальный инструмент, который способствует стабильности налоговых бюджетных поступлений.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследования авторов и анализ современных мировых и отечественных тенденций показывает, что обязательным в определении сущности налогов и налогообложения является возможность пополнять бюджет страны. Поэтому, вполне целесообразно в большинстве экономических изданий современности категорию «налоги» трактовать как обязательные платежи, взимаемые в установленном законом порядке и направляемые на финансирование государством его функций.Регулирующее воздействие налогов и налоговой системы в целом на экономику государства определяется тем, насколько целенаправленно она решает комплекс задач, связанных с обеспечением поступлений в бюджеты всех уровней, и на этой основе - повышением жизненного уровня населения.В целом основным налоговым доходов в РФ в 2018-2019 гг. являются налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами и налоги на товары, реализуемые на территории РФ.В структуре налоговых доходов федерального бюджета преобладает НДС и акцизы, которые, как известно, отнесены к косвенным налогам.В 2018-2019 гг. прослеживается повышение налоговых поступлений в структуре доходов федерального бюджета, что свидетельствует о повышении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования.Формирование налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в России в общем виде характеризуется целостной направленности на достижение определенной цели, чем и определяется состав и структура налоговых поступлений, связи между ними. Это относится, прежде всего, с соотношением между отдельными видами налогов, за счет которых наполняется бюджет, и влияния их изменений на состояние экономики в целом.Для решения рассмотренных проблем предлагается введение налога на предпринимательство, который по своей сущности является налогом с расходов предприятий. Схема налогообложения налога на прибыль с одновременным налогом на предпринимательство, будет действовать как микроэкономический регулятор и макроэкономический стабилизатор, а именно: влиять на увеличение прибыльности ведения хозяйства предприятий-плательщиков налога, общую эффективность экономики и, в то же время, действовать как корректирующий фискальный инструмент, который способствует стабильности налоговых бюджетных поступлений.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) № 11-ФКЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (ред. от 28.04.2020) № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/Алиев Б. Х. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы / Б. Х. Алиев, М. Д. Эльдарушева // Финансы и кредит. - 2014. - № 40 (616). - С. 27-36.Арсеньева В. А. Налоговое регулирование инвестиционной активности: теоретические основы функционирования в системе государственного регулирования / В. А. Арсеньева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. - № 10 (89). – С. 32-35.Ворожбит О. Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. Ю. Ворожбит, В. А. Водопьянова. - Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 217 с.Жуйриков К. К. Функции, формы налогов и принципы построения современной налоговой системы / К. К. Жуйриков // Статистика, учет и аудит. - 2016. - Том 2. - №61. - С. 34-40.Иванова А. А. Классический и современный взгляд на развитие налоговой системы / А. А. Иванова, И. А. Журавлева // Аспирант. – 2018. - № 5 (42). – С. 35-40.Кальянова Е. В. Современное состояние налоговой системы в Российской федерации / Е. В. Кальянова // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник трудов конференции. – ИП Гуляев Г. Ю. – 2018. – С. 191-193.Маер О. И. Отражение классических принципов налогообложения в современной налоговой системе / О. И. Маер, А. Д. Пивоварова // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: сборник трудов конференции. – Чебоксары. – 2019. – С. 124-128.Махмудов Т. Г. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и способы ее совершенствования / Т. Г. Махмудов, К. С. Черноусова // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - № 1 (19). – С. 130-132.Оканова Т. Н. Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практ. пособие / Т. Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/armenia#DB_taxОфициальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/Поляков Д. К. Анализ использования налоговой политики в регулировании процессов регионального развития / Д. К. Поляков.ю М. М.Ильина // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов конференции. – Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 270-274.Попович С. О. Институциональные основы налоговой системы в государственном регулировании экономики / С. О. Попович / Неделя науки СПбПУ: сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 69 -71.Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://info.minfin.ru.Токаева М. Э. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования / М. Э. Токаева // Форму молодых ученых. – 2019. - № 2 (30). – С. 1448-1450.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АДоходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2011 – 2019 гг. (% к ВВП)

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) № 11-ФКЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (ред. от 28.04.2020) № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. Алиев Б. Х. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы / Б. Х. Алиев, М. Д. Эльдарушева // Финансы и кредит. - 2014. - № 40 (616). - С. 27-36.
5. Арсеньева В. А. Налоговое регулирование инвестиционной активности: теоретические основы функционирования в системе государственного регулирования / В. А. Арсеньева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. - № 10 (89). – С. 32-35.
6. Ворожбит О. Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. Ю. Ворожбит, В. А. Водопьянова. - Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 217 с.
7. Жуйриков К. К. Функции, формы налогов и принципы построения современной налоговой системы / К. К. Жуйриков // Статистика, учет и аудит. - 2016. - Том 2. - №61. - С. 34-40.
8. Иванова А. А. Классический и современный взгляд на развитие налоговой системы / А. А. Иванова, И. А. Журавлева // Аспирант. – 2018. - № 5 (42). – С. 35-40.
9. Кальянова Е. В. Современное состояние налоговой системы в Российской федерации / Е. В. Кальянова // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник трудов конференции. – ИП Гуляев Г. Ю. – 2018. – С. 191-193.
10. Маер О. И. Отражение классических принципов налогообложения в современной налоговой системе / О. И. Маер, А. Д. Пивоварова // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: сборник трудов конференции. – Чебоксары. – 2019. – С. 124-128.
11. Махмудов Т. Г. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и способы ее совершенствования / Т. Г. Махмудов, К. С. Черноусова // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - № 1 (19). – С. 130-132.
12. Оканова Т. Н. Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практ. пособие / Т. Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.
13. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/armenia#DB_tax
14. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/
15. Поляков Д. К. Анализ использования налоговой политики в регулировании процессов регионального развития / Д. К. Поляков.ю М. М. Ильина // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов конференции. – Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 270-274.
16. Попович С. О. Институциональные основы налоговой системы в государственном регулировании экономики / С. О. Попович / Неделя науки СПбПУ: сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 69 -71.
17. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
18. Токаева М. Э. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования / М. Э. Токаева // Форму молодых ученых. – 2019. - № 2 (30). – С. 1448-1450.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют налоги в экономике России?

Налоги в экономике России играют важную роль. Они являются основным источником дохода для государственного бюджета и финансирования различных государственных программ. Также налоги используются для регулирования экономической активности и распределения ресурсов в стране.

Какова структура налоговой системы России?

Структура налоговой системы России включает различные виды налогов республиканского, регионального и муниципального уровней. Основные виды налогов включают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, налог на имущество и землю.

Каковы принципы построения налоговой системы России?

Принципы построения налоговой системы России включают принцип обязательности уплаты налогов, прогрессивную структуру налогообложения, принцип единообразия налогового законодательства и прозрачности налоговых процедур. Также важным принципом является принцип справедливости, который предполагает, что налоги должны быть распределены справедливо с учетом доходов и возможностей налогоплательщиков.

Каковы основные проблемы современной налоговой системы России?

Современная налоговая система России имеет ряд проблем, включая сложность налогового законодательства, высокую ставку налогов, неэффективное использование налоговых поступлений, большое количество налоговых льгот и проблемы с налоговым администрированием и контролем.

Какие перспективы развития налоговой системы России?

Перспективы развития налоговой системы России включают упрощение и снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и контроля, борьбу с налоговыми уклонистами, улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций, а также развитие электронного налогового администрирования и использование современных технологий в сборе и обработке налоговой информации.

Какую роль в экономике играют налоги?

Налоги являются важным инструментом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству получать финансовые ресурсы для осуществления своих функций, таких как поддержка социальных программ, инфраструктуры, обороны и т.д. Также налоги могут использоваться для стимулирования или ограничения определенных видов деятельности или потребления.

Каковы основные принципы построения налоговой системы?

Основные принципы построения налоговой системы включают принципы справедливости, прогрессивности, простоты и удобства, стимулирования экономической активности и эффективности сбора. Справедливость подразумевает, что налоги должны быть распределены с учетом финансовой способности налогоплательщиков. Прогрессивность означает, что ставки налогов должны увеличиваться с увеличением доходов. Простота и удобство подразумевают простоту понимания и соблюдения налогового законодательства. Стимулирование экономической активности подразумевает использование налоговых льгот и снижение ставок для стимулирования предпринимательства. Эффективность сбора означает, что налоги должны быть собраны без излишних затрат времени и ресурсов.

Какие основные проблемы современной налоговой системы России?

Среди основных проблем современной налоговой системы России можно выделить сложность и неясность налогового законодательства, высокие нагрузки налогов на предприятия и население, распределение налоговых поступлений между федеральным и региональным бюджетами, недостаточную эффективность в сборе налогов и борьбе с налоговыми преступлениями, проблемы коррупции и непрозрачности в налоговой сфере. Эти проблемы требуют системных изменений и реформирования налоговой системы для повышения ее эффективности и справедливости.

Что такое налоги и какова их сущность и назначение?

Налоги - это обязательные платежи, которые граждане и организации обязаны уплачивать в бюджет государства. Сущность налогов заключается в том, что они являются основным источником доходов для государства и не имеют прямой взаимозависимости с получаемыми от государства услугами или льготами. Назначение налогов заключается в финансировании государственных нужд, обеспечении социального развития и поддержки экономики.