Дипломатическая стратегия КНР в контексте развертывания противоракетной системы США(THAAD) на Корейском полуострове
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 27.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Реакция Южной Кореи, Японии и России на развертывание THAAD в контексте стратегии КНР 7
1.1 Американская противоракетная система THAAD и история её развёртывания 7
1.2 Взгляд КНР на размещение THAAD на Корейском полуострове 12
1.3 Влияние развертывании THAAD в Южной Корее на отношения с соседними государствами и Россией 14
Глава 2. Анализ разногласий по поводу развертывания THAAD 21
2.1 Перегруппировка политических сил в Республике Корея 21
2.2 Внутренняя и внешняя политика администрации президента Мун Чжэ Ина 24
2.3 Анализ планов КНР по перехвату глобальной гегемонии США с акцентом на экономическую, военную и идеологическую сферы 31
ГЛАВА 3. Сотрудничество КНР и Российской Федерации в сфере военной и ядерной безопасности 43
3.1 Российско-китайский ответ на THAAD 43
3.2 Новая военная доктрина КНР и сотрудничество с Россией 45
3.2.1 Независимость Тайваня как главная угроза интересам Китая 49
3.2.2 Против ядерной гонки 50
3.2.3 Важность сотрудничества с Россией 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
Только за последние шесть лет доля Китая в закупках российской военной техники увеличилась с 5% до 15%. Более того, есть все основания полагать, что Поднебесная и дальше будет наращивать закупки российской военной техники. В частности, Китай первым среди зарубежных стран закупил зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф» и истребители Су-35.Теперь очередь технологий – Россия поможет Китаю создать собственную систему предупреждения о ракетном нападении, как заявил президент России Владимир Путин. Только один контракт на участие России в разработке системы оценивается не менее чем в 60 миллиардов долларов. Это разработка программного обеспечения системы предупреждения о ракетном нападении, которое будет создано российскими специалистами на предприятиях, входящих в структуру концерна аэрокосмической обороны «Алмаз-Антей».В этой ситуации стремление Пекина и Москвы к развитию двусторонних отношений вполне естественно и понятно. Чем больше США вводят санкции и торговые пошлины, чем чаще они заявляют о наличии китайской или российской угрозы, тем более плотные камни кладут в фундамент российско-китайского союза. Теперь Россия и Китай вынуждены задуматься о том, как отреагировать на жесткую и агрессивную политику Вашингтона в случае наращивания вооружений США.Россия – главный военно-политический союзник КНР, а США представляют своими действиями угрозу и национальной безопасности Китая, и миру в целом. К таким выводам приходят китайские стратеги в новой военной доктрине КНР, опубликованной 24 июля 2019 г.«Белая книга по обороне» — так называется открытая версия китайской официальной военной доктрины, которая была недавно опубликована Информационным бюро Государственного совета КНР. В издании, названном «Китайская национальная оборона в новую эпоху», ключевые акценты расставляются на общей оценке мировой военно-политической ситуации, выявлении угроз со стороны других сильных государств, возможной реакции Китая на вызовы в сфере обороны и национальной безопасности.Само словосочетание «новая эпоха» активно используется в Китае, особенно китайским руководством, для описания текущего этапа политического и экономического развития КНР. Председатель КНР Си Цзиньпин рассчитывает обеспечить к 2050 г. мировое лидерство Поднебесной, для чего особое внимание уделяется технологиям, продвижению китайских экономических интересов и, соответственно, их военно-политическому обеспечению.В 2015 г. в Пекине уже выходила предыдущая версия военной доктрины КНР. Несмотря на то, что в 2015 г. вовсю шли войны на Украине, в Сирии, в Ливии и многих других странах мира, а Россия находилась под действием санкций ЕС и США, в Китае мировую политическую обстановку все же оценивали весьма оптимистично. Так, в старой военной доктрине утверждалось, что в мире ослабевают тенденции к войне.Весьма позитивно в старой доктрине оценивались и взаимоотношения Китая с другими странами. Напомним, что тогда США еще не начали свои торговые войны против Поднебесной, уровень напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая и Южно-Китайское море, также был значительно ниже, чем сейчас.За четыре года, как можно сделать вывод, сравнив предыдущую и текущую китайские военные доктрины, обстановка в мире изменилась, причем далеко не в самую лучшую сторону. Новая «Белая книга» в три раза превосходит по объему предыдущую, а значит, что китайским стратегам есть о чем писать, какие вызовы и риски в своей работе рассматривать.3.2.1Независимость Тайваня как главная угроза интересам КитаяВ Пекине по-прежнему считают основной угрозой национальной безопасности Китая сам факт существования Китайской Республики, как официально называется Тайвань. Островное государство, возникшее после гражданской войны в Китае, сохраняет свою независимость уже почти семь десятилетий.Тайвань пользуется поддержкой США, Японии и целого ряда других государств, имеет и свою хорошо вооруженную армию. Поэтому о силовом решении «тайваньского вопроса» речь не идет и идти не может. Но Пекин испытывает страшный дискомфорт от того, что в мире есть еще одно государство, называющее себя Китаем и пытающееся претендовать на статус «подлинного» Китая.В новой военной доктрине Тайвань упоминается 14 раз, тогда как в предыдущей авторы вспоминали о нем лишь три раза. Это означает, что в Китае за последние четыре года еще больше обеспокоились «тайваньским вопросом».Пекин обвиняет остров в нежелании признавать Китай единым и неделимым, а тема территориальной целостности, как известно, для КНР является одной из наиболее болезненных (в том числе и потому, что в западной части страны весьма актуальны проблемы тибетского и особенно уйгурского сепаратизма).В целом же, если абстрагироваться от темы отношений с Тайванем, обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе все же оценивается в «Белой книге» как достаточно приемлемая. Причем отдельное внимание уделяется Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), про которую в военной доктрине пишут, что она проводит политику неприсоединения и не направлена против какой-либо конкретной страны.3.2.2Против ядерной гонкиВ «Белой книге» рассматривается и вновь ставшая очень актуальной проблема гонки вооружений, в том числе ядерных. Пекин подчеркивает, что Китай принципиально не участвует в гонках вооружений с какими-либо другими странами. Это связано с изначальной позицией КНР – неприменению ядерного оружия первым.«Мы также всегда были верны принципу безоговорочно не применять и не запугивать ядерным оружием страны и регионы, не обладающие ядерным оружием,» — подчеркивается в военной доктрине КНР.Китайское руководство отмечает, что ядерный потенциал страны сохраняется на минимальном уровне, для обеспечения национальной безопасности. В перспективе же Китай вообще выступает за полный и окончательный запрет ядерного оружия и его полное уничтожение.В этом, кстати, китайская официальная военная доктрина отличается от позиции США. Негативное отношение китайского государства к ядерному оружию, декларируемое миролюбие связано с самой спецификой национального менталитета, с китайской философией, тысячелетиями определявшей идеологию страны.Для достижения своих целей Пекин считает необходимым действовать методами «мягкой силы». Принцип «вода побеждает камень» играет важную роль во внешней политике КНР, соответственно Китай вполне может обойтись и без постоянных угроз «ядерной дубинкой».3.2.3Важность сотрудничества с РоссиейПо сравнению с предыдущей военной доктриной, в текущем документе гораздо больше внимания уделено вопросам военно-политического сотрудничества с Российской Федерацией. Отношения с Россией начинают играть для Китая все большую роль, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности. Об этом свидетельствует и то, что в новой доктрине число упоминаний России выросло до 24, а в 2015 г. Россию упоминали в китайской военной доктрине лишь два раза.В «Белой книге» подчеркивается особая важность военного сотрудничества с Россией, перечисляются все совместные учения, которые Народно-освободительная армия Китая проводила с Вооруженными силами Российской Федерации в течение последних лет. Например, специально подчеркивается, что в августе-сентябре 2018 г. Народно-освободительная армия Китая впервые участвовала в стратегических военных учениях «Восток», которые были организованы Вооруженными силами Российской Федерации.Отмечается важность стратегических консультаций между представителями военного руководства России и Китая. Между двумя государствами поддерживаются постоянные контакты на уровне руководства министерств обороны, генеральных штабов.И это не только слова. События последнего времени показывают, что Россия и Китай действительно сотрудничают в военной сфере все теснее. Например, было организовано совместное воздушное патрулирование неба над Японским морем –то самое, которое вызвало столь болезненную реакцию со стороны Южной Кореи и Японии. До этого столь тесно Россия взаимодействовала с Китаем в военной сфере лишь в 1940-е – 1950-е годы, в том числе и во время Корейской войны, где советские военнослужащие сражались на стороне северокорейских коммунистов бок о бок со своими коллегами из Народно-освободительной армии Китая.Россия играет важную роль в подготовке китайских военных кадров, в обеспечении НОАК новейшими образцами вооружений. Поскольку руководство КНР реализует курс на модернизацию китайской армии, роль технологий и современного оружия повышается.Прежняя стратегия КНР, опиравшаяся на численное превосходство в населении и, соответственно, мобилизационном резерве, уходит в прошлое. Современная китайская армия, как считают Си Цзиньпин и его ближайшее окружение, должна брать не столько численностью, сколько технологиями. И здесь очень важно сотрудничество с Россией.В настоящее время Россия фактически доминирует на китайском рынке вооружений, являясь главным поставщиком оружия в КНР. И запрос на российскую военную технику и российские военные технологии в Поднебесной только растет, что также связано с курсом на перевооружение и переоснащение Народно-освободительной армии Китая.Кроме того, в Пекине прекрасно понимают, что в одиночку нельзя не только выиграть противостояние с Соединенными Штатами, но и обеспечить равновесие сторон. Ведь у США в союзниках ядерные державы Франция и Великобритания, весь блок НАТО, целый ряд партнеров и сателлитов в Азиатско-Тихоокеанском регионе – от Японии и Южной Кореи до того же Тайваня. Поэтому Китаю просто не остается иного выхода, как сотрудничать с Россией, особенно если учесть, что интересы стран во многих регионах мира в целом совпадают.Например, и Россия, и Китай крайне заинтересованы в снижении масштабов американского военно-политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но решить эту задачу можно только совместными усилиями, поскольку Вашингтон не только не собирается уходить из АТР, но и постоянно наращивает мощь своих военно-морских и военно-воздушных сил, базирующихся в регионе.Правда, помимо Азиатско-Тихоокеанского региона, России и Китаю стоило бы развивать взаимодействие и в других уголках планеты. В частности, Пекин и Москва могли бы сыграть важную роль в упреждении крайне вероятного нового конфликта в Персидском заливе, направив свои военные корабли для патрулирования Ормузского пролива. Военное сотрудничество России и Китая рассматривается многими аналитиками как одна из главных гарантий против развязывания новых крупномасштабных войн Соединенными Штатами и их союзниками. Все же когда две такие мощные державы как РФ и КНР сотрудничают друг с другом и являются в известной степени военно-политическими союзниками, в Вашингтоне остерегаются предпринимать какие-то агрессивные действия и против России, и против Китая, и против многих других государств, которые не вписываются своей политикой в идеальную модель американского мирового порядка.Разработка системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) имеет первостепенное значение для Поднебесной. В настоящее время такими системами обладают только США и Россия, поэтому Китай также стремится создать аналогичную систему и обезопасить себя от рисков ракетных атак со стороны вероятного противника.Еще в 1980-е гг. Китай предпринял первые попытки создать систему предупреждения, но тогда они не увенчались успехом, хотя некоторые шаги все же были предприняты. Теперь китайское руководство обратилось за помощью к России, которая имеет собственную систему предупреждения о ракетном нападении и, соответственно, может помочь Китаю в ее разработке. От России Китаю нужны, прежде всего, технологии, которые китайские специалисты пока не умеют разрабатывать.Понятно, что вслед за разработкой ПО Россия будет выполнять и другие заказы Китая в области создания СПРН. Но пока не может быть и речи о создании единой системы предупреждения о ракетном нападении. Ведь общая система – это не только единые технологии, но и единое командование, единая структура, и пока они не готовы к работе не только в Пекине, но и в Москве.Тем не менее, если ситуация в мире не изменится к лучшему, то Китай и Россия вполне могут пойти на создание совместной системы предупреждения о ракетном нападении. В этом случае СПРН двух государств станет самой мощной в мире, охватывая большую часть территории Евразии. Россия сможет переместить южные границы СПРН на тысячи километров – в южный Китай.В свою очередь, Китай также сможет воспользоваться выходом России в Арктику. Ведь арктическое направление остается одним из наиболее вероятных направлений атаки Китая со стороны США. И Россия, контролирующая Арктику, может минимизировать эти риски в том случае, если СПРН двух государств будет функционировать как единая система. Эту точку зрения разделяют военные аналитики и политологи самого Китая. Более того, США своими действиями дают понять Пекину – начинается новая и весьма активная гонка вооружений.Военный союз между Россией и Китаем существенно переформатирует расстановку сил в Азии. Не исключено, что другие страны также обратятся к Москве и Пекину, которые по тем или иным причинам зависят от России и КНР. Что касается Европы, то союз России и Китая может быть даже выгоден ей, поскольку позволит проводить более независимую внешнюю политику от Вашингтона. Если теперь европейские страны зависят от Соединенных Штатов в принятии решений, новая расстановка сил может убедить Европу в том, что американские позиции ослабевают, и мы можем думать о выборе новых союзников и покровителей.Однако пока говорить о заключении военного союза между Россией и Китаем преждевременно. Власти двух стран заняли выжидательную позицию, наблюдая за международной обстановкой. Более того, Пекин и Москва, при всем кажущемся процветании сотрудничества, также имеют очень болезненные точки в отношениях, одна из которых – будущее Сибири и Дальнего Востока в контексте продолжающейся китайской экономической и демографической экспансии.Военное сотрудничество России и Китая рассматривается многими аналитиками как одна из главных гарантий против развязывания новых крупномасштабных войн Соединенными Штатами и их союзниками. Все же когда две такие мощные державы как РФ и КНР сотрудничают друг с другом и являются в известной степени военно-политическими союзниками, в Вашингтоне остерегаются предпринимать какие-то агрессивные действия и против России, и против Китая, и против многих других государств, которые не вписываются своей политикой в идеальную модель американского мирового порядка.Военный союз между Россией и Китаем существенно переформатирует расстановку сил в Азии. Не исключено, что другие страны также обратятся к Москве и Пекину, которые по тем или иным причинам зависят от России и КНР. Что касается Европы, то союз России и Китая может быть даже выгоден ей, поскольку позволит проводить более независимую внешнюю политику от Вашингтонского влияния. ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновной целью исследования в данной дипломной работе является изучение дипломатической стратегии КНР в контексте развертывания противоракетной системы США(THAAD) на Корейском полуостровеСтремительный рост китайской экономики порождает необходимость анализа перспектив развития международных отношений КНР и соперничества с США в вопросе глобальной и региональной гегемонии.Терминалоборонывысотныхзон (Terminal High Altitude Area Defense. Сокращенно – THAAD) – это передвижная система, которая перехватывает баллистические ракеты внутри или за пределами атмосферы во время их заключительного или конечного этапа полета. Система разработана американской компанией Lockheed Martin. У системы THAAD есть определенные ограничения. Она не предназначена для использования против межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а скорее для ракет малой и средней дальности. Она также может быть неэффективным против ракет с нерегулярной и нестабильной траекторией (например, северокорейские ракеты средней дальности Rodong), поскольку ракета-перехватчик должна точно поразить и уничтожить переднюю часть приближающейся ракетыСогласно данным моделирования, полученным ЧосунИльбо (ChosunIlbo) в 2015 г., для защиты всей Южной Кореи от обстрела северокорейских ракет Родонг потребуется три батареи THAAD, хотя две из них смогут прикрыть большую часть страны, а одна – защитить большую часть территории страны от ограниченного количества ракет. Тот факт, что два радара THAAD уже размещены в Японии, вызывает беспокойство у Китая, но дополнительная система в Южной Корее обеспечивает более точное обнаружение, поскольку радар находится на 1000 километров ближе к его границам.Второе беспокойство Китая вызывает тот факт, что благодаря развертыванию THAAD Южная Корея будет иметь долгосрочные обязательства перед США, которые ещё более укрепят свое присутствие в Северо-Восточной Азии. В этом контексте Китай также обеспокоен укреплением союза безопасности между Южной Кореей, США и Японией.Развертывание THAAD было начато с опережением графика в апреле 2017 г. При этом две из шести пусковых установок THAAD были введены в эксплуатацию к 2 мая. По заявлению министерства обороны Южной Кореи, причина ускоренного развертывания заключалась в удовлетворении потребности в немедленных оперативных возможностях ракеты-носителя системы THAAD в ответ на возросшую ядерную угрозу и ракетную угрозу Северной Кореи. 7 сентября 2017 г. началось развертывание остальных четырех пусковых установок.Нынешний президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин изначально выступал против этой системы, но с тех пор ускорил ее развертывание, добавив дополнительные пусковые установки в ответ на ядерное испытание Северной Кореи 3 сентября 2017 г.Северная Корея расценила решение о развертывании THAAD как провокацию и акт агрессии. В 2017 г. КНДР провела испытательные пуски нескольких баллистических ракет, в том числе свою первую межконтинентальную баллистическую ракету в июле 2017 г.Россия также осудила размещение THAAD в Южной Корее. Как и в случае с Китаем, он опасается усиления зависимости Южной Кореи от США и усиления американского присутствия в регионе, что может подорвать его интересы безопасности.Китай продолжает подчеркивать, что с развертываниеTHAAD на территории Южной Кореи наносится ущерб стратегической стабильности, взаимному доверию и стратегическим интересам в области безопасности Китая и иных государств, при этом отмечается негативный эффект от ухудшения отношений между Пекином и Сеулом.THAAD сильно влияет на отношения Южной Кореи со своими соседями, особенно с Китаем, который возражает против его развертывания, рассматривая его как продолжение стратегических интересов США.Таким образом, динамика развития КНР и распространения китайского влияния на международной арене позволяет сделать вывод о том, что существует потенциальная угроза для гегемонии США в мире. Основой внешней политики КНР является стратегия «мягкой силы» и декларативный отказ от посягательств на мировую гегемонию. Развитие экономических связей Китая в свою очередь порождает интерес к китайской культуре и более тесному межкультурному взаимодействию. Следуя геополитической теории Маккиндера, Китай инициирует взаимодействие со странами и интеграционными объединениям, имеющими ключевое значение в Евразии .Основной элемент национальной безопасности Китая – экономическая безопасность, обеспечение которой реализуется через военно-политический аспект безопасности посредством создания зон мирного окружения и экономический аспект через интеграцию с региональными соседями.Сотрудничество между Россией и Китаем в военной сфере становится все более тесным, и обе страны подталкивают Соединенные Штаты к его укреплению и углублению. Уже сейчас Москва и Пекин думают о создании совместной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), между армиями двух государств проводятся учения.В последние годы Россия и Китай вышли на новый уровень сотрудничества в области обороны и безопасности. Отношения между двумя государствами становятся все более тесными – как в экономической, так и в военной сфере. Когда летом 2019 года президент Си Цзиньпин прибыл в Россию, были подписаны два знаковых документа - «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об укреплении глобальной стратегической стабильности в современную эпоху» и «Совместное заявление Российская Федерация и Китайская Народная Республика о развитии всесторонних отношений, партнерских отношений и стратегического взаимодействия, вступающего в новую эру. Их подписание свидетельствует о том, что позиции двух государств по ряду ключевых вопросов, а главное, по стратегическим перспективам развития современного мира, совпадают.Американский THAAD едва ли способен обеспечить защиту важнейших объектов и населенных пунктов на корейской территории. Стремясь вывести крайне дорогостоящий комплекс из-под возможного удара северокорейской дальнобойной артиллерии, тяжелых реактивных систем залпового огня и многочисленных ракет малой дальности, его решили расположить на значительном удалении от демилитаризованной зоны. В результате комплекс, судя по некоторым публикациям, вообще не способен обеспечивать защиту агломерации Сеула, где сосредоточено до половины населения Южной Кореи. Кроме того, арсенал средств нападения, имеющийся в распоряжении КНДР, слишком разнообразен, чтобы одна батарея THAAD могла серьезно повлиять на ситуацию.Конкретный российско-китайский военный ответ на THAAD, если он будет, зависит от успешности кампании политического давления на Сеул, которую Пекин и Москва будут вести в ближайшие месяцы. Еще в 2016 г. Россия и Китай впервые провели совместные учения (компьютерную симуляцию) действий сил ПРО на театре военных действий, и эти учения, как было позднее объявлено, повторятся в 2017 г. Таким образом, очевидным вариантом ответа может быть активизация российско-китайского взаимодействия в сфере ПРО и его расширение с ПРО на театре военных действий на стратегическую ПРО. Вероятным представляется также проведение совместных учений по преодолению ПРО противника и уничтожению ее ключевых объектов. В любом случае, наличие на южнокорейской территории американского объекта ПРО превращает Южную Корею в заложника любого военного кризиса между Китаем и США, даже если истоки этого кризиса будут находиться на расстоянии тысячи километров от Корейского полуострова.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВЛитератураБаранникова А.О. Влияние THAAD на Корейском полуострове на российско-корейские отношения // Известия Восточного института. № 1. С. 67-73.Буторов А.С. Односторонний выход США из договора по ПРО 1972 г. и его глобальные последствия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 1. С. 153-164.Brzezinski, Zbigniew K. The gtand chessboard: American primacy and its geostrategic imperatives. 1st ed. 223Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуации в современном мире. СПб., 2001.Конышев В. Н., Сергунин А. А. Политика США по созданию систем противоракетной обороны в Азиатском-Тихоокеанском регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5. C. 165-177.Кирьянов О.В. Противоракетный щит США над Южной Кореей // Азия Африка сегодня. 2017. № 1. С. 9-15. [1] Ромашкина Н., Топычканов П. Региональные противоракетные программы (Индия, Израиль, Япония, Южная Корея) / под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: РОССПЭН. 2012. С. 272-310. 157Кирьянов О.В. Военные и политические аспекты возможного размещения американских противоракетных комплексов THAAD в Республике Корея // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке: политика, экономика, культура. Владивосток: ДВФУ, 2016. [2] Суйшэн Ч., Го Д. Новая холодная война? Причины и перспективы зарождающегося американо-китайского соперничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. № 1. С. 9-21.Кашин В. Баллистическое клонирование. Пхеньян делится с миром секретами ракетостроения // Военно-промышленный Курьер. № 10 (625). 16.03.2016. (еженедельная газета).Mackinder H. J. The Geographical Pivot of History // The Geographical Journal. Vol. 23, No. 4. (Apr., 1904), Pp. 421-437.Сунь Фу, Еремина С.Л. Старение населения. Влияние на экономику Китая // Вестн. Томс. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. С.252–264.Рудов, В. Американский противоракетный комплекс THAAD // Зарубежное военное обозрение / В. Рудов. — М.: «Красная звезда», 1998. — Вып. 618. — № 9. — С. 21-25. Пак Сан Хун. Нераспространение ядерного оружия и ядерная программа КНДР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 3. С. 5-13.Федоров Н. В. Американские системы противоракетной обороны в северо-восточной Азии: Вызовы для безопасности России // Американистика на Дальнем Востоке. 2018. №4. C. 42-46.Хомский Н. Создавая будущее: Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 316 с.Электронные источникаБабаян Д. К. Политика Китая в Центральной Азии, на Кавказе и в северном Прикаспии в конце XX – начале XXIвв. URL: https://www.ivran.ru/f/Dissertaciya_Babayana_D.K..pdf. В Южной Корее выбрали нового президента. URL: https://rg.ru/2017/05/09/v-iuzhnoj-koree-vybrali-novogo-prezidenta.htmlДемонстрация силы: США развертывают THAAD в Южной Корее. URL: https://ria.ru/20170307/1489514801.htmlJinKai. WhatTHAADMeansforChina’sKoreanPeninsulaStrategy [Электронныйресурс] // TheDiplomat. 27.07.2017. – Режим доступа: https://thediplomat.com/2017/07/what-thaad-means-forchinas-korean-peninsula-strategy 158Журнал «Международная жизнь» №3 Китайская дипломатия в эпоху Си Цзиньпина. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2163Китайский ответ на американскую систему ПРО THAADURL: https://eurasia.expert/kitayskiy-otvet-na-amerikanskuyu-sistemu-pro-thaad/Мун Чжэ Ин: президент Южной Кореи со скромными корнями URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-39860158МИД КНР выразил протесты одновременно Сеулу и Пхеньяну / Олег Кирьянов // Российская газета URL: http://rg.ru/2016/02/08/mid-knr-vyrazil-protesty-odnovremenno-seulu-iphenianu.html / Национальная служба новостей. Американская ПРО в Корее – угроза России? // Информационное агентство «Национальная служба новостей»– URL: http://nsn.fm/in-the-world/amerikanskayapro-v-koree-ugroza-rossii.php / Неудачники и усиленные. Военный союз России и Китая становится реальностьюURL: https://en.topwar.ru/163570-koshmar-zapada-voennyj-sojuz-rossii-i-kitaja-stanovitsja-realnostju.htmlНовая «Белая книга» по национальной обороне КНР URL: https://bmpd.livejournal.com/3717962.htmlОпрос: половина граждан Южной Кореи поддерживают размещение систем ПРО США. URL: https://ria.ru/20160715/1466451826.htmlО речи южнокорейского президента в ООН. URL: https://ru.journal-neo.org/2019/10/16/o-rechi-yuzhnokorejskogo-prezidenta-v-oon/Официальный сайт информационного агентства «NewsAsia». URL: http://www.news-asia.ru/view/politics/4649.Policy THAAD on the Korean Peninsula [Электронныйресурс]. Institute for Security & Development. 21.10.2017. – Режимдоступа: http://isdp.eu/publication/korea-thaadПолитика Китая. URL: https://www.ivran.ru/f/Dissertaciya_Babayana_D.K..pdfПять приоритетов для Мун ЧжэИна из Южной Кореи в 2019 году URL: https://thediplomat.com/2018/12/five-priorities-for-south-koreas-moon-jae-in-in-2019/Республика Корея на стадии формирования внешней и внутренней политики URL:https://cyberleninka.ru/article/n/respublika-koreya-na-stadii-formirovaniya-vneshney-i-vnutrenney-politikiРоссия-Китай: стратегическое сотрудничество или военно-политический союз? URL:https://southfront.org/russia-china-strategic-cooperation-or-military-political-alliance/Россия и Китай отвечают на THAAD URL:https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-kitayskiy-otvet-na-thaad/Сеул выберет между Пекином и Вашингтоном // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2015/03/23/stulya-site.html Сеул и Пекин не поделили американскую ПРО / Олег Кирьянов // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2015/03/17/pro-site.html/ Сеул подписался под ПРО / Олег Кирьянов // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2014/09/03/south-korea.html / СМИ: Сеул согласен на ПРО США, если Вашингтон заплатит / Олег Кирьянов // Российская газета– URL: http://rg.ru/2015/05/25/pro-site.html /Terminal High Altitude Area Defense (THAAD). URL: https://missilethreat.csis.org/system/thaad/ (дата обращения: 3.02.2021).Триумф системы ПРО THAADURL: https://3mv.ru/publ/triumf_sistemy_pro_thaad/3-1-0-12108Термоядерный шок: детальный анализ взрыва водородной бомбы КНДР и его последствий. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201709051832-b5b4.htmЧжэнБицзянь: Необходимо дальше использовать период с важными стратегическими возможностями для китайского развития. URL: http://russian.people.com.cn/31521/7192768.htmlЮжная Корея заняла 10-е место в мире по размеру экономики — ОЭСР. URL: https://regnum.ru/news/economy/2962944.html
1. Баранникова А.О. Влияние THAAD на Корейском полуострове на российско-корейские отношения // Известия Восточного института. № 1. С. 67-73.
2. Буторов А.С. Односторонний выход США из договора по ПРО 1972 г. и его глобальные последствия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 1. С. 153-164.
3. Brzezinski, Zbigniew K. The gtand chessboard: American primacy and its geostrategic imperatives. 1st ed. 223
4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуации в современном мире. СПб., 2001.
5. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Политика США по созданию систем противоракетной обороны в Азиатском-Тихоокеанском регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5. C. 165-177.
6. Кирьянов О.В. Противоракетный щит США над Южной Кореей // Азия Африка сегодня. 2017. № 1. С. 9-15. [1] Ромашкина Н., Топычканов П. Региональные противоракетные программы (Индия, Израиль, Япония, Южная Корея) / под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: РОССПЭН. 2012. С. 272-310. 157
7. Кирьянов О.В. Военные и политические аспекты возможного размещения американских противоракетных комплексов THAAD в Республике Корея // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке: политика, экономика, культура. Владивосток: ДВФУ, 2016. [2] Суйшэн Ч., Го Д. Новая холодная война? Причины и перспективы зарождающегося американо-китайского соперничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. № 1. С. 9-21.
8. Кашин В. Баллистическое клонирование. Пхеньян делится с миром секретами ракетостроения // Военно-промышленный Курьер. № 10 (625). 16.03.2016. (еженедельная газета).
9. Mackinder H. J. The Geographical Pivot of History // The Geographical Journal. Vol. 23, No. 4. (Apr., 1904), Pp. 421-437.
10. Сунь Фу, Еремина С.Л. Старение населения. Влияние на экономику Китая // Вестн. Томс. гос. ун-та. Экономика. 2017. № 37. С.252–264.
11. Рудов, В. Американский противоракетный комплекс THAAD // Зарубежное военное обозрение / В. Рудов. — М.: «Красная звезда», 1998. — Вып. 618. — № 9. — С. 21-25.
12. Пак Сан Хун. Нераспространение ядерного оружия и ядерная программа КНДР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 3. С. 5-13.
13. Федоров Н. В. Американские системы противоракетной обороны в северо-восточной Азии: Вызовы для безопасности России // Американистика на Дальнем Востоке. 2018. №4. C. 42-46.
14. Хомский Н. Создавая будущее: Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 316 с.
Электронные источника
15. Бабаян Д. К. Политика Китая в Центральной Азии, на Кавказе и в северном Прикаспии в конце XX – начале XXI вв. URL: https://www.ivran.ru/f/Dissertaciya_Babayana_D.K..pdf.
16. В Южной Корее выбрали нового президента. URL: https://rg.ru/2017/05/09/v-iuzhnoj-koree-vybrali-novogo-prezidenta.html
17. Демонстрация силы: США развертывают THAAD в Южной Корее. URL: https://ria.ru/20170307/1489514801.html
18. Jin Kai. What THAAD Means for China’s Korean Peninsula Strategy [Электронный ресурс] // The Diplomat. 27.07.2017. – Режим доступа: https://thediplomat.com/2017/07/what-thaad-means-forchinas-korean-peninsula-strategy 158
19. Журнал «Международная жизнь» №3 Китайская дипломатия в эпоху Си Цзиньпина. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2163
20. Китайский ответ на американскую систему ПРО THAAD URL: https://eurasia.expert/kitayskiy-otvet-na-amerikanskuyu-sistemu-pro-thaad/
21. Мун Чжэ Ин: президент Южной Кореи со скромными корнями URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-39860158
22. МИД КНР выразил протесты одновременно Сеулу и Пхеньяну / Олег Кирьянов // Российская газета URL: http://rg.ru/2016/02/08/mid-knr-vyrazil-protesty-odnovremenno-seulu-iphenianu.html /
23. Национальная служба новостей. Американская ПРО в Корее – угроза России? // Информационное агентство «Национальная служба новостей»– URL: http://nsn.fm/in-the-world/amerikanskayapro-v-koree-ugroza-rossii.php /
24. Неудачники и усиленные. Военный союз России и Китая становится реальностью URL: https://en.topwar.ru/163570-koshmar-zapada-voennyj-sojuz-rossii-i-kitaja-stanovitsja-realnostju.html
25. Новая «Белая книга» по национальной обороне КНР URL: https://bmpd.livejournal.com/3717962.html
26. Опрос: половина граждан Южной Кореи поддерживают размещение систем ПРО США. URL: https://ria.ru/20160715/1466451826.html
27. О речи южнокорейского президента в ООН. URL: https://ru.journal-neo.org/2019/10/16/o-rechi-yuzhnokorejskogo-prezidenta-v-oon/
28. Официальный сайт информационного агентства «NewsAsia». URL: http://www.news-asia.ru/view/politics/4649.
29. Policy THAAD on the Korean Peninsula [Электронный ресурс]. Institute for Security & Development. 21.10.2017. – Режим доступа: http://isdp.eu/publication/korea-thaad
30. Политика Китая. URL: https://www.ivran.ru/f/Dissertaciya_Babayana_D.K..pdf
31. Пять приоритетов для Мун Чжэ Ина из Южной Кореи в 2019 году URL: https://thediplomat.com/2018/12/five-priorities-for-south-koreas-moon-jae-in-in-2019/
32. Республика Корея на стадии формирования внешней и внутренней политики URL: https://cyberleninka.ru/article/n/respublika-koreya-na-stadii-formirovaniya-vneshney-i-vnutrenney-politiki
33. Россия-Китай: стратегическое сотрудничество или военно-политический союз? URL:https://southfront.org/russia-china-strategic-cooperation-or-military-political-alliance/
34. Россия и Китай отвечают на THAAD URL:https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-kitayskiy-otvet-na-thaad/
35. Сеул выберет между Пекином и Вашингтоном // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2015/03/23/stulya-site.html
36. Сеул и Пекин не поделили американскую ПРО / Олег Кирьянов // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2015/03/17/pro-site.html/
37. Сеул подписался под ПРО / Олег Кирьянов // Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2014/09/03/south-korea.html /
38. СМИ: Сеул согласен на ПРО США, если Вашингтон заплатит / Олег Кирьянов // Российская газета– URL: http://rg.ru/2015/05/25/pro-site.html /
39. Terminal High Altitude Area Defense (THAAD). URL: https://missilethreat.csis.org/system/thaad/ (дата обращения: 3.02.2021).
40. Триумф системы ПРО THAAD URL: https://3mv.ru/publ/triumf_sistemy_pro_thaad/3-1-0-12108
41. Термоядерный шок: детальный анализ взрыва водородной бомбы КНДР и его последствий. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201709051832-b5b4.htm
42. Чжэн Бицзянь: Необходимо дальше использовать период с важными стратегическими возможностями для китайского развития. URL: http://russian.people.com.cn/31521/7192768.html
43. Южная Корея заняла 10-е место в мире по размеру экономики — ОЭСР. URL: https://regnum.ru/news/economy/2962944.html
Вопрос-ответ:
Какова дипломатическая стратегия КНР в контексте развертывания противоракетной системы США THAAD на Корейском полуострове?
Дипломатическая стратегия КНР включает в себя несколько основных моментов. Во-первых, Китай выступает против развертывания THAAD на Корейском полуострове и активно пытается оказать давление на США и южнокорейское правительство, чтобы они отказались от этой идеи. Во-вторых, КНР стремится укрепить свои отношения с Россией, Японией и другими соседними странами, которые также выступают против развертывания THAAD. В-третьих, Китай использует экономические меры для увеличения своего влияния в регионе, например, проводит организацию туристических поездок в Китай для граждан Южной Кореи, чтобы оказать влияние на их правительство.
Какова реакция Южной Кореи, Японии и России на развертывание THAAD?
Реакция различных стран на развертывание THAAD была разной. Южная Корея поддержала идею развертывания системы, так как видит это как защиту от возможных ракетных угроз со стороны Северной Кореи. Япония выразила определенную поддержку США, но призвала к диалогу и обсуждению вопроса с соседними странами. Россия выступила категорически против развертывания THAAD, рассматривая это как угрозу своей национальной безопасности и поддерживая Китай в его дипломатической борьбе против развертывания.
Каков взгляд КНР на размещение THAAD на Корейском полуострове?
Китай считает размещение системы THAAD на Корейском полуострове неприемлемым и угрозой для своей национальной безопасности. КНР считает, что THAAD может применяться не только против Северной Кореи, но и против Китая, поскольку его радар может проникать на его территорию. Китай также опасается, что размещение THAAD приведет к усилению противоракетного потенциала США в регионе и нарушит баланс сил в регионе.
Каковы последствия развертывания американской противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове?
Развертывание противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове имеет серьезные последствия для региона. Китай считает, что эта система угрожает его национальной безопасности, поскольку радары THAAD могут использоваться для наблюдения за его военными действиями. Кроме того, Китай опасается, что развертывание THAAD на Корее создаст дисбаланс сил в регионе и приведет к нарушению баланса сил с Северной Кореей. Россия также выразила свою озабоченность по поводу развертывания THAAD, считая, что это угрожает ее национальной безопасности и может стать причиной новой военной гонки.
Какова реакция Южной Кореи на развертывание противоракетной системы THAAD?
Южная Корея поддерживает развертывание противоракетной системы THAAD на своей территории с целью обеспечения своей безопасности. Она считает, что THAAD может защитить ее от потенциальной угрозы со стороны Северной Кореи и других враждебных стран. Кроме того, развертывание THAAD позволяет Южной Корее укрепить свои военные связи с Соединенными Штатами и улучшить согласованность действий в случае вооруженного конфликта.
Каков взгляд Китая на развертывание противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове?
Китай относится к развертыванию противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове с крайней озабоченностью. Он считает, что это угрожает его национальной безопасности и нарушает региональный баланс сил. Китай также опасается, что радары THAAD могут использоваться для наблюдения за его военными действиями. В ответ на развертывание THAAD, Китай принял ряд мер, включая экономические санкции против Южной Кореи и проведение военных учений вблизи границы с Корейским полуостровом.
Какая дипломатическая стратегия применяет КНР в отношении развертывания противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове?
Дипломатическая стратегия КНР в данном случае заключается в предпринятии множества дипломатических шагов, включая проведение переговоров с рядом стран, выражение своей позиции через официальные заявления, применение экономического давления и даже ограничение культурного обмена с Южной Кореей.
Какова позиция Южной Кореи, Японии и России в отношении развертывания THAAD?
Южная Корея поддерживает развертывание THAAD и считает его необходимым для обеспечения своей безопасности. Япония также выразила поддержку Южной Корее и США в развертывании системы THAAD. Россия является противником развертывания THAAD на Корейском полуострове и считает его угрозой для своей безопасности.
Какова история развертывания американской противоракетной системы THAAD?
История развертывания THAAD начинается в 2008 году, когда США объявили о планах установки данной системы на Корейском полуострове. Однако, в результате протестов и дипломатических усилий со стороны КНР, развертывание было приостановлено. В конечном итоге, в 2016 году США и Южная Корея достигли соглашения о развертывании THAAD, и система была установлена в 2017 году.
Какое отношение КНР имеет к размещению THAAD на Корейском полуострове?
КНР относится к размещению THAAD на Корейском полуострове крайне негативно. Она считает, что это нарушает ее безопасность и нацелено на наблюдение за своей территорией. КНР выразила протесты и провела множество дипломатических шагов в попытке остановить развертывание THAAD.
Какова дипломатическая стратегия КНР в отношении развертывания противоракетной системы THAAD на Корейском полуострове?
Дипломатическая стратегия КНР в отношении развертывания THAAD заключается в том, чтобы выразить свое недовольство и озабоченность этим шагом и заявить о возможных негативных последствиях для региональной безопасности и своих интересов. Китай проводит дипломатические мероприятия, такие как встречи и переговоры с южнокорейскими, японскими и российскими политическими лидерами, чтобы сформировать коалицию против развертывания THAAD и добиться его отмены. Кроме того, Китай предпринимает экономические шаги, например, введение экономических санкций и ограничений для Южной Кореи, чтобы заставить ее изменить свое решение.