Классификация звуков речи: группы звуков, характеризующих всю фонетическую систему русского языка по артикуляционным признакам.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 31.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть:
1. Гласные и согласные как основные типы звуков речи русского языка…….5
2. Особенности классификации гласных звуков……………………………….9
3. Особенности классификации согласных звуков……………………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Им соответствуют следующие согласныец и ч, которые также называются глухими аффрикатами;в) смычно-проходными называются такие согласные, при произнесении которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости не задевая никаким образом смычку: -носовые согласные– это согласные м, н;-боковые согласные(латеральные)– это согласный л (при произнесении этого согласного звука воздушная струя проходит через ротовую полость, а именно по ее краям, по бокам языка).Щелевые согласные (фрикативные)являются такими звуками, при произнесении образовании преграда образуетсяпосредствомнебольшого сближения речевых органов. Так между нимисоздается узкая щель для прохождения воздушной струи – эти звуки образуются в процессе трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Им соответствуют следующие согласные – в, ф, з, ж, с, ш, х и др.Дрожащий согласный представляет собой такой звук, который образуется в результате повторения смычки и щели, происходящей при дрожании кончика языка (Рис.10). Дрожащий в русском языке только один звук – это согласный р (переднеязычный сонорный согласный).Рис.10. Артикуляция согласного РТаким образом, рассмотрев артикуляционные признаки согласных звуков, мы выявили отличительные артикуляционные свойства согласных, которые сводятся к следующим: 1) обязательное наличие преграды в речевом тракте;2) с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники; 3) согласные (не только сонанты, но и шумные) могут образовывать вершину слога, но слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с гласным не может реализоваться.ЗаключениеОсновным критерием классификации звуков речи по артикуляционным признакам является их разделение на гласные и согласные звуки. Сопутствующие при этом разделении различия гласных и согласных звуков находят свое отражение относительно их способа образования, силы выдыхаемой струи воздуха при произнесении гласных и согласных звуков. Каждый из звуков языка отличается специфическими особенностями произнесения и звуковой сочетаемости. Изучение артикуляционных признаков гласных и согласных звуков не только способствует освоению основных орфоэпических знаний, но и возможности правильно произносить каждый из звуков русского языка. Гласные звуки принято классифицировать на гласные в зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу (по ряду) и в зависимости от локализации языка по отношению к небу, то есть по степени подъема языка относительно неба (по степени подъема).Согласные звуки, в свою очередь, принято классифицировать по месту и по способу образования. Подробно изучив и проанализировав артикуляционные признаки согласных звуков, мы выявили отличительные артикуляционные свойства согласных, которые сводятся к следующим: 1) обязательное наличие преграды в речевом тракте;2) с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники; 3) согласные (не только сонанты, но и шумные) могут образовывать вершину слога, но слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с гласным не может реализоваться.Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому необходимо развивать фонематический слух, т. е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка, вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.Список используемой литературы:Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – 3-е изд., доп. – М., 2016. – С. 42-43.БелошапковаВ.А.Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Под ред. В. А. Белошапковой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2017. – 497 с.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. – 190 с.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 2010. – 200 с.Дмитриенко С.Н. О некоторых спорных вопросах системы состава фонем русского языка // Филологические науки. – 1984. – № 4. – С. 36-43.Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М., 2012. – 250 с.Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М., 2006. – 200 с.Современный русский литературный язык: Учебник / Под. ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. – М., 2010. – 312 с.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений : В 2 ч. – Ч. 1 / Под. ред. Е.И. Дибровой. – М., 2011.Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Т. 1. – 6-е изд. – М., 2002. – 341 с.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык : Учеб. для филол. спец. ун-тов / Под ред. В. А. Белошапковой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2017. – 497 с.
3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. – 190 с.
4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 2010. – 200 с.
5. Дмитриенко С.Н. О некоторых спорных вопросах системы состава фонем русского языка // Филологические науки. – 1984. – № 4. – С. 36-43.
6. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык : Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М., 2012. – 250 с.
7. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография : учеб. пособие. – М., 2006. – 200 с.
8. Современный русский литературный язык : Учебник / Под. ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. – М., 2010. – 312 с.
9. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений : В 2 ч. – Ч. 1 / Под. ред. Е.И. Дибровой. – М., 2011.
10. Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. – Т. 1. – 6-е изд. – М., 2002. – 341 с.
Вопрос-ответ:
Какие звуки речи характеризуют фонетическую систему русского языка?
Фонетическая система русского языка характеризуется группами звуков по артикуляционным признакам. Основными типами звуков русской речи являются гласные и согласные звуки.
Чем отличаются гласные и согласные звуки?
Гласные звуки произносятся путем свободного прохождения воздушного потока через голосовые связки, тогда как согласные звуки создаются ограничением или закрытием голосового потока в одном или нескольких местах артикуляции.
Как осуществляется классификация гласных звуков русского языка?
Гласные звуки русского языка классифицируются по следующим признакам: яркость, высота, спряжение и округление. По высоте различаются высокие, средние и низкие гласные; по спряжению - передние и задние гласные; по округленности - округлые и неокруглые гласные.
Как осуществляется классификация согласных звуков русского языка?
Согласные звуки русского языка классифицируются по различным признакам, включая место и способ артикуляции. Например, согласные звуки могут быть образованы соприкосновением кончика языка с альвеолярными резонаторами (зубами), губами, нёбом или задней частью языка с мягким нёбом.
Какие глухие аффрикаты соответствуют гласным?
Глухими аффрикатами, или согласными звуками, которые соответствуют гласным, являются [ч'] и [щ']. Например, гласный [а] соответствует глухой аффрикате [ч'], а гласный [у] соответствует глухой аффрикате [щ'].
Что такое артикуляционные признаки?
Артикуляционные признаки - это характеристики звуков, связанные с артикуляцией (движением артикуляционных органов - губ, языка, гортани, нёба).
Какие основные типы звуков речи в русском языке?
Основные типы звуков речи в русском языке - это гласные и согласные.
Как классифицируются гласные звуки в русском языке?
Гласные звуки в русском языке классифицируются по трем признакам: месту произношения (передние, средние, задние), способу произнесения (закрытые, полуоткрытые, открытые) и величине языка (краткие, длинные).
Какие особенности классификации согласных звуков в русском языке?
Согласные звуки в русском языке классифицируются по нескольким признакам: месту образования смычки (губные, зубные, зубо-губные, альвеолярные, дорсальные), способу произнесения (звонкие, глухие) и характеру шума (шумные, звуковые).
Какие согласные звуки соответствуют артикуляционным признакам глухих аффрикат в русском языке?
В русском языке артикуляционным признакам глухих аффрикат соответствуют следующие согласные звуки: [ч], [ш], [щ].
Что такое классификация звуков речи?
Классификация звуков речи - это систематизация звуковой стороны языка по различным признакам, таким как артикуляционные особенности, звуковая длительность, тональность и др. Это позволяет установить правила произношения и орфоэпические нормы языка.