Индивидуальная теория личности А.Адлера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 20 20 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 01.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.А. Адлер и фрейдизм: к проблеме истоков истории А. Адлера 4
2.Основные положения теории личности А. Адлера и ее значение для психологии 12
3.Проблема воспитания в концепции А.Адлера 16
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

А любое изменение представляет собой лишь новый способ выражения жизненного стиля. Для того, чтобы оценить стиль жизни человека, Адлер при своих исследованиях прибегал к ранним воспоминаниям людей. Он использовал свой метод и в индивидуальной и в групповой работе и вскоре понял, что подобная методика ведет к довольно простому пути изучения личности.Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.3.Проблема воспитания в концепции А.АдлераОсобое внимание Адлер обратил на проблему воспитания. Адлер говорил, что каждый педагог должен четко представлять себе разницу между правильным и ошибочным направлением детского стремления к превосходству, а для этого надо более пристально рассмотреть такой тип поведения, как лень. Кстати, нелишне заметить, что лень в любом своем проявлении является бичом как для школы, так и для общества в целом. Далее Адлер показывает различные образы, которые может принимать лень: лень как стремление оказаться в центре внимания, или как средство облегчения своего положения, или получения признания при достижении любого успеха и т.д. Ученый рекомендует учителю четко определять в каждой конкретной ситуации природу детской лени с тем, чтобы результатом педагогического действия не оказалось разочарование. Адлер убедительно доказывает, что «даже самое строгое наказание не может превратить ленивого ребенка в трудолюбивого». Где же выход для счастливого превращения? Адлер видит его в изменении самой ситуации; например, смена строгого учителя на более мягкого и открытого, смена детского коллектива, достижение ребенком неожиданного успеха и т.д. Главное, о чем говорит ученый, это о необходимости научиться понимать детей с различными отклонениями в развитии; детей, которые не приспособлены к окружающей среде; научиться понимать цели, интересы и логику поведения каждого ребенка. Деятельность педагога по Адлеру - наука и искусство, она не терпит формального и механического подхода к индивиду, она основывается на изучении всех симптомов и их взаимосвязей, она интерпретирует личность на основе объективных фактов, которые отображают целенаправленность ее устремлений. При исследовании комплекса неполноценности Адлер пришел к выводу, что оно берет свое начало в детстве. Его объяснения строились следующим образом: поскольку ребенок с самого начала оказывается в определенном смысле беспомощным, то ему приходится опираться на родителей, а это уже означает зависимость. А любая зависимость накладывает отпечаток своеобразной неполноценности, так как ребенок находится в семье в окружении более сильных, чем он, подспудно ощущает свою ущербность. И вот у ребенка появляется раннее ощущение неполноценности, что затем побуждает его к ведению незримой борьбы за свое превосходство над окружением. Для работы с подобными детьми Адлер предлагает терпение, базирующееся на чуткости и внимательности. Рекомендации ученого очень просты для того, кто искренне заинтересован в дальнейшей судьбе ребенка. «Педагог должен быть терпелив. Если, пытаясь изменить свое поведение, дети терпят неудачу, иногда полезно объяснить им, что улучшение ' приходит не сразу. Это успокаивает ребенка и не позволяет ему расстраиваться... Нормальный ребенок, что называется, не пасующий перед трудностями, способен все преодолеть. Мы убеждаемся вновь и вновь, что всякого рода «неспособности» проявляются из-за неправильного развития личности, в особенности без должного, чуткого и милосердного отношения к ней. Всегда можно помочь трудным детям, если они не являются слабоумными».В целом, значение теории Адлера можно определить следующим образом. Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы, которые более подробно будут рассмотрены далее, вкратце сводятся к следующему: индивидуум является самореализующейся целостностью; человеческая жизнь представляет собой динамическое стремление к превосходству; индивидуум как самоопределяющаяся сущность несет в себе творческую потенцию; каждый индивидуум принадлежит к какому-нибудь определенному социуму. Согласно Адлеру, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. На фоне этого и проявляется поведение человека, направленного на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. При рассматривании степени социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, которые сопутствуют стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.ЗаключениеТаким образом, основными понятиями теории Адлера выступают понятия творческого Я, стиля жизни, компенсации. Личности свойственно стремиться к превосходству, данное стремление Адлер не считал патологическим. Стиль жизни является уникальным соединением черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, участвуют в определении неповторимой картины существования индивидуума.Огромное значение имеют педагогические взгляды Адлера. Он отмечал, что формирование личности ребенка происходит, в той или иной степени, под влиянием определенных факторов, мимо которых не должен проходить тот, кому доверено воспитание детей. Стремление к превосходству, как уже отмечалось ранее, является естественным качеством личности, однако необходимо вовремя заметить и предотвратить, чтобы это стремление не превратилось в комплекс превосходства, который впоследствии может привести к очень нежелательным последствиям. Чувство неполноценности присуще любому человеку, и Адлер доказывает, что оно не относится к патологии, более того, оно является причиной совершенствования личности. Другое дело, что оно может быть ненормально преувеличено, в связи с чем есть опасность перехода его в комплекс неполноценности. Поэтому задача педагога своевременно усмотреть эту тонкую грань с тем, чтобы предотвратить возможность потери ребенком веры в себя. Педагогические воззрения Адлера развивались в русле гуманистических теорий воспитания. Список литературыАдлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2007. – 240 с.Гальперин, Г. Я. История психологии / Г. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2002. – 832 с.Гончаров, А. С. Концептуальная сторона современного подхода к применению индивидуальной психологии личности Альфреда Адлера / А. С. Гончаров, О. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73296/ (дата обращения: 28.02.2021)Гуревич, П. С. Психоанализ / П. С. Гуревич. – М.: Олимп, 1998. – 592 с.Мавлявиева Л.И. Личностно-социальная концепция воспитания Альфреда Адлера :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:01-13/142-8 [Электронный ресурс] Овсянникова О.А., Чаборина Д.А. Основные положения индивидуальной теории личности А. Адлера. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18048682 Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 671 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб: Питер. Серия: Мастера психологии, 2006. — 607 с. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/

Список литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2007. – 240 с.
2. Гальперин, Г. Я. История психологии / Г. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2002. – 832 с.
3. Гончаров, А. С. Концептуальная сторона современного подхода к применению индивидуальной психологии личности Альфреда Адлера / А. С. Гончаров, О. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73296/ (дата обращения: 28.02.2021)
4. Гуревич, П. С. Психоанализ / П. С. Гуревич. – М.: Олимп, 1998. – 592 с.
5. Мавлявиева Л.И. Личностно-социальная концепция воспитания Альфреда Адлера : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:01-13/142-8 [Электронный ресурс]
6. Овсянникова О.А., Чаборина Д.А. Основные положения индивидуальной теории личности А. Адлера. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18048682
7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 671 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб: Питер. Серия: Мастера психологии, 2006. — 607 с. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/

Вопрос-ответ:

Какие основные положения теории личности А. Адлера?

Основные положения теории личности А. Адлера включают понятия комплекса меньшенства, стремления к власти и превосходству, индивидуальной психологии, а также понятия стиля жизни и сферы влияния среды на развитие личности. Эти положения исследуются для понимания индивидуальности каждого человека и его взаимодействия с окружающим миром.

Каким образом А. Адлер изучал стиль жизни людей?

А. Адлер использовал свой метод исследования стиля жизни, прибегая к ранним воспоминаниям людей. Он считал, что стиль жизни формируется с раннего детства и влияет на все сферы жизни человека. Путем изучения ранних воспоминаний и событий в жизни человека, А. Адлер старался выявить его особенности и предпочтения, что позволяло лучше понять его личность и поведение.

Какое значение имеет теория личности А. Адлера для психологии?

Теория личности А. Адлера имеет большое значение для психологии, так как она предлагает новый подход к изучению и пониманию индивидуальности каждого человека. Она помогает понять, как различные факторы, такие как комплекс меньшенства и стремление к власти, влияют на формирование личности. Теория А. Адлера также обращает внимание на влияние среды и воспитания на развитие личности, что позволяет создать более глубокое понимание межличностных отношений и динамики в обществе.

Какая проблема рассматривается в концепции А. Адлера?

Проблема воспитания является одной из ключевых проблем, рассматриваемых в концепции А. Адлера. Он считал, что воспитание играет важную роль в формировании личности и поведения человека. А. Адлер подчеркивал, что успешное воспитание должно учитывать потребности и стремления ребенка, а также помогать развитию его самооценки и чувства собственной значимости. В своих исследованиях, А. Адлер обращал внимание на семейную среду и влияние родителей на формирование личности ребенка.

Что такое индивидуальная теория личности А. Адлера?

Индивидуальная теория личности А. Адлера - это психологическая теория, которая признает влияние социальной среды и взаимоотношений на формирование личности. Она предполагает, что основным мотивом поведения человека является стремление к преодолению комплекса меньшенства и достижению личностной целостности и гармонии. Теория Адлера уделяет внимание таким аспектам личности, как стиль жизни, ценности и цели, а также психологическим механизмам, которые определяют поведение и выборы человека.

Какие основные положения теории личности А. Адлера?

Основные положения теории личности А. Адлера включают представление о личности как едином целом, где духовность, интеллект и тело взаимодействуют между собой. Теория Адлера утверждает, что мотивацией поведения человека является стремление к преодолению комплекса меньшенства и достижению целостности и гармонии. Она подчеркивает роль социального окружения, воспитания и детства в формировании личности. Также, Адлер уделял внимание стилю жизни и психологическим механизмам, определяющим выборы и поведение человека.

Какую роль предполагает теория А. Адлера в воспитании?

В концепции А. Адлера проблема воспитания играет важную роль. Адлер полагал, что поведение ребенка в значительной степени определяется его позицией в семье и взаимоотношениями с родителями. Он утверждал, что положение ребенка в семье может влиять на его стремление к компенсации и преодолению комплекса меньшенства. Также, Адлер подчеркивал важность понимания и эмпатии со стороны родителей, чтобы помочь ребенку развить положительные жизненные ценности и достичь личностной гармонии.

Кто разработал индивидуальную теорию личности - А. Адлер?

Индивидуальную теорию личности разработал Альфред Адлер, австрийский психолог и психотерапевт.

Какую проблему рассматривает теория личности А. Адлера?

Теория личности А. Адлера рассматривает проблему истоков и становления личности, а также ее влияния на поведение и психологические характеристики человека.

Какие основные положения теории личности А. Адлера и с какой целью он использовал ранние воспоминания людей?

Основные положения теории личности А. Адлера заключаются в утверждении о важности социальных факторов в развитии личности, стремлении к преодолению комплекса меньшенства и в поиске смысла жизни. Он использовал ранние воспоминания людей для оценки их стиля жизни и выявления паттернов их поведения.