Эмпатия в педагогике
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 02.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Эмпатия в профессиональном педагогическом кругу……………………….5
2. Эмпатия во взаимоотношениях педагога и ученика………………………....6
3. Эмпатия между учащимися……………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
[6, c.59]Благодаря развитию всех вышеописанных умений у детей создается понятие коллективной деятельности, а, соответственно, таких явлений, как дружба, проявления сочувствия, взаимопомощи, сопереживания и пр. Задачей педагога в целях позитивного формирования эмпатии у детей в отношении друг друга является формирование компонента, который способствует всему этому. Важная задача педагога - это создать в процессе своих занятий потребность в эмпатийном общении учащихся между собой в целях дальнейшего развития эмпатии. При этом важно, чтобы педагог сам был эмоционально отзывчив в сторону детей. Сочувствие побуждает детей к альтруистическому поведению, т.е. проявлению эмпатии. Альтруистическое поведении лежит в основе нравственной потребности в благополучии других людей и помогает формировать представление о ценностях другого человека. По мере же развития ребенка эмпатия сама становиться источником нравственного прогресса.Развитию эмпатии также способствует внеурочная деятельность детских коллективов: праздники, конкурсы, соревнования, фестивали, субботники, поездки и экскурсии.Важность таких мероприятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они больше взаимодействуют друг с другом в разнообразных условиях, а, значит, уровень и объём эмпатического взаимодействия между ними также растёт.[4, c.123]ЗаключениеПодводя итоги работы, хотелось бы озвучить некоторую проблематику и перспективы вопроса эмпатии.Самая большая её проблема – это отрицание эмпатии в принципе (хотя сейчас такое встречается редко) или же отсутствие должного внимания к ней, неприятие её значимости и важности. Такой позиции придерживаются некоторые педагоги и психологи, и высказывают свою критику в сторону сторонников эмпатического воспитания и образования.Надо отметить, что в связи с очень активной и насыщенной жизнью современного общества, постоянно меняющихся условий и обстоятельств, скачкообразного развития науки и знаний люди вынуждены подстраивать своё восприятие под условия окружающей среды и в этом им очень сильно помогает эмпатия. К тому же в современном обществе совершенно невозможно обойтись без межличностных контактов и в этом вопросе аналогично значимую роль играет эмпатия.Требуется достаточно большое количество усилий и времени, чтобы полностью внедрить эмпатическое образование в детские сады, школы, специальные и высшие учебные заведения. Наша система образования далека от идеала и во многом строится на остатках советской системы, которая эмпатии не уделяла никакого внимания. Сейчас же важно участие педагога в процессе обучения не просто, учителя, но и как личности. В данной работе явление эмпатии рассматривалось в педагогическом контексте в трёх вариациях: в профессионально круг педагогов, во взаимосвязи педагога и ученика, а также между учениками в образовательной среде. Все эти три проявления эмпатии нашли своё отражение в разделах работы. И, таким образом, все задачи, поставленные в данной работе, являются выполненными, а цель достигнутой.Завершая работу, хочется отметить позитивную тенденцию вопроса эмпатии. Сейчас этим явлением интересуется всё больше учёных и исследователей, её значимость и для общества становится всё больше и очевиднее для многих.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. М., Феникс, 2003гОбухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Учебник. - М. Российское педагогическое агентство. 2001.Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией. // Антология современного психоанализа. Т.1 (под ред. А.В.Россохина). М. Институт психологии РАН., 2000.Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970.).Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Ижевск : Удмуртия, 1981. - 296 с.Рогов Евгений Иванович.Эмоции и воля / Е. И. Рогов. - Москва : Владос, 2001. - 239 с.Серов Н.В.Цвет культуры: психология, культурология, физиология. - СПб: Речь, 2004. - с. 672.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Учебник. - М. Российское педагогическое агентство. 2001.
3. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией. // Антология современного психоанализа. Т.1 (под ред. А.В.Россохина). М. Институт психологии РАН., 2000.
4. Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970.). Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Ижевск : Удмуртия, 1981. - 296 с.
5. Рогов Евгений Иванович. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. - Москва : Владос, 2001. - 239 с.
6. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. - СПб: Речь, 2004. - с. 672.