психология и социальная педагогика
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 24.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 7
1.1. Психологическая типология родителей детей с ОВЗ 7
1.2. Психологическая характеристика родителей разных типов по В.В. Ткачевой 14
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 23
2.1. Дизайн и выборка исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 24
2.3. Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В.В. Ткачёва выделяет следующие психологические типы родителей, имеющих детей с ОВЗ: авторитарный тип, невротический тип, психосоматический тип. Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗДизайн и выборка исследованияС целью изучения специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, было организовано и проведено экспериментальное исследование 20 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи, интеллектуальная недостаточность, нарушения зрения). Эмпирическое исследование было проведено на базе…(укажите его!)С целью отсечения побочных факторов, влияющих на результаты диагностики, для обследования были выбраны полные семьи, по формальным признакам характеризующиеся как благополучные. В исследовании применялся тест «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачева [3]).Родителям предлагалось ответить на вопросы в письменной форме. При необходимости ответы конкретизировались и прояснялись в беседе. Выбранные методы позволяли оценить тип родительского поведения (авторитарный, психосоматический, невротичный), а также способности родителей к социализации своего ребенка, что предполагало обработку результатов по трем шкалам: «эмоциональное принятие - отвержение ребенка»; «рациональное понимание - непонимание проблем ребенка»; «адекватные - неадекватные формы взаимодействия». Кроме того, выбранные методы позволяли выявить уровни самоотношения родителей по ряду факторов, а также определить выраженность основных тенденций родительского поведения(зависимость - независимость; общительность - необщительность; принятие «борьбы» - избегание «борьбы»).Анализ результатов исследованияИзучение психологического типа родителей детей с ОВЗ позволило оценить выраженность свойственных для каждого типа характеристик и соотнести их с данными, полученными в исследовании В.В. Ткачевой [6] (см. табл. 1).Таблица 1Психологический тип родителей детей с ОВЗ и выраженность характеристик отношения к ребенку (в %)ХарактеристикиКатегория детейНарушение зренияНарушение интеллектаНарушенияречиАвторитарный тип47,721,739,2Психосоматический тип33,334,830,4Невротичный тип1943,530,4В результате вычисления критерия H-Крускала-Уоллиса не обнаружено статистически значимых различий между полученными показателями трех типов родителей (hэмп. =7,4 ). Это значит, что все рассматриваемые типы выражены на одинаковом (высоком) уровне без преобладания какого-либо. Данный факт можно объяснить тем, что психологические качества родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, имеют одинаковые первоосновы, которые формируются на основе восприятия и отношения к ребенку, эмоциональности, психологическом дискомфорте и иных особенностях, которые формируются с годами воспитания ребенка с ОВЗ.Перейдем к описанию типов в зависимости от категории детей с нарушениями развития.Для каждого психологического типа родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, по мнению В.В. Ткачевой [6], свойственны свой стиль отношения к ребенку и проблемам в его развитии, а также характерные особенности родительского поведения, определенным образом влияющие на социальное развитие детей.Родителидемонстрируют сравнительно низкий уровень эмоциональной устойчивости, гибкости (радикализма), самоконтроля поведения, доброжелательности и доверчивости, а также повышенный уровень властности (доминантности) , порядочности, ответственности, обязательности (супер-эго), мягкосердечности, подозрительности, проницательности, вины, самостоятельности и фрустрованости; уровень экстраверсии и чувствительности практически одинаков: у членов основной группы уровень чувствительности несколько ниже, что можно объяснить некоторой притупленность эмоций у лиц, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства. Установлено, что самооценка и саморегуляция родителей детей-инвалидов отличаются большей дифференцированностью, личностные черты обостряются, что свидетельствует о демобилизации механизмов адаптации в условиях хронической экстремальности, психологическими симптомами которой можно считать доступность эмоций и общую тревожность.Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗНаше исследование, определило основные направления работы. Нами обозначена специфика социальной ситуации членов таких семей. Было установлено, что обособленность и одиночество человека, воспитывает ребенка с особыми потребностями, усиливается возникновением многих преград на пути к самореализации. На первом этапе отмечается преимущество анаболических тенденций, повышение уровня эргонапряженности, снижение социальной и психологической компетентности, возникновения тревожно-депрессивного настроения. Формируются личностные черты, которые становятся условиями невроза, страдает сфера саморегуляции, растет внутренняя конфликтность. На втором этапе - на этапе адаптации - отмечается обострение двух биполярных черт, играют особую роль в дальнейшем выборе личностного пути. Их можно объединить следующим образом: альтруизм - эгоцентризм; зависимость - независимость. Сочетание этих черт еще с двумя заостренными биполярными чертами (конформность - конфликтность; отра - кремленисть - социальная ловкость) является основанием для выделения таких типов родителей умственно отсталых детей: прагматический, субпрагматичний зависимости-конформный (конформно-лицемерный), альтруист-конформист, альтруист -изолированный, экзистенциальный, негативистский и радикально-авторитарный типы. На третьем этапе происходит выбор человеком жизненного пути: деструктивного, низькоадаптив- ного или конструктивного. На этом этапе очень важно специалисту подключить резервные компенсаторные механизмы психики и рычаги саморегуляции, богатый творческий потенциал родителей.В работе с семьями детей-инвалидов очень важно вывести их из состояния изоляции. Этому могут помочь центры, которые охватывали различные направления работы со всеми членами семьи и возглавляемые квалифицированными специалистами. Американские исследователи [1, с. 19-21] в поисках способов помощи людям, постоянно заняты уходом своих хронически больных родных, пришли к выводу, что для них самым эффективным способом сохранить душевное равновесие и поддерживать собственное психическое здоровье является встречи с людьми, которые имеют подобную жизненную ситуацию. Такие встречи приносят удовольствие, помогают преодолеть изолированность. Объединяясь, родители больных детей получаютпсихическую защищенность. Здесь они могут обмениваться опытом и больше узнавать о болезни и возможности лечения ребенка, а также реально посмотреть на свои перспективы. Опыт убеждает, что родители детей-инвалидов, объединяясь, заинтересованно обсуждают различные психологические и педагогические проблемы под углом зрения своих особых обстоятельств. Этот вопрос смысла жизни, трудовой занятости и половое воспитание, влюбленность и сексуальные проблемы, которые нельзя обойти по мере подрастания детей. Не менее сложными являются проблемы и самих родителей: как тяжелые испытания влияют на отношения супругов, как уберечь их от развода, особые проблемы матери и отца, вопросы самореализации и др.Вывод по главе 2С целью изучения специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, было организовано и проведено экспериментальное исследование 20 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи, интеллектуальная недостаточность, нарушения зрения). С целью отсечения побочных факторов, влияющих на результаты диагностики, для обследования были выбраны полные семьи, по формальным признаком характеризующиеся как благополучные. В исследовании был использован тест «Психологический тип родителя». Проанализированы полученные результаты, выделены основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.ЗАКЛЮЧЕНИЕПсихолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями в значительной степени зависят от времени появления и особенностей протекания того или иного заболевания, характера семьи (полная или неполная), традиций семейного воспитания, уровня образования родителей и др.Формирование у родителей того или иного типа восприятия болезни обусловлено комплексом факторов и обста вин, которые влияли на них в течение всей жизни (генетические, перенесенных заболеваний ния, семейные мая ди ции, условия воспитания, уровень образования, экономические возможности и др.) . Чем более благоприятным было сочетание этих факторов, чем гармоничнее развивается человек, тем более адекватное воспринятие у него болезни своего ребенка, более правильная позиция относительно ее вы сокрытия и лечения.Обобщение полученных в ходе исследования сведений позволило констатировать, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ присутствуют изменения внутрисемейной атмосферы, деформация психологического типа родительского поведения, искажения отношения родителей к ребенку, его проблеме и себе самому. Также имеются глубокие эмоциональные переживания родителей по поводу неполноценности ребенка, их желание чрезмерно опекать ребенка, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная родительская опека лишает детей с ОВЗ самостоятельности, возможности наладить отношения в более широком круге общения. Нервно-психическое напряжение, неумение примириться с ситуацией и принять ребенка, неготовность к переживанию стресса и его преодолению провоцируют состояние глубокой фрустрированности, склонности к десоциализации не только детей с ОВЗ, но и их родителей. В целом, разочарование по поводу успехов и достижений ребенка, тенденция к семейной сегрегации, эмоциональные проблемы родителей и трудности самоотношения, провоцируемый непосильными физическими и эмоциональными нагрузками развод родителей могут быть выделены в качестве особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ.Для каждого психологического типа родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, по мнению В.В. Ткачевой, свойственны свой стиль отношения к ребенку и проблемам в его развитии, а также характерные особенности родительского поведения, определенным образом влияющие на социальное развитие детей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБодалев, А.А. Общая психодиагностика. – М.: МГУ, 1987. - 304 с.Вы не одиноки (в помощь родителям детей с особыми потребностями) / Авт. цв., под ред. Т.Д. Ильяшенко. - М .: Ника - Центр, 2002. - 40 с. Главник, А.П. Семья как основа формирования гендерной самосознания в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С. Д. Максименко. - М .: Главник, 2008. - 608 с. Денисова, О.А. Леханова, О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 1 (36). - Т.1. - С. 98-102.Иванова, И.Б. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов / И.Б. Иванова. - М .: Логос, 2000. - 89 с. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманная. - СПб .: Питер, 2002. - 1312 с. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с .Лунгул, И.В. Посттравматические стрессовые ситуации в семьях с детьми-инвалидами / И.В. Лунгул // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С. Д. Максименко. - М .: Главник, 2008. - 608 с. На помощь родителям, имеющим детей с особыми потребностями / Л.В. Борщевская, Л.В. Зиброва, И.Б. Ива - новая (руководитель авт. Кол.) И др. - М .: Рус. ин-т социальных исследований, 1999. - 79 с. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации: Выпуск 3. - М .: Центр лечебной педагогики, 2000. - 171 с. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 1998. - 672 с.Радченко, М.И. Адаптационные возможности родителей детей с особыми потребностями и специфика их психокоррекции // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 8. - М .: Главник, 2008. - С. 509-516. Савина, Е.А. Особенности материнских установок по отношении к детям с нарушениями в развитии / Е.А. Савина, О.Б. Чаров// Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 15-23. Самофал, Р.А. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ / Р.А. Самофал, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина ; Череповецкий гос. ун-т // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Денисова, Л.А. Пепик. – Череповец, 2014. – С. 78-84. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary.Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / Денисова О.А. и др.; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 450 с.Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 30 – 36Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 3-9.Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – Москва : Психология, 2006. – 320 с.Чарова, О.Б.Материнские установки по отношению к детям с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 13-19.
2. Вы не одиноки (в помощь родителям детей с особыми потребностями) / Авт. цв., под ред. Т.Д. Ильяшенко. - М .: Ника - Центр, 2002. - 40 с.
3. Главник, А.П. Семья как основа формирования гендерной самосознания в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С. Д. Максименко. - М .: Главник, 2008. - 608 с.
4. Денисова, О.А. Леханова, О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школь¬ном и подростковом возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 1 (36). - Т.1. - С. 98-102.
5. Иванова, И.Б. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов / И.Б. Иванова. - М .: Логос, 2000. - 89 с.
6. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманная. - СПб .: Питер, 2002. - 1312 с.
7. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, вос¬питывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с .
8. Лунгул, И.В. Посттравматические стрессовые ситуации в семьях с детьми-инвалидами / И.В. Лунгул // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С. Д. Максименко. - М .: Главник, 2008. - 608 с.
9. На помощь родителям, имеющим детей с особыми потребностями / Л.В. Борщевская, Л.В. Зиброва, И.Б. Ива - новая (руководитель авт. Кол.) И др. - М .: Рус. ин-т социальных исследований, 1999. - 79 с.
10. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации: Выпуск 3. - М .: Центр лечебной педагогики, 2000. - 171 с.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 1998. - 672 с.
12. Радченко, М.И. Адаптационные возможности родителей детей с особыми потребностями и специфика их психокоррекции // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 8. - М .: Главник, 2008. - С. 509-516.
13. Савина, Е.А. Особенности материнских установок по отношении к детям с нарушениями в развитии / Е.А. Савина, О.Б. Чаров// Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 15-23.
14. Самофал, Р.А. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ / Р.А. Самофал, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина ; Череповецкий гос. ун-т // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Денисова, Л.А. Пепик. – Череповец, 2014. – С. 78-84. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary.
15. Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов ву-зов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психоло¬гия» / Денисова О.А. и др.; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 450 с.
16. Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагоги-ческой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 30 – 36
17. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 3-9.
18. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – Москва : Психология, 2006. – 320 с.
19. Чарова, О.Б.Материнские установки по отношению к детям с наруше¬ниями интеллекта // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 13-19.