задачи будущего образования

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Методика преподавания
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Можно сформулировать следующие принципы формирования современных образовательных систем высших учебных заведений:связь воспитания с жизнью, что подразумевает взаимообусловленность общественной практики и воспитательной деятельности;деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию обучающегося и подразумевающий реализацию принципа совпадения интересов личности и общества;гуманистический характер системы конкретных и общих целей, направлений и задач воспитания;единство самовоспитания и воспитания; одновременность воспитания, реализуемого различными общественными и образовательными структурами;преемственность и последовательность в содержании воспитательного процесса, методов, форм и средств, предполагающих поступательное формирование конкретных навыков и качеств личности в зависимости от уровня и направления обучения;творческий характер и динамизм воспитания, отражающие обогащение и развитие воспитательного процесса.Как отмечают авторы труда «Четырехмерное образование», исследователи постоянно находятся в условиях некоторой неопределенности. Поэтому важно понимать, что отсутствие действий, ориентированных на преобразование текущей образовательной системы, только сохранит или даже углубит существующие проблемы. Действующая система образования, очевидно, не справляется с актуальной задачей по подготовке специалистов, способных эффективно действовать в XXI в.Разрыв между тем, что нужно обучающимся и тем, что они получают впроцессе образования особенно обнаруживает себя, когда специалист приступает к работе.На наш взгляд, главный принцип «четырехмерного образования», который необходимо внедрить в российскую систему – это синтез теории и практики. Очень часто обучение по той или иной дисциплине, давая всю совокупность теоретических знаний, при этом никак не связывает их с реальной практикой. И если в случае вспомогательных дисциплин данный недостаток не является критичным, то в отношении специальных дисциплин он подрывает основную цель образования – подготовку востребованного, успешного специалиста.На наш взгляд, весьма часты случаи, когда недавние выпускники, начиная работать по специальности, неожиданно обнаруживают, что им требуется некоторое «промежуточное» обучение, которое позволит им перейти от теории к практике. И, по нашему мнению, на базе концепции «четырехмерного образования», вполне реально сделать этот переход менее болезненным.Кроме того, данная ситуация также приводит к тому, что в ходе образования его подлинная цель просто упускается из виду, в результате чего обучение ради дальнейшей профессиональной самореализации трансформируется в обучение ради обучения.На наш взгляд, корень данной проблемы также уходит в разрыв между теорией и практикой.Также, ранее нами упоминалось, что существует определенное расхождение в том, что такое новые компетенции в условиях цифровой экономики. Данное расхождение имеет не только терминологическое значение – оно непосредственно сказывается на качестве образования, поскольку каждый педагог интерпретирует его в соответствии с собственным пониманием и, соответственно, именно в таком виде транслируют обучающимся.В результате, с позиции обучающегося, бывает достаточно затруднительно определить собственную, индивидуальную траекторию обучения, обозначить свои цели образования и, в конечном итоге, определить свое отношение к образованию.Таким образом, главной проблемой в процессе обучения мы полагаем отсутствие четкой, дифференцированной модели предполагаемого результата. Отметим также, что проблема эта возникает на стыке коммуникации всех сторон, так или иначе задействованных в системе образования, включая педагогов, обучающихся, теоретиков образования, экономических структур, определяющих облик модели рынка труда.С точки зрения обучающегося, данная ситуация усугубляется тем, что разнонаправленные тенденции в области труда и экономики приводят к тому, что в структуре компетенций нарушается иерархия, тогда как, очевидно, что определенные знания и умения обладают приоритетом по отношению к другим. На наш взгляд, данная проблема могла бы преодолеваться менее болезненно, если в каждой образовательной программе предполагался определенный «срез» представлений, сформировавшихся у обучающихся относительно их потребностей в области образования. Такого рода «точки» позволяли бы обучающимся определяться с собственными целями и индивидуальной траекторией в образовании, а педагогам вносить определенные корректировки в процесс обучения.Таким образом, подытоживая вышеизложенное, остановимся еще раз на следующих моментах.Во-первых, изменения в образовательной системе затрагивают абсолютно всех участников образовательного процесса, а положение обучающего затрудняется тем, на наш взгляд, что в нем порой приходится являться объектом, а не субъектом преобразований.Во-вторых, активные преобразовательные изменения затрудняют ориентацию и выбор собственной траектории учебной деятельности, так как, с одной стороны, необходимо отделять сиюминутные инновации от действительно имеющих потенциал технологий, а с другой стороны, в начале обучения сделать это самостоятельно достаточно трудно.В-третьих, в виду большого количества нововведений бывает трудно отделить собственно образовательные технологии от содержания. Другими словами, иногда сам технологический процесс обучения начинает вытеснять его содержание.В-четвертых, в качестве основного требования времени мы бы назвали мобильность и умение оперативно реагировать на меняющиеся запросы социума, однако ввиду того, что в процессах социальных изменений в последнее время возрастает удельная доля случайных факторов, то достаточно проблематично отделять краткосрочные явления от долговременных тенденций.В-пятых, можно отметить, что личная инициатива в образовании позволяет сохранять контроль над собственными целями в обучении, что, в свою очередь, стимулирует более ответственное отношение к учебе, так как складывается осознание своих усилий в этой области.В-шестых, главным ориентиром в процессе образования для нас является перспектива личной и профессиональной самореализации, а также формирование и развитие навыка адаптации к меняющимся социальным условиям.В-седьмых, главной проблемой в реализации образовательной деятельности на данный момент мы считаем непреодоленный разрыв между теорией и практикой, в виду чего возникает определенная неуверенность в способности применять полученные знания в реальной профессиональной деятельности.В-восьмых, в процессе образования важно производить периодический «пересмотр», переоценку собственных целей, для того, чтобы, во-первых, вносить необходимые корректировки, и, во-вторых, убеждаться в том, что за образовательной рутиной не произошло отклонения от выбранной учебной траектории.Список использованной литературыБарнетт Р. Осмысление университета [Электронный ресурс] / Р. Барнетт // По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 года; пер. Р. Гайлевича. 1999 ЦПРО БГУ. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/alml/barnet.htm (дата обращения: 09.03.2021).Ежова Е. Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве / Е.Ю. Ежова // Регионология. – 2010. - № 1. – С. 241-249. Крюков Д. Информационно-образовательная среда современного вуза / Д. Крюков // Высшее образование в России. – 2008. - № 11. – С. 79-83.Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/WSdoklad_12.pdf (дата обращения: 09.03.2021).Ольшанникова Н. А. Эволюция идеи университета в эпоху индустриализации / Н.А. Ольшанникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - № 1 (27). – С. 141-146.Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет. – Минск : БГУ, 2005. – 104 с.Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – Минск : БГУ, 2010. – 304 с.Фейдл Ч., Бялик М., Трилленг Б. Четырехмерное образование / Ч. Фейдл, М. Бялик, Б. Трилленг[Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/4D_Education_0%20(2).pdf (дата обращения: 09.03.2021).

1. Барнетт Р. Осмысление университета [Электронный ресурс] / Р. Барнетт // По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 года; пер. Р. Гайлевича. 1999 ЦПРО БГУ. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/alml/barnet.htm (дата обращения: 09.03.2021).
2. Ежова Е. Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве / Е.Ю. Ежова // Регионология. – 2010. - № 1. – С. 241-249.
3. Крюков Д. Информационно-образовательная среда современного вуза / Д. Крюков // Высшее образование в России. – 2008. - № 11. – С. 79-83.
4. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/WSdoklad_12.pdf (дата обращения: 09.03.2021).
5. Ольшанникова Н. А. Эволюция идеи университета в эпоху индустриализации / Н.А. Ольшанникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - № 1 (27). – С. 141-146.
6. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет. – Минск : БГУ, 2005. – 104 с.
7. Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – Минск : БГУ, 2010. – 304 с.
8. Фейдл Ч., Бялик М., Трилленг Б. Четырехмерное образование / Ч. Фейдл, М. Бялик, Б. Трилленг [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/4D_Education_0%20(2).pdf (дата обращения: 09.03.2021).