Анализ формирования и использования Фонда социального страхования РФ.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность социальной политики 5
1.2. Социальное обеспечение как элемент социальной политики 9
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 15
2.1. Оценка исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 15
2.2. Реализация проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» 20
2.3. Современные проблемы социального страхования в Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В результате, государство лишается источника дохода, а работники данного предприятия достойного пенсионного обеспечения.3.Так же выделим проблему недостаточность средств пенсионного фонда. Следует отметить растущий дефицит бюджета ПФ Российской Федерации в последние годы. Для того чтобы решить данную проблему Правительство с 2019 года увеличило пенсионный возраст: для мужчин данный показатель составит - 65 лет и для женщин - 60 лет.Это решение является очень спорным и имеет большое количество противников, ведь средний возраст продолжительности жизни у мужчин составляет - 65, а у женщин - 76 лет. Однако увеличение показателя должно привести к устойчивости и стабильности всей пенсионной системы, увеличению пенсий нынешних и будущих пенсионеров. На данный момент судить об успехе или провале не будем, все покажет время.К другим проблемам социального страхования можно отнести: – отсутствие национальной доктрины в области формирования институтов социального страхования, увязанной с положением в стране как в настоящем, так и в будущем;– не соблюдение страховых принципов, что в основном связано с нестабильной национальной экономикой и наличием неравномерных доходов населения;– из внебюджетных фондов предоставляются средства не страхового характера, например: социальные пособия на погребение, пособия по возмещению стоимости гарантированного списка услуг;– отсутствует единая законодательная база, которая бы регулировала все виды систем обязательного социального страхования, например, в виде Страхового кодекса Российской Федерации, где отдельный раздел был бы посвящен «Социальному страхованию» или федерального закона об основных положениях социального страхования в России, включающего в себя пенсионное, социальное и медицинское страхование;– применение заниженного размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;– используются неэффективные и неадаптированные к современной реальности механизмы перерасчета (индексации) размера страховых выплат;– по некоторым социальным пособиям установлен низкий размер выплат, который недостаточен для полноценной компенсации убытков.Помимо прямого направления своей деятельности, Фонд выполняет большой объем функций, которые не относятся его целевому назначению (обеспечение льготной категории граждан техническими средствами, санаторно-курортным лечением). Разумнее было бы передать их другим государственным учреждениям (к примеру, орган социальной защиты), тем самым увеличить эффективность деятельности Фонда.Стоит выделить проблему незавершенности законодательной базы, которая регламентирует деятельность Фонда социального страхования. В настоящий момент отсутствует единый Федеральный закон о деятельности Фонда, нет нормативно-правовых актов, которые определяют правовой статус учреждения. На сегодняшний день Фонд при своем функционировании ссылается на нормативные акты, которые не всегда соответствует меняющимся социально-экономическим условиям. Экономические кризисы напрямую влияют на доходы бюджета Фонда. Неустойчивая экономика действует на состояние предприятий, во время кризиса растет число ликвидации и банкротств организаций, что ведет к сокращению числа страхователей. Это лишний раз доказывает, что поддержка со стороны государства в деятельности Фонда необходима. Также в кризисных ситуациях необходимо усилить проверку выдачи листков нетрудоспособности, ведь безработица и несвоевременная заработная плата приводят к тому, что работники предприятий для стабильности своих доходов используют больничные листки. Рассмотрим причины неравномерного использования финансовых средств в области производственного травматизма:– незавершенные координационные моменты по данному направлению;– завышенные ставки процентов страховых выплат;– слабый контроль со стороны страхователей по мерам сокращения производственного травматизма.Выявленные проблемы требуют незамедлительного решения с целью устойчивого и стабильного функционирования всей системы социального страхования, что будет способствовать созданию эффективной системы обязательного социального страхования в РФ, повышению уровня социальной защиты населения от различного рода социальных рисков и опасностей.На основе рассмотренных проблем предлагаем следующие способы их решения:1.Улучшение электронной связи Фонда со страхователями и застрахованными лицами;2.Создание специальных групп для работы с организациями с разными формами собственности;3.Уменьшение числа детской заболеваемости;4.Улучшение программы финансирования «Родовой сертификат»;5.Улучшение системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.На наш взгляд, самой главной перспективой Фонда является интерактивная форма взаимодействия со страхователями и застрахованными гражданами. К ним можно отнести: создание интернет-сайтов, сдача отчетов с помощью электронной цифровой подписи, общение с гражданами через видеосвязи. Все это поможет вести информационно-разъяснительную работу прозрачно, а сдача отчетов в электронном виде экономит время работников и страхователей. Еще одно направление, которое можно считать перспективным для развития деятельности Фонда, это - создание специальных групп для работы с организациями, имеющими разные формы собственности. Можно прикрепить специалистов с юридическим образованием в каждый отдел для сопровождения работ с организациями. В настоящий момент такое распределение применяется в Курском ГУ-РО ФСС РФ и как показывает практика, работникам удалось обнаружить проблемные стороны взаимодействия с организациями. Данное мероприятие помогает работать более эффективно.Увеличение финансирования направленное на поддержания здоровья детей застрахованных граждан, в свою очередь, приведет к снижению выплат на расходы по уходу за больным ребенком.Для уменьшения расходов по программе «Родовой сертификат», разумнее было бы наделить Фонд социального страхования правом отказа выплаты талонов родовых сертификатов, если имеются жалобы на качество оказанных медицинских услуг.Нужно увеличить финансирование на проведение медицинских осмотров работников, которые заняты на работах с вредными или опасными веществами. Качественный осмотр может отразить реальное состояние здоровье работника, по результатам разработать методы по сокращению профессиональных заболеваний.В завершении вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Фонд социального страхования является важнейшим финансовым институтом, несмотря на недостатки в своей деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдним из важнейших направлений государственной политики РФ является именно социальная защита населения. Центральным субъектом социальной защиты населения выступает государство и его институты, чья роль в данной сфере должна быть направлена на сохранение бескризисного развития страны и благоприятного проживания граждан в своем государстве. Значение государственной политики в сфере социальной защиты населения означает предоставление государством гарантий реализации прав и свобод всем гражданам, особенно наиболее уязвимым и находящимся в сложной жизненной ситуации. Государство законодательно регулирует определенные цели системы социальной поддержки населения и происходит сопоставление декларируемых целей со складывающейся практикой их реализации, что позволяет оценить эффективность проводимой политики в целом. Однако, чтобы иметь возможность производить такую оценку, необходимо иметь доступ к разноплановой информации: о перечне мер социальной поддержки; о численности и степени охвата получателей данными мерами; об объемах финансирования и их размерах; о влиянии данных мер на материальное положение получателей и другой.Доходы за второй квартал в период с 2018г по 2020г. выросли на 40,5%. Результаты за третий квартал с 2018 по 2020гг выросли на 36%. В соответствии с результатами, можно сказать, что в каждом анализируемом году доходы растут с начала года по конец. Также особенностью стоит выделить, то что наибольший скачек изменений за анализируемый 2018-2020гг., наблюдается в 1 квартале.За все 3 квартала в период с 2018 по 2020гг. можно наблюдать стабильный рост расходов фонда. В 2018г. рост расходов в период с 1 кв. по 3 кв. составил 145,5 млрд. руб. В 2019г. рост расходов в период с 1 кв. по 3 кв. составил 169,1 млрд. руб. В 2020г. рост расходов в период с 1 кв. по 3 кв. составил 298,9 млрд. руб. Наибольший прирост был в 2020г, показатель вырос в 3 раза, а именно на 308,6%.В 2020г. результаты за 1 квартал выросли на 64% , по сравнению с аналогичным периодом в 2018г. Расходы за второй квартал в период с 2018г по 2020г. выросли на 84,2%. На сегодняшний день Фонд при своем функционировании ссылается на нормативные акты, которые не всегда соответствует меняющимся социально-экономическим условиям. Самый главный нормативно-правовой документ Фонда - Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, которое по некоторым позициям противоречит законодательству Российской Федерации.Экономические кризисы напрямую влияют на доходы бюджета Фонда. Неустойчивая экономика действует на состояние предприятий, во время кризиса растет число ликвидации и банкротств организаций, что ведет к сокращению числа страхователей. Это лишний раз доказывает, что поддержка со стороны государства в деятельности Фонда необходима. Также в кризисных ситуациях необходимо усилить проверку выдачи листков нетрудоспособности, ведь безработица и несвоевременная заработная плата приводят к тому, что работники предприятий для стабильности своих доходов используют больничные листки.Выявленные проблемы требуют незамедлительного решения с целью устойчивого и стабильного функционирования всей системы социального страхования, что будет способствовать созданию эффективной системы обязательного социального страхования в РФ, повышению уровня социальной защиты населения от различного рода социальных рисков и опасностей.На основе рассмотренных проблем предлагаем следующие способы их решения:1.Улучшение электронной связи Фонда со страхователями и застрахованными лицами;2.Создание специальных групп для работы с организациями с разными формами собственности;3.Уменьшение числа детской заболеваемости;4.Улучшение программы финансирования «Родовой сертификат»;5.Улучшение системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.На наш взгляд, самой главной перспективой Фонда является интерактивная форма взаимодействия со страхователями и застрахованными гражданами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-ПлюсОб основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-ПлюсО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-ПлюсОб утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-ПлюсО Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 29.12.2018) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-ПлюсАрхипов, А. П. Социальное страхование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Архипов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с.Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 254 с. Кочетков, А.А. Основы экономической теории. Курс лекций / А.А. Кочетков. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2015. –580 c.Миропольская, Н. В. Социальное страхование : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. В. Миропольская, Л. М. Сафина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П. Николаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 800 c.Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. Роик, В. Д. Социальная политика. Финансовые механизмы : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 570 с. Роик, В. Д. Социальное страхование : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 418 с. Бенько, Е.В. Фонд социального страхования: основные направления использования средств / Е.В. Бенько, О.С. Кочубей // Основы устойчивого развития: инвестиции, кластеры, инновации и дорожные карты. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак, 2020. – С. 51-52.Дариенко, О.Л. Место и роль фондов общеобязательного государственного социального страхования в системе социально-трудовых и экономических отношений / Дариенко О.Л., Теслюк Т.И. // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Отв. редакторы Е.П. Мельникова, Е.Ю. Руднева, О.Л. Дариенко. 2020. – С. 31-38Жупанова, С.В. Необходимость сбалансированности финансовых потоков фонда социального страхования Российской Федерации / С.В. Жупанова // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сборник материалов VIII Научно-практической конференции с международным участием. 2020. – С. 54-56Калядина, В.В. Анализ финансовой деятельности Фонда социального страхования / В.В. Калядина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 8 (42). – С. 420-422Кулакова, Л.И. Значение фонда социального страхования для граждан льготных категорий / Л.И. Кулакова, А.А. Шкут // Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. отв. ред. Хисматуллин.Д.Р. – Москва, 2020. – С. 12-20.Папалашев А.А. О реализации проекта фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» // Академическая публицистика. – 2020. – № 3. – С. 90-95.Попкова, В.С. Оценка исполнения Фонда социального страхования Российской Федерации / В.С. Попкова // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 58-63.Починик, А.Ю. Кто должен платить страховые взносы: работник или работодатель? / А.Ю. Починчик // Синергия Наук. – 2020. – № 46. – С. 21-27.Сагитова, Ч.Р. Фонд социального страхования Российской Федерации: проблемы и перспективы функционирования // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. – Казань, 2019. – С. 543-546. Силаева, Д.А. Современные проблемы социального страхования в Российской Федерации / Д.А. Силаева // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции : в 4 т.. – Курск, 2020. – С. 229-231.Шалаев, И.Л. Анализ финансовой стабильности Фонда социального страхования РФ: проблемы и перспективы / И.Л. Шалаев // Самоуправление. – 2021. – № 1 (123). – С. 507-510.Официальный сайт Фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fss.ru/ (дата обращения: 04.03.2021).
2. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс
4. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс
5. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 29.12.2018) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс
6. Архипов, А. П. Социальное страхование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Архипов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 295 с.
7. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 254 с.
8. Кочетков, А.А. Основы экономической теории. Курс лекций / А.А. Кочетков. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2015. – 580 c.
9. Миропольская, Н. В. Социальное страхование : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. В. Миропольская, Л. М. Сафина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
10. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П. Николаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 800 c.
11. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 406 с.
12. Роик, В. Д. Социальная политика. Финансовые механизмы : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 570 с.
13. Роик, В. Д. Социальное страхование : учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 418 с.
14. Бенько, Е.В. Фонд социального страхования: основные направления использования средств / Е.В. Бенько, О.С. Кочубей // Основы устойчивого развития: инвестиции, кластеры, инновации и дорожные карты. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак, 2020. – С. 51-52.
15. Дариенко, О.Л. Место и роль фондов общеобязательного государственного социального страхования в системе социально-трудовых и экономических отношений / Дариенко О.Л., Теслюк Т.И. // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Отв. редакторы Е.П. Мельникова, Е.Ю. Руднева, О.Л. Дариенко. 2020. – С. 31-38
16. Жупанова, С.В. Необходимость сбалансированности финансовых потоков фонда социального страхования Российской Федерации / С.В. Жупанова // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сборник материалов VIII Научно-практической конференции с международным участием. 2020. – С. 54-56
17. Калядина, В.В. Анализ финансовой деятельности Фонда социального страхования / В.В. Калядина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 8 (42). – С. 420-422
18. Кулакова, Л.И. Значение фонда социального страхования для граждан льготных категорий / Л.И. Кулакова, А.А. Шкут // Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. отв. ред. Хисматуллин.Д.Р. – Москва, 2020. – С. 12-20.
19. Папалашев А.А. О реализации проекта фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» // Академическая публицистика. – 2020. – № 3. – С. 90-95.
20. Попкова, В.С. Оценка исполнения Фонда социального страхования Российской Федерации / В.С. Попкова // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 58-63.
21. Починик, А.Ю. Кто должен платить страховые взносы: работник или работодатель? / А.Ю. Починчик // Синергия Наук. – 2020. – № 46. – С. 21-27.
22. Сагитова, Ч.Р. Фонд социального страхования Российской Федерации: проблемы и перспективы функционирования // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. – Казань, 2019. – С. 543-546.
23. Силаева, Д.А. Современные проблемы социального страхования в Российской Федерации / Д.А. Силаева // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции : в 4 т.. – Курск, 2020. – С. 229-231.
24. Шалаев, И.Л. Анализ финансовой стабильности Фонда социального страхования РФ: проблемы и перспективы / И.Л. Шалаев // Самоуправление. – 2021. – № 1 (123). – С. 507-510.
25. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fss.ru/ (дата обращения: 04.03.2021).
Вопрос-ответ:
Каковы основные принципы социальной политики и что она представляет собой?
Основные принципы социальной политики включают в себя такие принципы, как социальная справедливость, солидарность, инклюзия и предоставление базовых гарантий обеспечения благосостояния населения. Социальная политика представляет собой систему государственных мер и программ, направленных на обеспечение социального благополучия населения, включая его защиту от социальных рисков и обеспечение социальной защищенности.
Какая роль социального обеспечения в социальной политике?
Социальное обеспечение является важным элементом социальной политики. Оно представляет собой систему государственных программ и мер, направленных на обеспечение социальной защищенности граждан. Социальное обеспечение включает в себя такие меры, как социальное страхование, социальные пенсии, пособия по безработице и другие выплаты, направленные на поддержку и защиту граждан в случае социальных рисков и неблагополучия.
Как происходит оценка исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации?
Оценка исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации проводится на основе анализа финансового состояния и эффективности использования средств Фонда. В ходе оценки анализируется исполнение доходной и расходной части бюджета, а также результаты реализации проектов Фонда. Это позволяет оценить финансовую устойчивость Фонда и эффективность его работы в области социального обеспечения.
Что представляет собой проект Фонда социального страхования Российской Федерации "Прямые выплаты"?
Проект Фонда социального страхования Российской Федерации "Прямые выплаты" представляет собой систему выплат гражданам в случае социальных рисков или неблагополучия. Это включает в себя выплаты пособий по безработице, социальные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и другие виды социальной поддержки. Цель проекта - обеспечить социальную защищенность граждан и снизить социальное неравенство в обществе.
Что такое Фонд социального страхования РФ?
Фонд социального страхования РФ - это организация, созданная государством для формирования и использования средств в целях социального страхования населения. Он выполняет функции по обеспечению социального обеспечения и социальной защиты граждан.
Какие задачи решает Фонд социального страхования РФ?
Фонд социального страхования РФ решает задачи по обеспечению социального страхования населения, выплачивая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и другие виды пособий. Он также финансирует различные социальные программы и проекты.
Как осуществляется формирование Фонда социального страхования РФ?
Фонд социального страхования РФ формируется за счет отчислений работодателей и работников. Работодатели обязаны уплачивать взносы в размере определенного процента от заработной платы своих работников, а работники вносят обязательные страховые взносы из своей заработной платы.
Какие проблемы существуют в формировании и использовании Фонда социального страхования РФ?
Среди проблем, связанных с формированием и использованием Фонда социального страхования РФ, можно выделить недостаточную эффективность использования средств, высокий уровень коррупции, несвоевременное и неполное финансирование социальных программ, неравномерное распределение средств между регионами, а также недостаточное информирование населения о правилах и условиях получения пособий.