Фрейд.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Краткий биографический очерк З. Фрейда
Глава 2. Основные положения психоанализа
2.1. Топографическая модель (или «психическая карта») организации психики
2.2. Динамическая модель организации психики
2.3. Экономическая модель организации психики
2.4. Психосексуальные стадии развития человека
2.5. Защитные механизмы эго
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Защитные механизмы оберегают человека от избыточной тревоги.
Рассмотрим основные защитные механизмы эго, выделенные Фрейдом:
а) вытеснение (или «мотивированное забывание») – проявляется в удалении из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов, вызывающих тревогу, а также не помнит неприятные подробности произошедших психотравмирующих событий.
Вытесненные воспоминания, мысли и импульсы сохраняют свой энергетический потенциал в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Однако вытесненный материал прорывается в психическую деятельность в форме сновидений, оговорок, описок, неожиданном забывании какой-либо информации и т.д. Эти прорывы Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни». Вытесненное может также способствовать возникновению различных заболеваний (например, язвенной болезни, импотенции или фригидности);
б) проекция – проявляется в том, что индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. В результате проекции человек возлагает вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь или что-нибудь. Одной из форм проявления проекции является феномен «козла отпущения» в той или иной социальной общности (например, евреи, «черные» эмигранты);
в) замещение – проявляется в переадресовке инстинктивного импульса (например, агрессивного или сексуального) от более угрожающего или запретного объекта к объекту менее угрожающему или запретному;
г) рационализация – проявляется в том, что человек обеспечивает внутренний психологический комфорт, чувство собственного достоинства, самоуважение за счет сокрытия от осознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств. Рационализация осуществляется благодаря ложной аргументации. Например, человек, едущий в автобусе без билета, будет убеждать себя в том, что глупо при низкой заработной плате покупать такие дорогие проездные билеты. При этом размер заработной платы по сравнению с заработной платой других пассажиров может быть достаточно высоким;
д) реактивные образования – проявляются в том, что человек, защищаясь от запретных импульсов, демонстрирует в реальности противоположное поведение. Этот защитный механизм реализуется двуступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; во-вторых, на уровне сознательного поведения проявляется поведение совершенно противоположное подавленному импульсу;
е) регрессия – проявляется в том, что человек в трудных для него ситуациях возвращается к способам поведения, характерным для более ранних периодов его развития и способствовавшим достижению желаемых в прошлом целей. Например, взрослые, проникнувшие в чужую квартиру и застигнутые на месте преступления, могут по-детски просить их отпустить и обещать, что они больше не будут так делать;
ж) сублимация – проявляется в том, что человек выражает социально неприемлемые или нереализуемые в настоящий момент инстинктивные желания в формах поведения, которые более приемлемы для общества и него самого или возможны в сложившейся ситуации;
з) отрицание – проявляется в том, что психотравмирующая для человека информация не допускается в сознание. Так, мать не допускает мысли о том, что ее сын погиб на войне, хотя об этом говорят свидетели гибели; больной не верит в скорую смерть от хронической болезни, несмотря на диагнозы врачей.
и) интеллектуализация – проявляется в том, что человек вместо непосредственного переживания жизненно важного для него события хладнокровно рассуждает и обсуждает произошедшее (например, раковый больной хладнокровно рассуждает о степени вероятности выживания так, как будто речь идет не о нем самом, а о другом человек);
к) идентификация – проявляется в том, что человек отождествляет себя с более сильной личностью (героем), в частности, имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этой личностью (героем) чувств страха или любви (например, дети неосознанно отождествляют себя с более успешным героем мультфильма и копируют его поведение в игре).
Существуют и другие механизмы психологической защиты (например, изоляция, конверсия и др.), на которых мы не будем останавливаться. Описанные выше механизмы защиты используются психикой для защиты от внутренней и внешней угрозы. Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, несмотря на то, что последние в различной степени искажают отражение объективной и субъективной реальности, уводят нас от удовлетворения реальных потребностей.
Таким образом, психоанализ – это одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека.
Заключение
В своей теории Зигмунд Фрейд изложил свои взгляды на бессознательное, сексуальность, психические отклонения, биологическую эволюцию и историю цивилизации. Труды Фрейда были уникальным явлением, что позволило ему занять центральное место в интеллектуальной истории Западной Европы первой половины XX века. Он создал направление, ставшее центральным в психиатрии и послужившее источником вдохновения для многих психологов, писателей-беллетристов и других представителей интеллектуального мира.
Фрейд поставил перед собой задачу с помощью своей теории психоанализа заложить основы научной психологии. Его научная система представляет сложное образование, и её осмысление и оценка до сих пор продолжается. Психоанализ превратился в своего рода мировоззрение, а Фрейд стал кумиром для многих своих сторонников и последователей. Психоанализ окружен мифами, в связи с чем очень трудно определить подлинное значение теории Фрейда.
Фрейд стремился накопить и обобщить сведения, об обыкновенном взрослом человеке с точки зрения его психического развития в детстве, психопатологии, эволюционной биологии и социальной антропологии. Безусловно, то, что он сумел свести воедино, систематизировать и обобщить все эти разноплановые сведения, явилось огромным интеллектуальным достижением. Несомненно, это большой вклад в науку, так как Фрейд сумел выявить определённые взаимосвязи явлений, которые никогда не попадали в поле зрения психологов ранее – ни в их научных изысканиях, ни в клинической практике.
Список используемой литературы
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.: ил.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
Фрейд З. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 992 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – 607 с.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 231.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 158.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 256.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С. 107 – 108.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 256 – 257.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С. 108 – 109.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С. 109 – 110.
Там же. – С. 110.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 159.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 159 – 161.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 161 – 162.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 162 – 164.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 270.
Там же. – С. 270.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 270 – 271.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 271.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 170 – 171.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 171 – 174.












2

Список используемой литературы
1.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
2.Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.: ил.
3.Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
4.Фрейд З. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 992 с.
5.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – 607 с.

Вопрос-ответ:

Какие модели организации психики предложил Сигмунд Фрейд?

Сигмунд Фрейд предложил топографическую, динамическую и экономическую модели организации психики.

Какие психосексуальные стадии развития человека выделял Сигмунд Фрейд?

Сигмунд Фрейд выделял такие психосексуальные стадии развития человека, как оральная, анальная, фаллическая и генитальная стадии.

Зачем человеку нужны защитные механизмы эго?

Защитные механизмы эго нужны человеку, чтобы защитить его от избыточной тревоги и стресса.

Какие основные защитные механизмы эго выделял Сигмунд Фрейд?

Сигмунд Фрейд выделял такие основные защитные механизмы эго, как отрицание, подавление, прекращение сознания, противоположная реакция, сублимация и приспособление.

Что такое психическая карта организации психики?

Психическая карта организации психики, или топографическая модель, представляет собой модель, которая описывает структуру и взаимодействие различных уровней психики: сознания, подсознания и бессознательного.

Какие модели описывают организацию психики?

Фрейд выделяет топографическую модель, динамическую модель и экономическую модель организации психики.

Какие стадии развития человека выделяет Фрейд?

Фрейд выделяет пять психосексуальных стадий развития человека: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Что такое защитные механизмы эго?

Защитные механизмы эго - это психологические механизмы, которые служат для защиты сознания от тревоги и стресса. Они позволяют человеку избегать психической боли и сохранять психическое равновесие.

Зачем нужны защитные механизмы?

Защитные механизмы эго оберегают человека от избыточной тревоги. Они помогают справиться с конфликтами и стрессом, предотвращают психическую боль, помогают сохранять психическое равновесие и адаптироваться к окружающей среде.